Выступления (новости), Образование (видео), Образование (новости), Патриарх (видео)

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVIII Международных Рождественских чтений

 

27 января 2020 года состоялось торжественное открытие XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые представители государственной власти! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники и гости Международных Рождественских образовательных чтений!

Сердечно приветствую всех вас на торжественном пленарном заседании XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных в этом году знаменательной дате — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тема Победы занимает совершенно особое место в жизни нашего народа, а память о ней бережно сохраняется миллионами соотечественников как в России, так и за рубежом. Почему же так получается? Почему даже спустя столько лет сердце русского человека столь живо откликается на все, что связано с Великой Отечественной войной? Потому что всеми фибрами души, как говорят у нас в народе, мы чувствуем, насколько важны те события не только для бытия нашего Отечества, бытия нации, но и для всей мировой истории. И мы не имеем морального права забывать об этом.

Время неумолимо идет вперед — редеют ряды живых участников и свидетелей тех страшных событий, все больше появляется неправды о Второй мировой войне, все чаще звучат призывы пересмотреть значение подвига нашего народа и роль нашей страны в победе над фашизмом. На нас, потомках и преемниках победителей, лежит огромная ответственность: сохранить и передать грядущим поколениям правду о событиях того периода, противостоять настойчивым попыткам переписать и исказить историю.

Но чтобы успешно исполнить эту важную миссию, давайте сначала зададимся вопросом: а что значит быть наследником Победы? в чем заключается это наследие?

Если мы обратимся мысленным взором к событиям того времени, то ясно увидим, что война коренным образом изменила самосознание нашего народа. Кем мы были накануне? Разъединенным народом, жившим в атмосфере страха и всеобщей подозрительности, недоверия друг к другу и повсеместного доносительства. Страной, ослабленной годами большого террора и обескровленной Гражданской войной, трагедией раскулачивания, насильственной коллективизацией, искусственным уничтожением самых выдающихся представителей нации, способных понимать смысл и цену происходящих событий. Такова была ситуация в стране.

Мы потеряли многих деятелей культуры, искусства, науки. Огромный пласт национальной культуры был уничтожен — в буквальном смысле стерт с лица земли. Я говорю о сотнях разрушенных храмов и монастырей: взорванных, изувеченных, лишенных внешней и внутренней красоты. Мерзость запустения царила на святом месте. А сколько храмов было определено к уничтожению, и только начало войны помешало совершить эти злодеяния?

Но все эти внешние разрушения и святотатства были бы невозможны без огромного внутреннего слома, который произошел в народной жизни. Новые власти объявили войну религии и в первую очередь православной вере — всему тому, что на протяжении веков формировало и созидало русскую культуру. Вместо этого стала насаждаться новая «религия» со своими кумирами, со своими святынями и святыми, с мучениками, со своей эсхатологией в виде наступления эпохи всеобщего равенства, благополучия и справедливости. Эта языческая по своей сути вера пленила значительную часть народа, буквально поработила народное сознание. Да, сведения об экономических достижениях Советского Союза, об ударном труде, о великих стройках широко известны. Они действительно поражали воображение не только живших в то время людей, но и последующих поколений, и ни в коем случае не следует замалчивать или преуменьшать эти великие достижения. Но, с другой стороны, следует помнить, что этот ударный труд зачастую совершался руками заключенных, среди которых большинство составляли безвинно осужденные на многие годы. Людей заставляли забыть об их корнях: духовных, национальных, культурных, — а те, кто был с этим не согласен, должны были или хранить молчание, или отправляться в лагеря и ссылки.

22 июня 1941 года войска нацистской Германии вторглись в пределы нашей страны. Великая Отечественная война началась в день праздника Всех святых, в земле Российской просиявших. Люди верующие не только в России, но и за ее пределами не могли не увидеть в этом надежду на заступничество святых за свой народ перед Престолом Всевышнего и на победу над нацизмом. Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился с посланием к пастве, призывая сограждан противостоять агрессору и напоминая о защитниках Отечества минувших веков:

«Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой... С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину».

Мы все знаем, как откликнулись православные христиане на беду, которая пришла в наше Отечество. Несмотря на многолетние репрессии, гонения на Церковь, большинство людей понимало, что родная страна, народ — это ценности, имеющие непреходящее значение, а богоборчество и жестокая политика властей, направленная против собственных сограждан, — это безумие и напасть, которые не могут торжествовать вечно.

Мировосприятию православного христианина совершенно чужды ненависть, жажда мести и вражда. Мы стремимся следовать словам Спасителя: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27-28). Этот призыв Господа, к сожалению, был воспринят некоторыми мыслителями как однозначный пацифизм. Но христианство не имеет ничего общего с так называемой идеологией непротивления. Христос говорит о добродетелях всепрощения, любви к врагам и невоздаяния злом на зло как о личном подвиге человека, о его внутреннем духовном делании. Пацифизм же призывает отказаться от сопротивления злу на социальном, государственном уровне, ставя под удар систему общественных отношений, принципы справедливости и гражданского согласия. А когда люди безвольно и безропотно принимают зло, соглашаются с ним и склоняют пред ним голову, оно неизбежно побеждает.

Невозможно прекратить войны в мире, пропитанном ненавистью и злобой. Но сопротивляться злу нужно так, чтобы это зло нас не захватывало, не порабощало наше сознание, не ослепляло наше сердце ненавистью, жестокостью, безрассудством. Один из великих святителей нашей Церкви — митрополит Филарет (Дроздов) — нашел удивительные по своей точности и глубине слова, которые можно назвать своего рода рецептом того, как должна проявляться истинная христианская любовь, если необходимо защищать Родину и веру: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша» (Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице (1806-1808)).

Иногда можно услышать такое мнение, что в момент общей беды тотчас были забыты прежние обиды. Нет. Нельзя, невозможно забыть личные трагедии семей, которых коснулись репрессии, и общее горе народа, из которого пытались вытравить веру. И все же перед лицом внешнего врага все противоречия отступили на второй план. Главным стало служение Отечеству.

Мы знаем много ярких примеров, подтверждающих это. Вспомним хотя бы письмо святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), после многих лет тюрем и ссылок написавшего советскому руководству: «Могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».

Вспомним пример нашего славного казачества, которое, несмотря на террор и политику геноцида со стороны советской власти, встало на защиту Родины. Эти воины проявили особую отвагу, о чем свидетельствует то, что более 100 тысяч казаков были награждены орденами и медалями, а 279 казаков получили звание Героя Советского Союза.

Монашествующие восприняли скорбную весть о начале войны как призыв к усилению подвигов и молитв о даровании победы. Будучи лишены возможности оставаться в поруганных и разрушенных обителях, монашествующие терпеливо несли свое служение на передовой и в тылу.

Архипастыри и пастыри русского зарубежья, оставшиеся в послушании законному Священноначалию, открыто заявляли своей пастве о вере в победу Руси над фашизмом. Так, экзарх Русской Православной Церкви в США митрополит Вениамин (Федченков), выступая на многотысячном митинге 2 июля 1941 года, говорил, что начало войны именно 22 июня, в день памяти Всех святых земли Русской, есть верный знак и великая надежда на то, что начатая борьба против немцев окончится благим концом для русского народа.

На протяжении веков наш народ черпал духовные силы в православной вере, вдохновлялся идеалами евангельской святости, стремясь сделать их содержанием своей жизни. В этом стремлении он создал поистине великую культуру. Благодаря православной вере русский народ усвоил в качестве одной из важнейших своих национальных черт способность к подвигу и самопожертвованию, самоотверженности и жертвенной любви. Эти благородные свойства души нашего народа и его характера со всей яркостью проявились в годы Великой Отечественной войны. Солидарность, единство народа, его возвращение к духовным корням стало источником и прочным основанием Победы.

Как писал в своих записках протоиерей Глеб Каледа, прошедший рядовым всю войну с августа 1941-го до самого Дня Победы, у каждого, кто переживал радость Победы, было сознание: «В победу я тоже вложил свой ратный труд; мы — дети своего народа. <…> Массовый героизм… осознали много позже, а тогда казалось: иначе нельзя. Вот это иначе нельзя, которое было в сердцах защитников Бреста, Одессы, участников обороны Сталинграда и т.д., и есть настоящий героизм народа» (Записки рядового // Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь. М., 2012).

Этот голос совести, который во времена покоя и благоденствия нередко заглушается заботами о материальном, о личном комфорте и своих частных интересах, в годы испытаний и бед звучит со всей силой — «иначе нельзя»! Принадлежа к разным национальностям и религиозным традициям, мы вместе с тем сознаем свое единство. Это единство — в выбранном пути культурного развития: в нашей свободе жить в мире друг с другом, служить Отечеству теми талантами, которые дал нам Бог, хранить историческую память и наследие предков.

Великая Отечественная война стала неким рубежом в истории Русской Православной Церкви. Неслучайно в годы войны началось возрождение церковной жизни. Послереволюционные гонения на Церковь в 1940-е годы были ослаблены благодаря патриотической позиции, которую она заняла в самые первые дни войны. Перелом в Великой Отечественной войне совпал с открытием храмов по всей стране после исторической встречи Сталина с тремя митрополитами: Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Война пробудила в народе религиозные чувства. Есть такая поговорка: «На войне атеистов не бывает». Существует множество воспоминаний фронтовиков, которые свидетельствуют о том, что перед боем молились даже вчерашние богоборцы. После войны многие из оставшихся в живых крестились, а бывало, постригались в монашество.

Праздник Победы является одним из самых значимых событий для жителей России, Украины, Беларуси, на всем пространстве нашей общей исторической Родины. Он помогает осознать наше единство. Память о наследии Великой Отечественной войны — важная составляющая самосознания и наших соотечественников, проживающих в странах дальнего зарубежья. Зримым свидетельством этого является акция «Бессмертный полк». Только в прошлом году народное шествие, зародившееся несколько лет назад в России, прошло с участием соотечественников более чем в ста странах и в пятистах городах мира. В разных странах эти шествия получили разные названия, но суть у них, несомненно, общая. Миллионы людей по всему миру с благодарностью и любовью вспоминают тех, кто на фронте и в тылу вносил свой вклад в приближение победы над злом, победы, завершившейся полным разгромом фашизма.

Празднование Дня Победы неизменно становится одним из центральных событий года в нашей стране. День Победы — это в первую очередь замечательный повод вспомнить историю, проанализировать настоящее и, конечно, подумать о будущем. Ведь пока мы способны здраво оценивать самих себя, у нас есть надежда на то, что уроки истории будут усвоены правильно, что мы сможем достойно сохранить духовное и культурное наследие, оставленное нашими отцами и дедами.

Конечно, история всегда была и будет пространством нескончаемых идеологических спекуляций. Но очевидно одно: любой упрощенный подход к ней довольно опасен. Любовь к Отечеству — естественное чувство любого человека. Оно может быть прекрасным, если помогает человеку созидательно и ответственно трудиться ради блага своей страны, честно и добросовестно выполнять свои обязанности. Но это же чувство может приобретать уродливые формы и стать источником большого зла, если будет сопровождаться стремлением подавлять и уязвлять других. Именно такую форму и обрел фашизм, трансформировавший патриотические настроения немецкого общества в радикальный национализм, направленный на порабощение других народов и достижение бредовой цели мирового господства. Сегодня по милости Божией мы наслаждаемся миром, хотя, к скорби нашей, во многих местах идут войны и проливается кровь. А там, где нет войны, не ослабевает напряжение — и политическое, и мировоззренческое.

К большому сожалению, это напряжение существует и в сфере религиозной. Создаются и апробируются технологии, направленные, в частности, на ослабление единства Православия, на деградацию христианской духовной культуры. Плоды действий этих внешних сил, враждебных духу Евангелия, мы видим, в частности, на украинской земле. Расколоть мировое Православие, используя перемены в политической географии Восточной и Южной Европы, разрушить жизненно важное для всего Православия духовное единство греков и славян, изолировать самую большую в семье Православных Церквей — Церковь Русскую — от своих единоверных братьев, нарушить чистоту канонического устройства, исказить учение Церкви пытаются те, кто прекрасно понимает, сколь важную миссию совершает сегодня Церковь Христова в мире, какое значение православная вера имеет не только для наших народов, но и для всего рода человеческого, в первую очередь в отстаивании традиционных нравственных ценностей, в защите семьи и брака, в сохранении морали, основанной на вечных Божественных заповедях. А ведь хорошо известно, сколь настойчивые попытки предпринимаются сегодня, чтобы разрушить традиционные представления о семье и браке, поколебать уважение к родителям и их авторитет, оправдать и превратить в «право человека» убийство нерожденных детей.

Тысячи примеров говорят о том, как во время и после войны люди помогали друг другу, кормили голодных, согревали оставшихся без крова, помогали инвалидам, усыновляли детей-сирот — и это в тяжелейшее в экономическом смысле время! К сожалению, и тогда аборты присутствовали в практике прерывания беременности, но все же люди не боялись рожать. Почему же в наши дни аборты, хоть число их и снижается, но все же остаются нормой для тех, кто не учитывает самое главное право — право на жизнь беззащитного маленького человека, вся вина которого состоит лишь в том, что он еще не дорос до того, чтобы быть услышанным?

Важный вклад в сохранение национальной исторической памяти призваны вносить деятели культуры. Искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает серьезное влияние на мировосприятие людей любого возраста, в том числе молодежи. Поэтому так важно, чтобы это воздействие было созидательным, а не разрушительным. Убежден, что достойным произведениям современной культуры необходима более широкая информационная поддержка, в том числе со стороны церковных организаций, в частности, посредством выставочной и концертной деятельности.

Не перестанем говорить об особом внимании к воспитанию детей и молодежи. Передача наследия Великой Победы невозможна без единомыслия и консолидированных усилий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует всемерно поощрять такие эффективные инструменты патриотического воспитания, как волонтерское движение, организация патриотических подростковых и молодежных лагерей, просветительские поездки по местам боевой славы, музеям и т.д.

Безусловно, особое значение имеет преподавание православной культуры в государственных и муниципальных школах. В текущем учебном году выбор ОПК в четвертых классах приблизился к 40% по стране, а в Центральном и Южном федеральных округах больше половины семей выбрали для своих детей изучение Основ православной культуры. При этом цифры — не главное. Важно, чтобы все родители, семьи имели возможность такого выбора и такого образования для своих детей.

Отмечу, что в прошедшем году продолжились обращения общественности в Министерство просвещения о необходимости перехода к расширенному преподаванию религиозных культур и светской этики по выбору по другим классам школы. При всем этом, к сожалению, в начале учебного года мы столкнулись с необъяснимой попыткой исключить Основы православной культуры, а также и других религиозных культур в начальной школе из предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Был опубликован проект образовательного Стандарта, где просто росчерком пера из российской школы выбрасывалась многолетняя практика религиозно-нравственного образования, даже в том минимальном объеме (т.е. в 4-м классе), который сейчас существует. Более того, никаких религиозных культур — и в последующих классах. На данное время, к сожалению, эта проблема не решена. Надеюсь на продолжение диалога с государственной властью, который в свое время завершился принятием исторического решения о преподавании ОРКСЭ по выбору детей и родителей.

Убежден, что мы должны также обращать особое внимание на работу с детьми и молодежью на наших приходах. Здесь необходимо продолжать усилия по организации системы попечения о детях и молодежи, по созданию благоприятной среды для их духовного просвещения. От того, каким будет результат воспитания молодых людей, сегодня во многом зависит благополучие и процветание России.

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего Отечества. Но стремление к Победе объединило народ, побудило вспомнить о Боге и православных духовных корнях. И милосердие Господне привело нас к победе в святые Пасхальные дни, когда торжествуется главная Победа — победа Христа над смертью.

Сегодня, когда предпринимаются попытки предать забвению страшные страницы истории Второй мировой войны и переписать историю, наша общая задача состоит в том, чтобы извлечь из событий прошлого духовные уроки и передать их будущим поколениям. Мне памятны и внутренне близки слова великого святого, практически нашего современника — преподобного Паисия Святогорца, говорившего о том, что «силы тьмы на самом деле бессильны — сами люди, удаляясь от Бога, дают им права над собой» (Слова. Том III. Духовная борьба. М., 2009. С. 225). От наших с вами совместных трудов, от единства, от твердого стояния в вере Христовой во многом зависит то, в каком обществе и в каком мире мы будем жить.

Дай Бог, чтобы грядущие поколения стали достойными наследниками Победы, за которую наши предки заплатили невероятно высокую цену. Милосердный Господь да благословит народы исторической Руси миром и благополучием и дарует всем нам крепость сил и Свою щедрую помощь в важном деле свидетельства о правде Божией и ближним, и дальним.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси