Большое интервью о Лицее духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского и православном школьном образовании в начале нового учебного года дал сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви В.М. Матвеев.
— Вячеслав Михайлович, расскажите, пожалуйста, о своем опыте и своих профессиональных задачах, которые Вы выполняете на сегодняшний день.
— С 2011 года я являюсь сотрудником Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. За это время мне довелось поработать в различных направлениях: от курирования воскресных школ и церковных приютов до вопросов среднего образования, включая православные школы и гимназии.
Длительный период я специализировался именно на среднем образовании, а также временно исполнял обязанности руководителя сектора православного образования, занимаясь конфессиональной аттестацией общеобразовательных организаций по всей стране — от школ до детских садов. В последние годы я работаю ответственным секретарем Экспертного совета Синодального отдела, где занимаюсь экспертизой и грифованием учебно-методических материалов, создаваемых для системы православного образования и катехизации детей и взрослых.
С 2018 года по благословению Председателя отдела я курирую деятельность Лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского в московском районе Измайлово. В этом качестве я выступаю как представитель учредителя Лицея и оказываю всестороннюю поддержку в решении текущих задач — от административных и организационных вопросов до хозяйственных моментов. Работа эта многогранна и требует постоянного внимания к деталям, но она позволяет внести значительный вклад в развитие православного образования. Каждый день приносит новые вызовы и возможности для совершенствования процессов, связанных с деятельностью Лицея, что делает этот опыт особенно ценным.
— Расскажите, пожалуйста, об истории создания лицея.
— История создания Лицея духовной культуры им. преподобного Серафима Саровского берет свое начало в 1992 году, когда был зарегистрирован его первый устав. Этот год стал отправной точкой для развития уникального учебного заведения, которое остается единственным православным лицеем в Русской Православной Церкви. В этом году он отмечает свое 33-летие. Несмотря на различные изменения за прошедшие десятилетия, руководство решило сохранить формат лицея, хотя предстоит большая работа для того, чтобы вернуть ему прежнюю славу и полностью соответствовать своему названию.
Лицей изначально задумывался как часть системы непрерывного образования, центром которой был игумен, а позже архимандрит Иоанн (Экономцев) — ближайший соратник Святейшего Патриарха Алексия II. Он возглавлял Российский православный университет им. св. Иоанна Богослова, был наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря и Председателем отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Именно по его инициативе и при поддержке Святейшего Патриарха был учрежден Лицей.
Первые учебные классы разместились в исторических зданиях Константинопольского патриархата в Крапивенском переулке, рядом с храмом преподобного Сергия Радонежского и Высоко-Петровским монастырем. До 1997 года Лицей находился там, пока благодаря усилиям благодетелей ему не было передано здание бывшего детского сада в районе Измайлово. Это двухэтажное строение 1961 года ранее использовалось как ясли и ведомственный детский сад ФСБ.
Лицей изначально предоставлял профильное гуманитарное образование, охватывая программы с 5 по 11 класс. Здесь углубленно изучались русский язык, литература, история, иностранные и древние языки, а также существовал широкий вероучительный блок, в лицее работали священнослужители.
В 2003 году по благословению Патриарха Алексия II в здании Лицея был открыт домовый храм в честь преподобного Серафима Саровского, который существует до сих пор. В середине 2010-х Лицей переживал кризис, но сейчас можно говорить о новом этапе его развития, хотя впереди еще много задач, которые предстоит решить для полного восстановления первоначальных целей и идеалов.
— Как сегодня в учебном процессе сочетаются светское образование и духовное воспитание, взаимодействие основного педагогического состава и духовника Лицея?
— Лицей духовной культуры им. преподобного Серафима Саровского изначально задумывался как образовательное учреждение, гармонично сочетающее высокие государственные стандарты образования с духовно-нравственным и религиозным воспитанием. Как конфессиональная школа, созданная при участии Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, он оставался специализированной образовательной организацией, сохраняя свою уникальность даже в период кризиса. Сегодня лицей реализует основные образовательные программы, соответствующие государственным стандартам, но с 2020 года функционирует в формате детского сада и начальной школы.
Это связано с текущими реалиями: ограничениями по площади здания и требованиями надзорных органов, таких как Департамент образования Москвы и Рособрнадзор. В условиях ограниченности ресурсов мы смогли разместить только дошкольное отделение и первые четыре класса начальной школы.
Несмотря на ограничения, Лицей сохраняет свои уникальные особенности: наличие домового храма, штатного духовного попечителя и неповторимой атмосферы пусть и маленькой, но дружной православной семьи.
Федеральный закон и церковные нормативные документы требуют, чтобы школа, созданная религиозной организацией, реализовала православный компонент через преподавание основ православного вероучения, церковнославянского языка и церковного пения. Однако истинная цель лицея — создать особый духовный микроклимат, который помогает ребенку осознать значение веры в своей жизни и развивать свой внутренний мир. Здесь ключевую роль играют личности педагогов и духовника. Духовный попечитель отвечает за вероучительный блок, знакомя детей с основами Православия и традициями Церкви, а преподаватели сосредоточены на выполнении федерального образовательного стандарта. Малая наполняемость классов (до 12–15 человек) позволяет нам индивидуально подходить к каждому ученику и его родителям.
Основная часть контингента лицея — это семьи, выросшие в светской среде, хотя среди них встречаются и глубоко воцерковленные люди. Несмотря на это, многие родители ценят нашу спокойную, доброжелательную атмосферу, которую они чувствуют, погружаясь в специфику лицея.
Благодаря «сарафанному радио» люди начинают видеть в нашем учебном заведении место, где предоставляется качественное образование в небольших группах, что особенно важно на фоне перенасыщенности государственных школ. Мы не стремимся к элитарности, а просто стараемся воспитывать детей в духе добра и любви. Важную роль играет наш домовый храм, ставший центром притяжения для детей, родителей и педагогов. Здесь ребята учатся служению, помогают в алтаре и постепенно приобщаются к жизни Православной Церкви.
Наш педагогический коллектив формируется строго по квалификационным требованиям, но также учитывает личностные качества кандидатов. Каждый новый сотрудник быстро становится частью нашей команды, если разделяет наши традиции и ценности. Будущее лицея связано с возможным расширением до полноценной школы, но это потребует серьезного отбора и подготовки новых преподавателей.
— Ваш лицей — единственное православное учебное заведение исключительно начального уровня в Москве и, кажется, единственная православная школа в ВАО. Какие особенности духовного просвещения для детей младшего школьного возраста Вы можете назвать?
— Справедливости ради стоит отметить, что Лицей не является единственной православной школой в Восточном административном округе. Рядом с нами действует православная школа «Косинская» в Новокосине, однако мы остаемся единственным православным лицеем в округе.
На сегодняшний день в Москве функционирует 31 православная образовательная организация — это либо школы, либо гимназии. Большинство из них включают начальное общее образование, и наш Лицей начиная с 2020 года также не является исключением.
Раньше, когда учебный процесс охватывал только программы с 5 по 11 класс, это было достаточно распространённой практикой для подобных заведений. Сейчас же такой подход мог бы говорить о высоком статусе лицея, но для этого требуется поддерживать не просто стандарты, а выдающийся уровень профильного гуманитарного образования, который позволил бы выпускникам беспроблемно поступать в ведущие вузы. Мы надеемся, что в будущем у нас получится достичь таких высот.
Особенности духовного просвещения для детей младшего школьного возраста в нашем случае связаны с тем, что Церковь занимает значимое место лишь в жизни немногих семей. Учитывая возраст учеников (7–11 лет), говорить об осознанном выборе духовного пути пока рано. Тем не менее, дети, обучающиеся в Лицее, проявляют живой интерес к вопросам веры, особенно на встречах с духовным попечителем, который рассказывает им о святых, праздниках и традициях Православия. Эти встречи помогают заложить первые семена духовного понимания, хотя многие аспекты богослужения, такие как глубина текстов или песнопений, пока недоступны их восприятию без участия родителей.
Если родители не воцерковлены, передать этот опыт сложнее, поэтому мы стараемся мягко знакомить ребят с красотой обрядовой стороны службы: торжественностью, красивыми облачениями священников, иконами, свечами и другими элементами. Для маленьких детей это пока скорее внешнее восприятие, но благодаря профессионализму духовного попечителя удается постепенно прививать им более глубокий интерес.
С родителями работа ведется сложнее: кто-то стремится к духовному развитию, а кто-то пока не готов. Однако анкетирование показывает, что около половины наших семей являются активными прихожанами, регулярно участвуют в службах и органично передают свой опыт детям. Мы верим, что даже маленькие шаги в этом направлении принесут добрые плоды.
— Возможно ли и оправданно ли применение современных образовательных методик в православном образовании? Или то, что хорошо для государственной школы, не подходит для православного лицея?
— Современные методики обучения в православном лицее сочетают традиционные и инновационные подходы. Мы не отказываемся от современных технологий, поскольку они диктуются временем и запросами родителей. Например, интерактивное оборудование может быть полезным, но мы стараемся не злоупотреблять им, сохраняя классические методы, такие как работа с меловой доской. Это особенно важно в начальной школе, где преподаватель ведет несколько предметов и личность педагога играет ключевую роль. Хотя сравнить государственную и православную школу напрямую сложно из-за разницы в масштабах и ресурсах, наша цель — обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Одним из главных преимуществ лицея является его камерность, которая позволяет избежать проблем, характерных для крупных государственных школ, таких как переполненность учениками и культурное разнообразие, порой приводящее к конфликтам или буллингу. У нас нет места таким явлениям: все вопросы решаются через диалог с родителями. Мы работаем в рамках образовательной лицензии и государственной аккредитации, реализуя программы легитимно. Хотя финансовые возможности государственных школ выше благодаря поддержке государства, частные учебные заведения, включая православные, получают все больше внимания и доверия со стороны общества и профильных департаментов.
— Какие подходы к духовно-нравственному воспитанию реализуются в лицее? Существует ли взаимодействие с другими православными учебными заведениями столицы?
— В вопросах духовно-нравственного воспитания мы руководствуемся принципом «не навреди», ведь духовный мир ребенка — это тонкая материя, требующая бережного подхода. Наша задача как преподавателей и наставников — помочь детям сформировать четкие ориентиры, научить различать добро и зло, а также принимать осознанные решения, пусть даже методом проб и ошибок, но под пристальным наблюдением педагогов.
Особый акцент делается на работе с начальной школой, так как дошкольники пока находятся в процессе социальной адаптации, осваивая базовые навыки самообслуживания и когнитивного развития. Основной подход заключается в том, чтобы дети осознали свою ответственность за себя и окружающих в будущем, а также поняли, что любовь к ближнему — это не просто заповедь, но основа для реализации потенциала каждого человека. Преподаватели и духовный попечитель своим примером демонстрируют, что забота об окружающих и активные действия во имя добра формируют характер и мировоззрение.
Лицей активно взаимодействует с другими православными учебными заведениями, особенно с гимназией «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия, которая служит для нас своего рода патроном. Между нашими учреждениями происходит обмен опытом и совместное участие в творческих и культурных мероприятиях. Педагоги и дети регулярно посещают гимназию «Эллада», участвуют в мастер-классах и общаются со сверстниками, что способствует обогащению образовательного процесса.
Мы видим большой потенциал в расширении сотрудничества с другими православными организациями города, включая проведение совместных мероприятий и обмен опытом. Это перспективное направление, которое позволит нам развивать духовно-нравственное образование и дальше, опираясь на лучшие практики и коллективный опыт.
— Вячеслав Михайлович, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние религиозного образования? Какие изменения за последние годы произошли в этой сфере, какие перспективы развития Вам видятся для лицея и в целом для православных школ?
— Оценить состояние религиозного образования в целом — задача непростая. Православные школы объединены общими принципами и подходами. Это подтверждается уставами школ, где закреплен полноценный православный компонент. В каждой православной школе обязательно присутствует духовный попечитель, а в некоторых крупных учебных заведениях трудятся даже несколько священников, деля между собой обязанности, ведь количество обучающихся может достигать 500–600 человек. Однако в среднем наполняемость православных школ составляет около 100–120 учеников, что позволяет поддерживать более тесное взаимодействие с каждым ребенком. Несмотря на различия в масштабах, такие школы едины в своей цели — заложить в учениках прочный духовно-нравственный фундамент.
Принято считать, что выпускники православных школ выбирают дальнейший путь в религиозных вузах, таких как Российский православный университет или Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Однако на практике большинство ребят предпочитают поступать в престижные светские вузы — МГУ, МГИМО, РАНХиГС и другие. Это связано с распространённым мнением, что чем выше статус вуза, тем успешнее будет карьера. Однако главная цель православной школы — не направить ученика в конкретный университет, а воспитать человека с твёрдыми моральными принципами, способного противостоять жизненным трудностям.
Мы стремимся выпускать достойных граждан, которые чтут закон, любят свою Родину, имеют представление о чести, милосердии и взаимопомощи. Для нас важно, чтобы ученик вышел из школы с духовным потенциалом, который поможет ему сделать осознанный выбор в жизни, будь то светская профессия или служение Церкви.
Нужно добавить, что за последние десять лет количество учащихся и самих православных школ и гимназий значительно выросло: начиная с 2015 года Русская Православная Церковь ежегодно пополняется одной-двумя новыми православными школами или детскими садами. Это, безусловно, демонстрирует растущий интерес населения к традиционным ценностям и осознание того, что православное образование — не формальность, а важный компонент, гармонично дополняющий академические знания по математике, языкам и другим дисциплинам.
Духовное образование становится стабилизирующим фактором, давая надежную опору в сложных жизненных ситуациях, которую не могут обеспечить точные науки или гуманитарные дисциплины. Спрос на православное образование действительно растёт, общество становится более лояльным к этой идее, и нельзя не отметить поддержку государства. Святейший Патриарх Кирилл не раз подчеркивал необходимость развития православного образования, призывая создавать и поддерживать православные гимназии в каждой епархии.
— Какие советы могли бы Вы дать другим образовательным учреждениям, желающим внедрять элементы религиозного воспитания?
— Для государственных и муниципальных школ, желающих внедрить элементы религиозного воспитания, важно не бояться налаживать контакт с представителями Церкви или руководством православных учебных заведений в регионе. Чтобы понять, как работает православная школа или гимназия, необходимо активно взаимодействовать с директором, его заместителями и духовным попечителем, проявляя заинтересованность и открытость к диалогу.
Если руководитель школы проявляет живой интерес к духовному воспитанию, это постепенно начинает влиять и на коллектив. Однако стоит понимать, что быстрых результатов в этой сфере добиться сложно: внедрение духовно-нравственного компонента требует времени, терпения и ответственного подхода. Крайне важно собрать команду единомышленников, разделяющих общие ценности, ведь именно это является основой для успешного старта.
Нужно быть готовым к тому, что внедрение православных элементов в школе может вызывать сопротивление, особенно со стороны тех, кто придерживается исключительно светских взглядов. Это особенно актуально, когда речь идет об открытии православных классов — практике, которая уже перестала быть новшеством. Некоторые государственные школы успешно реализуют подобные инициативы, видя в них не только отсутствие вреда, но и новые возможности для развития и укрепления связей.
Известны случаи, когда школа формально сохраняет статус государственной, но по сути становится православной, где процветает атмосфера уважения, любви и духовного единства. В таких учреждениях регулярно проводятся Божественные литургии, молебны, читаются молитвы, и постепенно созидается особый православный уклад. Внедрение религиозного воспитания требует решимости, готовности преодолевать трудности и внимательного подхода к подбору специалистов, которым можно доверить это важное направление.