Центральное викариатство (новости)

Продолжается реставрация иконописи храма Всех святых на Кулишках

Фото: пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы
Фото: пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

Завершается важный этап реставрационных работ в одном из наиболее выразительных образцов архитектуры XVII столетия — церкви Всех святых на Кулишках. Были восстановлены 56 композиций, из них 16 — многофигурные.

Уже отреставрированы фрески в алтарях и четверике храма, а также в трапезной Никольского придела и северной галерее. Сейчас работы ведутся в западной части.

Росписи относятся к концу позапрошлого столетия. Долгое время они были скрыты от глаз. Обнаружили их и раскрыли только в 1990-е годы при реставрации помещений церкви. Изображения довольно хорошо сохранились, однако нуждались в помощи специалистов.

«Реставрация живописи в храме — сложный, многоэтапный и ответственный процесс. Сейчас специалисты привели росписи в порядок. В ходе работ они укрепили красочный слой и штукатурное основание, удалили копоть и потемневшие слои лака, а также убрали следы прошлой ретуши, искажавшей изображения. Живопись была тонирована и покрыта защитным лаковым слоем. В отдельных местах удалось восстановить позолоченное покрытие фона», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянов.

***

Храм Всех святых на Кулишках — одно из известных и древних зданий центра Москвы. Первое упоминание о деревянной церкви на этом месте относится к 1365 году.

Есть несколько версий ее возникновения. Одна из них гласит, что постройка была заложена в память о воинах, павших на Куликовом поле. По другой версии, храм получил свое название от старинного слова «кулишки», обозначавшего болотистую, топкую, поросшую кустарником местность, что вполне соответствовало этому району у слияния рек Москвы и Яузы.

Ныне существующее здание было построено в 1687–1689 годах на средства прихожан после очередного опустошительного московского пожара. Церковь была выстроена в стиле особой, яркой разновидности московского барокко, с обилием резных белокаменных деталей. Особую изящность придавала храму отдельно стоящая колокольня, также выполненная в стиле барокко.

В конце XVII века с северной стороны был пристроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. На протяжении XVIII–XIX веков храм был действующим, он перестраивался и ремонтировался.

В 1918-1920 годы настоятелем здесь был священномученик Николай Добронравов. В 1930 году храм закрыли. В разное время в здании располагались киномастерская, строительно-монтажное управление и филиал Москонцерта. Богослужения в храме возобновились в 1991 году.

По материалам портала Мэра и Правительства Москвы

Московская (городская) епархия