Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В день памяти святителя Филарета Московского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Мелитона (Зыбина) во епископа Нижнетагильского и Невьянского

2 декабря 2025 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

По прибытии в храм перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился раке с мощами святителя Филарета.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Мелитона (Зыбина) во епископа Нижнетагильского и Невьянского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода от 30 октября с.г. (журнал № 90), стал правящим архиереем Нижнетагильской епархии (Екатеринбургская митрополия).

Сегодня в Москве проходят заключительные мероприятия IV Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов». В богослужении принял участие сводный хор лауреатов фестиваля.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Балтийский и Светлогорский Серафим, Патриарший наместник Калининградской митрополии; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Синодальной богослужебной комиссии и Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Зеленоградский Савва, председатель Синодального миссионерского отдела, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Уфимский и Башкортостанский Филарет; епископ Серовский и Краснотурьинский Феогност; епископ Каменский и Камышловский Мефодий; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по работе с молодежью; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Алапаевский и Ирбитский Сергий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского церковного округа г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя; протоиерей Кирилл Сладков, председатель отдела по делам молодежи Московской (городской) епархии; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; иерей Владислав Мишин, и.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации; благочинные церковных округов г. Москвы; столичное духовенство.

Патриаршее богослужение посетили: член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности А.Г. Ярошук; генеральный директор АО «Уралвагонзавод», председатель Совета директоров АО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"» А.В. Потапов; глава г. Нижний Тагил В.Ю. Пинаев.

В храме молились: игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря; игумения Фаина (Кулешова), настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь; игумения Елисавета (Никишина), настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря; игумения Антония (Минина), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря; насельницы женских монастырей г. Москвы; многочисленные верующие.

Богослужебные песнопения исполнил Большой сводный хор лауреатов IV Фестиваля «Свет Христов» численностью более 100 человек. В составе хора — 6 хоровых коллективов из епархий Русской Православной Церкви: хор храма благоверного князя Александра Невского г. Петропавловска-Камчатского; Архиерейский хор собора благоверного князя Александра Невского г. Волгограда; Митрополичий смешанный хор Благовещенского кафедрального собора г. Воронежа; Архиерейский хор Псково-Печерского монастыря; Архиерейский хор Костромской митрополии; Архиерейский мужской хор Омской митрополии. Управление хором осуществляли: В.А. Волкова, ответственный секретарь Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения; А.А. Пузаков, руководитель Московского синодального хора; О.Н. Овчинников, регент хора и секретарь Казахстанского митрополичьего округа.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе на основании определения Священного Синода от 30 октября с.г. (журнал № 93) Святейший Владыка возвел епископа Уфимского и Башкортостанского Филарета в сан митрополита — в связи с назначением главой Башкортостанской митрополии.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании решения Общецерковного докторского диссертационного совета от 21 января 2022 года о присуждении ученой степени доктора богословия протоиерей Николай Карасев, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках, благочинный Андреевского церковного округа Юго-Западного викариатства, был удостоен права ношения докторского креста.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 10-летием трудов в Московской Патриархии иерей Максим Куинов, референт Референтуры Московской Патриархии, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, был удостоен права ношения палицы.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Орлов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище.

По окончании Божественной литургии Святейший Владыка совершил славление и прочитал молитву у раки с мощами святителя Филарета.

Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Мелитона на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Мелитон!

Ныне во святем храме сем Господь, Сердцеведец всех, сподобил тебя принять жребий апостольского служения (Деян. 1:24-25). И сегодня ты произнес величественные слова архиерейской присяги, дал торжественные обещания, мы не упоминаем слово «клятвы», но на самом деле это не просто обещания, это присяга, и засвидетельствовал, что ничто в мире и даже сама смерть не заставит тебя действовать вопреки Божественным и священным правилам (чин архиерейской хиротонии). Пусть же решимость, с которой ты ныне давал эти обещания, в будущем только крепнет, горячее желание вести людей ко спасению не ослабевает, а любовь к Богу вдохновляет взирающих на тебя стремиться к добродетельной и непорочной жизни.

Решением Священного Синода тебе вверено управлять Нижнетагильской епархией. Тебя ждут незнакомые тебе и не знающие тебя люди, но ждут с надеждой, что ты будешь мудрым наставником, любящим отцом, не только готовым общаться с чадами, но и делающим это с искренним усердием. Две тысячи лет назад святой апостол Иоанн Богослов, движимый любовью к словесному стаду Христову, сказал: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:12). За эти двадцать веков важность личного общения архипастыря с пасомыми не уменьшилась, а стала еще более очевидной, поскольку потребность в добром наставлении, во внимании и заботе никуда не исчезла, а средства связи, замещающие живое общение, умножились и усовершенствовались. Ты же будь открыт к взаимодействию с людьми, не воспринимай это как нелегкое бремя и тяжелую обязанность, никогда не уклоняйся от встреч и не уходи в некий виртуальный затвор. Бывало, говорили мне прихожане: «У нас хороший владыка, но он часто в затвор уходит». Я знал, что по жизни владыка совсем не аскет и не требует затвора, значит, под этим затвором было что-то другое — либо желание отдохнуть, либо, может быть, действительно утомление от работы. Но какое-то немотивированное удаление архипастыря от людей всегда порождает у кого-то из верующих людей скорбь, разные мысли. Поэтому архиерей, стоящий на высокой свещнице (см. Мф. 5:15), с которой его видно всем, должен помнить, что он давал архиерейскую присягу быть верным своему служению, а значит быть вместе со своим народом.

Предстоящее тебе служение требует больших сил: оно, по слову преподобного Исидора Пелусиота, выше царской власти, так как одно — править делами земными, а другое — Божественными (Письма. Том II. 306). В своих творениях этот последователь и почитатель святителя Иоанна Златоуста среди прочего описывает составляющие епископского служения, которые за многие века практически не изменились, — испытание посвящаемых, пропитание алчущих, заступление за обиженных, защита вдов, наказание обидчиков, обличение покушающихся начальствовать беззаконно, хождение за недужными, посещение заключенных в темницах, утешение бедствующих, уцеломудрение согрешающих (Там же). Как видишь, и сегодня ни об одном из этих дел ты не можешь сказать "я не обязан, меня это не касается, пусть этим занимаются другие". Все эти важные задачи не утратили своей актуальности и входят в те или иные формы современной церковной жизни и церковного служения. Размышляя об их многообразии и о возложенной на епископа ответственности по их осуществлению, преподобный Исидор заключает: Дело, а не покой; забота, а не забава; отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие; домостроительная распорядительность, а не безотчетное властвование (Там же). Начертай сии слова на скрижалях сердца своего: следуй им во все дни жизни, и ты сможешь стать добрым соработником и надежным помощником митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, участвовавшего ныне в твоей хиротонии.

Имея попечение о вверенной тебе пастве и вдохновляя всех ответственных за развитие различных направлений церковного служения, не забывай о главном — о совершении таинства Святой Евхаристии и о постоянстве в молитве. Ты делаешь дело Божие, посему тебе надлежит во всем полагаться на помощь Превечного Архиерея Христа, а не на свои силы, говорить народу слова жизни (Деян. 5:20), а не личные мнения и предпочтения, заботиться о спасении людей, а не о своем комфорте и довольстве. Как только начинает архиерей в первую очередь о себе заботиться, обставляя себя комфортом и довольством, сразу, как говорят в современной социологии, резко понижается его рейтинг. А на нашем языке — народ перестает с любовью и уважением в полной мере воспринимать своего архиерея. Нередко мне приходилось слышать: "Хороший у нас владыка, но что-то его не видно, он где-то в каких-то разъездах постоянно; хороший владыка, но очень как-то принимает редко, а если принимает, то трудно на прием записаться". Это всё характеризует такого архиерея, который просто не понимает, к чему он призван и что должен совершать. Вторя блаженному Августину, скажу: "Я осмеливаюсь твердо заявить, что не бывает плохих епископов; потому что если они плохие, то они и не епископы" (Проповедь 340А). Это очень знаменитая проповедь блаженного Августина. Помни, что твое служение не должно ограничиваться одним лишь надзиранием, ибо, как продолжал блаженный Августин, виноградник может охранять и пугало (Там же). Повесь пугало — ветер поднялся, и пугало охраняет виноградник. Все те, кто желает поклевать винные ягоды, отлетают от этого пугала. Ты же поставлен делателем нивы Христовой, а не бездушным наблюдателем, которому нет дела ни до сорняков, ни до вредителей, ни до засухи. От тебя зависит, принесет ли нива добрые плоды или будет печалить взирающих на нее мерзостью запустения. Пусть же стараниями твоими во вверенном тебе уделе Господь явит правду и славу пред народом, как земля взращивает цвет свой и сад семена свои (Ис. 61:11).

Трудясь на ниве Христовой, помни слова апостола: «Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою, чтобы получить ожидаемое» (1 Кор. 9:10). Ожидаемое же есть спасение врученных тебе людей, а надежда на успех сего дела должна основываться на твердом уповании на Бога, Которому все возможно.

Вняв Патриаршему напутствию, прими сей жезл — символ дарованной тебе ныне епископской власти — и благослови предстоящих людей, молившихся сегодня о том, чтобы в предстоящем тебе правлении и действии Сам Спаситель наш Иисус Христос был тебе Помощником (последование архиерейской хиротонии). Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Предстоятеь Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днем прославления памяти святителя Филарета, митрополита Московского, действительно великого угодника Божия, просветителя, богослова, учителя, который в своей личности объединил глубокую веру и верность Господу, литургическое благочестие, готовность защищать Его святое имя, готовность нести слово Христовой истины всем — и ближним, и дальним, и тем, кто готов был слышать это слово, и тем, кто скептически, ввиду обстоятельств той эпохи, относился к православной проповеди.

Слово святителя влияло на тогдашнюю интеллигенцию, волнуемую разного рода западными влияниями, когда Православие, вера в Бога подвергались осмеянию и одновременно подрывались основы государственной власти. И мы знаем, к чему привело это воздействие на наш народ. То, что являлось истиной для людей, что составляло некую ценностную платформу жизни — любовь к Богу, к Церкви, к Отечеству — все эти истины, все эти ценности стали отвергаться под влиянием людей, получивших воспитание и образование на Западе. Как известно, после победы над Наполеоном наша армия вошла в Париж, но, скорее всего, ничему хорошему там не научилась, но каждый почерпнул нечто противоречившее духовным основам жизни нашего народа. Офицеры, интеллигенция впали в разврат, стали уничижительно относиться к русской культуре, а наши солдатики увлеклись пьянством. В общем, опасным было это путешествие в Париж, и последствия проявились очень скоро. В России возникли революционные настроения, стала подвергаться осмеянию государственная власть, появились люди, открыто заявлявшие о том, что они ни в какого Бога не верят. Все это, несомненно, стало влиять на образованную молодежь. И если говорить о страшной трагедии века двадцатого, когда разразилась национальная катастрофа, так называемая Октябрьская революция, разрушившая историческую Россию, то нужно помнить, что истоки этого бедствия — в веке девятнадцатом, в тех самых настроениях, которые сформировались в результате победы России над Наполеоном. Победа оказалась воинской, а вот над духом, над разумом, скорее всего, победил не только Наполеон, но и вся та культура, та философия жизни, которая была чужда нашему народу и которая, укоренившись в нашей интеллигенции, и привела к тягчайшим последствиям, обернувшимся и революциями, и гражданской войной, и разрушением исторической России, и взрывом того самого храма, который по милости Божией возродился и в котором мы с вами сегодня совершаем богослужение.

Но ведь все это не на пустом месте возникло. Умные люди были, образованные, да и настроенные патриотически — что же произошло? Неужели таким сильным было притяжение западной культуры, этих новых мыслей, этого призыва жить не по Божиим заповедям, а по расположению плоти? Неужели все могло так поработить нашу интеллигенцию, в том числе наших офицеров? Действительно, так все и произошло. Поэтому у истока наших последующих страданий были именно эти времена, когда, придя победителями, мы оказались побежденными.

Обо всем этом не следует забывать, потому что, несмотря на очень опасные процессы, которые развивались в России, были и светочи, которые не только вразумляли и укрепляли веру в народе мудрым архипастырским словом, но и служили авторитетом для просвещенных людей того времени. И первым из таких был святитель Филарет (Дроздов), который очень много сделал для того, чтобы значительная часть интеллигенции, зараженной тем самым парижским безумием и безбожием, повернулась к Богу.

А начал святитель Филарет с самого простого. Он понял: для того чтобы укрепилась вера, необходимо, чтобы народ верил сознательно. А большинство крестьян не воспринимало веру православную сознательно — воспринимало через обычаи, через богослужение. Вот тогда святитель Филарет и решил написать книгу, в которой бы кратко излагалась православная вера. Чтобы она была написана очень просто, в виде вопросов и ответов, и чтобы по этой книге и учили закон Божий наши люди. Вот так появился Катехизис, то есть наставление в вере, святителя Филарета (Дроздова), и до сих пор эта книга изучается в семинариях. Конечно, устарел язык, но содержание не может устаревать, потому что касается вечных истин, изложенных достаточно простым и ясным языком. Именно Катехизис митрополита Филарета стал главным учебником благочестия и веры православной в нашем народе. Поэтому его вклад в ограждение народа нашего, Церкви нашей от тлетворных безбожных влияний, вклад в некое воцерковление нашей аристократии, интеллигенции, вклад в учебный процесс в духовных школах мало с чем можно сравнить. Это был действительно выдающийся святитель, ныне сопричисленный к лику святых, чьи мощи почивают в этом святом храме.

В те невероятно трудные годы, в ту эпоху в истории нашей страны, когда решался вопрос, быть или не быть русским людям православными или пойти по пути Западной Европы, отказавшейся от Бога, от Церкви, именно голос святителя Филарета стал, может быть, решающим. Он помог людям нашим — и простым, и образованным — укрепиться в вере.

А ныне святитель почивает с нами своими святыми мощами. И, прикладываясь к его мощам, обращаясь к нему с молитвой, нужно просить его о том, чтобы он укреплял нашу веру, ограждал нас разумом своим и словами своими от обольщения ложными учениями и вообще от всяких тлетворных влияний, которые могут подорвать и веру, и благочестие, и любовь к Отечеству, и верность долгу перед страной.

Молитвами великого угодника Божия святого Филарета, митрополита Московского, да хранит Господь град Москву, страну нашу, Отечество и Церковь нашу. Аминь».

Далее Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи Калининградской епархии и в связи с 60-летием со дня рождения член комитета Совета Федерации ФС РФ по обороне и безопасности А.Г. Ярошук был удостоен ордена благоверного князя Александра Невского II степени.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил сводный хор лауреатов IV Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» за участие в богослужении.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси