27 апреля 2025 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию, в которой в качестве молящихся, поющих и прислуживающих в алтаре участвовали дети отроческого возраста. Особая «детская» Патриаршая Литургия состоялась уже в восьмой раз (предыдущее подобное богослужение состоялось также в день Антипасхи 12 мая 2024 года).
Его Святейшеству сослужили: митрополит Звенигородский Арсений; архиепископ Зеленоградский Савва, исполняющий обязанности председателя Синодального миссионерского отдела, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель Отдела религиозного образования Московской (городской) епархии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Подкопаях г. Москвы; иерей Александр Нарушев, председатель Комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, на Можайском шоссе г. Москвы; протоиерей Константин Сопельников, заместитель председателя Комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, духовник Православного центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы; протоиерей Феодор Бородин, член Комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы; протоиерей Максим Кравченко, член Комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы; члены Комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы в священном сане; столичное духовенство.
Группа алтарников была сформирована из 29 воспитанников воскресных школ и православных общеобразовательных школ московских викариатств в возрасте от 8 до 16 лет. Апостольское зачало на Литургии читал 16-летний Евгений Баженов, алтарник храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, ученик 9 класса общеобразовательной школы № 1558 имени Росалии де Кастро.
Патриаршее богослужение посетили: председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов; делегация Астраханской области во главе с губернатором И.Ю. Бабушкиным; ректор Московского финансово-юридического университета А.Г. Забелин.
За Литургией молились дети из воскресных школ и православных гимназий г. Москвы, родители детей, педагоги воскресных школ и гимназий. Организовать богослужение помогали студенты-волонтеры из Московского педагогического государственного университета и Московского финансово-юридического университета, участники молодежного движения «Патриаршие добровольцы».
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
Богослужебные песнопения исполнили сводный детский хор под управлением Н.В. Зининой (руководитель детского хора Одинцовской епархии) и Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева.
В состав сводного хора вошли следующие коллективы:
- Ушаковский хор мальчиков и старший хор девочек Успенского храма г. Красногорска;
- хор «Лик» Звенигородского благочиния Одинцовской епархии;
- хоровая школа мальчиков и юношей «Богоявление» при Богоявленском кафедральном соборе в Елохове;
- сводный детский хор Рузского благочиния Одинцовской епархии;
- хор учащихся Свято-Георгиевской гимназии г. Красногорска;
- хор Sforzando Одинцовской детской музыкальной школы (детский хор Одинцовского благочиния);
- сводный детский хор Западного викариатства Московской (городской) епархии;
- камерный хор «Вера» храма Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове;
- хор «Покров» храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехове-Борисове Южном.
По завершении богослужения от лица учащихся воскресных школ и православных гимназий Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали дети из воскресной школы храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, участники сводного хора из камерного хора «Вера» храма Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове и из хора Sforzando Одинцовской детской музыкальной школы. Дети преподнесли Его Святейшеству букет цветов и сладкий набор с шоколадными пасхальными яйцами.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим в храме с Первосвятительским словом:
«Христос Воскресе! Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья, сестры, особенно детей, молодежь, сердечно приветствую и поздравляю с великим спасительным праздником Божиим — с Пасхой Господней!
Мир, всё человечество делится не только по национальностям, по культуре, по гражданству, по имущественным признакам, но и по еще одному очень важному признаку. Одни в Бога верят, другие не верят, и это явление не свойственно не только нашему времени. Так было всегда; об этом и сегодняшнее воскресное чтение из Евангелия (Ин. 20:19-31).
Апостол Фома не был среди учеников, которым явился Спаситель Воскресший. Поэтому, когда ему сказали, что Господь воскрес и нам явился, Фома ответил: пока не потрогаю Его, пока не вложу свои пальцы в Его язвы от гвоздей и в Его ребра, истерзанные страшной казнью, не поверю. Почему так? А потому что Фома не знал, как через веру может передаваться реальное знание, — ему нужен был опыт.
Вот на этой философии, на этом подходе к жизни основывается наука. Наука не верит ни в одно явление — наука требует доказательств. И это правильно, ведь наука исследует реальный физический мир, который существует по соответствующим физическим законам, а потому, чтобы изучить этот мир, нужно знать его законы, и никакая вера в данном случае не поможет.
Но есть и другой мир — это мир нашей души. Он тоже реально существует, но ведь мы общаемся не на основе каких-то физических принципов — мы проявляем свои чувства, под которыми нет никаких законов физики. Что такое любовь? Ну никто же не сумел вывести научную формулу любви! Даже если какой-то безумец захочет это сделать, никогда ничего не получится. А это значит, что кроме знания, на чем основывается, и совершенно справедливо, наука, есть еще иная сфера бытия, в которой наука не присутствует, потому что неспособна ни описать, ни понять, ни тем более вывести ее законы. И это не что иное, как сфера самого глубокого и значительного для человека — его внутренней, духовной жизни, особо ярким свидетельством которой является любовь. А формулы любви нет и быть не может.
Уже это должно заставить людей неверующих, но любящих друг друга, задаться вопросом: откуда это все? Если поверить, что человеческая цивилизация основана на страшном принципе выживания тех, кто сильнее, — а ведь именно так трактуется появление и развитие человеческой цивилизации с нерелигиозной точки зрения? Но ведь становится страшно, если принять этот принцип, исключив то, чему учит нас Господь. «Выживает тот, кто сильнее, и никакого закона любви быть не может, а должен быть закон борьбы за существование». И мы знаем, что когда подобного рода философия побеждала, в том числе, к сожалению, и в нашей многострадальной стране, последствия были губительными для многих людей, что очень ослабило нашу общественную жизнь и принесло многие болезни и скорби.
Вот почему не может быть никаких сомнений в том, что вера в Бога является реальностью, как ничто иное. Она появилась раньше, чем всякая наука. Она сопровождала человеческую цивилизацию на протяжении всей ее истории. Именно вера подвигала людей на подвиги, на героизм, на защиту Родины и ближних своих, что невероятно трудно обосновать материалистическими убеждениями. «Почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже жизни других? А почему я вообще должен умирать за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз!» И когда мы, отвечая на такие вопросы, говорим: «Нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать», — мы выходим за пределы материального, потому что в материальном мире таких законов нет.
Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть и что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения, всякого рода скверну, сохраняется и вера в бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории.
Сегодня в нашей многострадальной благословенной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Мы пережили всё, в том числе так называемый «научный атеизм», отрицание веры, не буду перечислять, но, будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы как народ возвращаемся к вере. Все вы, мои дорогие, являетесь тому свидетельством: и дети, и молодежь, и люди среднего и пожилого возраста —мы все, люди XXI века, вместе стоим в этом святом храме, и я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей, жизнью своей отвечаем: да, Бог есть, и просим Господа, чтобы эта вера охватила сердца как можно большего количества наших единоплеменников.
Опыт веры, который предлагает нам сегодняшнее Евангельское чтение, свидетельствует о том, что вера в каком-то смысле больше знаний. Ведь апостолу потребовалось потрогать перстами своего Учителя, чтобы поверить, но Господь не поддержал это стремление, и мы знаем Его слова: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Все это еще и еще раз свидетельствует о том, что наравне со знаниями, с наукой, со всем тем, что является результатом умственной деятельности человека, есть сила, во многом превосходящая всякую интеллектуальную силу, — это сила веры. И ведь наш народ одерживал величайшие исторические победы, в том числе на поле брани, потому что Бога призывал. Если кто-нибудь скажет: «Но ведь в Советском Союзе было много неверующих!», — я отвечу: «Нет, на войне не было неверующих!» Я специально спрашивал фронтовиков: «А как там было с верой?» Всегда отвечали так: «Замполиты говорили, что Бога нет, но когда надо было вставать и идти в атаку, навстречу смерти, ни одного неверующего не было. Люди крестились, молились и Бога просили о помощи».
Но это были экстремальные условия, а мы с вами живем сейчас в очень благополучных условиях, в каких страна наша никогда не жила — и с точки зрения политической безопасности, и с точки зрения культурного развития, и, что для нас особенно важно, с точки зрения сохранения нашей веры. И потому сегодня мы должны воздавать благодарение Господу за Отечество наше, за Президента нашего православного Владимира Владимировича Путина, за власти, которые по большей части либо православные, либо мусульмане, но это люди верующие. Мы действительно вышли на новый виток нашего исторического развития, когда вера сочетается с материальным благополучием, с наукой, со знаниями, с образованием. И дай Бог, чтобы мы больше не спотыкались об этих идолов безбожия, чтобы никакие идеи, совершенно ошибочно связываемые с наукой, более не соблазняли сознание нашей интеллигенции, образованных людей. Ведь достаточно посмотреть на наш поразительный исторический путь, чтобы убедиться в том, что рука Божия была над нашим народом и над нашей страной.
И да помогает всем нам Господь в эти Пасхальные дни укрепиться в вере, благочестии и задать самому себе вопрос: «Да, в храм я иногда прихожу. А какое место в моей жизни занимает вера?» И если она занимает скромное место в жизни, то нужно обязательно пересмотреть свои приоритеты, потому что без веры, как говорит слово Божие, нельзя угодить Богу (Евр. 11:6). А что значит угодить Богу? Это значит ожидать и получать реальную помощь от Господа на нашем жизненном пути. Да помогает всем нам Господь именно так осуществлять свой жизненный путь! Аминь. Христос Воскресе!»
В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась краткая беседа Предстоятеля Русской Церкви с духовенством и юным пономарями, участвовавшими в богослужении.
Председатель Комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, на Можайском шоссе иерей Александр Нарушев, приветствуя Святейшего Владыку, сказал: «Ваше Святейшество, позвольте от имени членов Комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы, от лица педагогов, родителей, учащихся воскресных школ Первопрестольного града поблагодарить Вас за великую радость молитвенного общения с Вами в эти светлые пасхальные дни. Для нас всех Вы являете не только пример архипастырского Первосвятительского жертвенного служения, но и образ любящего отца, который всегда найдет и время, и доброе укрепляющее слово для своих чад. Благословите нас, Ваше Святейшество!»
«На всех благословение Божие пусть пребывает, укрепляя каждого из нас на том жизненном пути, на который нас Господь поставил», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл, сердечно поблагодарив духовенство за работу с детьми в воскресных школах.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси