11 мая 2025 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
За богослужением состоялась хиротония архимандрита Софрония (Семенова) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 марта 2025 г. (журнал № 12), стал правящим архиереем Нарьян-Марской епархии Архангельской митрополии.
По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий; митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре; митрополит Звенигородский Арсений; епископ Котласский и Вельский Василий; епископ Норильский и Туруханский Агафангел; епископ Плесецкий и Каргопольский Александр; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Георгий Мартынов, клирик Храма Христа Спасителя; протоиерей Валерий Суворов, секретарь Архангельского епархиального управления, настоятель храма Воскресения Христова г. Северодвинска; духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов; председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.А. Клишас; первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов; руководитель ювелирно-художественной мастерской «Апостол» И.С. Харьков.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Владыка прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Савушкин, клирик храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской Слободе.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Нарьян-Марского и Мезенского Софрония на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Софроний!
Дивным Промыслом Своим Господь Вседержитель привел тебя в сей святой храм, дабы ты подъял на себя нелегкое бремя епископского служения. Через возложение рук архипастырей незримо почила на тебе благодать Божия — та же благодать, которая видимым образом сошла на апостолов в день Пятидесятницы, положив начало непрерывной цепи хиротоний, соединяющей учеников Спасителя с их преемниками, прошлое с настоящим, и свидетельствующей о реальном присутствии Духа Святого в Церкви. Сегодня ты стал новым звеном в этой драгоценной цепи и призван продолжать дело очевидцев и служителей Слова (Лк. 1:2).
Тебе хорошо известно воззвание апостола Петра пасти Божие стадо не принужденно, но охотно и богоугодно, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3). Так учит апостол Петр всех нас, особенно тех, кто принял на себя благодать архиерейского служения. Архиерейство — это не просто управление, но живая действенная любовь. Как добрый пастырь ведет овец на тучные пажити, так и ты призван питать вверенную тебе паству словом Божиим и Его Святыми тайнами (свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. §471).
Не пренебрегай своей обязанностью благовествовать и, по слову апостола Павла, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2), памятуя, что это сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1:16). Пусть в твоем уме навсегда запечатлеются слова святого апостола Павла: «Горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9:16). Проповедуй не только с амвона, но и, что самое главное, примером своей жизни. Как замечательно писал святитель Тихон Задонский, пастырь добрый, который учит, и чему учит, то делом на себе показывает (Об истинном христианстве. §471). Нельзя учить, а самому не исполнять. Это лицемерие, греховное пред Богом, очень быстро обнаруживается паствой, в чьих глазах такой архипастырь теряет и уважение, и любовь.
Однако епископ должен быть не только учителем, но и молитвенником за свою паству. Призываю тебя не принимать ни одного важного решения без молитвенного усилия. Средоточием твоего архиерейства да будет Божественная Евхаристия, в совершении которой черпай благодатные силы для вверенного тебе делания. Как путник в пустыне жаждет воды и ищет ее, так пусть и твоя душа да жаждет Святой Литургии. Помни, что не алтарь существует для епископа, а епископ для алтаря.
Твое духовное возрастание неразрывно связано со Свято-Троицкой Туруханской обителью, где ты принял Таинство Крещения, монашеский постриг, а впоследствии более десяти лет исполнял игуменское послушание. Красноярская земля освящена подвигом исповедников и пропитана их слезами и кровью. Даже в узах и ссылке они не теряли мужества и надежды, не отрекались от Христа и служили Ему. Тебе предстоит и дальше продолжать их дело по сохранению и приумножению веры православной в том крае, куда Господь направляет тебя быть преемником святых апостолов.
Твоему попечению вручена Нарьян-Марская епархия, входящая в состав Архангельской митрополии. Жизнь людей в этих краях тесно связана с традициями коренных народов Севера, с их культурой и бытом, в связи с чем Церковь сталкивается со специфическими проблемами. Ты призван быть не только проповедником для просвещенных спасительным светом веры, но и миссионером для тех, кто еще не познал силу Божию (1 Кор. 1:18). Тебе надлежит найти путь к человеческим сердцам, с одной стороны, уважая традиции людей, с другой — ясно и бескомпромиссно возвещая истину Христову. Не забывай слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).
Епархия, в которую ты направляешься ныне, имеет весьма протяженную территорию, но численность населения здесь сравнительно небольшая. Это налагает на тебя особую ответственность: несмотря на трудности, связанные с преодолением расстояний, ближе знакомиться с паствой, вступать в живое общение с людьми и глубже понимать их нужды. Поэтому, несмотря на трудности, связанные с перемещениями, помни: апостольское служение всегда было связано с тем, чтобы идти навстречу людям. Надеюсь, что трудами на ниве духовного просвещения, молодежного делания, совершения добрых дел, а наипаче — личным общением с паствой, ты сможешь завоевать сердца северян, а суровые условия холодного климата не помешают тебе возжечь в них неугасающий огонь веры.
Сей жезл, который ты сейчас примешь в руки свои, не просто символ власти, но видимый знак твоего апостольского преемства и архипастырской ответственности. Это жезл, на который опирались путешественники — святые апостолы, проповедники, мученики и исповедники. Этот жезл, который связан со служением во славу Божию и свидетельством об истине, которую Бог через святых апостолов передал и нам, архипастырям, — немощным, но продолжающим Его служение. И пусть он всегда напоминает тебе о жезле Моисея, который, будучи Боговидцем, провел народ через море Чермное, ударив жезлом, так что воды моря расступились. И о жезле Давида Псалмопевца, которым он защищал стадо свое от хищников. Так и ты призван вести вверенную тебе паству через неспокойное житейское море к Небесному Отечеству, оберегая ее от разбойников, перелезающих во двор овчий через ограду (Ин. 10:1).
Ныне же преподай архипастырское благословение народу Божиему, молившемуся вместе с нами о даровании тебе непорочного архиерейства, и да будет с тобой благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа (2 Кор. 13:13). Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Ин. 5:1-15) нам повествуется об исцелении человека, который хотел погрузиться в воды Овчей купели. Это был безнадежный больной, никакие врачи не могли ему помочь, и он это прекрасно осознавал. И ведь так случается со многими, в том числе с нашими соотечественниками, людьми, живущими в этом просвещенном веке. Всякое бывает: диагнозы повергают человека в ужас, или душевные терзания лишают нас покоя, или некие внешние обстоятельства — мало ли что происходит с нами в этом неспокойном мире!
Эта мирская жизнь уже святыми отцами и даже Самим Спасителем связывалась с бурным морем. А что такое море во время бури? Море несет в себе опасность и может уничтожить тех, кто не умеет сопротивляться. Если кормчий не умеет водить судно по бурным волнам, то погибнет не только он, но и все, кто плывет вместе с ним. Вот точно так же и с нами: если мы перестаем быть способными сопротивляться всем трудным, опасным, греховным обстоятельствам нашей жизни, то весьма возможно наше духовное потопление в волнах житейского моря.
А духовное потопление нередко сопровождается болезнью, которая ведет к телесной смерти. Это «путь всея земли»: ни самые могущественные политики мира сего, ни самые богатые люди, которые в состоянии купить любые лекарства по любой цене, полететь в любую точку земного шара, чтобы получить исцеление, — никто не способен избежать смерти. Современный человек привык опираться на науку, технику, технологии, что правильно — всё то, чего достигло человечество в процессе своего развития, может служить его благу. Но это благо не должно превращаться в идола. Мы не можем уповать только на достижения науки и техники, только на материальные средства, потому что всё в руках Божиих, и даже самый просвещенный, самый богатый и самый могущественный человек не избежит смерти.
А теперь давайте вдумаемся: но если так, что же дальше? Неужели всё? Некоторые думают: да, всё; смерть — и всё. А зачем тогда жить? Некоторые говорят: нужно жить для того, чтобы жили следующие поколения. А разве следующие поколения непременно будут лучше предыдущих? История этого не доказывает. Ответ может быть только один: жизнь каждого человека имеет ценность в глазах Божиих, и эта ценность не зависит ни от того, какое место человек занимает в политике, ни от того, сколько денег у него в кошельке или на счету. Эта ценность зависит от всего того, что мы сами создаем, от нашего внутреннего мира, от нашей жизни, которая соответствует или не соответствует Божиим замыслам.
Это и есть самая главная ценность, давайте мы все поймем это! Всё остальное второстепенно, на втором, третьем, пятом или десятом месте после самого главного. Забота о внутренней жизни, о своей душе, с которой мы к Богу предстанем, — вот самая главная цель нашего бытия. А для того чтобы эта цель не приводила к некоему эгоизму — «я должен только о себе думать, о жизни вечной, но только о своей», — Господь связывает нас обязанностью любить других людей, помогать другим людям. Без этой помощи и любви мы никогда не сможем достичь высшей цели человеческого бытия — Царствия Божиего.
И что можно сказать больше и лучше, чтобы определить подлинный смысл человеческой жизни? Мы живем ради жизни вечной. Мы должны прожить так, чтобы в вечности быть с Богом, и это не проявление эгоизма — это исполнение Божией заповеди. Но, живя так, мы непременно должны заботиться о других людях — вот так и смыкается воедино любовь к Богу и любовь к ближним. Это главная жизненная установка. Все остальное второстепенно, потому что касается лишь нашего земного бытия — шестьдесят, семьдесят, аще в силах восемьдесят лет (Пс. 89:10). А то, о чем мы сейчас говорим, касается нашей вечной жизни, а потому приуготовление человека к вечности есть главное, что он должен сделать во время жизни земной. И, опять-таки, это никакой не эгоизм, потому что главное, что мы должны сделать, чтобы обрести жизнь вечную, связано с любовью к Богу и любовью к ближним своим.
Вот и вся мудрость, и можно никаких философских книг не читать, потому что неизвестно, куда эти книги приводят. По опыту нашей страны, нашего народа знаем, куда в какой-то момент вся человеческая мудрость нас привела — на край гибели. А слова, которые Господь произнес, слова, которые Сам Бог передал людям, имеют вечную, непреходящую ценность, и мы, исполняя Божии слова, Божий закон, Божии заповеди, становимся действительно непобедимыми. Мы становимся счастливыми, и это счастье переходит границы нашей земной жизни и распространяется на вечность. Таков ответ многим, вопрошающим: «А зачем верить в Бога?» Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога! Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога! И не просто верь — исполняй его закон.
Всему этому, дорогие мои, мы научаемся в храме Божием. И удивительно, что наш народ, пройдя через самое страшное во всей человеческой истории искушение безбожием, сегодня в большинстве своем сознает непреходящую Божественную истину о том, что смысл жизни, который переходит в вечность, напрямую связан с верой в Бога.
Сегодня народ наш действительно богоносец, в каком-то смысле. Не в том смысле, что все святые и все благополучные в духовном смысле, но в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе, в условиях современного высокоразвитого с точки зрения науки и техники общества. Не хочется говорить громкие слова, но, может быть, неслучайно Господь избрал нас — народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру. И да помогает нам Господь именно так пройти свой жизненный путь, устремляясь навстречу невечернему дню Божественного Царства. Аминь».
По завершении Литургии Святейший Владыка совершил освящение мемориальной доски на северной стене у входа в Храм Христа Спасителя в память о святителе Тихоне, Патриархе Московского и всея России, в связи с празднованием 100-летия со дня преставления святителя. Надпись на памятной доске гласит: «В Храме Христа Спасителя 5 (18) ноября 1917 года на Всероссийский Патриарший Престол был избран митрополит Московский Тихон. Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1989 года. Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас!»
На освящении присутствовали митрополит Воскресенский Григорий, епископ Раменский Алексий, протоиерей Михаил Рязанцев, участники движения «Патриаршие добровольцы».
***
18 (5) ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Московского и всея России. Из Кремля в Храм Христа Спасителя была принесена Владимирская икона Божией Матери, перед которой и был установлен ковчег с записками, содержавшими имена трех кандидатов-митрополитов. После Литургии и молебна старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «Митрополит Тихон».
Решение об установке мемориальных досок на храмах, связанных с памятью о святителе Тихоне, было принято на заседании Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, состоявшемся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Храме Христа Спасителя 11 апреля 2024 года. По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви памятные доски созданы Художественно-производственным предприятием «Софрино».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси