28 августа 2021 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище — Представительстве Казахстанского митрополичьего округа в Москве.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили ключарь храма иерей Сергий Неретин и клирики прихода. За Литургией молились сотрудники Представительства, благотворители и прихожане храма.
На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. Владыка митрополит вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Сугубые молитвы иерарх вознес о пострадавших в результате трагедии, произошедшей вечером 26 августа около города Тараз в Жамбылской области.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением Анны Рожновой.
Литургия завершилась славлением празднику Успения Божией Матери.
Митрополит Александр поздравил духовенство и мирян с двунадесятым праздником и произнес проповедь:
«Сегодня великое церковное торжество — двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. "В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержали", — звучат ныне радостные слова древнего песнопения. Это священное событие с апостольских времен особо почитается верующими, поскольку именно в день Успения в полноте раскрылось величие Божией Матери, зримым образом пред всеми людьми засияли сокровенные доселе Ее неизреченная святость, красота добродетелей и чистота души, которыми превосходит Она высшие ангельские силы — херувимов и серафимов. "Пречистая Дева превознеслась над всеми и всем, — говорит в своем слове на этот праздник святитель Григорий Палама, — Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий".
Предание бережно сохранило для нас подробности Успения Богородицы. На иконе праздника мы видим его центральный момент — Господь Иисус Христос сходит в небесной славе, окруженный ангельскими воинствами, к погребальному одру Своей Матери, чтобы принять Ее бессмертную душу. "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5:24), — слышим мы слова Спасителя. Это евангельское обетование в полной мере свершилось на Пресвятой Богородице — Она прошла через непреложный для человечества закон естества и почила во гробе, но Ее жизнь не прекратилась, смерть утратила над Пречистой Девой какую-либо силу, сделавшись для Нее вратами в блаженную вечность. Вот почему праздник этот именуется Успением, а в православном народе называется "Богородичной Пасхой". "К жизни вечной и лучшей переходом стала смерть Твоя, Чистая, перенося Тебя, Непорочная, от жизни временной к поистине Божественной и неизменной", — читаем мы строки праздничного канона. Оставив землю, Матерь Господа взошла на Небо, чтобы вечно царствовать с Сыном Своим и Богом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Она царствует на небесах, Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицей Небесной, Царицей и святых ангелов, и святых человеков".
Мы помним из Евангелия слова Спасителя, сказанные Им перед Вознесением на Небо: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Лишь зримым образом разлучился Господь с учениками, и во все времена Он пребывает неотступно со Своей Церковью, со всеми верующими в Него, с каждым из нас. Точно так же и Пресвятая Богородица, преселившись в райские обители, воцарившись над небом и землей не разлучилась и не отдалилась от христианского рода. Более того, Божия Матерь стала через Свое Успение ближе к тем, кто верит в Ее материнский покров и с упованием призывает Ее в молитвах. "Пока Ты жила с людьми, — обращается к Царице Небесной святитель Андрей Критский, — Тебя имела малая часть земли; а с тех пор, как Ты покинула землю — весь мир имеет Тебя общим умилостивлением". Сама Божия Матерь засвидетельствовала эту истину, явившись в сиянии небесной славы на третий день после Своего Успения собранным вместе за вечерней трапезой апостолам. Она сказала ученикам Христовым: "Радуйтесь! Я всегда с вами!" В ответ апостолы воскликнули: "Пресвятая Богородице, помогай нам!"
Вера в молитвенное заступление Божией Матери, в Ее постоянное участие в жизни Церкви во все времена становилась для христиан источником вдохновения и утешения. Нет ни одного богослужения, за которым бы не призывалась в молитвах Царица Небесная, нет ни одного православного жилища, которое не было бы освящено пребыванием в нем честных икон Державной Владычицы. Самые возвышенные песнопения и трогательные молитвословия составлены в Ее честь. Каких только эпитетов не прилагается к имени Богоматери: Она — Заступница усердная, Радость скорбящих, Нерушимая Стена, Отрада и Утешение, Небесная Вратарница, Умягчение злых сердец, Утоление печалей.
Действительно, и в бытии Церкви, и в исторических судьбах Отечества, и в житиях святых угодников Божиих, и в жизни каждого верующего человека можно увидеть спасающую силу Пресвятой Богородицы. Избранная из всех людей стала Она Матерью Спасителя и навечно сделалась источником Божественных даров для всей вселенной. Святой Григорий Богослов говорит: "Каждому из избранных дана благодать отчасти, Деве — вся полнота благодати".
Празднуя и прославляя Успение Пресвятой Богородицы, воспевая молитвословия и возжигая свечи, мы должны вспомнить о том, что лучшая наша похвала Божией Матери — это жизнь по евангельским заповедям. "Что скажет Он вам, то сделайте" (Ин. 2:5), — произнесла Матерь Спасителя на браке в Кане Галилейской, обратившись к участникам свадебного торжества. Эти слова Она обращает к каждому из нас, призывая слушать Господа Иисуса Христа и исполнять Его повеления. Преподобный Иоанн Дамаскин напоминает, что Богоматерь "всякому злу печалится и огорчается, всякой добродетели радуется, как своему дару". Сама, будучи не только Матерью Христа, но и Его верной ученицей, Она и от нас ждет, чтобы слышали мы слово Божие и соблюдали его (см. Лк. 11:28).
Последуем завету апостолов и святителей, преподобных и праведных, древних мучеников и новых страдальцев за Христа, и будем на всякое время и на всякий час призывать имя Царицы Небесной, Матери Божией и нашей Матери. Помолимся перед святой плащаницей с изображением в молитвах неусыпающей Богородицы, чтобы Царица Небесная освятила нашу жизнь Божественной благодатью, даровала милость Сына Своего и Бога нашего, чтобы сподобила нас Божия Матерь увидеть Ее светлый лик в блаженном Царстве Отца Небесного».