6 июля 2025 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Амвросия (Марченко) во епископа Грозненского и Сунженского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода от 15 мая с.г. (журнал № 31), стал правящим архиереем Грозненской епархии, учрежденной решением Священного Синода 20 марта 2025 года в пределах Чеченской Республики и Республики Ингушетия путем выделения из состава Махачкалинской епархии (журнал № 6).
По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам святителя Филарета, митрополита Московского.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; архиепископ Махачкалинский и Дербентский Варлаам; архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Георгиевский и Прасковейский Николай; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Макарий (Гриценко), настоятель храма апостола Иоанна Богослова с. Тугулук Ставропольского края; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Гомзяк, благочинный I Ставропольского церковного округа Ставропольской епархии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца г. Ставрополя; протоиерей Феодор Гриценко, настоятель храма Архангела Михаила с. Рагули Ставропольского края; протоиерей Игорь Подоситников, руководитель информационного отдела Ставропольской епархии; протоиерей Сергий Рыбин, благочинный Изобильненского церковного округа Ставропольской епархии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в хуторе Широбоков Ставропольского края; протоиерей Евгений Попович, председатель отдела по канонизации святых Владикавказской епархии, благочинный Ильинского церковного округа; протоиерей Артемий Пономаренко, председатель отдела религиозного образования и катехизации Владикавказской епархии, благочинный Моздокского церковного округа; духовенство Ставропольской митрополии, Махачкалинской, Грозненской, Владикавказской епархий и г. Москвы.
Патриаршее богослужение посетили: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; директор Департамента здравоохранения Правительства РФ И.Н. Каграманян; президент, председатель совета директоров ООО «Холдинговая компания "Интеррос"» В.О. Потанин; первый вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК "Норильский никель"» С.Г. Малышев; заместитель главы Всемирного русского народного собора, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь перед причастием произнес священник Григорий Гниденко, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Грозненского и Сунженского Амвросия на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Амвросий!
Великодаровитый Бог по неисследимому промыслу и богатству благоутробия Своего призвал тебя ныне к высшему иерархическому деланию — к служению архиерейскому. По молитвам сонма архипастырей и всех верных чад Церкви Он ниспослал на главу твою Небесного Утешителя, сопричислившего тебя преемникам трудов самих апостолов, самовидцев и служителей Слова (Лк. 1:2). Как и апостолы, ты сподобился пережить сегодня таинство личной пятидесятницы. Как и они, ты облекся силою свыше (Лк. 24:49), дабы с дерзновением свидетельствовать о Христе Иисусе даже до края земли (Деян. 1:8).
Что скажу тебе в знаменательный для тебя день и час? Какими словами напутствую тебя, прежде чем ты направишься на место твоего нового ответственного служения? Вместе с псалмопевцем и царем Давидом хотел бы обратить к тебе отеческое наставление: «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое» (Пс. 26:14). Упование на Бога и духовное мужество, решимость всецело послужить Спасителю и готовность, если нужно, то и жизнь свою отдать за пасомых — вот что является краеугольным камнем трудов каждого архипастыря.
Архиерейское служение, на которое ты поставлен, нелегко и ответственно, но также исполнено благодатного утешения и помощи от Господа. Но все это дается в том случае, если сам архиерей стремится искренне исполнять волю Божию, освящая мир светом евангельской истины. Итак, по слову апостола Петра, надзирая за врученным тебе стадом охотно и богоугодно (1 Пет. 5:2), подавай пример чистой и благочестивой жизни, твердой и непорочной веры, ревности и усердия в заботах о пользе церковной.
Твое епископское служение будет проходить в Чеченской Республике и Ингушетии — регионах, где подавляющее большинство жителей исповедует ислам. Это, разумеется, накладывает определенные особенности на твои труды, которые надлежит совершать, непрестанно держа в уме слова первоверховных апостолов, призывающих не только иметь во всем добрую совесть, но и быть готовым всякому требующему отчета в нашем уповании ответствовать с кротостью и благоговением (см. 1 Пет. 3:15). Тебе многажды придется действовать так, поэтому запечатлей в памяти своей эти слова апостола Петра.
Знаю, что руководство названных регионов уделяет неизменно большое внимание сохранению межрелигиозного и межнационального согласия. Тема эта по-настоящему сложная и в каком-то смысле деликатная. Призываю тебя оказывать активное содействие региональным властям в борьбе с проявлениями экстремизма и религиозной нетерпимости, от чего действительно во многом зависят мир и общественное благополучие не только на Северном Кавказе, но и во всей нашей стране.
Как ты сам свидетельствовал в слове на наречении, эти места за долгие годы пастырских трудов стали для тебя родными. Дай Бог, чтобы накопленный богатый опыт и ценные знания были для тебя хорошим подспорьем, помогали принимать верные решения и лучше чувствовать реальные нужды и чаяния твоей паствы, для которой ты призван стать внимательным отцом и мудрым наставником.
Учительство, как пишет о том святитель Амвросий Медиоланский, имя которого ты воспринял в монашеском постриге, составляет существенную обязанность епископского звания («Об обязанностях священнослужителей»). И это действительно так. Наставление пасомых в вере и здравом учении — это важнейшее дело епископа, к чему и призываю тебя ныне. Нет для отца бóльшей радости, чем знать, что чада его ходят в истине, свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов (3 Ин. 1:4). Хождение же в истине означает не только твердое исповедание православной веры на словах, но, в первую очередь, жизнь во Христе, в духе любви к Богу и ближним.
Помни о том, что печать твоего святительства — твоя паства в Господе (см. 1 Кор. 9:2), о духовно-нравственном возрастании которой ты призван неустанно заботиться прежде всего. Господь не спросит с тебя о том, что касается административной стороны твоего служения, — сколько указов и распоряжений ты направил и сколько деловых встреч провел. Но чему ты научил народ Его, какие плоды веры принесли люди по твоему слову — вот что по-настоящему важно и ценно в очах Божиих, за что ты будешь нести ответ. Посему, имея попечение о состоянии церковной жизни во вверенном тебе уделе, особое внимание уделяй духовно-нравственному и просветительскому служению, помощи нуждающимся и поддержке страждущих, потому что слова без дел мертвы. Научай паству и личным добрым примером веры, действующей любовью (Гал. 5:6), христианского терпения и великодушия.
Подобно тому как апостол Павел напоминает своему ученику Тимофею возгревать дар Божий, который в нем чрез рукоположение (2 Тим. 1:6), так и я настоятельно призываю тебя не угашать Духа (1 Фес. 5:19). Как для поддержания огня необходимо топливо, так и для успешного действия благодати Христовой в нас требуются усердие и добрая ревность. Потому что сердце должно постоянно гореть, а топливом для горящего сердца и должны быть глубокая вера, усердие и ревность.
Ничто так не угашает Духа, как наше собственное нерадение и леность, которая выражается чаще всего в привыкании. Привыкает архиерей Божий к тому, что окружен почетом, что живет в достаточном благополучии, что все сложилось правильно и хорошо, но в этом привыкании и гнездится опасность. Потому что, если привыкаешь ко всему перечисленному, то теряешь остроту духовного зрения, а вместе с этим и способность мудро и ответственно управлять вверенным тебе стадом Божиим. Помни об этом и не позволяй себе впасть в опасное духовное расслабление, полагая, что всё идет своим чередом и не требует более никаких усилий.
Итак, выслушав со вниманием слова Патриарха, прими теперь в руки свои жезл сей — символ епископской власти и апостольского преемства, преподай благословение стоящему здесь народу, молитвенно участвовавшему в твоей архиерейской хиротонии, и гряди с миром на новое ответственное служение. Да обретут труды твои благоволение Господне и послужат к вящей славе Христовой и на пользу Святой Церкви. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Всех вас приветствую и поздравляю с этим замечательным праздничным днем.
Всякий раз, когда мы собираемся, особенно в этом кафедральном храме, когда возносим молитвы ко Господу, мы явственно чувствуем благодать, которую Господь изливает на Свою Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Мы называем Церковь Соборной, а ведь собор — это по-русски «собрание». То есть Церковь становится Церковью, проявляет себя как Церковь, живет как Церковь, когда сохраняет это святое собрание, объединяющее людей вокруг Чаши Христовой, вокруг Святой Евхаристии.
Без Евхаристии, без причащения Тела и Крови Христовой Церковь как бы не существует. Она существует исторически, она существует культурно, она существует социально и даже политически, но как место благодати Божией, как особое место восприятия людьми Божественной благодати Церковь существует, совершая Святую Евхаристию всякий раз, когда верные собираются в храме.
У людей, считающих себя православными, но пренебрегающих посещением храма, чаще всего находятся разного рода объяснения, почему так происходит. Называются всевозможные сложности — бытовые, служебные, «был занят», «не смог», «приболел» и так далее. Но не в этом причина, а в том, что у многих отсутствует понимание того, чтó в жизни самое главное — то, от чего зависит не только наше земное благополучие, но и наша вечная жизнь. А бывает и так, что православный человек не посещает храм, не причащается Святых Христовых Таин, а в конце жизни, в страхе перед смертью, вдруг зовет священника. А зачем зовешь? Ведь в течение всей жизни не звал! И Господь нас будет судить в первую очередь за то, как мы верим в Него и как исповедуем свою веру. А исповедание веры связано в первую очередь с образом нашей жизни.
В истории Церкви исповедание было почти синонимом страдания за веру. Сегодня никакие страдания от нас не требуются, но исповедания нашей веры Господь от нас требует, и это исповедание выражается прежде всего в молитве. Мы не должны забывать молиться каждый день, утром и вечером. Не плюхаться в кровать со словами «ох, как я устал», а потом подумать: «Помолиться надо. Ну ладно, завтра помолюсь». Вот этого не должно быть! Мы должны сопровождать всю свою жизнь и утренней, и вечерней молитвой.
Еще и еще раз нужно сказать: вера без дел мертва (Иак. 2:20). Исповедание веры, как я уже сказал, сегодня не создает рисков для жизни, здоровья, карьеры или благополучия. Никто во власти не сделает плохого человеку, если узнает, что тот человек верующий, православный, посещает храм Божий. Исповедание веры в нашей стране отныне не связано с подвигом, но, тем не менее, оно связано с самоограничением.
Когда кажется, что нет сил идти в храм, — надо идти. Когда кажется, что нет сил ближнему помочь, — надо помочь. А когда понимаешь, что дети почти выросли, но не очень-то в храм ходят? Нельзя говорить себе: «Ну что сейчас поделать, вот такая жизнь…» Надо воспитывать ребенка, ведь за него предстоит отвечать пред Судом Божиим: ходил ли он в храм, стал христианином или безбожником.
Другими словами, исповедание веры никуда не ушло и никогда не уйдет. Оно преломляется в наших поступках в различных внешних обстоятельствах. Вот почему мы всегда должны помнить, что это не просто обязанность, но условие нашего спасения — исповедание веры в Господа и Спасителя нашего, сохранение этой веры, передача ее последующим поколениям, детям и внукам, содействие тому, чтобы и молодежь наша, да и в целом общество сохраняло веру православную, потому что в этой вере спасение — и личное, и общественное, и, если хотите, государственное. Ведь всегда Отечество наше спасалось верой, а, стало быть, проистекающим из веры патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя (см. Ин. 15:13).
Пусть Господь всех нас укрепляет в это непростое время, хотя, повторю, простых времен не бывает. Укрепляет в первую очередь в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству очень часто требует мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что настало тяжелое время, когда любовь к Отечеству связывается с исполнением долга, что нередко влечет за собой смерть. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью и здоровьем. Помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле Русской, о спасении наших родных и близких, всех тех, кто сегодня на огненных рубежах защищает нашу страну.
И да поможет нам Господь сохранять веру в наших сердцах, совершать добрые дела, укрепляя не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействуя утверждению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас — архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу — именно так, а не иначе исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь».
Затем состоялось вручение церковных наград.
Во внимание к помощи Русской Православной Церкви президент, председатель совета директоров ООО «Холдинговая компания "Интеррос"» В.О. Потанин был удостоен ордена благоверного князя Александра Невского I степени.
Во внимание к помощи Русской Православной Церкви первый вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК "Норильский никель"» С.Г. Малышев был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени.
В завершение богослужения Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братия и сестры, поздравляю с сегодняшним днем! Благословение Божие и Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывает над всеми нами, управляя наш жизненный путь ко спасению. Храни вас всех Господь!».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси