Восточное викариатство (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Строительство храмов (новости)

В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Русской Церкви освятил храм преподобного Сергия Радонежского в Гольянове

27 сентября 2025 года, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского, Патриаршего подворья в Гольянове, и Божественную литургию в новоосвященном храме.

У врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, управляющий Юго-Восточным и временный управляющий Восточным викариатствами епископ Егорьевский Мефодий; благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев; настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове иерей Петр Иванов; префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Алешин.

Были освящены два престола: верхний — в честь преподобного Сергия Радонежского и нижний — в честь праведных богоотец Иоакима и Анны. Также Святейший Патриарх Кирилл освятил 20 антиминсов. Всего за 2025 год Святейший Владыка освятил 100 антиминсов, а за все время своего Патриаршего служения — 2600.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Егорьевский Мефодий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Дасаев; протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; протоиерей Димитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине; протоиерей Алексий Батаногов, настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогирееве; протоиерей Павел Куцев, настоятель храма преподобного Саввы Сторожевского в Измайлове; иерей Петр Иванов; иерей Роман Богдасаров, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове; иерей Алексий Довгополый, настоятель храма священномученика Ермогена в Гольянове; иерей Михаил Кривошеев, настоятель храма апостола Андрея Первозванного в Метрогородке; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского округа; иерей Димитрий Камозин, помощник благочинного Воскресенского округа; столичное духовенство.

В храме присутствовали: префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Алешин; глава управы района Гольяново г. Москвы С.В. Меркулов; первый вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК "Норильский никель"» С.Г. Малышев; директор департамента управления делами ПАО «ГМК "Норильский никель"» С.В. Хавронюк; строители, благотворители, благоукрасители новоосвященного храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор движения «Патриаршие добровольцы» под управлением Анны Голик.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма преподобного Сергия Радонежского, Патриаршего подворья в Гольянове г. Москвы иерей Петр Иванов был удостоен права ношения палицы.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Романа Данилина, выпускника магистратуры Московской духовной академии, в сан пресвитера.

В алтаре Святейший Патриарх поздравил протоиерея Александра Дасаева с исполнившимся накануне 50-летием священнического служения.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Георгий Иванов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.

Предстоятель Русской Церкви, сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство совершили славление и поклонились Кресту Господню.

По окончании Литургии настоятель новоосвященного храма иерей Петр Иванов приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону с изображением Спасителя «Пастырь добрый».

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Крест для погибающих юродство, а для спасаемых — сила Божия (см. 1 Кор. 1:18). Вот что мы слышим сегодня из апостольского слова. А что такое юродство? В нашем национальном понимании юродивый — это чудак, психически не совсем стабильный человек, но в общем добрый, хороший. Это восприятие юродства в значительной степени определяется нашей культурой, нашей литературой, да и нашей аскетикой, нашим неизменно милостивым отношением к слабым, больным, даже не вполне адекватным. Но вообще-то юродивый — это безумец, сумасшедший, ненормальный.

Вот давайте на этом сейчас сосредоточим внимание, отклоняясь от нашей традиционной трактовки юродства. Итак, юродивый — сумасшедший. Что мы слышим в сегодняшнем Апостоле? Для большинства людей крест — это юродство, то есть сумасшествие. Если на этом поставить точку, то, стало быть, нет никакого христианства и никакого спасения. Но далее апостол говорит: а для нас, спасаемых, — сила Божия. Теперь давайте совместим два этих понятия — сумасшествие и сила Божия. Неужели Господь воспринял на Себя некое юродство, для того чтобы совершить Свою миссию?

Господь не был юродивым, мы все это знаем, но ведь Его путь с точки зрения так называемого здравого смысла был действительно безумным. Он бросил вызов всему тогдашнему укладу, тогдашнему религиозному формализму, то есть Он выступил против всего, что было основой религиозной жизни людей Его времени. Конечно, Он был юродивым для книжников, фарисеев, мудрецов, которые считали себя духовными вождями иудейского народа. Кто Он? Откуда? Сын плотника — и что-то еще говорит!

Тем более потом, когда по злой воле тех же книжников и фарисеев Он был подвергнут страшной казни на кресте — это ведь воспринималось как полное поражение, свидетельство полной несостоятельности. Все, о чем Он говорил, чему учил, даже чудеса, которые Он совершал, — все было обнулено. На кресте висел государственный преступник, а по-человечески неудачник, от Которого нужно быть подальше. И все разбежались, включая апостолов. Но ведь они все видели, знали, они слышали Его слова, они были свидетелями Его чудес! Почему же в этот момент не вспомнить обо всем? Однако не могли вспомнить страха ради иудейска (Ин. 19:38). Страх сковал сознание, волю, чувства, и только любимый ученик Иоанн вместе с Матерью Спасителя, Пречистой и Преблагословенной Царицей Небесной, стоял у Креста.

Вся та парадоксальная мудрость, которая является в Кресте Господнем, составляет основу нашей веры. Ведь наша вера — это не про силу, не про богатство, не про власть. Здесь не учат, как стать богатым, как стать властным, как продвинуться по служебной лестнице, как получить побольше полномочий — здесь никто никогда ни к чему подобному призывать не будет. Но здесь могут говорить о юродстве как о некоем совершенстве, когда человек под видом ментальной неспособности скрывает свой жизненный подвиг, полностью предавая себя на волю Божию и отказываясь от всякой человеческой протекции, будь то политическая, административная или финансовая. Человек от всего отказывается, уповая только на волю Божию.

Расскажите об этом многим нашим современным преуспевающим людям! У виска пальцем покрутят: «Как же так? Ни денег, ни положения — нет, это не про меня»; потому и чувствуют несовместимость с православной верой. Но это глубочайшая ошибка, и доказательством тому — невероятная цивилизационная победа христианства над всей мощью языческой Римской империи с ее наукой, философией, правом, которое до сих пор в университетах изучается, с ее действительно мировой силой. Но где сейчас эта Римская империя? А крест Христов, который считался безумием в Римской империи, так и стоит. Не только над Голгофой — он стоит над всем миром.

Сила Креста привлекла огромное количество жителей всей нашей планеты. Мы сейчас не говорим о богословских различиях — речь о самом феномене веры в Христа Распятого. Это действительно самая большая религиозная община в мире, несмотря на то, что многие силы работали, работают и будут работать над тем, чтобы деморализовать эту общину, ослабить, разделить при помощи различных толкований основ веры — все это было, есть и наверняка будет. Но мы, православные люди, прошедшие через особые испытания, — не нынешнее благополучное поколение, а наши отцы и деды — мы-то знаем, чего стоила верность Христу нашим старшим поколениям. Я уже рассказывал о своем деде. Этот человек, ни в чем не повинный, прошел 47 тюрем и множество лагерей только потому, что верил в Бога, был православным и боролся с так называемым обновленчеством, квазицерковью, которой безбожная власть хотела заместить веру православную. Но ведь таких, как он, были тысячи! Вот на крови этих мучеников и созидается Церковь Божия, и, думаю, во многом их молитвами хранится вера в нынешних поколениях русских людей, живущих в нашей благословенной стране.

Сегодняшние воспоминания, конечно, связаны с такими понятиями, как боль и страдание. Многим это очень тяжело понять, особенно людям, которые ориентированы на благополучие, на комфорт. Собственно, в этом нет никакого греха — человек работает, получает хорошие деньги, у него семья, дети, и обеспечение их всем необходимым совершенно нормально. Но при одном условии: все это нормально и допустимо, если основное целеполагание не сводится к материальному благополучию, если основное целеполагание связано с устремлением ввысь, в небо, к Богу. Если человек так строит свою жизненную траекторию, он наследует Царствие Божие, но благополучен и в земных своих делах, потому что честный пред Богом человек честен и перед ближними своими. И молящийся человек может опираться не только на свои силы, но обретает возможность опираться на силу Божию.

День воспоминания о страданиях Спасителя, когда мы преклоняем свои главы перед крестом Господним, очень важен для нас. Во-первых, потому, что именно крест спасает нас, ибо крестом Господь спас род человеческий. Но в этом также указание на то, что кресты, возлагаемые на нас Его Промыслом, то есть наши скорби и страдания, могут быть спасительными. Это не значит, что мы должны навлекать на себя эти страдания — нет! Надо молиться, чтобы Господь ограждал нас от скорбей, болезней. Но если Господь посещает нас скорбью, мы не должны впадать в смятение, мы не должны терять веру. Мы должны принимать эту скорбь и отвечать на нее не своими причитаниями, но глубокой верой и молитвой ко Господу. И надо помнить, что все кресты, которые возлагаются на нас, — это наши кресты; это Господь возложил на нас эту скорбь и это страдание.

Другой разговор, если скорби происходят от наших грехов. Вспоминаю, как я жил в Ленинграде, в скромной родительской квартире, а по соседству жила молодая женщина, активная, работоспособная. Время от времени она и в храм ходила, а еще любила ко мне прийти и поплакаться. Как-то приходит и говорит: «Вот ты в семинарии работаешь, должен знать. Я к Николаю Чудотворцу ходила-ходила, а Борьку посадили!» А Борька был ее муж, который проворовался. К чему я это говорю? К тому, что Господь не спасает нас от всех скорбей. Те скорби, которые происходят от наших грехов, нашей неправды или нашей глупости, мы должны нести до самого конца, пока они не будут исчерпаны нашей молитвой и нашим покаянием.

Размышления о Кресте Господнем, конечно, связаны с размышлениями о смысле нашей жизни. Можно ли считать, что смысл жизни — в наслаждениях, радости, веселом времяпрепровождении, зарабатывании денег, их немедленной трате на себя любимого? Но тогда человек теряет смысл жизни, если всего этого лишится, а это самая страшная трагедия. Все было хорошо, на машине ездил, дом, дача, работа, все благополучно — и вдруг ничего нет! Некоторые действительно в петлю залезают, но ведь это не путь! Потому что петля — это путь в вечные страдания, в вечную муку, в вечный ад.

Так вот, для того чтобы не было таких угрызений совести, сознания того, что ты неудачник, мы должны нашу работу, наше учение, вообще всю нашу жизнь соединять с самым главным — с верой в Господа и с нашей молитвой. Ведь если мы в союзе с Богом, если мы верим в Него, если мы обращаемся к Нему за помощью, то Он нам отвечает. А если бы не отвечал, никто бы из нас сейчас в этом храме не стоял. Зачем это надо, если никто не отвечает и не помогает? Но мы верим в Бога, потому что каждый из нас, в той или иной степени, этот ответ от Господа в какой-то момент жизни получил или очень близок к тому, чтобы получить.

Обращаясь к теме креста, хотелось бы еще и еще раз сказать: крест может быть орудием пытки, а может быть путем к Богу. Все зависит от того, как мы воспринимаем наши скорби и страдания. Если воспринимаем с верой в Господа, с упованием на Его Промысл, если нас не покидает вера, если мы сопровождаем скорбные дни горячей молитвой, то Господь выводит нас из этих трудностей, снимает с креста и мы становимся еще более сильными, чем до того, как на него взошли. А ропот, скорбь, разочарование, упреки, осознание себя неудачником по жизни — это не от Бога, это от диавола. От этого нужно убегать как можно быстрее, потому что в таком восприятии жизни нет никакого спасения, а одна только гибель.

Праздник Воздвижения учит нас тому, что крест Христов есть мерило истины, мерило праведности. Он помогает человеку точно определить, по правильному ли пути он идет или нет. Но Крест Христов — еще и сила, которая происходит от Самого Бога. И когда мы призываем крест Господень, когда мы осеняем себя этим крестом, когда мы верим в искупительную силу Господа, мы привлекаем не человеческую силу, не силу той или иной политической партии, правительства или армии, а мы привлекаем силу, превышающую всякую человеческую силу, — силу Божию.

Вот почему один древний византийский церковный гимн начинался словами «прославим крест Господень, силу нашу, упование наше». И дай Бог, чтобы эта молитва ко Господу Распятому сопровождала нас не только во времена тяжкие, когда мы действительно проходим через трудности, но и тогда, когда мы радуемся, когда у нас светло и хорошо на сердце. И тогда, обращаясь ко Господу, нужно вспомнить: если есть радость, которую мы обрели от Бога, то благодаря тому, что Он взошел на Крест.

Силой креста Господня да хранит Господь народ наш, Церковь нашу, власти, воинство и каждого, кто с верой и надеждой обращается к кресту Господню как символу, знаку и орудию нашего спасения. Аминь».

В дар приходу в память о состоявшемся Патриаршем богослужении Предстоятель передал образ Спаса Нерукотворного.

Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храма преподобного Сергия Радонежского, Патриаршего подворья в Гольянове г. Москвы наград Русской Православной Церкви были удостоены:

  • Н.В. Алешин, префект Восточного административного округа г. Москвы, — Патриаршего знака храмостроителя;
  • С.Ю. Паничкин, генеральный директор ООО «Юнистройпроект», — Патриаршего знака храмостроителя;
  • С.Г. Малышев, первый вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК "Норильский никель"» — Патриаршего знака храмостроителя;
  • И.А. Коптелов, генеральный директор ООО «Эльбрус» — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
  • А.А. Степаненко, заместитель префекта Восточного административного округа г. Москвы по строительству, — медали ордена преподобного Сергия Радонежского;
  • А.А. Спиридонов, заместитель директора Департамента обеспечения регуляторной политики Правительства Российской Федерации, — медали ордена благоверного князя Даниила Московского;
  • С.В. Хавронюк, директор департамента управления делами ПАО «ГМК "Норильский никель"», — Патриаршей грамоты.

Всем участникам богослужения были вручены иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси