Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В праздник Вознесения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в московском храме «Большое Вознесение» и возглавил хиротонию архимандрита Иоасафа (Вишнякова) во епископа Славгородского и Каменского

29 мая 2025 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Иоасафа (Вишнякова) во епископа Славгородского и Каменского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 мая с.г. (журнал № 34), стал правящим архиереем Славгородской епархии Алтайской митрополии.

Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, настоятель храма «Большое Вознесение»; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; учащиеся воскресной школы.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным викариатством Московской (городской) епархии; митрополит Вологодский и Кирилловский Савва; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; епископ Рубцовский и Алейский Роман; епископ Бийский и Белокурихинский Серафим; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа столицы, настоятель храма «Большое Вознесение»; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; игумен Дионисий (Воздвиженский), епархиальный духовник монастырей Вологодской епархии; игумен Ферапонт (Широков), наместник Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, проректор по воспитательной работе Вологодской духовной семинарии; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; клирики Алтайской и Вологодской митрополий, духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали: губернатор Вологодской области Г.Ю. Филимонов; первый заместитель директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма «Большое Вознесение» под управлением Е.Н. Тарасовой.

На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Птицын, клирик храма «Большое Вознесение».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Славгородского и Каменского Иоасафа на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«В сей священный день воспоминания о Вознесении Господа на небеса, во время Божественной литургии в этом известном в Москве храме, сонмом архипастырей ты был поставлен на высокую свещницу епископского служения. Добрый пастырь ниспослал на тебя Духа Своего Пресвятого, наставляющего и утверждающего, просвещающего и освящающего души человеческие (стихира праздника).

Ущедренный обильными дарами благодати и связанный узами данной тобой перед лицом Церкви архиерейской присяги, открываешь ты ныне новую главу в книге жизни своей, которая до конца твоих дней должна наполняться письменами заботы о вверенной тебе пастве и непрестанным подвигом самоотвержения. Запомни это слово: не может быть архиерейского служения без самоотвержения. Потому что, когда нет самоотвержения, есть эгоцентризм: архиерей поставляет себя в центр всего, требует человеческих похвал и преклонения и, чем больше утверждается в неправедности, тем больше отчуждается и от духовенства, и от паствы.

Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель сказал: "Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Мф. 5:14). Обязан и ты, как преемник апостолов, быть светильником для окружающих, чтобы, видя твои добрые дела, люди прославляли Небесного Отца (Мф. 5:16). Запечатлей навсегда в памяти твоей, в сердце твоем слова апостола Павла: "Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве — чистоту, степенность, неповрежденность" (Тит. 2:7). А что такое неповрежденность? От чего человек повреждается? Пьяница — от употребления алкоголя; безумный человек, потерявший меру наслаждениям, — от злоупотребления насаждениями. Другими словами, человек повреждается своей неправильной жизнью.

Епископское служение, как уже сказано, действительно требует самоотречения, а также терпения и мужества. Однако ни на мгновение не помышляй, что можешь достойно совершить это делание лишь своими собственными усилиями. Со смирением уповай на Господа, и Он поддержит тебя во всех трудах и подвигах, к которым ты ныне призван.

Знаю, что одним из предметов твоих научных изысканий являются жизнь и служение архиепископа Михаила (Мудьюгина). Это был ревностный труженик на ниве церковной, с которым мне довелось быть хорошо знакомым лично, потому что он был другом моего отца. Он посещал наше жилище в тогдашнем Ленинграде, музицировал на пианино, которое стояло в нашей единственной комнате, и беседовал с отцом, тайно готовившим его к принятию священного сана. Тайно — потому что будущий владыка был в то время доцентом Горного института. А в советское время, если такой человек шел в священство, то это означало, что кто-то недоработал, а сам человек заслуживает порицания и даже большего.

Поэтому обучение владыки Михаила проходило втайне, но я хорошо помню, как это было. Кажется, я уже рассказывал, что наблюдал за всем этим обучением. Как-то раз отец мой запоздал, что-то задержало его на приходе, и будущий владыка Михаил, тогда еще Михаил Николаевич Мудьюгин, сидел, ожидая отца. Ему было скучновато, и я спросил: "Михаил Николаевич, может быть, вам послужить?" Он говорит: "А что ты можешь послужить?" Отвечаю: "Молебен могу послужить или панихиду". Он говорит: "Послужи панихиду". Я ему послужил, и, когда пришел отец, смущенный Михаил Николаевич рассказал: "Вы знаете, меня в неловкое положение Ваш сын поставил, — я поймал себя на том, что я бы вот так, без требника, панихиду не отслужил".

Вот такие у нас были замечательные отношения, и я вспоминаю об этом с большой теплотой к владыке Михаилу. Посоветовавшись с моим отцом, он принял решение стать священником, а через какое-то время был, как известно, отправлен в Астрахань, потому что, ввиду его высокого научного авторитета, известности в городе на Неве, тогдашние местные власти не могли допустить, чтобы его служение проходило в этом граде. И владыка уехал в Астрахань, где я его навещал. Помню его скромный образ жизни, аскетические условия его пребывания в совсем небольшом домике. Но владыка был исполнен оптимизма, энтузиазма, ни о чем не жалел, и в этом проявлялись его духовная культура, преданность Господу и уверенность в правоте пути, который он избрал. Убежден, что ты, исследуя его жизнь, найдешь много примеров для подражания, которые, конечно, тебе пригодятся в предстоящем служении.

Большая власть, сосредоточенная в руках епископа, может, к сожалению, пробудить в его сердце греховные наклонности. Время от времени мы сталкиваемся с такими проблемами. А что это за наклонности? Любоначалие, то есть любовь ко властвованию; зависть — "а вдруг у какого-то батюшки что-то лучше, чем у меня? Как же так? Может быть, его куда-нибудь на другой приход перевести, для смирения?" Вот этого не должно быть. Все, что нам Господь дает, мы должны с благодарностью принимать, и никакого любоначалия, зависти у архиерея быть не может. Как только архиерей начинает завидовать, он полностью теряет авторитет среди духовенства, а потом и среди паствы. Поэтому уклоняйся от таковых соблазнов и непрестанно возгревай в себе добродетели, которым нас учит Господь.

Как правящий архиерей ты призван с усердием и постоянством возвещать людям слово Божие, наставлять паству в истине Христовой и быть для нее неусыпным стражем, ограждающим от духовных опасностей и соблазнов. Заботься о том, чтобы в Церкви сохранялись единство и мир. Особое попечение имей о священнослужителях, которые призваны быть твоими помощниками в трудах на ниве Божией, вдохновляя их личным примером и благочестивой жизнью. Ведь ничто лучше не воздействует на духовенство в плане укрепления авторитета Преосвященного, да и в плане коррекции их жизненной траектории, которая не всегда бывает соответствует высоте пастырского служения.

Важнейшим деланием архипастыря является богослужение и созидание церковных общин вокруг Чаши с Телом и Кровью нашего Господа. Именно в Литургии раскрывается полнота церковного бытия, и через участие в Евхаристии верующие становятся подлинными братьями и сестрами во Христе, ибо один хлеб, и мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17). В сем Таинстве, соединяясь с Богом, верные черпают духовные силы и получают благодатную поддержку для преодоления жизненных испытаний, для совершения своего христианского призвания.

Уделяй особое внимание людям, которые остро нуждаются в помощи и поддержке: страждущим, обремененным тяжелыми недугами, инвалидам, сиротам, престарелым, всем, кто подчас смотрит на Церковь как на последнюю надежду, а на архиерея — и как на последний источник некоей материальной помощи. Заботься о них, вспоминая призыв апостола Павла: "Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем" (1 Фес. 5:14). Помни, что милосердие и благотворительность свидетельствуют о вере Христовой гораздо сильнее и ярче, чем самые возвышенные слова. Молюсь Вседержителю, дабы твои дела были живым свидетельством о Евангелии для окружающих тебя людей.

Твоему попечению вверяется Славгородская епархия, входящая в состав Алтайской митрополии. Надеюсь, что в лице Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Барнаульского и Алтайского, участвовавшего ныне в твоей хиротонии, ты обретешь мудрого доброго наставника и старшего брата.

Многое еще можно было бы сказать тебе ныне, но невозможно предвидеть все обстоятельства и тяготы твоего грядущего служения, ибо какой человек в состоянии познать совет Божий (Прем. 9:13) и кому дано знать путь Его промысла? А потому не тревожься о том, что будет или чего не будет, но будь верен тому, что требует от тебя сейчас Господь. Ходи перед Богом и будь непорочен (Быт. 17:1), являй кротость и смирение, за которое дается благодать (1 Пет. 5:5). Пусть меня сейчас услышат, с полной ответственностью, и ты, и все наши архипастыри и пастыри, которые иногда об этом забывают: благодать дается нам за кротость и смирение. А кротость и смирение, еще раз повторю, не синоним слабости, особенно тех, кому Господь вручает жезл управления паствой.

Теперь же по древнему обычаю надлежит и мне вручить тебе сей архиерейский жезл. Пусть он всегда напоминает тебе о высоком призвании служить Христу и Церкви, чтобы в день явления Его ты мог услышать: добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего (Мф. 25:21).

Прими сей жезл и от полноты ниспосланной тебе благодати благослови предстоящий народ православный, молитвенно соучаствовавший в твоей архиерейской хиротонии. Аминь».

По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Было совершено славление празднику Вознесения Господня.

Затем протопресвитер Владимир Диваков приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святителя Николая Чудотворца и букет белых роз.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой отец Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником, который мы отмечаем в этом московском храме, посвященном событию Вознесения. Сейчас мы услышали правильные слова о временах. Времена, конечно, меняются. Россия была православной страной, православной империей, которая не только обеспечивала мирную, спокойную и духовно насыщенную жизнь православных на своей территории, но также была покровительницей Православия практически во всем мире, особенно же на Востоке. Там, где имело место давление мусульманских правителей, Русская Церковь и особенно власти Российской империи были защитниками и покровителями православной веры.

Потом многое изменилось, мир, конечно, стал совсем другим, но и сегодня требуется защищать православную веру. Но не от тех гонений, какие были в древности или в нашей недавней истории, когда применялось насилие для того, чтобы ликвидировать Церковь, чтобы ограничить деятельность духовенства, чтобы изолировать народ, особенно молодежь, от всякого соприкосновения с Церковью. Эти времена ушли, и все эти способы борьбы с верой оказались несостоятельными, потому что даже в ту пору вера сохранялась.

Я хорошо помню те времена, потому что мой отец был священником, и многое происходило в нашей маленькой комнате, в которой жили пять человек. К нам приходили люди, исповедовались, кто-то изучал основы Православия — и все это в атеистической стране. Но по-настоящему страна никогда не была атеистической. Атеистическими были власти, те люди, которые пытались рулить нашей историей и которым в какой-то момент многое удалось. Но потом в одночасье, как в словах молитвы "внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся", действительно обнажились все дела, и рухнул строй, который считал себя непобедимым, самым передовым, который требовал, чтобы его опыт распространялся на весь земной шар. Он ушел в небытие, а вместе с ним — и государственный атеизм.

Но нам уже не следует много говорить об этом недавнем прошлом. Нам надо говорить и думать о сегодняшнем, о настоящем. Кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). Сегодня мы имеем все необходимое для развития всех сторон церковной жизни, а потому никакой добродетелью настоятеля не является то, что у него в храме, помимо богослужения, молодежные кружки, различного рода организации, благотворительность. Это не сверхдолжные дела, а самые обычные, от которых мы были отучены, но которые являются неотъемлемой частью приходского служения.

Благодарю Господа за то, как сегодня эти приходские служения осуществляются в городе Москве. Посещаю новые районы, где возводятся и будут по милости Божией построены около четырехсот новых храмов. Само по себе это и Божие чудо, и великий знак того, что действительно особая миссия возложена на нашу Церковь и нашу страну. Ничего подобного не происходит нигде в мире — а в России происходит. И мы воспринимаем это, опять-таки, не как сверхдолжные дела, а как часть нашей приходской, епархиальной христианской жизни.

Дай Бог, чтобы так и дальше продолжалось. Чтобы голова не кружилась от успехов, чтобы наши успехи сопровождались смиренной самооценкой того, чего мы еще не сделали в своей приходской жизни, в своей, может быть, личной, семейной жизни. Потому что, покуда есть такая критическая самооценка, есть и пространство для развития. А если человек говорит: "Душа, ешь, пей, веселись" (см. Лк. 12:19)? Конечно, обычно говорят иначе: "Слава Богу, по милости Божией всё у нас в порядке — и на приходе, и в общении с людьми всё у нас хорошо". Вот если так говорим, то, конечно, есть опасность. С одной стороны, мы должны благодарить Господа за то, что имеем, но, с другой стороны, мы не должны разучиться ставить перед собой всё новые и новые задачи, направленные на укрепление веры, в первую очередь среди детей и молодежи, среди невоцерковленных семей, среди тех, кто стесняется, или боится, или просто не имеет привычки идти в храм Божий.

Другими словами, необходимо, чтобы наше миссионерское, апостольское служение, которое есть непременная составляющая служения Церкви Христовой, осуществлялось через труды каждого из нас. Вот если каждый хоть частичку апостольского служения примет на себя, приведет кого-то ко Христу, протянет руку помощи тому, кто нуждается, поможет людям, которые отчаялись, превратились в циников, отказывающихся от веры, от Родины и вообще от всего святого, — вот если каждый хотя бы маленькую частицу внесет в исправление этих недугов, то это и будет наш ответ на ту благость, которую Господь простер сегодня над нашей Церковью, над нашими приходами, над нашими монастырями.

Поэтому молитва моя за Отечество наше. Чтобы Господь не оставлял нашу Родину, чтобы всегда во главе страны нашей были люди православные, поскольку страна православная. Чтобы всегда сохранялись те духовные ценности, без которых Россия потеряет свою идентичность, свою самобытность. Чтобы каждое последующее поколение русских людей, граждан России и даже не граждан, живущих в нашей стране, воспринимало свою ответственность перед Богом, перед Церковью и перед историей за продолжение духовной жизни и духовной традиции нашего народа.

Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим замечательным престольным праздником — отца настоятеля, духовенство храма сего, приходской актив и всех прихожан. Помогай всем вам Господь трудиться во славу Божию и во спасение собственной души. Аминь‘».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси