В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, Президентская академия) в рамках проекта «Диалоги» по линии взаимодействия с Научно-образовательной теологической ассоциацией состоялась открытая лекция «Историческое сознание российского общества и западная цивилизация». Спикером мероприятия, приуроченного к 80-летию Великой Победы, выступил президент Научно-образовательной теологической ассоциации, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры доктор богословия епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.
Историческое сознание тождественно самопознанию на народном и государственном уровне, отметил епископ Кирилл. Поэтому разговор об историческом сознании со студентами Президентской академии архиерей начал с тезиса о важности духовного опыта самопознания и саморазвития.
«На протяжении ХХ века наш народ дважды столкнулся с кризисом исторического сознания: вначале в связи с обрушением Российском империи, а затем — с распадом СССР. Западные ценности для нас неприемлемы, а попытка продвинуть их обернулась упадком духовной культуры и потерей нравственных ориентиров в последние три десятилетия», — подчеркнул ректор МДА.
Русская культура и литература начиналась с творений канонизированных авторов, чего не знала Западная Европа, заявил епископ Кирилл, упомянув о таких произведениях, как «Повесть временных лет» Нестора-летописца и «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона. Русский народ самоидентифицируется в этих произведениях не по крови, а по вере, по единству исторического сознания. Авторы подчеркивают единство русского народа с окружающим миром. Но по мере роста мощи Российского государства в Европе начинается демонизация России.
С XVI-XVII веков при описании России европейцы обычно придерживаются одной из трех тенденций: либо они пишут о ней как о некоем курьезе в виде сборников исторических анекдотов; либо эмпатически, но глядя сверху вниз; либо как об экзистенциальной угрозе существованию Европы. Так, в книге де Кюстина, изданной в 1836 году, впервые появляются характеристики России как «тюрьмы народов» и «империи зла». Во время Крымской войны в оборот вводятся выражения «русский медведь», «православные варвары» и «варварские орды». Основоположники марксизма-ленинизма называли Россию «реальным врагом Запада».
С 1930-х годов ХХ века предпринимаются попытки отождествлять системы фашистской Германии и СССР. После войны множатся утверждения, что «русские не умеют воевать, из-за чего погибло 27 миллионов солдат», хотя на полях сражений пали 8,6 миллионов советских воинов, а основную массу безвозвратных потерь СССР составили мирные граждане. Заговорили о «зверствах» советской армии в Европе, не сказав ни слова о массированных англо-американских бомбежках Дрездена в феврале 1945 года, жертвами которых стали 275 тысяч мирных жителей, а в 1950-1960-е годы начали открыто подменять антикоммунистическую идеологию антироссийской.
«Между тем Русский мир — это не про завоевание других народов, а культурное и духовно-нравственное понятие, сохранение традиционных христианских ценностей. Не случайно сейчас в Россию переезжают семьи из Западной Европы, США, Австралии, где христианство подчас заменяется сатанинством. Наше историческое сознание является силой сопротивления этим неприемлемым тенденция развития западной цивилизации», — отметил в заключительной части своей лекции епископ Кирилл.
Отвечая на вопросы студентов, архиерей обозначил факторы, способствующие развитию мировоззренческого кризиса, выразил надежду на победу здоровых сил в западном обществе и назвал отказ от потребительского общества и готовность к самопожертвованию лучшей профилактикой разводов в обществе.
В завершение студенты Президентской академии высказали единодушное пожелание о подключении представителей духовенства к подготовке в РАНХиГС государственных служащих.