"Сорок сороков"

Работа с окнами в мир

На Пасху Высоко-Петровский монастырь провел одно из самых ярких праздничных мероприятий столицы ― Петровский Пасхальный фестиваль. Обитель святителя Петра с древности объединяла вокруг себя людей. Сегодня она находится в центре мегаполиса и не просто открывает свои двери для мирян, но и сама идет им навстречу. Основной точкой соприкосновения с внешним миром является информационная служба монастыря, которую, возглавлял молодой послушник, а за время подготовки нашего интервью он принял иноческий постриг с именем Макарий. С ним мы поговорили о разных сторонах деятельности монастыря, его информационной и просветительской работе.

— Высоко-Петровский монастырь находится в авангарде столичной церковной жизни. Он открыт для мирян и, в частности, для молодежи. А информационная служба стоит на самом передовом рубеже. Как Вы справляетесь с такой ответственностью?

— Когда нам с коллегами поручили создать пресс-службу монастыря, поначалу мы не представляли, что нас ждет. Вообще-то у меня нет журналистского образования, и работать в информационной службе я начал по послушанию. Конечно, что-то получается, а что-то нет. Однако после того, как случаются авралы, завершаются сложные мероприятия, начинаешь осознавать, что все прошло на самом деле очень легко. И в этом я вижу закономерность монашеской жизни: если тебя благословили ― безропотно выполняй и тогда ощутишь помощь Божию. В целом принципы работы информационной службы монастыря можно назвать общими, как в любой другой пресс-службе.

Высоко-Петровский монастырь

— Как Вы оказались в Высоко-Петровском монастыре?

— Я приехал в Москву учиться в Православном институте святого Иоанна Богослова. Мои родители ― люди старой закалки, они хотели, чтобы сначала я получил светское образование и только после этого ― образование духовное. Однако мы нашли компромисс, ведь в православном институте я одновременно мог учиться и на кафедре экономики, и на кафедре теологии, таким образом удовлетворив свои и их желания. Поначалу так и было.

В это время в жизни вуза случилось очень значимое событие. Святейшим Патриархом было принято решение назначить нашего ректора, игумена Петра, настоятелем храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Новой площади. Тогда в этом храме располагался Музей Москвы, и ректор с преподавателями и студентами получил отказ дирекции музея в просьбе совершать там богослужения. Поэтому еженедельно служили прямо на улице, со стороны алтаря. Но уже через год мэр Москвы принял решение ускорить процесс освоения музеем ранее переданных зданий Провиантских складов у метро «Парк культуры», и богослужения все же стали совершаться в храме. Вот на такую не простую, но духоподъемную обстановку пришелся мой разговор с ректором о желании священнического служения в будущем и, возможно, монашества. Тогда отец Петр ответил, что для исполнения моего желания мне нужно поступать в семинарию, а пока можно испытать себя, неся алтарные послушания в храме.

По прошествии какого-то времени, в марте 2013 года, отца Петра назначили наместником Высоко-Петровского монастыря. Тогда же в храм на Новую площадь прибыл ковчег с частицами Покрова и Ризы Пресвятой Богородицы, и отец ректор ежедневно совершал перед святыней молебны. В день своего назначения отец Петр служил очередной молебен, а я решил по-доброму подшутить и положил ему записку, в которой написал «о здравии игумена Петра с братией Высоко-Петровского монастыря». Тогда я сказал ему: «Отец Петр, не буду Вас поздравлять, а попрошу только об одном — принять меня в братию обители». На что батюшка ответил: «Пиши прошение о зачислении в монастырь трудником, а там посмотрим». Так я оказался здесь.

В монастыре меня назначали на различные послушания: и в алтаре, и в трапезной. Немного я потрудился и в паломнической службе, но в итоге получил послушание в пресс-службе. Насколько я понимаю, наместник решил, что создавать и наполнять содержанием это подразделение монастыря должен не мирянин, а человек, живущий внутренней жизнью обители.

Высоко-Петровский монастырь

— Работу в информационной службе я бы назвала самым немонашеским послушанием...

— Иногда меня посещает такая мысль, но я говорю себе, что всякое послушание в монастыре является монашеским, и если оно делается по благословению ― все встает на свои места.

— Среди моих знакомых есть такие монахи, которые, подвизаясь в отдаленном монастыре, стараются не выходить даже в ближайшее село. Им это тяжело. Поэтому трудно представить, чего стоит регулярно покидать монастырские стены и общаться с мегаполисом.

― Наверное, у таких монахов есть большой опыт «классического образа монашеской жизни». Они постоянно пребывают в стенах монастыря и имеют общение преимущественно с братией. Наш монастырь находится в центре Москвы и уже самим этим вписан в контекст городской жизни. Когда я вижу ту пользу для паломников, прихожан, участников наших культурных, просветительских проектов, которую приносит обитель, то все шумы отходят на второй план.

Высоко-Петровский монастырь

― У кого Вы учитесь в профессиональном плане, если у Вас нет специального образования?

― Когда меня только назначили на это послушание, я советовался по каждой запятой с наместником. Если у нас просили какое-либо интервью, мы с ним обсуждали, как это можно лучше сделать. Если я писал какой-то текст, обязательно нес его на проверку отцу Петру, и он его правил, перечеркивал, порой даже переписывал, объяснял, как правильно.

В РПИ св. Иоанна Богослова, где я учусь, есть кафедра журналистики, и заведует ею Елена Викторовна Жосул. Этот человек мне очень помог. Елена Викторовна познакомила меня с профессиональными журналистами, которые также помогают мне в моей работе. Мне пришлось пройти этот своеобразный экспресс-курс, но тем не менее я должен сказать, что продолжаю чувствовать себя необразованным в медийном плане. Поэтому стараюсь учиться, повышать квалификацию, не стоять на месте. Ведь кажется, что проекты и праздники в монастыре повторяются из года в год. Но если в прошлом году ты использовал определенные приемы и методы для освещения этого события, то в следующем году они не будут работать. Контекст и содержание меняются, поэтому информацию каждый раз нужно подавать по-новому.

― Надо сказать, что монотонность и однообразие ― не характерные черты жизни Высоко-Петровского монастыря. В обители активно развивается работа с молодежью, проводятся квесты...

― Все эти мероприятия, как правило, собирают самую разновозрастную публику. Началось все с того, что наместник решил организовать общение для нашей молодежи таким образом, чтобы они не разбегались после службы, а оставались в монастыре, смотрели фильмы, обсуждали различные темы и вместе с тем помогали бы монастырю, детским домам, хосписам ― вели социальную и миссионерскую работу. И мы думали, как это сделать... Самый простой способ ― объявить после службы, что все желающие моложе тридцати лет могут остаться на собрание молодежного клуба. Но отец Петр попросил нас с братией придумать что-то интересное, что-то, что сделало бы появление молодежного клуба при монастыре значимым событием и было бы интересно молодым людям. Так появились квесты.

Задание квеста

В феврале прошлого года мы объявили, что первая встреча молодежного клуба будет в формате квеста по Высоко-Петровскому монастырю. На него сразу записалось около 40 человек. А у нас наготове было только десять заданий, поэтому в последнюю ночь пришлось придумывать еще двадцать заданий! Но сделать это оказалось гораздо проще, чем потом оформить их в едином стиле. И наша прихожанка Виктория занималась этим всю ночь: рисовала, вырезала свитки с заданиями, «старила» их ― для этого каким-то специальным образом «запекала» их в духовке. В итоге получилось тридцать заданий, три разных маршрута ― чтобы группы не пересекались. Маршрут игры был проложен внутри монастырских стен. Участники заходили в храмы, в музей, актовый зал. Мы задействовали в программе квеста даже некоторых наших сотрудников. Например, в Сергиевском храме за подсвечниками ухаживает Зинаида Ивановна, «бабушка ― Божий одуванчик». У нее есть обычай: она всегда ходит в рабочих халатах разного цвета, но все они в горошек. И одно из заданий мы положили в карман ее халата. Чтобы получить его, участники должны были найти «хранителя в горошек». Всегда было очень забавно наблюдать за тем, как это происходило. Представляете, пятнадцать человек заходит в пустой будничный храм, в котором находится только одна Зинаида Ивановна в халате в крупный горошек. И никто не может понять, что же они ищут.

Селфи участников квеста с наместником игуменом Петром (Еремеевым)

Мы придумали для нашего квеста необычное название: «Селфи с монастырем». Почему так? Когда мы задумывали этот квест, то ориентировались в основном на нашу молодежь. Но несмотря на то, что ребята являются нашими прихожанами, они не всегда знают названия строений монастырского ансамбля и порой не знают их истории. Поэтому десять заданий были придуманы для того, чтобы участники узнали об истории каждого храма и здания монастыря, научились бы различать их архитектурные особенности. Квест идет час, за это время три группы успевают ответить на все вопросы, отгадать все загадки, и, таким образом, познакомиться с историей нашей обители.

Сейчас на эти квесты приходят и дети. Но для них сначала проводят небольшую экскурсию по монастырю, а сам квест «закрепляет» материал. Я заметил, что на одни и те же вопросы дети отвечают правильно только после прохождения маршрута.

Квест в день памяти святителя Петра

― Квесты начали проводить с празднования 700-летия со дня основания обители?

― Получается так. С 2015 года.

Считается, что когда-то митрополит Петр прошел от Кремля к тому месту, где сейчас находится монастырь, появилась тропинка, а впоследствии ― улица, которая была названа Петровкой. В прошлом году в день памяти святителя Петра, 6 сентября, мы сделали квест по всей улице, назывался он «Тайны древней Петровки». Мы нашли интересные локации, задействовали разные здания с нашим фирменным подходом: десять заданий на каждую группу. Маршрут начинался у Кутафьей башни на Красной площади, а завершался в саду Эрмитаж, где стояла большая сцена, на которой можно было провести награждение. У нас было тридцать команд, а это 300 человек. Организовать такое количество команд было крайне трудно, и мы стали искать людей, которые могли бы организовать квест профессионально. Нам отвечали на наши просьбы: «Ну что вы! Мы делаем квесты для групп до пятидесяти человек». Хотя к тому моменту официально зарегистрированных участников было уже гораздо больше, мы не предполагали, что их будет в шесть раз больше. В итоге, не найдя помощи, нам все пришлось делать самостоятельно. Основная сложность заключалась в том, что на протяжении всего маршрута, от Кремля до сада Эрмитаж, невозможно было проследить за местом, где ты прячешь задания, по примеру монастырского квеста. И было решено, что на каждой точке должен стоять ответственный человек, но не просто человек, а аниматор. И на протяжении всего маршрута стояло несколько десятков аниматоров, у них были определенные роли, они были переодеты в разных персонажей, например, в афроамериканца или в полицейского, кто-то стоял с лошадью, были среди персонажей даже Шерлок Холмс. После прохождения каждого задания команда получала фрагмент QR-кода, который нужно было собрать, и он указывал на финальную точку — сад Эрмитаж.

Квест в день памяти святителя Петра

― Сколько человек в итоге занималось организацией?

― Вся ответственность легла на руководителя паломнической службы монастыря, теперь уже диакона, Романа Криницына. Мы, конечно, помогали ему. Он занимался всем: начиная с составления заданий и заканчивая тем, что договаривался, чтобы аниматору, например, разрешили стоять четыре часа у дома 38 на улице Петровка. (Это была целая история: нужно было получить разрешения в разных инстанциях на то, чтобы в определенный день сотни людей могли перемещаться по улице и выполнять какие-то задания).

Отдельная история связана с созданием призового фонда для победителей. Наши друзья ― Театр наций во главе с Евгением Мироновым ― предложили в качестве приза билеты на свой спектакль, Департамент национальной политики, межрелигиозных связей и туризма города Москвы нам подарил билеты на фестиваль «Круг света». Рестораны и магазины, расположенные на Петровке, также предложили свою помощь и придумали специальные номинации, в которых вручили призы. В итоге из тридцати команд пятнадцать ушли с подарками.

После обращения монастыря рестораны и бутики придумывали специальную программу скидок к празднику святителя Петра. Например, ресторан Де Марко предоставлял 15% скидку всем, кого зовут Петр. А рыбный ресторан La Marée разработал специальное «петровское» меню, стилизованное под эпоху митрополита, коронным блюдом которого стала рыба под названием Сен-Пьер. (Всем, кто заказывал это блюдо, официанты рассказывали, что по легенде 2 темных пятнышка за жабрами рыбы Сен-Пьер ― это следы от пальцев самого апостола Петра. Он выловил рыбу по просьбе Иисуса Христа, и во рту у нее, как и было сказано Спасителем, нашел 2 монетки, чтобы заплатить мытарю налог на храм. С тех пор эта рыба так и называется ― Сен-Пьер, или рыба святого Петра, чье имя носит святитель Петр, митрополит Московский. ― Прим. ред.) Словом, по замыслу наместника вся эта активность должна служить тому, чтобы день святителя Петра стал праздником всей улицы, вышел из стен монастыря. Все эти жесты очень объединили людей. Можно даже провести параллель с раздробленными княжествами, существовавшими на Руси 700 лет назад, которые, в том числе и благодаря служению митрополита Киевского Петра, стали объединяться вокруг тогдашней Москвы. Похожее происходит и сейчас, когда в свой праздник святитель Петр объединяет людей.

― Вы представляете идеальную модель информационной службы монастыря?

― Это очень сложный вопрос, потому что на ум приходит сразу много характеристик, в том числе таких, которым мы пока не соответствуем.

― Тогда какие цели она должна перед собой ставить?

― Однажды архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, собирал всех игуменов и игумений, а также представителей информационных служб монастырей. И кто-то ему задал совершенно конкретный вопрос, касающийся информационной службы. Его спросили: для чего монастырю, закрытой от мира монашеской общине, рассказывать о себе? Службы в нем такие же, как и везде, для этого необязательно создавать сайт. Рассказывать о жизни монахов? Так они ушли из мира. После этого вопроса повисла пауза, потому что все понимали, что задан честный и откровенный вопрос. И владыка Феогност дал очень мудрый ответ. Владыка рекомендовал в работе информационных служб монастырей руководствоваться опытом душепопечения и так выстроить информационную работу, чтобы она вдохновляла прихожан, читателей сайтов знакомиться, изучать Священное Писание, предание Святых Отцов. Нужно сделать так, чтобы жизнь монастыря стала дверью в мир святоотеческой мудрости и опыта жизни во Христе. В нашей работе мы руководствуемся этим принципом, все наши новости о богослужениях обязательно включают в себя выдержки из проповедей наших отцов или познавательную историческую справку. А в социальных сетях мы дополняем информацию о церковных праздниках цитатами и историями из жизни прославленных и еще не прославленных в лике святых людей.

Петровский Пасхальный фестиваль. 16 апреля 2017 года

― На Пасху монастырь организовал Петровский Пасхальный фестиваль. Расскажите о нем.

― Петровский Пасхальный фестиваль стал уже традиционным. В этом году мы его проводим в четвертый раз. Все это время он проходит в рамках городской программы «Сорок сороков» при поддержке Департамента культуры города Москвы.

Идея создания фестиваля, насколько я знаю, принадлежит нашему наместнику. Отец Петр каждый раз принимает деятельное участие в организации фестиваля и до мелочей прорабатывает все вопросы лично. Думаю, благодаря этому, фестиваль и имеет такой успех.

Первые два фестиваля проходили внутри монастырских стен, тогда это выглядело очень необычно. Во дворе стояла сцена, с которой по всей обители разносились пасхальные песнопения, а перед ней фольклорные ансамбли играли с самыми маленькими прихожанами. По всей территории монастыря, как грибы, вырастали различные мастер-классы, например, по росписи пасхальных яиц.

Мы устанавливали на территории монастыря четыре красных двухметровых яйца, которые служили главным пасхальным украшением обители. Каждый раз эти пасхальные яйца привлекали к себе очень много внимания. И на второй год мы поняли, что территория монастыря уже не вмещает всех желающих посетить фестиваль, поэтому мы решили увеличить масштаб праздника, и уже на Пасху 2016 года Петровский Пасхальный фестиваль проводили на Петровке, под стенами монастыря. Была установлена большая сцена и десяток двухметровых макетов пасхальных яиц, которые и стали самой яркой и интересной деталью нашего фестиваля. Мы предложили ученикам разных художественных студий, школ и колледжей расписать эти макеты яиц в рамках конкурса.

Всех желающих принять участие мы просили предварительно прислать эскиз предполагаемой росписи и выбирали самые яркие и интересные работы. Совершенно очевидно, что за два часа, отведенные на конкурс, детишки не смогут полностью расписать такие большие яйца, поэтому правила нашего конкурса предусматривают возможность командам заранее прийти в монастырь и подготовить макеты. И обычно все участники пользуются такой возможностью: они наносят эскизы и разметку, готовят фон, делают очень сложную и трудоемкую работу. В этом году тоже были такие работы, и подготовительный этап занял целых два рабочих дня. А уже в рамках самого конкурса ребята делали завершающий этап, прописывали детали.

В этом году в рамках Петровского Пасхального фестиваля было расписано 20 яиц двадцатью командами соответственно, а это ― 120 человек. Было потрачено 300 литров краски разных цветов, 600 кисточек и валиков. Заявки на участие в конкурсе прислали почти 40 команд, их принимает Департамент культуры города Москвы, поэтому желающих стать конкурсантами фестиваля в будущем году просим направлять свои заявки туда.

С каждым годом масштаб Петровского Пасхального фестиваля заметно растет, увеличивается количество посетителей, меняются программы, но настроение, которое царит на площадке, остается неизменным.

Петровский Пасхальный фестиваль. 16 апреля 2017 года

Помимо росписи яиц, по-прежнему проводятся различные мастер-классы. Гостей учат звонить в колокола, ковать, лепить из глины, делать всевозможные поделки. В этом году наша паломническая служба провела экскурсии для 500 человек, а для самых любознательных устроила в монастыре конкурс в формате квеста.

Петровский Пасхальный фестиваль показал, что он интересен не только для детей, которые участвуют в мастер-классах или расписывают двухметровые макеты яиц, но и для взрослых, которые то и дело толпятся возле кузни и пробуют выковать своими руками памятный сувенир, например, гвоздь или простой столовый прибор.

В этом году во время праздника после обеда пошел дождь, который потом превратился в снег... И вначале показалось: все, сейчас все разойдутся. Но не тут-то было. Пасхальное настроение на бульваре было таким, что его можно было резать, как кулич, на куски и уносить домой. Команды, справившиеся с заданием, танцевали и водили хороводы вокруг своих работ, кто-то играл на гитаре. Гости плясали под зонтами и подпевали коллективам, выступающим на сцене. Некоторые посетители фестиваля постоянно курсировали между участниками и смотрели не только на то, как ребята расписали пасхальные яйца, но и на то, как те веселятся в эту непогоду. Счастливы были все.

Лично я промок до нитки, очень замерз, одежда от влаги стала такой тяжелой, что трудно было ходить, но хотелось остаться до конца. И в этот день у стен монастыря воцарилась такая пасхальная радость, что даже снег, дождь, холод и усталость ― все вместе не могло ни на йоту испортить это настроение.

Беседовала Елена Варова

Московская городская епархия

Фото: Высоко-Петровский монастырь