12 сентября 2025 года, в праздник обретения мощей благоверного князя Даниила Московского (1652) и перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря.
За богослужением состоялась хиротония архимандрита Иоанна (Железова), наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, во епископа Бронницкого, викария Патриарха Московского и всея Руси. Новорукоположенный иерарх был избран к епископскому служению решением Священного Синода от 24 июля с.г. (журнал № 60).
Перед началом богослужения у входа в собор Святейшего Владыку встречали: секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков; благочинный Данилова монастыря архимандрит Лука (Пинаев); руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова монастыря; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Егорьевский Мефодий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Лука (Пинаев), благочинный Данилова монастыря; протоиерей Игорь Якимчук, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; насельники Данилова монастыря в священном сане, духовенство г. Москвы.
Богослужебные песнопения исполнил хор Данилова монастыря (регент — Г.Л. Сафонов).
Среди молящихся за Литургией в храме присутствовали: руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; генеральный директор телеканала «Спас» Б.В. Корчевников; руководитель ювелирно-художественной мастерской «Апостол» И.С. Харьков.
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви портале Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.
На великом входе состоялась хиротония иеродиакона Дамаскина (Матевосова), насельника Данилова монастыря, во иеромонаха.
Проповедь перед причастием произнес игумен Иона (Займовский), насельник Данилова монастыря.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Бронницкого Иоанна на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Иоанн!
В 115-м Псалме содержатся такие слова: "Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?" (Пс. 115:3). Так восклицал некогда богодухновенный пророк Давид. Ныне и ты можешь задаться тем же вопросом и, вторя его словам, свидетельствовать, сколь щедр и милостив Господь (Пс. 144:8). Тебе действительно есть за что благодарить Бога. Воздай же Ему хвалу, славу и честь. Пусть твоим ответом Творцу станет деятельная любовь и сыновняя признательность за все ниспосланное тебе в минувшие годы жизни, но более всего — за дар Святого Духа, который ты получил ныне в таинстве архиерейской хиротонии. По милости Божией в сей праздничный день здесь, в Троицком соборе Данилова монастыря, и совершилась твоя личная Пятидесятница и ты стал епископом Церкви, которую Господь стяжал честною Своею кровию.
За минувшие 16 лет Патриаршества Господь судил мне более 250 раз возглавлять архиерейские хиротонии и молитвенно возглашать: "Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго собора, Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, пророчествует боголюбезнейшаго архимандрита во епископа…" (чинопоследование архиерейской хиротонии). Ныне настал твой черед, твой час, и мы вознесли соборную молитву о тебе и через возложение Евангелия и архиерейских рук на твою главу, склоненную пред престолом Божиим, просили Всещедрого Господа о ниспослании Его благодати. Так, силою, действием и нашествием Святого Духа и свершилось сие великое и непостижимое Таинство. Сердечно поздравляю тебя с этим особо значимым событием в твоей жизни и приветствую древним литургическим возгласом "Христос посреде нас"!
Он посреди нас, ибо неложны Его слова: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф. 18:20). Он с нами, ибо верен обетованию пребывать с Церковью Своею во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Он с нами и в нас — Приносящий и Приносимый, Приемлемый и Раздаваемый (Литургия свт. Иоанна Златоуста). Этими словами мы свидетельствуем о присутствии Божием во время Святой Евхаристии, после чего причащаемся от единой Чаши и в совокупности являем полноту Церкви — Церкви земной, странствующей в течение истории, и одновременно небесной, торжествующей. Он с нами, когда мы, Его ученики и последователи, стремимся жить по Евангельским заветам и творить Его святую волю. Он с нами также и тогда, когда мы, уставшие и обессилевшие, обращаем к Нему наши молитвы и взоры и слышим в ответ: "Довольно для вас благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается" (2 Кор. 12:9). И в этой кажущейся парадоксальности открывается нам сокровенное и вместе с тем действенное присутствие Божие в нашей жизни и подтверждается истинность слов Спасителя: "Без Меня не можете творити ничесоже" (Ин. 15:5).
Со страхом Божиим и ревностью приступи к исполнению нового послушания, возложенного на тебя Священноначалием. Преподобный Иоанн Лествичник, имя которого ты получил в монашестве, писал:"Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится" (Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании). Летом сего года мне довелось в очередной раз посетить Соловки, место древних подвигов преподобных, а также страданий новомучеников и исповедников XX века. Трудно себе представить, что пережили люди, попавшие в этот монастырь, превращенный в Соловецкий лагерь особого назначения. Среди этих узников был и мой благочестивый дед Василий, ставший позже священником. Вспоминаю об этом не для того, чтобы возвеличить свой род, а чтобы на его примере научиться самому и, может быть, помочь другим научиться тому, чему он учил меня. А слова его были такие: никогда и ничего не бойся, кроме Бога. И я с доверием отнесся к этим словам, зная, через какие муки и страдания прошел он, пребывая в 47 тюрьмах и шести ссылках. И я говорю тебе те же слова, что запомнил от деда своего: не бойся! Не бойся, как не боялись апостолы, призванные Господом на особое служение, как не боялись мученики и новомученики, идущие за Христа на смерть, как не боялись миссионеры и проповедники Евангелия, как не боялись подвижники веры и благочестия. И да будут для тебя поддержкой ободряющие слова апостола Павла из его послания к Римлянам: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим. 8:31). Вот если бы мы чаще говорили эти слова, особенно когда считаем, что нас обижают, что происходит нечто неправильное в нашей жизни, когда сердимся или отчаиваемся. Редко Господа в этот момент призываем, а лучше всего вспоминать эти слова: "Если Бог за нас, то кто против нас?" Ведь не было и нет на земле силы, которая была бы способна силе Божией противостоять.
Сейчас не буду говорить о тех послушаниях, которые ты исполнял в минувшие годы, не стану рассуждать о действии Всеблагого Промысла Божия, ведущего тебя по жизни, и о тех людях, через которых Господь являл тебе Свою волю и милость, ибо обо всем этом ты уже свидетельствовал в слове при наречении во епископа. Скажу о самом главном и важном в архиерейском служении — а оно, несомненно, и многотрудное, и весьма ответственное. Так было и будет всегда, и опыт Церкви учит нас этому. Отныне ты призываешься к новым трудам на ниве Христовой. Широко поле предстоящего тебе служения. Оно потребует от тебя еще большего напряжения как духовных, так и телесных сил, жертвенности и самоотдачи, готовности неустанно возвещать правду Божию, свидетельствовать об Истине и ближним, и дальним, помогать им идти спасительным путем Евангелия Христова, ведущим в жизнь вечную. Никогда не говори об усталости — ни самому себе, ни ближним. Если архиерей устает от того, что Богу служит, то это, возможно, и соответствует действительности, ибо мы люди из плоти и крови и по физической немощи можем и уставать. Но эта усталость никогда не должна быть для нас оправданием ослабления наших сил, нашего внимания, нашей ревности о Господе. Вот что самое главное! Потому что и через усталость диавол может воздействовать на наше сознание, на нашу волю и даже способствовать разрушению нашего призвания. Твоя жизнь, твои мысли должны соответствовать тому пути, которым, взявшись, по слову Божию, за плуг, ты должен идти до конца. И в этом шествии тебе, по призыву апостола Павла, всегда надлежит оставаться образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12).
Надеюсь, что как викарный епископ Патриарха ты будешь со тщанием и усердием трудиться ради созидания и развития церковной жизни в Первопрестольном граде, а также ради должного устроения иноческой жизни в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре Москвы, наместником которого ты был назначен решением Священного Синода в мае текущего года.
Ничего — еще раз хочу сказать, потому что многократно повторяю это, обращаясь к новопоставленным архиереям, — ничего не ищи для себя. С усердием исполняй всякое поручаемое тебе дело, каким бы незначительным на первый взгляд оно ни казалось. Так поступая, ты сможешь принести пользу Церкви, а значит, и душу свою спасти.
Приняв ныне благодать Святого Духа, береги ее и возгревай, не неради о пребывающем в тебе даровании (1 Тим. 4:14), не позволяй себе проводить время в праздности, духовной расслабленности, стремись к самосовершенствованию, а значит, по милости Божией, прилагая свои труды, всегда иди вперед и вверх. Вперед, потому что это движение должно сопровождаться и умственным развитием, и приобретением жизненного опыта. Но все это невозможно, если одновременно вектор не будет направлен вверх, к небу, к Богу. Только тогда движение по горизонтали будет не только оправданным, но также успешным.
Теперь же прими сей жезл и от полноты ниспосланной тебе благодати Святого Духа Утешителя преподай благословение народу Божию, соучаствовавшему в твоей архиерейской хиротонии.
В завершение слова назидания, которое мне как Предстоятелю Церкви надлежало обратить к тебе, новопоставленному епископу, хочу молитвенно возгласить: И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с тобой во все дни жизни твоей. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву благоверному князю Даниилу Московскому.
Епископ Солнечногорский Алексий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ благоверного князя Александра Невского.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!
Действительно, Данилов монастырь — один из самых первых в Москве, и он имел очень большое значение для духовной жизни города. По милости Божией, после страшного безбожного лихолетья, вдруг, в одночасье, он был возвращен Церкви. Конечно, не потому, что правители стали хорошими, и даже не потому, что народ уже стал другим, с чем правители должны были считаться, — а просто потому, что пробил час. Час, который завершил гнев Божий, в том числе над нашим Первопрестольным градом за многое, что здесь совершалось. За разрушение храмов, за мучения и пытки верующих людей. Все перечислять, особенно в праздничный день, не хочется, но люди старшего поколения помнят, что означало тогда жить на Руси, особенно православным людям. И вот Даниловский монастырь был первым знаком, неким символом того, что меняются времена, что истощается потенциал безбожия, направленный на полное уничтожение Православия в нашей стране.
Хорошо помню, с какой радостью люди приходили сюда помогать, убираться, участвовать в ремонтных работах, делать все, что только могли. А поскольку я работал совсем недалеко, председателем Отдела внешних церковных связей, то, конечно, и соприсутствовал, и сопереживал, и сорадовался тому, что происходило в то время.
Ну, а затем открытие храмов, монастырей перестало кого-то удивлять, это стало обыденностью. И слава Богу, что это стало обыденностью, а иначе и этот четырехсоттысячный крестный ход в Москве, свидетелями и участниками которого мы стали совсем недавно, не состоялся бы. Никаких тысяч мы бы не собрали, потому что было бы у нас просто языческое неплодящее древо, неспособное приносить такие духовные плоды, которые требуются для того, чтобы и храмы открывались, и монастыри, и чтобы с верой в Бога люди многие-многие километры шли пешком.
Действительно, произошли удивительные перемены в жизни страны, но в первую очередь нельзя не сказать о нашем Президенте. Ну ведь все были безбожники, и вдруг избирается человек — откуда? Из разведки, из спецслужб. Какие там верующие? Так нет же, появляется глубоко верующий человек, воспитанный своими родителями.
И я радуюсь такому совпадению, что Владимир Владимирович жил недалеко от Преображенского собора в городе Петербурге, тогдашнем Ленинграде, где служил мой отец. И оказывается — это потом узнали и доказали, — что именно мой отец крестил Владимира Владимировича в 1953 году. Кто-то скажет: "Ну да, совпадение". Но я в этом совпадения не вижу — я вижу знак Божиего присутствия в наших жизни, а значит, и в жизни нашей великой многострадальной, но действительно благодатной страны.
Еще раз хочу сказать: крестный ход, который был на днях, он очень ведь ясно сказал многим сомневающимся, неверующим, тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: "Ну соберут они там тысяч пятьдесят, ну пройдут там с Кириллом вместе". А когда прошло 400 тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры! Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо. Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно христианской, где в настоящее время могло бы произойти нечто подобное. И опять вопрос: а почему? Ответ у меня только один: а разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? Были мученики, которые погибали в послереволюционные годы, а были те, кто лишился возможности сделать карьеру или вообще любых благ, если был православным. Вот если все это собрать воедино, то ведь действительно, даже те, кто не прошел через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы. Даже исповедовать в то время веру в Господа и храм посещать, особенно если у человека было хоть какое-то положение в обществе, было уже большим подвигом.
Взирая на многотысячный крестный ход, я вспоминал все это. Вспоминал своего деда, исповедника, прошедшего сорок семь тюрем и семь ссылок. Вспоминал отца моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, кто пострадал в тяжелейшие хрущевские годы, когда новое гадкое гонение под вывеской построения к 1980 году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушало всякую справедливость, пытаясь уничтожить Церковь Православную. Все это вспомнилось мне, когда мы шли этим крестным ходом.
Еще раз скажу, что сегодня мы живем в совсем другой стране. Конечно, особая благодарность нашему Президенту, православному человеку, за то, что, не скрывая своей веры, своей принадлежности к Церкви и живя христианской жизнью, он заботится о Церкви Православной и оказывает помощь, которую, в рамках закона и Конституции, он как Президент может оказать.
Другими словами, мои дорогие, наступило замечательное новое время. Кто-то из опытных старцев говорят: "Время передышки". Некоторые говорят: "А почему передышки? Может, так поживем подольше?" Никто не знает. Но мы должны благодарить Бога за то время и за те условия жизни нашей Церкви, которые сейчас имеются. За Президента нашего, еще раз хочу сказать, православного человека Владимира Владимировича, и за премьера, тоже православного человека, и за многих других, во власти сущих, которые, будучи православными людьми, заботятся и о Церкви.
Но все это благоприятствование не должно лишать нас духовной бдительности. Времена проходят иногда очень быстро, и всякое бывает в истории. Поэтому главное требование к каждому из нас, будь то патриарх, архиереи, священники, народ, молодежь, активисты, заключается в том, чтобы мы сейчас, в этих благоприятных условиях — приведу не из Библии цитату — работали за себя и за того парня. Так в народе говорили. А почему? Потому что парень во время войны погиб. Вот и мы должны работать за себя и за наших предшественников, которые не сумели, хотя очень хотели, многое сделать, потому что лишены были всякой возможности сделать то, что тогда нужно было для Церкви.
Еще раз хочу сказать, что эти слова особенно приходят на память в этом святом храме, который был первым в Москве, открытым после лихолетья. Святой благоверный князь Даниил, благочестивый правитель земли Московской, несомненно, молился о наследии своем. Верим, что и сейчас он не покидает нас и продолжает молиться пред лицом Божиим за свою паству.
Будем достойны наших предшественников, будем способными трудиться, даже когда не очень-то хочется. "Надо бы в храм пойти в воскресный день, а может, поспать? Ну, я уж сегодня посплю, в следующий раз пойду"… Все православные христиане каждое воскресенье должны молиться Богу в церкви! Давайте запомним эти слова Патриарха! Если крайних обстоятельств нет, зачем гнев Божий на себя навлекать, особенно если Господь так много милости дает нам и благодати Своей? Поэтому, вступив в пору благоденствия, наша Церковь и в Москве, в Петербурге, и во всех других городах и весях должна трудиться не менее ответственно, не менее жертвенно, чем это было в годы лихолетья. И да поможет всем нам Господь именно таким путем идти в Царствие Небесное, чтобы иметь надежду достичь этого Царства и войти в те самые двери рая, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю!»
В дар обители Святейший Владыка передал образ святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. «Его молитвами да хранит Господь землю Русскую, град Москву и всех нас, хранящих веру православную в своих сердцах. Аминь!» — сказал в завершение Предстоятель.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси