Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

Во вторник Светлой седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троице-Сергиевой лавре

 

18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

У Троицкого собора обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали глава Сергиево-Посадского муниципального района М.Ю. Токарев, наместник Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, братия монастыря.

В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского и святыням Серапионовой палаты.

В Успенском соборе Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; епископ Подольский Тихон; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; насельники в священном сане и клирики ставропигиальных монастырей.

Песнопения Литургии исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московской духовной академии под управлением игумена Лазаря (Гнатива).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла к празднику Святой Пасхи ряд насельников и клириков ставропигиальных монастырей были удостоены богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»

  • архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни;

возведения в сан архимандрита

  • игумен Александр (Балашов), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • игумен Ефрем (Морковкин), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения креста с украшениями

  • игумен Филипп (Ельшин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • протоиерей Игорь Пичугин, настоятель Владимирского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в с. Тучково Владимирской области;

права ношения палицы

  • иеромонах Агафангел (Суслов), насельник Московского подворья Валаамского мужского монастыря;
  • иеромонах Афанасий (Серебренников), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Иоанн (Ледяев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Макарий (Старчиков), насельник подворья Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря в д. Бортниково Московской области;
  • протоиерей Петр Губка, настоятель храма Всемилостивого Спаса, подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад;
  • протоиерей Алексий Самойлов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы г. Санкт-Петербурга, подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Алексий Шулекин, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы г. Санкт-Петербурга, подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения наперсного креста

  • иеромонах Анатолий (Серебров), казначей Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Максим (Шлык), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Михаил (Коноплев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Никон (Скарга), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Нил (Парнас), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Павел (Зубков), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Спиридон (Стариков), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Александр Мишин, клирик храма апп. Петра и Павла г. Москвы, подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Андрей Наймушин, клирик Всехсвятского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в г. Сергиев Посад;

права ношения камилавки

  • иерей Олег Гладких, клирик Богородского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иерей Леонид Трусов, клирик Одинцовского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иерей Евгений Юрлов, клирик Гефсиманского Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения набедренника

  • иеромонах Вадим (Басов), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Константин (Никитенко), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Панкратий (Мулюкин), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Платон (Рожков), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Савватий (Грудев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения двойного ораря

  • иеродиакон Вячеслав (Соколов), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеродиакон Севастиан (Антипочкин), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Павла Захарова, клирика Покровского храма Московской духовной академии, студента бакалавриата МДА, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филипп (Неседов), насельник Троице-Сергиевой лавры.

По окончании богослужения архиепископ Сергиево-Посадский Феогност приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству пасхальное яйцо.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью на тему сегодняшнего евангельского чтения, а также с кратким словом назидания к монашествующим:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос Воскресе!

В третий день Святой Пасхи мы вспоминаем событие, произошедшее после Воскресения Спасителя в предместье Иерусалима, когда два ученика, Лука и Клеопа, идя в Еммаус, встретили Христа, но не узнали Его, — так же, как и другие, в том числе Мария Магдалина, не могли сразу опознать Спасителя в Том, Кто им являлся. И это неслучайно: если в какой-то момент у людей открывались духовные очи, то они видели, что это Спаситель; а если не открывались, то они не могли Его узнать.

Вот и Лука с Клеопой, встретив в пути Человека, удивились, что Он не знает о том, что случилось в Иерусалиме и что был распят Тот, Кого считали пророком. Более того, они сказали своему Спутнику: «А мы-то думали, что Он тот, кто избавит народ Израилев» (см. Лк. 24:21). То есть думали, что Он Мессия, а Он умер. Правда, некоторые говорили, что гроб обнаружили пустым, но ни у Клеопы, ни у Луки не было уверенности в том, что гроб пуст не потому, что кто-то вынес тело Умершего, а потому что Он воскрес по Писаниям.

Тогда Господь начинает их учить, что так надлежало пострадать Христу. В который уже раз Он, обращаясь к апостолам, говорит обо всем этом! И они слушали Его, и, как позже сказал Клеопа, «сердце горело в нас, когда мы Его слушали» (см. Лк. 24:32). Значит, Его слова были очень важными для них. Через эти слова они познавали то, что не ведали ранее. Слова Спасителя их захватили. И все-таки даже эти слова не дали им возможность опознать в Говорящем своего воскресшего Учителя.

В какой же момент они Его опознали? В тот самый, когда, войдя в жилище, где надлежало им отдохнуть, Господь совершает Таинство Евхаристии — преломляет хлеб и дает его ученикам. И в этом преломлении хлеба их очи открылись, и они Его узнали (см. Лк. 24:31).

Это повествование требует очень серьезного над собой размышления. Почему слово Божие, сказанное Самим Христом, не открыло им глаза? Часто люди, ищущие Бога, делают акцент на познание Его своим разумом. Читают книги — богословские и философские; читают Евангелие, и это им помогает. Очень часто чтение согревает их сердце точно так, как у Луки и Клеопы согрелось сердце от слова Божия. Люди слышат проповедь в храме, и бывают случаи, хоть и не всегда, когда слова проповедника согревают сердце. Но достаточно ли этого, чтобы познать Бога? Чтобы пережить личную встречу с Господом, увидеть Его присутствие в своей жизни, в жизни своего народа, в жизни рода человеческого? Нет, никакие слова не могут пробудить чувства сопричастности Божественной жизни. Никакие, даже самые умные слова не способны соединить человека с Богом, — а именно через это соединение и познается Бог. Происходит это только тогда, когда с искренней, чистой верой, принеся покаяние, мы вкушаем Тело и Кровь Христа Спасителя. Тогда не слова, не умные книги в нас действуют. Мы можем в этот момент все забыть, но разумом и сердцем мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни, подобно тому, как узрели Христа Воскресшего Лука и Клеопа, причастившиеся из рук своего Воскресшего Спасителя.

Вот почему Церковь не престает проповедовать о важности причащения Святых Христовых Таин. Совершение Евхаристии — в центре всей нашей жизни, в центре жизни Церкви. Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь — по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой. Тогда у нас открываются очи сердца нашего, и в радостном его биении мы чувствуем Божественное присутствие, чего не могут дать даже самые убедительные слова.

Из этого не следует, что слова не нужны, ведь растопила сердце Луки и Клеопы проповедь Воскресшего Спасителя, — но они опознали Его через преломление хлеба. Так же и в нашей духовной жизни. Мы должны поститься, ограничивать себя, контролировать свои мысли, поступки, раскаиваться в своих грехах, слушать назидания, читать правильные книги. Очень важно, чтобы разум участвовал в таинственном пути человека к Богу. Но путь этот никогда не завершится встречей с Воскресшим Спасителем без приобщения Его прославленному Телу и Крови.

Вот и сегодня мы причастились в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, дивного монастыря земли Русской, с которым так много связано в нашей национальной судьбе. Мы имели возможность слышать прекрасное пение, взирать на чудные образа и в момент Святой Евхаристии реально приобщиться не хлеба и вина, а истинного Тела и истинной Крови пострадавшего, воскресшего и прославленного Христа и через это таинственно, непонятно с точки зрения нашего разума, но реально войти в общение с Богом живым, получить прощение грехов и надежду жизни вечной. Аминь.

Христос Воскресе!»

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси