Центральное викариатство (новости)

Фрески Дионисия были обнаружены в ходе реставрации Успенского собора Московского Кремля

Фрески Дионисия, ранее недоступные для осмотра посетителей и исследования специалистов, были открыты в Успенском соборе Московского Кремля в ходе недавних реставрационных работ. О новых открытиях реставраторов сообщила 16 февраля генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина в ходе онлайн-брифинга, который проходил в пресс-центре МИА «Россия сегодня».

В ходе брифинга генеральный директор музеев Московского Кремля отметила, что Успенский собор — очень сложное архитектурное пространство, которое давно не подвергалось комплексной реставрации. Поэтапная реставрация собора началась несколько лет назад, благодаря компании «Транснефть». На первом этапе работ было отреставрировано подкупольное пространство — укрепили и утеплили кровлю, ликвидировали протечки. После того, как были решены самые важные проблемы, оказывающие негативное влияние на состояние фресок и архитектуры, специалисты приступили к замене всей инженерной части и реставрации фресок. Елена Гагарина рассказала, что для этого пришлось снять часть икон иконостаса и «посмотреть, что происходит в приделах XVII в., где раньше проходили службы».

Она напомнила, что Успенский собор очень серьезно реставрировался после Смутного времени. Тогда укреплялись столбы, а фрески XV — начала XVI вв. записывались. «Очищая сейчас эти столбы  от напластований, которые были сделаны в течение веков, мы обнаружили фрески, принадлежащие Дионисию и его помощникам. Постепенно мы открываем новые и новые фрески, которые находятся в алтаре», — сказала Елена Гагарина. Понимая, что открытые фрески  очень интересны и очень важны для исследователей, руководство музеев приняло решение в течение двух лет не закрывать столбы, чтобы специалисты и посетители собора могли увидеть эти вновь обретенные памятники средневековой живописи. «Я приглашаю всех посмотреть на них», — сказала Елена Гагарина, добавив, что для этого даже не обязательно приходить в Кремль: фотографии фресок будут экспонироваться на стендах фотовыставок, которые размещаются на бульварах и в парках столицы.

Елена Гагарина также рассказала, что каждый раз, начиная новый этап реставрации Успенского собора, руководство музеев сообщает об этом Святейшему Патриарху Кириллу и получает его благословение на эти работы. «Мы стараемся так проводить работы, чтобы не прекращались те службы, которые заявлены в плане Московской патриархии», — сказала она, упомянув, однако, о том, что в последнее время богослужения не совершаются из-за санитарных ограничений, связанных с пандемией. «Надеюсь, что мы доживем до того времени, когда эта неприятность нас покинет», — заключила Елена Гагарина.

В ходе брифинга она кратко рассказала о выставке «Александр Невский: имя, символ, легенда», которая проходила с 15 октября 2021 года по 26 января 2022 года, и проанонсировала выставки «Юбилей Петра I в Москве 1872 года» (9 июня — 10 августа 2022 года) и «Царь Петр Алексеевич. Накануне империи», которую Музеи Московского Кремля покажут во Владивостоке в период с 6 сентября 2022 по 15 января 2023 года. Е. Гагарина также пригласила всех на уникальную выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», которая открывается 4 марта 2022 года, и сообщила о подготовке к открытию нового здания музея на Красной площади, 5 и подземного археологического музея на территории Кремля.

***

Успенский собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви — митрополитов и патриархов.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. В 1481 году, после освящения нового храма, духовник великого князя и видный политический деятель ростовский архиепископ Вассиан «дал сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» писать в Успенский собор иконостас. Вероятно, эта же артель мастеров во главе с прославленным Дионисием в конце XV — начале XVI века расписала в технике фрески алтарную преграду собора и алтарные помещения. Частично эти самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы сохранились до наших дней. В 1513-1515 гг. по указу великого князя московского Васи­лия III храм был расписан целиком. Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески.  И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново.

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

«Благовест-инфо»