Вечером 19 апреля 2022 года, в канун среды Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в богослужении в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
На великом повечерии Предстоятель Русской Православной Церкви читал канон Триоди, на утрене — Евангелие.
В богослужении также участвовали личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков), московское духовенство.
Богослужебные песнопения исполнил камерный хор Храма Христа Спасителя (регент — С.С. Сидоренко).
Тропарь утрени «Се Жених» и светилен «Чертог Твой» исполнили Патриарший архидиакон Константин Барган, иеродиакон Афанасий (Гелич) и иеродиакон Андрей (Данилов).
В завершение богослужения Святейший Владыка произнес проповедь:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Великая Среда — особый день в церковном календаре. Богослужением, которое мы сейчас совершили, именуемым утреней Великой Среды, мы вошли в совершенно особую духовную атмосферу, связанную с воспоминаниями о последних днях земной жизни Господа и Спасителя. Сегодня Евангелие предлагает нам два основных сюжета, две темы. Во-первых, оно повествует нам о женщине дурного поведения, которая была, конечно, презираема тогдашним обществом. И вот она потратила, наверное, все, что скопила за всю свою греховную жизнь, — для того чтобы купить драгоценную жидкость, именуемую миром. Жидкость настолько драгоценную, что ею помазывались цари на царство, по цене подобную золоту (см. Мф. 26:6-13; Лк. 7:36-50). И пришла эта женщина к Спасителю и совершила действие, которое поразило многих. Она возлила драгоценное миро, на которое — еще раз хотелось бы подчеркнуть — копила бОльшую часть своей жизни, на голову Спасителя. Это привело в смятение апостолов, особенно Иуду, который носил ящик с общими деньгами, охранял его, но, по всей вероятности, руку туда запускал, потому что был уязвлен отвратительным чувством жадности.
Иуда не мог пережить того, что увидел, ведь женщина совершила нечто, что было абсолютно противоположно его мировоззрению, его умонастроению, его чувствам, всей его природе. И, чтобы скрыть свое негодование, он говорит Спасителю: зачем это надо было делать? Не проще ли было пойти продать это миро — то есть сделать то, что соответствовало его отношению к ценностям? А затем, чтобы его не осудили, Иуда добавляет: и раздать деньги нищим. Но говорит евангелист: не о нищих думал Иуда, а был он вор.
Вот две личности: женщина, которая все, что имела, отдала Господу, и апостол, сопровождавший Спасителя, но воровавший из общей казны. Эти две личности — как два мира, совершенно не стыкующиеся друг с другом. Вот почему ушел Иуда, а последней каплей явилось то, что он увидел в поступке этой женщины. Он осознал свою полную несовместимость со Спасителем, с Его учениками, с этой женщиной, и принял решение пойти и предать Спасителя.
Когда мы читаем эти тексты, мы, конечно, умиляемся поступку женщины грешной, но получившей прощение грехов через свой жертвенный поступок. Конечно, мы негодуем в меру того, насколько близко к сердцу воспринимаем прочитанное, в связи с поступком Иуды. Но если внимательно посмотреть на самих себя? Скорее всего, в нас постоянно присутствуют оба эти начала. Одно — выразившееся через поступок женщины, другое — то, что было присуще Иуде. Конечно, не каждый предает, слава Богу, хотя и предатели бывают; но каждый ли готов от себя отдать в пользу другого, даже имея достаточные средства? И поэтому, когда мы вслушиваемся в слова сегодняшнего Евангелия, то, конечно, очень важно спросить самих себя: а где мы? На какой стороне? Чего в нашей жизни больше — того, что совершила женщина, или того, что было присуще Иуде? И если честно посмотрим на самих себя, то скажем: в моей жизни, конечно, бывало, что я помогал людям, но, если быть до конца честным, было и то, что присуще Иуде. По крайней мере, я не всегда был готов делиться своими возможности с другими людьми, даже очень нуждающимися.
Другими словами, сегодняшнее повествование помогает нам, посмотрев на самих себя в тишине, в уединении, честно спросить себя пред лицом Божиим: а всегда ли я поступаю так, как та женщина, или, может быть, как Иуда? Потому нам и предлагается сегодняшнее чтение — чтобы мы, осознав пагубность и безобразие того, что совершил Иуда, осознав величие и красоту поступка той женщины, последовали ее примеру насколько, насколько можем, настолько, насколько хватает сил, настолько, насколько хватает разумения. Именно для того, чтобы мы были способны сделать этот жизненно важный выбор, и предлагается нам сегодняшнее дивное и спасительное евангельское чтение.
Мы входим с вами в особые дни Страстной седмицы. Мы приближаемся к великому празднику Святой Пасхи. Весь Великий пост был предоставлен нам для того, чтобы мы разобрались в самих себе, провели внутренний, непременно нужный для нас анализ, осознали, что же мы делаем хорошо, что плохо. Вспомнили о том плохом, в чем мы никогда не раскаивались и что присутствует в нашей жизни; приняли решение принести искреннее покаяние, обратиться к Богу с молитвой, с мольбой о том, чтобы Он нас простил и дал силы исправить свою жизнь. Нам предстоят самые великие, самые духовно значимые дни, посвященные воспоминаниям о страданиях, смерти и, наконец, Воскресении Господа и Спасителя нашего. И да поможет нам Господь эти предстоящие дни, которые являются апогеем всего года, провести так, чтобы благодать Божия прикоснулась к нашим сердцам, чтобы мы, осознав свои грехи, свои слабости, вспомнив о своих дурных поступках, нашли в себе силу раскаяться и встать на путь исправления. Знаем, что этот путь никогда не бывает ровным и прямым. Никогда не бывает так, что человек говорит: я хочу изменить свою жизнь, — и сразу все изменяется. Некоторые ставят себе стартовые отметки — с понедельника, с первого числа следующего месяца, но чаще всего это не помогает. Поэтому не нужны никакие стартовые отметки, а нужно просто просить Господа, чтобы Он дал нам силы исправить то, что мы должны исправить в своей жизни. А для этого мы должны осознать, что же из того, что присутствует в нас, является греховным, разрушительным для полноты нашей жизни, что нарушает наш мир, что вводит нас в состояние греха. И да поможет нам Господь оставшиеся дни Страстной седмицы провести, насколько это возможно, в молитве, посещая храм Божий, в строгом посте, в размышлениях о своей жизни, принесении покаяния через исповедь, принятии Святых Христовых Таин и, наконец, обрести особый дар благодати, который верующий человек получает в светозарную ночь воспоминаний о Воскресении Спасителя. Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси