26 июня 2022 года на Китайском Патриаршем подворье при храме святителя Николая Мирликийского в Голутвине прошел фестиваль китайской культуры, посвященный дню памяти китайских мучеников, пострадавших за Христа во время восстания ихэтуаней в 1900 году. Для Китайского подворья это первый опыт проведения общегородского мероприятия такого масштаба. Среди партнеров-организаторов проведения фестиваля — русско-китайский культурный центр «Жар-птица», Институт Конфуция Российского государственного гуманитарного университета, молодежная организация «Азиатский клуб», клуб чайной культуры «Чайных дел мастерская». В качестве модератора мероприятия выступил сотрудник секретариата по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей иеромонах Кирилл (Перегудин).
Приветствуя гостей праздника, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Голутвине протоиерей Игорь Зуев отметил важность духовного общения русских и китайцев через познание культурного наследия друг друга. Отец Игорь выразил надежду на то, что проведение подобного рода фестиваля может стать доброй традицией подворья. Затем русско-китайский хор подворья представил слушателям песнопения китайской Литургии с краткими комментариями регента Олеси Бурдуковской, рассказавшей об особенностях музыкального стиля песнопений Литургии, о пути развития китайской православной музыки и создании китайского обихода. Музыкальную часть открытия фестиваля продолжили соло на гуцине преподавателя традиционной китайской музыки Анастасии Новоселовой и хора китайских соотечественников, проживающих в Москве. После все гости праздника смогли выбрать интересующую их программу.
В китайской беседке был показан краткий фильм с китайскими субтитрами о традициях празднования Пасхи на подворье. Ученики курсов китайского языка при культурном центре «Жар-птица» под руководством Анны Соколовой представили на китайском языке информацию об истории подворья и китайских мучениках. Затем любители искусства кинематографа смогли насладиться просмотром и последующим обсуждением фильмов на китайском языке: двух анимационных фильмов на основе стихотворений поэтов династии Тан и двух фильмов о семейных ценностях. Программу кинопоказа составила Светлана Богдановская, автор документальных и короткометражных фильмов, менеджер кинофестивалей. В качестве спикера выступила Екатерина Воробьева, редактор кинорубрики русско-китайского интернет-сообщества «Серый Мокко», выпускница Московского государственного лингвистического университета и студентка Шанхайского университета транспорта, а также диакон Анатолий Гольдман, аспирант Сретенской духовной академии.
Программа открытого лектория началась с лекции секретаря Китайского подворья священника Алексия Юсупова об истории Православия в Китае. Отец Алексий рассказал об истории православной миссии Китае, а также о нынешней миссионерской деятельности, о православных приходах и жизни в Китае православных христиан. Программа лектория была продолжена следующими темами:
- «Китайская живопись глазами европейца: взгляд с Запада на cовременный арт-рынок китайской живописи». Полина Боклина, выпускница магистратуры института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, соискатель степени кандидата исторических наук, рассказала об арт-рынке китайской живописи в XXI веке: о том, чьи работы продаются, как, где и за сколько покупаются, а также о наиболее популярных категориях живописи на мировом арт-рынке на примере аукционного дома Sothebys и о самых востребованных китайских художниках XX-XXI веков на мировом арт-рынке: Ци Байши, Сюй Бэйхун и Чжан Дацянь;
- «Актуальность китайской живописи сегодня». Художник Татьяна Калина рассказала о том, почему в Китае так любят пейзажную живопись, какие бывают жанры и стили в китайской живописи, в чем особенность рисования по-китайски и зачем нужно практиковать эту живопись сейчас;
- «Загробный мир в представлении китайцев». Александр Галимов, энтузиаст китайского сообщества «Азиатского клуб», выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, историк Вьетнама и Китая, провел ликбез по архитектуре подземных судилищ, рассказал о сходстве бюрократического мира живых и царстве мертвых, о системе и характере душ умерших — гуй, а также о том, как китайцы представляют себе путь в преисподнюю.
- «Поэтические строки Цюй Юаня: путь к духовности», — директор Института Конфуция РГГУ Т. В. Ивченко.
В ходе мероприятия участники фестиваля могли испытать свои силы в китайских настольных играх — го, сянцы и стратагемы. Руководил и направлял их Зураб Чхетия — переводчик с китайского языка и преподаватель го, эксперт по традиционной культуре Китая, переводчик и редактор комиксов по классике китайской философии.
Для ценителей китайской живописи была представлена выставка работ художницы, выставочного куратора и основателя школы-рисования Кalina-ART Татьяны Калины, а китайская художницей Ван Сюлин провела мастер-класс по написанию пейзажа в традиционном китайском стиле Се-и.
Мастер-класс по китайской каллиграфии провел специалист в области каллиграфии из Института Конфуция при РГГУ Константин Агеев. В тандеме с китайским прихожанином, мастером каллиграфии Даниилом Ли он показал присутствующим, как правильно держать кисть, рассказал о том, что такое иероглиф, познакомил с принципами традиционной китайской каллиграфии.
В рамках фестиваля прозвучала и традиционная китайская музыка. Присутствующие услышали необыкновенные звуки цитры гуцинь, окарины сюнь, бамбуковых флейт сяо и дицзы сольно и в различных ансамблях. Музыкальную часть программы представила музыкант, музыковед и преподаватель Анастасия Новоселова совместно со своими учениками из научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
На площадке фестиваля также была организована «Чайная под соснами», где можно было насладиться вкусом китайского чая из «Чайных дел мастерской» и услышать познавательный рассказ о его приготовлении. Кроме того, на протяжении фестиваля все участники смогли попробовать настоящую китайскую еду, приобрести чайную посуду, чай, книги и сувениры.