В истории российской благотворительности особое место занимают сборы «Красное яичко», проводившиеся в России с 1913 по 1916 годы под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны. На Пасху в России объявлялся сбор в помощь детским трудовым артелям. В основе акции лежала обширная программа развития детской благотворительности, и разовые сборы являлись лишь ее частью.
Пасхальный благотворительный сбор «Красное яичко» — это масштабная акция, организованная Великой княгиней Елизаветой Федоровной и известным купцом, меценатом А. А. Бахрушиным. Он был собирателем театральной старины, создателем частного литературно-театрального музея, потомственным почетным гражданином Москвы. Идею этого благотворительного движения сформулировала сама Великая княгиня Елизавета Федоровна еще на заре создания акции, в 1909 году.
Акция была однодневной и общемосковской. По всему городу проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование в поддержку детских трудовых артелей, созданных Великой княгиней; детских ночлежных домов общества «Маяк» на Хитровом рынке; приютов для девочек.
Великая княгиня Елизавета Федоровна в период с 1908 по 1909 год создала четыре артели для мальчиков-беспризорников при Бюро для приискания занятий: рассыльных, сапожников, полотеров и столяров-ящичников. Она писала: «Мои три заведения для мальчиков... Там живут беспризорные мальчики, попрошайки. Они работают: некоторые делают ящики, некоторые моют полы, некоторые носят сумки с покупками за покупателями».
В артелях было занято около 70 детей. На пожертвованные деньги снималось помещение, приобреталась необходимая обстановка и одежда, а затем набранные по трущобам дети определялись на работу. Такие артели быстро развивались и выходили на самоокупаемость. Мальчики жили в этих артелях, и помимо заработанных денег они получали бесплатный ночлег, питание и обучение математике, русскому языку, Закону Божию и даже музыке.
Созданные Великой княгиней Елизаветой Федоровной детские трудовые артели привлекли внимание общественности. Им посвящались статьи и заметки в периодических изданиях. Большую роль артелей в борьбе с детской и подростковой беспризорностью и бродяжничеством отмечал журналист и писатель В. А. Гиляровский.
В 1916 г. средства, собранные в ходе акции «Красное яичко», были потрачены и на приюты для девочек. С наступлением Первой мировой войны сборы акции были направлены на помощь раненым воинам и их семьям.
Акция «Красное яичко» была приурочена к Пасхальной неделе. Таким образом, церковные праздники объединялись с гражданскими благотворительными акциями для более масштабной помощи нуждающимся. Сборы акции стали уникальной вехой в истории российской благотворительности, где каждый москвич с радостью вносил свою большую или малую лепту в благородное дело помощи нуждающимся.
Обратим внимание и на тщательную подготовку к мероприятию, детальность и взвешенность каждого шага. К акции готовились заранее, по городу развешивали плакаты художников А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, С. А. Виноградова с приглашением купить красное яичко, чтобы сделать пожертвование в пользу бездомных детей. Пасхальная тема особенным образом отразилась на плакатах, посвященных сбору «Красное яичко», проникновенно обращенных к каждому жителю Российской империи. Также печатались листовки, однодневная газета «Красное яичко», проспекты с отчетами о работе детских трудовых артелей. В кинотеатрах Москвы устраивались благотворительные кинопоказы, заготавливались кружки для сбора.
Расскажем о том, как проходила акция «Красное яичко» в 1913, 1914, 1915 и 1916 годах
1913 год
5 апреля в пользу детских трудовых артелей и детских ночлежных домов, находившихся под покровительством Елизаветы Федоровны, был проведен однодневный кружечный сбор «Красное яичко». По решению великой княгини для подготовки мероприятия был основан комитет, в состав которого вошли 25 членов. Сбор прошел по всей Москве, для чего город был разбит на 29 районов по территориям городских попечительств о бедных. Кроме того, сбор проводился на железных дорогах Московского узла, в Кремле, в кондитерских, банках, крупных ресторанах, а также во время Вербного гулянья. За проведение мероприятия в каждом районе отвечали избранные уполномоченные комитета на местах. Центральный склад для хранения всего необходимого для сбора разместился в доме московского генерал-губернатора и был соединен с городской телефонной сетью тремя специально установленными аппаратами.
Комитетом были сделаны также следующие шаги:
1) за неделю до мероприятия были распространены среди публики воззвания о сборе в количестве 500 000 экземпляров;
2) накануне сбора была выпущена однодневная газета «Красное яичко» в количестве 100 000 экземпляров;
3) расклеены с разрешения Городского управления 6150 плакатов в красках на столбах для освещения и в вагонах городских железных дорог. Плакаты были исполнены по рисунку академика живописи А. Е. Архипова;
4) в 270 местах были вывески-полотна;
5) накануне и в день сбора в наиболее крупных кинотеатрах Москвы были показаны киноленты учреждений комитета;
6) распространены 10 000 проспектов с отчетными данными о деятельности детских трудовых артелей за 1911 г.
4 апреля в соборе Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители в присутствии Елизаветы Федоровны был отслужен молебен перед началом сбора «Красное яичко». Продажа красных яичек началась 4 апреля с 22:30 и продолжалась до 22:30 5 апреля. Всего было заготовлено 2500 кружек, из которых участвовало в сборе 2265, и 627 000 металлических яичек. Во избежание злоупотреблений за продажей наблюдали контролеры, как от уполномоченных, так и от комитета. После сбора кружки отвозили на центральный склад и сдавали под расписку казначею комитета, на каждую кружку составлялся особый акт. «В кружках было собрано 44 851 р., кроме того, пожертвований поступило в этот день на сумму 5520 р., так что сбор в общем достиг 50 372 р. В среднем на одну кружку пришлось 22 р. Наибольший сбор оказался в кружках: графини Татищевой — 501 р., Н. Н. Прохоровой — 380 р., М. Д. Карповой — 360 р. и В. Г. фон Мекк — 290 руб.».
Затем деньги были сданы под расписку трудовым артелям. «Московские ведомости» отмечали: «Однодневный сбор в пользу детских трудовых артелей и мастерских прошел с успехом. „Красное яичко“ раскупалось охотно, и многие продавцы распродали его к вечеру... Продажу производила по преимуществу молодежь».
В 1913 году был выпущен Рескрипт Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны, данный на имя председателя Комитета по организации однодневного сбора в пользу состоящих под покровительством Ее Императорского Высочества детских трудовых артелей и детских ночлежных домов Николая Ивановича Прохорова. В нем Великая княгиня Елизавета Федоровна отмечала:
«Отзывчивая на все истинно доброе, Москва горячо откликнулась на призыв Комитета и дала на трудовое призрение детей улицы 50372 руб. Столь крупная жертва Москвы на „красное яичко“ несчастным детям даст возможность расширить благодетельную помощь спасения и призрения бездомных детей. Я уверена, что каждый спасенный от губительного влияния улицы ребенок помянет добрым словом жертвователя, внесшего свою лепту на это доброе дело».
1914 год
Еще с декабря началась работа по организации сбора «Красное яичко» в пользу несчастных детей, пригретых трудовыми артелями, ночлежными домами и «Маяком» на Хитровом рынке. Сбор прошел в удивительном порядке, без всяких недоразумений и без пропажи кружек. Погода не удалась, но весь день, привлекая людей, играли духовые оркестры в Александровском саду, на Тверском, Чистопрудном, Зубовском, Пречистенском и Новинском бульварах, на Театральной, Таганской, Старо-Триумфальной площадях, в Екатерининском парке и в Нарышкинском сквере.
Елизавета Федоровна писала: «Такой блестящий результат меня крайне радует и радует потому, что жители Москвы от богатого и бедного вносили свою лепту и крупными суммами, и в большом количестве медными деньгами — давал каждый, кто что мог».
Великая княгиня курировала не только сбор «Красное яичко», но и дальнейшее использование пожертвований от сбора. 13 июня в Николаевском дворце под ее председательством прошли заседания комитетов «Красное яичко» и Бюро для приискания занятий, на которых были рассмотрены доклад строительной комиссии о постройке здания для артелей и распределение денежных сумм от сбора «Красного яичка» 28 марта 1914 года.
1915 год
Сбор средств продолжился и в 1915 году. Москва, как и раньше, откликнулась на призыв помочь трудовым артелям и ночлежным домам, бездомным детям и детям-сиротам воинов. Сумма сборов составила около 50 000 рублей.
Великая княгиня в своих дневниках писала: «Обычный сбор на „Красное Яичко“ в пользу детей улицы, призреваемых в моих трудовых артелях, ночлежных домах и „Маяком“ на Хитровом рынке, превзошел мои ожидания. В эти грозные, но славные для русского оружия месяцы, конечно, все пожертвования естественно притекали на помощь страждущим нашим богатырям, их семьям, на праздничные подарки героям на местах боев.
Работа сбора, протекавшая в прошлые годы до 4 месяцев, в этом году заняла не более 2 недель и тем дала возможность всем лицам, принявшим участие в этой организации, посвятить свое время огромному делу заботы о наших воинах-героях. Радуюсь за тех несчастных детей, которым Москва подарила Красное Яичко к Светлым дням Христова Воскресения».
27 марта прошло еще одно благотворительное мероприятие городского масштаба: в залах Российского благородного собрания состоялся Вербный базар в пользу городских попечительств о бедных. Елизавета Федоровна передала для лотереи-аллегри (лотерея с результатом, который становится известным сразу после приобретения лотерейного билета) шитое шелком японское парчовое панно с изображением хризантем и две лампы-вазы Императорского фарфорового завода. А императрица Александра Федоровна — четыре вазы работы Императорского фарфорового завода.
На некоторых плакатах изображался Наследник русского Престола Цесаревич Алексей Николаевич, собирающий деньги на улицах в День Красного яичка. При этом он не забывал жертвовать и сам. В один из таких сборов в 1914 году Наследник Цесаревич Алексей Николаевич пожертвовал на нужды детских трудовых артелей и детских ночлежных домов, состоящих под Августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны, 369 руб. 22 копейки.
1916 год
21 марта 1916 года в Марфо-Мариинской обители под председательством Великой княгини состоялось заседание общества «Маяк», призревавшее в своих приютах около 100 девочек, где было принято решение провести ежегодный сбор «Красное яичко» в пользу двух детских организаций: Бюро трудовых артелей, на попечении которого находилось 57 мальчиков, и общества «Маяк». Для сбора пожертвований было выпущено около 2000 кружек. В отличие от прошлых лет сбор проходил не только на улицах, но и в театрах. В итоге на постройку дома для бездомных детей поступили крупные пожертвования, в том числе 3000 руб. от Товарищества Алексея Бахрушина, 500 руб. от Н. М. Кандырина, 500 руб. от М. В. Челнокова и других, всего до 7000 руб.
Сборы «Красное яичко» стали яркой страницей в истории российской благотворительности. На примере этой акции видно, насколько широки были возможности Великой княгини для реализации благотворительных проектов.