23 июля 2017 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Живоначальной Троицы в Троицке (Троицкий административный округ Москвы) и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий викариатством Новых территорий г. Москвы; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Евгений Сизов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Сосенках, благочинный Ильинского округа викариатства Новых территорий г. Москвы; священник Николай Степанычев, настоятель Троицкого храма; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; столичное духовенство.
На богослужении присутствовали: министр культуры РФ, председатель Попечительского совета храма Живоначальной Троицы в Троицке В.Р. Мединский; председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы и советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Попов; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; префект Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы Д.В. Набокин; глава городского поселения Троицк г. Москвы В.Е. Дудочкин; члены Попечительского совета, строители и благоукрасители новопостроенного храма.
Богослужебные песнопения исполнил хор Новоспасского монастыря (регент С.Б. Попов).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла иерей Николай Степанычев во внимание к трудам по строительству храма Живоначальной Троицы в поселении Троицк г. Москвы был возведен в сан протоиерея.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Антония Фукса, клирика храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы, в сан иерея.
Проповедь перед причастием произнес священник Кирилл Слепян, клирик храма Живоначальной Троицы в Троицке.
По окончании богослужения протоиерей Николай Степанычев поблагодарил Святейшего Патриарха за совершенное богослужение, а также министра культуры РФ В.Р. Мединского и членов Попечительского совета за помощь в строительстве храма. Отец Николай преподнес Его Святейшеству икону Пресвятой Троицы, а также картину с изображением нового храма в Троицке, написанную художником С.Н. Андриякой.
Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня 7-е воскресенье после Пятидесятницы, и во время Божественной литургии мы продолжили читать 9-ю главу Евангелия от Матфея. Неделю назад воскресное чтение также было из этой главы — речь шла о том, как некие люди принесли к Господу расслабленного, то есть парализованного, и Спаситель, видя их веру, исцелил его (Мф. 9:1-8). Вся 9-я глава посвящена поразительным примерам исцеляющей Божественной силы, в том числе повествование, которое мы сегодня слышали (Мф. 9:27-35).
Встретив Господа, двое слепых кричали: «Иисус, Сын Давидов, помилуй нас!» Наверное, ни о чем другом они не думали так, как о своем исцелении, но откуда они могли бы его получить? Какие врачи вернули бы зрение тем, кто его полностью утратил? Последняя надежда у несчастных оставалась на Спасителя, и Господь, обращаясь к ним, спрашивает: «Вы действительно верите, что Я могу это сделать?» В ответ они восклицают: «Ей, Господи, — то есть да, Господи, — мы верим!» И тогда Господь кротко говорит им: «Да будет по вере вашей».
В начале 9-й главы рассказывалось, как Господь исцелил расслабленного по вере тех, кто принес его к Спасителю, а здесь чудо происходит по вере самих нуждающихся в исцелении — тех, кто был способен испросить у Господа помощи и засвидетельствовать свою веру в то, что это возможно. В обоих случаях, как и во всех других, связанных с чудесными исцелениями, присутствует это активное начало, активное действие со стороны тех, кто обращается к Спасителю. Вера — это и есть активное действие со стороны человека.
Святитель Феофан Затворник, размышляя над текстом сегодняшнего Евангелия, сравнивает веру, которую называет вместилищем и приемником Божественной благодати, с человеческими легкими. Чем сильнее легкие, тем больше воздуха они могут в себя принять. Точно так же и вера: чем она сильнее, тем больше Божественной благодати, Божественной милости человек может принять в себя. А если нет веры? Способен ли дышать человек, лишенный легких? Жизнь может поддерживаться в нем только при помощи искусственных процедур. Так же и в духовной жизни: если нет веры, нет и контакта с Богом, нет и ответного действия Бога на эту веру.
А ответные действия Бога многообразны. Господь может исцелять наши физические недуги и укреплять наше здоровье. Он может наделить нас яркими сильными мыслями, которые вдохновлены Его благодатью, но становятся нашими мыслями. Господь может вдохновить на великие свершения, когда человек проходит через грань возможного, потому что Господь в ответ на его веру был вместе с ним. И, размышляя, как все это происходит в душе человека, святитель Феофан говорит, что Господь посещает нас, входит в нашу душу, в наше сознание, не беря нас силой, а по нашему приглашению. Мы должны Бога пригласить, чтобы Он вошел в нашу жизнь. Недостаточно просто сказать «Господи, приди!» — нужно верить, что Бог имеет силу не просто войти в нас, как воздух входит в легкие, но что Он может исцелить наши души, наши телеса, что Он может обогатить нас мыслями и силой, может сделать нас настолько успешными в этой жизни, насколько это будет угодно, так что вся наша слабость истребится силой Божественной благодати.
Если говорить об исторических примерах присутствия Бога в человеческой жизни, то они бесчисленны. И если мы, несмотря на все это, живем так, будто Бога и нет, то ответа на нашу молитву не будет, ибо вера есть непременное условие вхождения Бога в нашу жизнь. И речь идет не только о личной жизни, ведь мы хотим, чтобы Господь присутствовал в наших общественных отношениях, чтобы из них исторгались зло, неправда, насилие, злоба, коварство — все то, что разрушает человеческие отношения, то, что отбрасывает людей и целые общества далеко назад, то, что мешает поступательному развитию общественной жизни и общественных отношений.
Вот почему мы должны открывать навстречу Богу свои сердца и просить не только о своем, но и о стране нашей, о народе нашем, о властях и воинстве и особенно о детях и молодежи нашей. Вот почему мы и строим новые храмы, — чтобы люди XXI века, соединив свои знания, свой опыт, свои мысли с глубокой верой, могли по-настоящему преобразовать самих себя и окружающий мир. И да поможет нам Господь хранить веру, да поможет Он нам осознать, что Бог входит в нас, говоря словами святителя Феофана, по нашему приглашению, не разрушая ту силу, которой Он Сам нас наделил — великую силу человеческой свободы.
Пусть Господь хранит каждого из нас, особенно наших детей и молодежь, которые сталкиваются со многими искушениями и соблазнами. Все эти искушения и соблазны проходят с возрастом, но как ужасно, если человек в молодости разрушил себя прикосновением ко злу, неправде, нечистоте, а затем спохватился по прошествии многих лет, — а жизнь-то уже позади! Пусть Господь помогает и молодым людям, и тем, кто в возрасте, и пожилым, готовящимся переступить порог физической жизни. И верим, что по вере нашей Господь способен исцелить наши недуги и личные, и общественные, и укрепить нас в здравии душевном и телесном. Аминь».
В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Серафима Саровского.
Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к помощи в строительстве храма Живоначальной Троицы в поселении Троицк города Москвы наград Русской Православной Церкви были удостоены:
- министр культуры РФ, председатель Попечительского совета храма Живоначальной Троицы в Троицке В.Р. Мединский ― ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
- префект Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы, член Попечительского совета храма Д.В. Набокин ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
- глава городского поселения Троицк г. Москвы, член Попечительского совета храма В.Е. Дудочкин ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
- генеральный директор АО «СМП-1», член Попечительского совета храма А.Ю. Бирков ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
- первый вице-президент, генеральный директор ЗАО «Главзарубежстрой» В.В. Ледовский ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
- генеральный директор АО «Ренессанс-Реставрация», член Попечительского совета храма И.Я. Селило ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени.
Генеральному директору ОАО «Киностудия имени М. Горького» С.А. Зернову, генеральному директору Научно-исследовательского кинофотоинститута, филиала ОАО «Киностудия имени М. Горького» А.В. Кучеренко и ответственному за строительство храмов викариатства Новых территории г. Москвы Н.А. Анохину были вручены Патриаршие грамоты.
После трапезы по окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил нижнюю церковь храма Живоначальной Троицы, освященную в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святейшего Владыку сопровождали, в частности, министр культуры РФ В.Р. Мединский и настоятель Троицкого храма протоиерей Николай Степанычев.
Его Святейшеству были представлены варианты эскизов росписи верхнего храма, которые по поручению министра культуры России В.Р. Мединского были подготовлены Межобластным научно-реставрационным художественным управлением Министерства культуры РФ под руководством генерального директора А.В. Меньшова.
Эскизы росписей представили председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин, А.В. Меньшов и руководитель бригады иконописцев художник Ю.А. Кузнецов. При участии Святейшего Патриарха Кирилла был отобран один из представленных вариантов эскизов, определяющий стиль росписи храма.
Предстоятель Русской Церкви также осмотрел территорию храма.
***
Закладной камень на месте строительства каменного храма Живоначальной Троицы в Троицке был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 6 декабря 2010 года.
Проект Троицкого храма выполнен архитектором В.М. Пустоваловым. Облик храма наследует традиционные черты храмового строительства новгородско-псковского зодчества XV-XVI веков. Двухэтажный храм имеет три престола: центральный освящен в честь Живоначальной Троицы, южный ― в честь великомученика Никиты Готфского, нижний ― в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Вместимость нижнего храма: 300 человек; вместимость верхнего храма: 700 человек.
1 января 2015 года указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма был назначен иерей Николай Степанычев.
В ноябре 2015 года был создан Попечительский совет храма. В июне 2016 года председателем Попечительского совета стал министр культуры РФ В.Р. Мединский.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси