16 июля 2024 года, в день памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Мефодия (Зинковского), наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, во епископа Егорьевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филиппа, почивающим в раке на правой стороне солеи.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Георгий Преображенский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в пос. Вырица; иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре; иеромонах Иларий (Ануфриев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; иерей Николай Головинов, настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Черневе; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Афанасий (Микрюков), проректор Николо-Угрешской духовной семинарии по воспитательной работе; иерей Алексий Раздоров, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии по учебной работе; иерей Александр Парамонов, настоятель храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской на Голд-Косте в Австралии (Русская Православная Церковь Заграницей); духовенство города Москвы и епархий Русской Православной Церкви.
Патриаршее богослужение в Успенском соборе посетили: директор Федеральной службы исполнения наказаний генерал-полковник полиции А.А, Гостев; первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» В.В. Михайлов; первый заместитель начальника департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД», председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Гуц; советник вице-губернатора Московской области, руководитель ювелирно-художественной мастерской «Апостол» И.С. Харьков; депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Герой России летчик-космонавт Е.О. Серова; директор Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по теологии Д.В. Шмонин.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма великомученика Димитрия Солунского — Патриаршего подворья в селе Дмитровское Красногорского района Московской области под управлением А.М. Харьковой.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения ряд клириков были удостоены богослужебных наград:
- иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре, насельник означенной обители — права ношения наперсного креста с украшениями;
- иеромонах Иларий (Ануфриев), секретарь-экспедитор отдела канцелярии Московской Патриархии по г. Москве, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры — права ношения наперсного креста с украшениями;
- иерей Николай Головинов, специалист аппарата Высшего общецерковного суда Русской Православной Церкви, настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Черневе — права ношения палицы.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения. Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Бочков, клирик подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Сретения Господня в Московском.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Егорьевского Мефодия на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Мефодий!
Обращая к тебе торжественные слова традиционного приветствия, которое Предстоятель Церкви произносит после Литургии, вручая жезл новопоставленному архиерею, выражаю тебе еще раз свои искренние поздравления и самые добрые, сердечные пожелания. Сегодня над тобой свершилось Таинство архиерейской хиротонии. Наитием Святого Духа ты получил дар апостольский — по слову апостола Павла, «на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф. 4:12). И эти слова очень важно помнить каждому архиерею — "на дело служения, для созидания Тела Христова». Тело Христово — это и есть Церковь. поэтому первая обязанность всякого епископа — это забота о Церкви, это забота о тех, кто еще вне Церкви, но кто должен войти в число чад Церкви. А это означает заботу и о внутренних, и о внешних. Это означает благочестивую жизнь и убедительную проповедь для тех, кто посещает Божии храмы, и одновременно способность говорить с теми, кто вне Церкви, так чтобы также их ум и сердце открылись навстречу Божественному Слову.
Премудрый Промысл Вседержителя на протяжении многих лет приуготовлял тебя к этому славному событию, испытывая твердость твоего упования, веру и послушание. Ты немало потрудился ради пользы церковной и во славу имени Христова, занимаясь исследовательской и преподавательской работой, внося свой вклад в развитие богословской науки. Ныне же пред тобою простирается новое поле деятельности, к которой ты призван по благой, угодной и совершенной воле Божией (Рим. 12:2).
В речи, произнесенной тобою при наречении, ты вспомнил слова древней церковной молитвы при пострижении в великую схиму. Ты верно заметил, что труды монаха, всецело посвятившего себя предстоянию пред Господом в молитве, сравниваются со служением тех, кто принимает благодать епископства. Однако почему так? Что общего между этими, на первый взгляд, совершенно разными путями? Полное самоотречение и жертвенность, когда человек живет уже не для себя, а для других, подвиг самоотверженного несения тягот и скорбей мира в подражание Божественному Учителю — вот что сближает подвиг архиерейского служения и аскетический подвиг монаха.
Златоустый святитель Иоанн, говоря о величии и высоте архиерейского сана, справедливо отмечает: "Все имеем одно и то же крещение; все сподобились одного и того же Духа; в одно и то же мы с вами стремимся Царство; все мы равно братья Христовы. В чем же состоит мое преимущество пред вами? В заботах, трудах, беспокойствах, в скорби о вас. Но нет для нас ничего приятнее этой скорби" (Беседа 4-я на 2-е послание к Фессалоникийцам). Возлюби и ты сии спасительные страдания, стараясь делать твердым свое звание и избрание. Так поступая, — свидетельствует апостол Петр, — никогда не преткнешься (2 Пет. 1:10).
Поводов же для претыканий, соблазнов и искушений встречается немало на пути архипастырском. Почет и уважение, которыми окружают епископа, порою могут вскружить голову, посеять в сердце греховные чувства гордости и самомнения, породить в душе ложное представление о собственной исключительности и значимости. Знаю, что ты скорее всего застрахован, по милости Божией, от этих соблазнов; но если что-то подобное возникнет в сознании,гони прочь эти лукавые и безумные помыслы! Помни о том, что истинный Царь славы, пришедший в мир ради спасения всех людей, смиренно претерпел позорную смерть на Кресте и добровольно подвергся поношениям не для того, чтобы мы кичились своими мнимыми достоинствами или положением, которое получаем не за некие личные заслуги, а как дар — дар великой ответственности пред Богом за Церковь, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).
Как всякая власть и начальство, епископство сопряжено с необходимостью принимать решения, невзирая на лица, не из личных симпатий и предпочтений, но прежде всего ради пользы дела церковного. Да, строгости не должно быть больше, чем доброты. Если этот баланс будет соблюден, твое святительское служение будет принято людьми и, несомненно, принято Господом.Однако доброта не должна превращаться в потакание человеческим страстям и опасную снисходительность ко греху. Вспомни, что именно по малодушию, излишней мягкости и нерадению первосвященника Илия, судии Израилева, его сыновья не получили вовремя строгого отеческого вразумления и утвердились в нечестии, за что не только сами были сурово наказаны Богом, но и на весь народ навлекли бедствия, как о том читаем мы в Первой книге Царств (см. 1 Цар. 1-4). Да будет предостережением для тебя сей поучительный пример из Священного Писания.
Мера отца — это мера любви, руководствующейся во всем истинным благом своих чад, для воспитания которых рáвно необходимы и великодушие, и взыскательность, и милость, и твердость. Без справедливости любовь становится слабостью, а справедливость без любви превращается в жестокость. Запомни, пожалуйста, это правило!
Тем более необходимо оно для того, кто трудится на ниве духовного образования, занимается подготовкой будущих пастырей Церкви, которым предстоит иметь попечение о духовно-нравственном воспитании людей, брать на себя ответственность за их возрастание в добродетели. Очевидно, что невозможно научить тому, чего не умеешь сам. Надобно, как свидетельствует святитель Григорий Богослов, прежде самому умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать (Слово 3). Потому прививай воспитанникам духовных школ чувство особой личной ответственности, здравую рассудительность, любовь к знаниям и стремление к постоянному самосовершенствованию, дабы, проповедуя другим, они и сами не остались недостойными (1 Кор. 9:27).
«Мефодий», как ты знаешь, в переводе означает «последовательный, целенаправленный». По имени и житие твое да будет! Пусть от твоего архипастырского внимания не ускользает даже то, что кажется мелочью, но что имеет отношение к твоему служению викарного епископа. Тебе предстоит помогать Патриарху в его непростых трудах. Искренне надеюсь обрести в твоем лице доброго и верного соработника, пребывающего в послушании Священноначалию и всегда стремящегося хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Да не смущается твое сердце тяжестью и опасностью предлежащего тебе служения. Подавший труды непременно подаст и силы для их совершения, ибо неложны слова Сказавшего: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал" (Ин. 15:16).
Итак, вдохновляясь и укрепляясь сим напутствием, прими теперь в руки жезл сей как символ дарованной тебе власти и апостольского преемства и, благословив народ Божий, молитвенно участвовавший в твоей епископской хиротонии, гряди с миром на новое и славное служение Церкви Христовой. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочитал молитву у мощей святителя Филиппа.
Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы совершаем сегодня память святителя Филиппа, митрополита Московского, угодника Божиего, который прославился многими добродетелями, начиная с его служения на Соловках и завершая мученической кончиной. Он не погиб, как погибали древние христиане в языческом Риме. Никто не требовал, чтобы он отказался от Бога или от своего служения, но грозный царь, утверждавший свою единоличную власть, заподозрил, что владыка митрополит, происходивший из боярского рода и имевший большое влияние на боярское сословие, может подвигнуть бояр на противление царю или даже покусится на саму царскую власть.
Эти страхи не имели никаких оснований. Возможно, Иван Грозный был человеком душевно не вполне здоровым, неуравновешенным, как то утверждают некоторые светила медицины, исследуя его жизнь. Но, что бы ни было причиной, результатом стало страшное преступление — ни в чем не повинный святитель, радевший о благе Руси, о благе Святого Православия, смиренный, благочестивый, прекрасно проповедовавший слово Божие, пал от руки безумного царя.
В стороне остается вопрос о причинах этого безумия — то ли болезнь, то ли обуяние злой силой; Бог знает, что взбудоражило царя, но он совершил страшное преступление. Поэтому, когда некоторые представители наших патриотических сил чуть ли не требуют от Патриарха канонизации Иоанна Грозного, отвечаю всем, пользуясь случаем, с этого амвона: никакой канонизации быть не может!
Это не означает, что мы не ценим исторические заслуги государя Иоанна, что мы не признаем ту важную политическую миссию, которую он осуществил. Но все это не является причиной для канонизации и быть не может. Поэтому прошу считать эту тему закрытой.
А что касается святителя Филиппа, он пал как невинная жертва. Он был умерщвлен силою злой. А как Господь Иисус Христос был пригвожден ко Кресту? За какую-то вину, за какие-то преступления? Конечно же, нет! По той же самой причине, по которой и митрополит Филипп был умерщвлен. И как там двигателем ненависти, приведшей Господа к крестной смерти, была власть, так же и здесь была власть.
Другими словами, святитель является для нас величайшим примером верности Церкви, подлинной любви к своей пастве, смирения, терпения и, конечно, духовного мужества. И сегодня мы с особым чувством вспоминаем его жизненный подвиг и его тяжелую, но блаженную кончину.
Молитвами святителя Филиппа да хранит Господь землю Русскую, да сохранит Господь Церковь нашу, град наш Москву, властей и воинства и весь наш народ! Верим, что святитель Филипп предстоит пред лицом Божиим и по любви к Отечеству земному возносит онем свои молитвы. Еще раз скажем, обращаясь к святителю: твоими молитвами да хранит Господь землю Русскую! Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси