Утром 14 ноября 2016 года правоохранительными органами были произведены следственные действия в отношении некоторых участников группы, которая ассоциирует себя с противодействием строительству храма на законно выделенном Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви участке в парке «Торфянка» (Осташковский проезд, владение 4). В связи с появлением в ряде СМИ публикаций, в которых предпринимается попытка увязать уголовное преследование с позицией Русской Православной Церкви, Правозащитный центр уполномочен заявить нижеследующее.
За время, прошедшее с момента выделения участка, позиция Русской Православной Церкви оставалась неизменной и заключалась в том, чтобы возведение храмов шаговой доступности в Москве продолжалось в условиях мира и гражданского спокойствия. Учитывая данное обстоятельство, Церковь заявила о необходимости поиска альтернативного парку «Торфянка» земельного участка, который в настоящий момент юридически не предоставлен Финансово-хозяйственному управлению с соблюдением всех необходимых процедур. Даже после предоставления участка совершенно очевидно, что сохранности зеленых насаждений ни в коей мере не угрожает установленный по адресу Осташковский проезд, владение 4, поклонный крест, а также право местных верующих собираться там для проведения общих молитв.
Однако верующие и священник, регулярно собирающиеся для молитвы, а не строительства храма, около поклонного креста, многократно и безнаказанно подвергались нападениям и издевательствам со стороны группы радикально настроенных антирелигиозных активистов. Были зафиксированы также попытки посягательств на поклонный крест, являющийся не только религиозным символом христианства, но и частью государственной символики Российской Федерации.
Ряд политических партий повел себя вызывающе с точки зрения действующего законодательства, предпринял попытки использовать конфликт для нагнетания антирелигиозной истерии в рамках предвыборной кампании.
Учитывая изложенное выше, утверждаем, что ситуация, сложившаяся в парке «Торфянка», вышла за рамки конфликта, связанного с вопросом предоставления земельного участка для возведения храма. Действия активистов, изначально выступающих против храмостроительства, приобрели очевидные признаки разжигания ненависти между верующими и неверующими, использования мировоззренческого многообразия для политической борьбы, что запрещено действующими нормами закона. В ходе конфликта стороной, выступающей против храма, была неоднократно продемонстрирована нетерпимость по отношению к верующим, оспаривалось их законное право на свободное отправление религиозного культа, создавались препятствия для совершения молитв. Все вышеуказанное происходило в ситуации отказа от строительства храмового здания в парке «Торфянка».
Таким образом, в конфликте не осталось выступающих против храма, потому что строительство храма не ведется. Как представляется, среди активистов остались лишь те, кто объединен ненавистью по отношению к вере и Церкви. Они предприняли попытки объединения лиц, связанных признаком ненавистного отношения к верующим, в подобие политической партии, что также запрещено российским законодательством.
В связи с этим полагаем, что судебное разбирательство должно отделить людей, законно и открыто выступающих против строительства храмовых зданий в том или ином месте, от желающих намеренно использовать любой повод для разжигания ненависти между верующими и неверующими людьми, отношения между которыми призваны строится на взаимном уважении и признании мировоззрений друг друга.
Московская городская епархия