Интервью с клириком храма пророка Божия Илии в Черкизове протоиереем Георгием Чвилевым. С момента назначения в Илиинский храм отца Георгия прошло уже более 30 лет. В интервью отец Георгий рассказал о том, какую роль в его жизни сыграла Свято-Троицкая Сергиева лавра, каким был Илиинский приход в момент его назначения, а также о сложностях священнического служения.
— Отец Георгий, Вы родились в Сергиевом Посаде, где находится Свято-Троицкая Сергиева лавра, расскажите, как произошло Ваше знакомство с ней? Могли ли Вы тогда предположить, что будете учиться в этой семинарии и станете священником?
— Ознакомление со святыней, конечно, происходило постепенно. Еще в детском возрасте, когда я учился в начальных классах, мне довелось начать посещать Троице-Сергиеву лавру. Меня привела туда моя бабушка, она трудилась в Московской духовной академии, помогала там по хозяйственной части. И я с ней приходил, помогал ей, посещал богослужения. По собственному желанию я убирался после службы в алтаре, мне это нравилось. Уже подрастая, стал общаться со студентами-семинаристами. Затем, когда я уже пришел из армии, монахи, которые меня знали, предложили мне попробовать поступить в семинарию. Конечно, перед этим я подходил за советом к духовникам и в итоге принял решение подать документы. И сделал я это в самый последний день, когда уже заканчивался их прием. Потому как людей, живших в Москве и Московской области, старались в семинарию не брать, чтобы центр государства понемногу духовно угасал, поскольку тогда была советская власть. Сейчас, с высоты прожитых лет, это все видится как промысел Божий, а тогда я этому значения не придавал. Безусловно, не задумывался о том, буду ли я служить, стану ли священником. Потому как тогда происходило только ознакомление и первое соприкосновение с Церковью, вживание в церковную жизнь. Но мое пребывание в Лавре свои плоды в любом случае принесло.
— Из всех священнослужителей-клириков Черкизова Вы дольше всех служите в нашем храме. Вы можете вспомнить день, когда Вас назначили в наш приход? Каким он был в день Вашего назначения?
— Еще до назначения в наш приход я служил сначала в храме Иоанна Крестителя в Ивановском, затем — в храме Знамения Божией Матери в Аксиньино. И только потом, в 1984 году, меня назначили в Илиинский приход. Когда я сюда пришел, священников было очень мало, а службы были регулярными, как сейчас. Здесь всего было три священника, вместе с настоятелем. Настоятель, как правило, служил в субботу и воскресенье, а в остальные дни — мы. А народу было гораздо больше. По 500-600 человек причастников, исповедников тоже, а нас было всего двое священников. Поэтому приходилось крутиться. Но тогда молодые силы все компенсировали. Сейчас было бы тяжело, конечно. В то время, вместо нашего дома причта стоял маленький деревянный домик. Там была маленькая кухонька, через перегородку — местечко для старосты, с другой стороны, также через перегородку — комнатка для настоятеля и маленькая комнатка для священников, чтобы переодеться.
Когда я начал служить на постоянной основе, в Москве было чуть больше сорока храмов. А духовенства вместе с диаконами всего было человек 120.
— В 2003 году Вас удостоили звания протоиерея. Скажите, насколько изменилась Ваше служение после этого? Означало ли это какие-то кардинальные перемены?
— У нас даже награды и более высокие не отличаются ничем. На саму службу, на жертвенность, отдачу себя, даже на тот же график богослужебный это никак не влияет. Мы все в общей упряжке, все трудимся. То есть внешне это ничем не отличается. Хотя, когда это бывает сопряженно еще с какой-то другой должностью, то тогда отличие, конечно, есть. А так — это просто награда за выслугу, за добросовестное служение. Здесь еще важно помнить о том, что когда нас чем-то награждают и благодарят, это еще направлено на то, чтобы нас немножко укрепить, воодушевить на дальнейшее служение. Некое напоминание нам о том, что наш труд нужен, важен, значим. Но самая главная награда, конечно, на небесах. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», — сказал Христос, и мы всегда должны помнить об этом (Мф. 6:31-34). Само звание протоиерея, конечно, не подразумевает, что у меня должны быть подчиненные, что я должен кем-то распоряжаться и командовать, а подразумевает то, что на тебе становится больше ответственности. Никогда нельзя забывать о том, что кому больше дано, с того больше и спросится.
— Что Вам больше всего нравится в Вашей профессии?
— Служение Богу — самое приоритетное, самое лучшее и высшее. А самый главный двигатель — это то, что ты делаешь Божие правое дело. Это самый большой двигатель и самый реактивный. Все остальное, конечно же, не то.
— С чем Вам пришлось столкнуться в начале Вашего священнического пастырского пути, и в чем, на Ваш взгляд, заключается сложность священнического служения?
— Знаете, и сейчас есть это ощущение, и тогда было особенно, когда, будучи молодым священником, тебе нужно давать какие-то советы людям, вести руководство, пастырское назидание, а из-за того, что ты молодой это очень неловко, неудобно, иногда даже стыдно и стеснительно в какой-то степени. Когда я только вставал на путь священничества, это было очень переживательно и волнительно для меня. Ведь это служение очень ответственное, сложное, пока еще неизученное мной было. Господь избрал, а нам многое что авансом дается, наперед, поэтому это надо оправдать. И это оправдание — дело всей жизни. А служение в сане — это особое, жертвенное служение. Сеять разумное, доброе, вечное нужно. В этом служении много лишений и много сложностей. Служение на первом месте, а семья и все остальные заботы — на втором месте и даже на третьем. И от этого даже не домашним тяжело, а тебе самому тяжело. Помимо прочего, накапливается, конечно, и износ. В этом и сложность.
— Отец Георгий, Вами и Вашей супругой можно любоваться бесконечно! Скажите, как суметь правильно выбрать спутника/спутницу жизни?
— Конечно, всем хочется найти спутника или спутницу, чтобы с человеком всю жизнь идти. А кто твоя половинка? Выбрать-то конечно можно, а сможешь ли ты это все осилить? Ведь это очень все непросто, если ответственно к этому подходить: один раз и на всю жизнь. Важно иметь определенный настрой, чтобы не «разбежаться». Проблема молодежи сейчас в том, что они не хотят себя обременять. Настоящая любовь — она всегда жертвенна, а собой жертвовать ради кого-то не хочется… Ни собой, ни своей зарплатой.
А если люди настроены серьезно, то тогда они друг друга чувствуют, сердце сердцу весть подает. Но вообще, критерии выбора спутника жизни очень важны. Господь заложил в нас единодушие, чтобы мы были единым целым. Поэтому, чтобы союз состоялся, между людьми должно быть единодушие. А оно не бывает просто так, на пустом месте. Помимо этого, между людьми должно быть еще и единомыслие, единоверие, общие ценности, интересы. И если есть такая душевная связь, то тогда ее разрушать и не захочется. А когда связи душевной нет, а только телесная, она легко рвется.
— Отец Георгий, как Вы считаете, о чем нужно помнить каждому православному молодому человеку?
— Очень важно, везде и во всем не делать поспешных выводов, также и в отношении веры, Церкви и Бога. Полезно услышать чьи-то мнения, видения, рассуждения, разных людей, разного возраста и духовного положения, и это все себе «складывать» в копилку своей будущей жизни, своих знаний. И этим нужно заниматься на протяжении всей своей жизни. Также нужно помнить о том, что Царство Божие нам понуждением, усилием дается. Просто так не дается. Поэтому праведник спасается верою: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:17-26). Конечно, все проверяется делами: вера, дружба, любовь, отношения между людьми и с Богом. Нам бы научиться не противиться путям Господним. Он ведь нас любит, а любовь не навредит никогда. Только мы не всегда ее принимаем, нам кажется неудобным, не уместным, проблематичным, сложным, любое начинание богоугодное. Поэтому все с усилием берется. Очень важно, чтобы мы везде принимали во внимание православный взгляд. Как то или иное смотрится в свете Божией истины. Очень часто все, что делается не по Богу, неправильно, мы об этом жалеем. А все, что сделано по совести, — об этом не жалеем. Также важно от юности быть осторожным, рассудительным и не идти на поводу у духа времени. Нужно бояться сделать что-то плохое и в то же время заслугами своими не кичиться, считать, что их нет. Где-то, что-то нужно уметь перетерпеть, и тогда все увенчается успехом.
Беседовала Анна Киселева