15 декабря 2019 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы (Петропавловское благочиние Юго-Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Главный престол был освящен в честь благоверного князя Андрея Боголюбского, северный престол — в честь святителя Иоанна Златоуста, южный — в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным московскими викариатствами; епископ Бронницкий Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского церковного округа г. Москвы; протоиерей Владимир Чувикин, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыря, ректор Перервинской духовной семинарии; иерей Кирилл Краев, настоятель храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы; столичное духовенство.
Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии (регент — иеромонах Нестор (Волков)).
В храме присутствовали руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, представители компании — спонсора строительства храма ПАО ГМК «Норильский никель».
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском иерей Кирилл Краев был удостоен права ношения палицы.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил доцента факультета информатики и прикладной математики ПСТГУ, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы диакона Димитрия Артамкина в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес внештатный клирик храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы иерей Иоанн Янушек.
По окончании богослужения иерей Кирилл Краев приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону благоверного князя Андрея Боголюбского.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 18:18-27) есть слова, требующие особого толкования. Мы слышали, как некто подошел к Господу и Спасителю и спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Но Спаситель не отвечает на вопрос прямо, а говорит: «Почему ты называешь Меня благим? Благ только Бог». Казалось бы, ничего такого, что требовало бы особого осмысления. Но как бы эта фраза звучала на современном русском языке? Если открыть толковый словарь Даля, лучший из существующих, мы увидим, что синонимом слову «благий» является «добрый». А теперь давайте вместо «благий» поставим слово «добрый» и осознаем всю глубину и сложность текста: «Учитель добрый! Что мне сделать, чтобы спастись?» И Учитель отвечает: «Почему ты называешь Меня добрым? Добрый только Бог».
Каждый может спросить: почему же только Бог добрый? Разве в мире нет добра? Разве в сердцах людей нет добра? Конечно же, добро есть! Почему же Спаситель именно так отвечает на этот вопрос? В чем здесь дело? Если бы повествование заканчивалось на этой фразе, вряд ли кто смог бы правильно его изъяснить. Но далее Господь говорит, что нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную: не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, почитать отца и мать. И напоминает: «Это же заповеди, которые ты знаешь, так почему же ты Меня спрашиваешь?»
Здесь важно ясно уразуметь следующее. Действительно, только Бог добр в абсолютном смысле слова. Но Его благость отображается в природе человеческой, и человеческая природа по милости Божией расположена к совершению добра. У каждого человека есть свобода выбора, но вместе с тем и некое особое отношение к добру. Совершает человек добро часто или редко, или даже вовсе не совершает, — понятие добра не исторгается из системы ценностей, в которой он живет.
Сегодняшнее повествование еще раз убеждает нас в том, что добро, которое принадлежит Богу, благость, которая присуща природе Божества, есть ценность, достижимая для человека. И Господь говорит, что необходимо, чтобы достичь этой высоты, чтобы стяжать благо, то есть добро, которое само по себе имеет Божественную природу. Он перечисляет общеизвестные заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, то есть стань на путь, который тебе предлагается Словом Божиим. В этом и заключается сила Божественного откровения: Господь не только представляет нам идеал, достигнув которого, мы обеспечим себе жизнь вечную, но также указывает путь к достижению этой благости, этого добра, а значит, полноты жизни. Ничего выдумывать не надо, и, скажу дерзновенно, и слушать никого больше не надо. Все сказано Самим Богом для того, чтобы мы могли обрести счастье, радость, полноту жизни, чтобы мы могли жить в атмосфере добра.
Конечно, этот путь не такой уж простой. Попробуй не красть, когда столь многие крадут. Попробуй не лжесвидетельствовать, если от твоих показаний зависит, быть человеку на свободе или не быть. И так по списку: всякий грех нередко воспринимается как нечто положительное, если его посредством можно избежать опасности, достичь цели, обрести богатство и власть. И как много тех, кто соблазняется и использует греховные средства для достижения своих целей!
Но сегодня Господь учит нас: не надо прибегать к греху, чтобы достичь самого главного — стать добрым, то есть обрести то, что свойственно природе Божественной. А через доброту открыть в себе совершенно иное измерение жизни — то, в котором радость, правда и подлинное человеческое счастье. Потому что не может быть счастья без доброты, это синонимы. Сегодня нас учат — через средства массовой информации, кинематограф, — что для обретения счастья вовсе не надо быть добрым. Всевозможные лихие герои стреляют направо и налево, кулаками расчищают себе дорогу в жизни — какая в этом Божия правда, какая благость? Только человеческая сила! Но ведь никто не досказывает подобные сказки до конца. Есть ли хоть один человек в мире, который, идя таким греховным путем, обретает благость, доброту, а значит, счастье? Таких людей не существует.
Сегодняшний текст, удивительный по своей силе, открывает нам реальный путь к подлинному человеческому счастью, которое не пресекается смертью, но помогает нам преодолеть притяжение греха в земной жизни и вырваться в пространство жизни вечной. Туда, где вместе с Богом пребывают святые — те, кто исполнен благости, доброты, радости и мира. И да поможет нам Господь не потерять эти дивные ориентиры, которые Он Сам дал нам для нашего спасения и для нашего человеческого благополучия. Аминь».
В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону великомученика Георгия Победоносца.
Во внимание к помощи в строительстве храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском г. Москвы медали «Патриаршая благодарность» были удостоены: старший вице-президент, финансовый директор ПАО ГМК «Норильский никель» С.Г. Малышев, советник президента ПАО ГМК «Норильский никель» С.В. Хавронюк, начальник управления капитального строительства Департамента управления делами ПАО ГМК «Норильский никель» Т.В. Ромаиди, менеджер управления капитального строительства Департамента управления делами ПАО ГМК «Норильский никель» Р.Э. Василенко.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал участников богослужения: «Еще раз всех вас с праздником! Храни вас Господь, дорогие мои, вас, ваших родных, близких, особенно ваших детей и внуков, всех тех, кто придет на наше место в этой жизни. И дай Бог, чтобы в их сердцах сохранялась вера православная. Тогда у нас будет у всех надежда на будущее. С праздником вас!»
***
Храм святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского — Патриаршее подворье на Волжском г. Москвы — первый храм в столичном районе Текстильщики.
Благотворитель храма: ПАО ГМК «Норильский никель». Архитектор: А.Н. Трофимов. Проектировщики: ОАО «Владимирреставрация», «Моспроект-3». Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве.
Архитектура храма выполнена в древнерусском стиле эпохи Владимиро-Суздальской Руси. Прототипом церкви стал Успенский собор г. Владимира. Аркатурно-колончатый пояс на центральном и боковых барабанах, «оконца» на фасадах, порталы на входах, множество апсид, колонн и арок, белый цвет храма — все это повторяет черты зодчества, присущего эпохе князя Андрея Боголюбского.
Патриаршее подворье было учреждено в 2013 году, ответственным за строительство был назначен иерей Кирилл Краев. В 2014 году отец Кирилл был назначен настоятелем строящегося храма.
Осенью 2014 года началось строительство временной деревянной церкви в честь св. Андрея Боголюбского. 7 января 2015 года в храме была отслужена первая Литургия. 18 марта 2015 года чин малого освящения церкви совершил управляющий Юго-Восточным московским викариатством епископ Воскресенский Савва.
В 2017 году началось строительство каменного храма и дома причта. В июне 2019 года храм и дом причта были сданы в эксплуатацию.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси