"Сорок сороков"

«Русское богословие. Материалы и исследования». Интервью с Н.Ю. Суховой

Интервью с Н.Ю. Суховой, руководителем Научного центра истории богословия и богословского образования, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктором церковной истории, об одном из важных проектов Центра — серии сборников «Русское богословие. Исследования и материалы».

— Добрый день, Наталия Юрьевна! Расскажите, пожалуйста, как появилась идея и первый номер этой серии?

— И идея, и первый номер были связаны с нашим профессором Игорем Сергеевичем Чичуровым, почившим в 2008 г. Дружба наша с ним возникла еще до появления Центра… Формально Игорь Сергеевич никогда не был членом нашего Центра, но можно со всем основанием сказать, что учреждение Центра связано с личностью Игоря Сергеевича. В свое время он очень помог не только организации Центра, но и, честно говоря, моей уверенности в том, что традиция русского богословия имеет большое значение для развития богословия в целом. Игорь Сергеевич был человеком авторитетным в международном научном сообществе, очень много сделавшим и для древней церковной истории, и для византинистики, и для истории русского богословия ранних веков. Его очень огорчало, что в нашей традиции такой низкий интерес к отечественному богословию, и он мне сказал: «Обязательно надо этот интерес стимулировать, надо развивать, надо помогать!». И это были не просто слова. С помощью Игоря Сергеевича нам удалось созвать первую секцию по истории русского богословия в рамках нашей Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Так как имя Игоря Сергеевича было известно в разных странах, секция была международной в самом высоком смысле этого слова: приехали знавшие и уважавшие Игоря Сергеевича специалисты из Германии, Италии, Польши и других стран. К сожалению, до проведения самой секции Игорь Сергеевич не дожил. Потом мне показалось, что надо публиковать материалы и источники по истории русского богословия, хотя бы в ежегодном альманахе. Разумеется, эти материалы и источники публиковались в разных журналах, но имело смысл начать их концентрированную и целенаправленную публикацию в конкретном издании, облегчая работу исследователей русского богословия и поощряя интерес всех, чтущих отечественную богословскую традицию. В итоге первый сборник мы решили посвятить памяти Игоря Сергеевича Чичурова. Этот сборник немного выпадает из нашей серии, поскольку имеет другое название — «Русское богословие: Традиция и современность», — но является истоком этой серии, и после издания этого начального сборника мной и всеми членами нашего Центра, который к тому времени действовал уже достаточно активно, было решено делать ежегодный сборник материалов и источников по русскому богословию.

— Получается, что, так сказать, «нулевой» сборник состоял из материалов секции на ежегодной богословской конференции, но потом концепция изменилась?

— Скорее скорректировалась. Статьи по русскому богословию в общем-то в журналах публикуются. Однако источники по истории русского богословия, особенно значительного объема, принимаются к публикации очень неохотно. Я, как и мои единомышленники и коллеги, глубоко убеждены, что если наша источниковая база не будет расширяться качественно изданными и откомментированными источниками, это будет тормозить развитие науки. Еще многие документы должны быть введены в научный оборот, нам совершенно необходима полная источниковая база — по крайней мере, в перспективе!

— В этом, по-видимому, и состоит главная цель и этого сборника, и можно сказать всей деятельности Центра — в расширении представлений о русском богословии вообще?

— На данном этапе — да. Поэтому, начиная с последних двух сборников, акцент перенесен на публикацию откомментированных источников. И появилось еще одно направление, которое кажется мне очень важным — перевод на русский язык тех западных авторов Нового времени, которые оказали серьезное влияние на русскую традицию. Например труды Адама Мелера, Фридриха Шлейермахера и других. К сожалению, на русский язык эти тексты по большей части не переведены. Поскольку в составе нашего Центра есть люди не только владеющие европейскими языками, что естественно, но и способные переводить и комментировать богословские тексты, нам показалось, что это станет очень важным приращением источниковой базы, пусть и не непосредственно по русскому богословию, но очень важным для его истории.

— Насколько важной частью являются комментарии и вводная статья? Ведь может показаться, что значимостью обладают только сами тексты наших святителей.

— Мне кажется, без хорошего комментария и вводной статьи многие источники могут быть поняты недостаточно глубоко или даже поняты неправильно. Что такое вводная статья? Это не только и не столько жизнеописание того или иного автора — оно чаще всего известно, по крайней мере, в основных своих вехах. Публикатор источника — чаще всего он и бывает автором вводной статьи — это исследователь, который владеет ситуацией и помогает читателю более глубоко понять источник. Во-первых, публикатор должен выделить для читателя основные темы и проблемы публикуемого материала, потому что даже достаточно искушенный читатель, который более или менее «в теме», может что-то пропустить. Во-вторых, необходимо вписать источник в церковно-исторический и идейно-богословский контекст своего времени, в проблемное поле. Наконец, следует показать место публикуемого источника в традиции русского богословия в целом. Вводная статья пишется специалистом, который, что называется, видит «на три метра вглубь». Ну, а что касается комментария — это тоже не просто факты и имена, которые надо комментировать чисто технически, если речь идет о чем-то не общеизвестном. Бывает, что в текстах некоторые моменты надо читать между строк, поэтому комментарии помогают читателю обрести эту перспективу и глубину. Нельзя не заметить, что в наших сборниках «Русское богословие» несколько тем разрабатываются одним исследователем из выпуска в выпуск. Кому-то может показаться, что усилия отдельных людей, которые не собираются воедино. Но мы все же надеемся, что это не так: что, несмотря на довольно широкую временную и тематическую палитру, мы все работаем на нашу главную перспективу — изучение истории русского богословия во всем ее многообразии.

— Насколько это издание, и в целом деятельность Центра больше, чем сумма отдельных усилий его участников?

— Конечно, мы учитываем личные научные интересы членов Центра, что естественно, потому что каждый из них уже долгое время занимается своими исследованиями, у каждого есть любимые темы и сюжеты. Но, конечно, все эти личные интересы так или иначе систематизируются, соединяются и включаются в доминирующие направления нашей деятельности, отвечающие нашей общей цели. А главная цель нашего Центра — попытаться написать историю русского богословия, прежде всего, синодального периода (XVIII — начала XX в.) И здесь, конечно, важны все авторы синодальной эпохи: и прославленные святители, труды которых пополнили сокровищницу святоотеческого богословия, и профессора духовных школ, посвятившие свою жизнь развитию «богословской учености», и весьма спорные представители нашей традиции, и даже тексты западной традиции, повлиявшие на русское богословие. Но наша общая точка фокусировки — это именно история русского богословия синодального периода, и мы надеемся, что к этому фокусу с большей или меньшей очевидностью сводятся все наши исследования и все наши усилия.

— А как в вашем Центре институционально осуществляется объединение этих отдельных направлений и усилий?

— Во-первых, в нашем Центре постоянно действует ряд научных проектов. Некоторые из них действуют ограниченное время — от года до трех лет — и заканчиваются каким-то общим трудом: коллективной монографией, сборником статей, хрестоматией из комментированных текстов или чем-то еще. Есть более долговременные проекты, которые пронзают работу нашего Центра едва ли не с его основания, а нашему Центру скоро будет 10 лет. Это первое — члены Центра объединяются проектами. Участники проектов имеют внутренние связи, общаются между собой, и таким образом все проекты организуются на достижение общей цели нашего Центра. Вторая форма организации — еженедельный семинар. Он действует по пятницам, в 17.30 и открыт для всех интересующихся традицией русского богословия: в работе семинара участвуют студенты, магистранты, аспиранты ПСТГУ, а также лица, не принадлежащие собственно к корпорации учащих и учащихся нашего университета. Эта форма, как мне кажется, очень важна, поскольку здесь происходит совместное обсуждение статей и докладов, готовящихся в рамках Центра. Большая часть из сообщений, обсуждавшихся на заседаниях семинара, выкладываются в сеть и становятся доступными научному сообществу. Кроме того, часть наших заседаний посвящена отчетам по работе проектов, так что все члены Центра в курсе деятельности всех проектов.

— Последний вопрос: Что должно произойти, чтобы Вы сказали, что цель Центра достигнута? Что станет итоговой вехой ваших трудов?

— Сейчас мы заканчиваем важную для нас многотомную серию «Жизнеописания» дорогого для нас автора — великого богослова и церковного деятеля XIX в. свт. Филарета (Дроздова). Это очень важный для нас результат, но в перспективе общей работы Центра — все же промежуточный. Перспектива всех наших многолетних усилий — издание многотомной «Истории русского богословия синодального периода». Мы очень надеемся, что эта перспектива реализуется.

ПСТБИ