16 февраля 2020 года, в Неделю о блудном сыне, день памяти святого равноапостольного Николая Японского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.
За Литургией владыке Илариону сослужили наместник монастыря игумен Варфоломей (Петров), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Герасим (Шевцов), ректор Николо-Угрешской духовной семинарии (НУПДС) игумен Иоанн (Рубин), и.о. проректора по воспитательной работе Сретенской духовной семинарии иеромонах Марк (Святогоров), проректор по научной работе НУПДС священник Николай Щеглов, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, проректор по учебной работе НУПДС священник Алексий Сорокин, преподаватели и студенты в священном сане, насельники обители в священном сане. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаркин. Евангелие на японском языке прочитал архимандрит Герасим (Шевцов).
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По запричастном стихе проповедь произнес проректор по учебной работе священник Алексий Сорокин.
После окончания богослужения владыку Илариона приветствовал ректор Николо-Угрешской семинарии игумен Варфоломей (Петров). Поздравив Его Высокопреосвященство с воскресным днем, а также днем памяти святого равноапостольного Николая Японского — выдающегося миссионера Русской Православной Церкви — он, в частности, сказал: «Сегодня знаменательно поздравлять Вас, дорогой владыка, с днем памяти святителя Николая Японского, ибо Вы несете свое служение проповеди о Христе Воскресшем, проповедуете в храмах, на телевидении, на разных площадках не только в нашем Отечестве, но и далеко за его пределами. Конечно, это особая миссия, которая требует напряжения интеллектуальных и духовных сил». Игумен Варфоломей пожелал митрополиту Илариону помощи Божией в архипастырском служении и преподнес в дар памятную панагию.
Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом:
«Ваши Высокопреподобия, досточтимый отец наместник, досточтимый отец ректор, дорогие отцы, дорогие братья и сестры!
Я всех вас сердечно приветствую от имени Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В этот день я хотел бы напомнить вам о притче Господа Иисуса Христа о блудном сыне. Эту притчу мы слышали в сегодняшнем Евангелии и, наверное, если б из всех евангельских притч надо было выбрать одну, которая содержит в себе самую суть евангельской проповеди, то следовало бы выбрать именно ее.
Все притчи Господа Иисуса Христа говорят о взаимоотношениях между Богом и человеком — о том, как Бог относится к человеку и как человек относится к Богу. Но притча о блудном сыне, которую мы слышим за две недели до Великого поста, когда все мы, подобно блудному сыну, встанем на путь покаяния, открывает нам лик Божий и образ Божий совершенно особым образом.
Через эту притчу Господь говорит, что Бог всегда любит и всегда ожидает возвращения к Себе любого человека, который от Него отпал или уклонился на стези лукавства. Мы слышим историю человека, который был одним из двух сыновей своего отца, младшим сыном. Ему следовало бы трудиться в доме своего отца, помогать ему до тех пор, пока отец не перейдет в вечную жизнь, а он не унаследует ту часть имения, которая ему причитается. Но младший сын захотел эту часть имущества получить сразу, не дожидаясь смерти отца. А когда получил, то быстро растратил свое наследство, ибо не имел опыта, ушел в далекую страну, а страсти и молодость привели его к тому, что он стал жить блудно и нечестиво. И после того, как все имущество было растрачено, он осознал, что в доме его отца рабы и наемники живут лучше, чем он в этой далекой стране, где он лишен всего, желая теперь напитаться хотя бы рожками, которыми кормили свиней. Но даже этого у него не было.
Как говорят нам святые отцы, путь возвращения к Богу, путь покаяния происходит постепенно, не сразу. И первым шагом на этом пути для блудного сына было осознание того, что у него есть отец. Он вспомнил о своем отце, как он жил в его доме. Он вспомнил, как другие люди, в том числе прислуга, живут в доме его отца, и понял, что лучше быть последним в доме отца, чем быть первым на чужбине, среди чужих людей, которые тебя ни в чем не поддержат, а наоборот, обдерут до нитки и потом оставят умирать с голоду.
Следующим шагом было то, что младший сын собрался со своими внутренними силами и сказал себе: "Я встану и пойду к отцу моему", — то есть он исполнился решимости вновь пройти весь путь, который он прошел, удаляясь от отца. Это был, наверное, долгий и трудный путь. Но он понимал, что лучше пройти этот путь еще раз, чем продолжать идти своим путем, который уже поставил его на грань между жизнью и смертью.
Блудный сын отправился к своему отцу. Нам не известно, сколько дней и ночей он шел, но мы знаем, что он заготовил слова, с которыми хотел обратиться к отцу. Он, наверное, ожидал встретить грозного отца, обиженного, который будет упрекать его и укорять, а, может быть, даже вообще не примет обратно, выгонит его из дома и скажет: "Как ты посмел вернуться после всего, что ты совершил?! После того, как ты растратил мое имущество с блудницами, ты еще посмел явиться сюда, в отчий дом!" И вот тогда сын скажет отцу: "Отче, я недостоин быть твоим сыном, но прими меня в число твоих наемников".
Так он идет и размышляет про себя о том, как встретит его отец. И сотню раз произносит в уме заготовленную фразу, которую намеревается сказать отцу при встрече, чтобы хотя бы немного разжалобить того. И вот, наконец, он приближается к отчему дому.
О чем дальше говорит притча? О том, что отец бежит навстречу своему сыну! Отец не забыл о нем, но каждый день выходил на порог своего дома, вглядывался в даль, смотрел, не появится ли его сын. Шли дни, месяцы, годы, но отец не оставлял надежды на то, что его сын однажды вернется к нему. И когда он, наконец, увидел издалека своего сына, то не стал ждать, пока тот к нему приблизится и произнесет заготовленные заранее слова, а сам побежал ему навстречу, бросился на шею, и сын успел произнести только часть заготовленной фразы… А отец сразу же его простил, ни в чем не упрекнул, вернул ему одежду, надел на руку перстень — знак сыновнего достоинства, и ввел его в дом.
Почему все произошло именно так? Потому что у Бога нет рабов или наемников — у Бога все сыны или дочери. И даже если ты блудный сын, ты все равно остаешься Его чадом. И даже если ты предал Бога, Он никогда тебя не предаст. Ибо если человек отрекся от Бога, Бог никогда не отрекается от человека. Если человек не верит в Бога или разуверился в Боге, потерял веру, Бог никогда не теряет веру в человека.
Сколько вокруг нас людей, которые либо в Бога не верят, либо говорят: "Пусть Бог на небесах занимается Своими делами, а я здесь, на земле, займусь своими, — зачем мне Бог, если я и так могу прожить?" Сколько на земле людей, которые верили в Бога, но потом по каким-то причинам утратили веру. Сколько людей, живущих во грехе, в страстях, сколько тех, которые думают, что Бог им не нужен. Бог позволяет этим людям жить той жизнью, которой они живут. Почему? Не потому, что Бог безразличен к ним, как некоторые думают, а потому, что наш Господь долготерпелив и многомилостив. Он долго терпит и у Него много милости. Он готов ждать днями, неделями, месяцами и годами, пока человек вновь не обратится к Нему. Он готов ждать, пока человек не вспомнит о том, что в доме его Отца обителей много и что для каждого найдется обитель, даже для грешного, для блудного, даже для того, который отрекся от Бога, но готов к Нему вернуться.
Притча о блудном сыне напоминает нам о безграничном милосердии Бога Отца, о безграничной любви, которая не зависит от наших поступков. Как говорит святой Исаак Сирин, любви Божией не может быть больше или меньше. Любовь Божия не изменяется от того, что мы ведем себя лучше или хуже. Бог всегда любит нас абсолютной Божественной и отеческой любовью, которая позволяет Ему в любой момент нашей жизни, когда бы мы ни обратились к Нему, всегда принять нас с распростертыми объятьями, как Отец принимает блудного сына.
В этой притче есть еще один персонаж — старший сын, который никуда не уходил, был верен своему отцу, не расточил имение. И он очень обиделся, когда увидел, как отец принял младшего сына. Его обида была настолько сильна, что он не захотел войти в дом, чтобы принять участие в праздновании по случаю возвращения его младшего брата, он не хочет даже назвать его братом. Старший сын говорит отцу: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка" (Лк. 15:29-30).
В образе старшего брата мы видим человека, который считает себя праведником, подобно фарисею из притчи, которую мы слышали в прошлое воскресенье. Он всегда при Боге, он никогда особенно не грешит, он вроде бы во всем праведен. И он с негодованием и с презрением смотрит на блудного брата, подобному тому как с презрением смотрел фарисей на мытаря.
Как часто бывает, что люди приходят на исповедь и говорят: "Я ни в чем не грешен, живу как все, никого не обижаю, стараюсь делать добро". И такой человек искренне не понимает, в чем же ему каяться. Почему он должен перед святой чашей называть себя первым из грешников, если он совсем не хуже других, а, может быть, и намного лучше?
Через свои притчи Господь напоминает нам о том, что каждый из нас в долгу перед Ним. Каждый из нас в той или иной степени блудный сын или дочь, и каждому из нас есть в чем каяться.
И еще сегодняшней притчей Господь напоминает нам о том, что мы никогда не должны сравнивать себя с другими людьми. Даже если кто-то другой живет, как нам кажется, хуже, мы все равно не знаем, что у него на сердце. Мы не знаем, как складываются его отношения с Богом. Может быть, внешне он грешник, а внутренне ежедневно оплакивает свои грехи и оказывается ближе к Богу, чем многие из нас. Как мытарь оказался ближе к Богу, чем фарисей, а покаявшийся блудный сын оказался ближе к Богу, чем его старший брат, который, казалось бы, никогда и не грешил, но в критическую минуту проявил малодушие, слабость, зависть и негодование.
Готовясь к Великому посту, будем вслушиваться в эти примеры из Евангелия, в слова Господа Иисуса Христа, которые научают нас тому, как нам строить свои отношения с Богом. Господь нас любит и ждет нашего покаяния, Он любит всякого человека, и душа наша для Него открыта.
Будем открывать свое сердце навстречу Господу. Будем готовиться к пути покаяния, по которому мы пойдем через две недели, когда начнется Великий пост. И будем просить Господа, чтобы по молитвам всех святых, по молитвам наших небесных покровителей Господь сподобил нас пройти достойно этим путем, узреть Его Воскресшим и возрадоваться и возликовать, подобному тому, как блудный сын возрадовался и возликовал в доме своего отца, когда вернулся к нему. Аминь».
Затем митрополит Иларион вручил дипломы кандидата богословия диакону Антонию Косых и Ярославу Совгире, защитившим диссертации в Кандидатском диссертационном совете Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Ректору семинарии игумену Иоанну (Рубину) митрополит Иларион подарил портрет святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.
В этот же день председатель ОВЦС возглавил актовый день Николо-Угрешской православной духовной семинарии и открытие международной церковно-исторической конференции «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского».