На вопросы портала «Покров» ответил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
— Владыко, какими событиями в вашей деятельности по сохранению духовного и культурного наследия России отмечен прошедший год?
— Издательский Совет ведет разноплановую работу. Основное наше направление — это рецензирование литературы. Все издания, которые предполагается распространять через церковную книжную сеть, должны пройти рецензирование в Издательском Совете и получить гриф. Материалы проверяют эксперты и докладывают на коллегии, которая определяет, какой из трех грифов может быть присвоен: «Издается по благословению Святейшего Патриарха», «Рекомендовано к изданию» или «Допущено к изданию». Гриф «по благословению Святейшего Патриарха» присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, а также изданиям, имеющим общецерковное значение. Напомню, что в храмах, монастырях и церковных книжных магазинах могут продавать только те книги, которые получили гриф Издательского Совета.
Это не цензура. Мы даем право издателям распространять литературу на церковной территории, куда могут быть допущены только те издания, в которых нет богословских искажений, которые верно передают аскетическую традицию Церкви и правильно отражают основы христианской жизни.
За всю церковную историю сегодня православное книгоиздание переживает период расцвета. Каждый год выходят тысячи наименований литературы. Такого никогда прежде не было, даже в царской России. Если мы зайдем в московские церковные книжные магазины, то обнаружим на полках прекрасный выбор духовной литературы. Сейчас издается не только весь спектр творений святых отцов, но и много современной катехизической литературы, книг по церковной истории, аскетике, о новомучениках, православной прозы и литературы для детей. Особенно это ощущается в Москве и в крупных городах. А вот в российской глубинке, надо признать, дела обстоят не так хорошо. Чуть отъедешь от столицы, зайдешь в провинциальный храм — и видишь там очень скромный книжный ассортимент. Чтобы исправить ситуацию, мы проводим выставку-форум «Радость Слова» в разных уголках России. В прошедшем году побывали в Брянске, Кирове, Ессентуках, Чебоксарах, Волгограде, Краснодаре и даже в Южно-Сахалинске.
География проведения выставки достаточно обширная. Мы стараемся приезжать к людям в глубинку с интересной программой, которая включает встречи с богословами, писателями и поэтами, знакомим с книжными новинками, рассказываем о библиотечной работе. Культуру чтения сегодня нужно поддерживать. Современный человек живет в спешке, находится под постоянным воздействием телевидения, радио, интернета, заглатывая «информационный фаст-фуд». Хорошая книга помогает человеку оторваться от суеты, задуматься, что с ним происходит, вспомнить о вечном.
— Издательский Совет взаимодействует с писательским сообществом?
— Да, один из наших значимых проектов — Патриаршая литературная премия. Она вручается Патриархом Кириллом писателям, чьи произведения отличают высокий художественный уровень и верность христианским идеалам. За шесть лет существования премии ее лауреатами стали Владимир Крупин, Олеся Николаева, Алексей Варламов, Александр Сегень, Юрий Кублановский, протоиерей Николай Агафонов, иерей Николай Блохин и другие достойные авторы.
Лауреаты Патриаршей премии принимают активное участие в упомянутой выставке «Радость Слова»: выезжают в регионы, проводят творческие встречи, которые всегда собирают полные залы. Ведь настоящий писатель всегда говорит о жизни человеческой души, о поиске смысла земного бытия. А его можно обрести только во Христе. Все это — наш вклад в сохранение духовного наследия России.
Сегодня очень важно предлагать альтернативу массовой развлекательной культуре, которая доминирует на телевидении, в кинематографе и настраивает человека на потребительский стиль жизни. В этом океане сомнительной продукции мы пытаемся создавать островки православной культуры.
— В этом году исполняется 100 лет революциям 1917 г. Как сегодня относиться к произошедшему со страной в те роковые годы?
— Революция 1917 года оказалась страшной трагедией для русского народа. Василий Розанов говорил, что «Русь слиняла в два дня…» — так быстро рассыпалось мощное государство. До сих пор мы ищем ответ на вопрос: кто виноват в тех событиях? Споры историков об отречении Николая II, февральской и октябрьской революциях продолжаются. Ясно, что такие глубинные разломы происходят, когда накапливаются гигантские противоречия между людьми, когда в народе обостряется чувство социальной несправедливости, когда элитные группы не могут поладить между собой, когда власть проявляет слабость, а внешние силы испытывают на прочность своего геополитического конкурента, — все эти факторы сошлись воедино, и произошла катастрофа.
Но у этой трагедии есть и духовное измерение. На мой взгляд, оно заключается в оскудении нашей православной веры. Вера может ослабнуть как в отдельном человеке, так и в целом народе. Когда живое религиозное чувство ослабевает, когда человек перестает помнить о заповедях Божиих, ему становится легко совершить любое злодеяние. Революция — это всегда нарушение законопорядка, массовые грабежи и убийства. Утратив веру, живую связь с Богом, русский народ разделился, брат пошел на брата — началась гражданская война, полились реки крови.
В жизни Русской Церкви началась эпоха гонений. Сотни тысяч священнослужителей, монашествующих и мирян сохранили верность Христу, стали новыми исповедниками и мучениками за веру. Народ, образно говоря, пошел не за Христом, а за Павкой Корчагиным, пленился социальной утопией — стал строить государство рабочих и крестьян в надежде победить эксплуатацию человека человеком, утвердить справедливое общество без Бога. Хотя после революции минуло сто лет, мы видим, что духовные раны в самосознании народа еще не уврачеваны.
Споры о тех событиях проходят очень горячие, наше общество вновь готово разделиться на «белых» и «красных», когда заходит речь о судьбе мавзолея или о возможности пронести икону Николая II в рядах Бессмертного полка. Мы видим, что это дискуссии не только о символах прошлого, но и о нашем настоящем. И сегодня в России ощущается колоссальный запрос на социальную справедливость.
— Что мы утратили и что приобрели за советскую эпоху нашей истории?
— Советская эпоха состоит из разных периодов и содержит много парадоксов. Произошла февральская революция, но ее победители не удержали власть, которую подхватили большевики. Им удалось победить в гражданской войне, провести индустриализацию и коллективизацию, эксплуатируя трудовой, зачастую подневольный, героизм простого человека.
Отказавшись от идеи мировой революции, большевики стали строить социализм в отдельно взятой стране, бросая вызов Западу. Это был невиданный, в чем-то успешный социальный эксперимент, и он многих завораживал — и трудящихся так называемых капиталистических стран, и интеллектуалов левого толка во всем мире.
В советской эпохе была и героическая победа в Великой Отечественной войне, и запуск первого искусственного спутника Земли, и полет в космос Юрия Гагарина. Но в мировоззрении людей культивировался вакуум безбожия. Советская власть отделила Церковь от государства, проводила гонения на верующих, разрушала храмы и монастыри, подвергала репрессиям священников, сначала как классовых врагов, а потом как идеологических оппонентов. Шла мощная атеистическая пропаганда, когда религия называлась «опиум для народа». И мы помним, как Хрущев обещал показать по телевизору «последнего попа». В Советском Союзе выросло несколько поколений, а это миллионы людей, которые никогда не открывали Евангелие, не бывали в храме, ничего не знали о православной вере, потому что были воспитаны на позитивистской картине мира.
При этом, если мы посмотрим на нравственный облик советского человека, в его идеале, мы обнаружим в нем, прежде всего, готовность пожертвовать собой ради общего блага или счастья другого человека. Именно отсюда и невиданный массовый героизм на фронтах Великой Отечественной войны, и скромность в быту, и трудолюбие, и верность, и преданность. А ведь это все христианские качества. Их можно увидеть в героях лучших фильмов 1960-х гг. — простых честных тружениках, солдатах, защищавших страну. У них нет ничего общего с персонажами фильмов перестройки и лихих 1990-х — людей, лишенных совести и сострадания, движимых жаждой наживы и легкой жизни.
Главное завоевание советской эпохи — раскрепощение человека труда и социальная справедливость, а главная утрата — вера во Христа, которая была потеряна большинством народа. На исходе советской власти, когда отпраздновали 1000-летие Крещения Руси, Церкви вернули свободу, и люди снова потянулись в храмы.
— Какую миссию несет Россия со своей верой и культурой в современном мире?
— Наши предки сделали свой выбор веры, когда князь Владимир крестил Русь. Мы существуем в истории как православная цивилизация. Для каждого христианина самое главное — жить по Евангельским заповедям, пребывать в любви к Богу и к ближнему. В прошлом году в Москве открыли памятник князю Владимиру. В этом есть глубокое символическое значение. Россия еще раз обозначила приверженность выбору Крестителя Руси.
В современном мире происходят страшные и тревожные процессы. В горячих точках планеты экстремисты убивают людей за исповедание Христа. В странах Запада христиан загоняют в гетто. Идет атака на традиционные христианские ценности: безнравственность преподносится как норма жизни, пропагандируется эвтаназия, продвигается ювенальная юстиция. Все это разрушает семью — основу государства. Что может ожидать такое общество в будущем? Ответ дает история. Обратитесь к Библии и увидите, что было с народами, отказавшимися строить жизнь семьи по Божественным установлениям.
Сегодня сознание обывателя основательно «промывается» телевидением, фильмами, в которых преобладает развлекательное начало, ведется романтизация греха и пороков, а также присутствует много насилия, ужасов, магии, низкопробного юмора. В музыкальных клипах нередко доминирует оккультная и сатанинская символика, к которой приучают человека, чтобы он отвык отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного. Ведь в постмодернистском взгляде на мир каждый может заниматься самовыражением, как он хочет. Реклама воспитывает из человека шопоголика, эгоиста-потребителя, который настроен только получать, а не отдавать, жить исключительно для себя, в свое удовольствие.
Сегодня, как и во все времена, идет битва за душу человека. Мы видим, что в мире наблюдается определенный кризис идей и исторических проектов. Альтернативой общемировому мультирелигиозному синкретизму может быть только сохранение своего культурного наследия, связи со своими историческими корнями. Для русского народа — это связь с православием. Россия может укреплять эту связь и стать примером для всего остального мира. Для этого нам нужно сохранять свой духовный суверенитет, в основе которого лежит наше главное сокровище — православная вера, с красотой ее церковного богослужения и верностью Христу.
Беседовала Ирина Ушакова