В интервью изданию «Вести» (Франкфурт) доктор теологии, викарий Святейшего Патриарха Сербского, настоятель подворья Сербского Патриархата в Москве епископ Моравичский Антоний рассказал о мерах предосторожности, которые предпринимаются Церковью в условиях пандемии (публикуется с сокращениями).
— Как Россия борется против пандемии COVID-19? Угрожает ли ей сценарий, подобный европейскому, или она уже справилась с этой проблемой?
— Пандемию COVID-19, охватившую за последние месяцы все человечество, по праву можно поставить в ряд крупнейших эпидемий в истории как европейских стран, так и стран Дальнего Востока, а также Африканского и Американского континентов. Эпидемия, к сожалению, не пощадила ни Сербию, ни Республику Сербскую (Босния и Герцеговина), равно как и Черногорию, Хорватию, Германию и многие другие страны, где проживает наш народ, а также просторы, на которых раскинулась Российская Федерация. Ситуация в России во многом аналогична ситуации в Италии, Испании, Германии… Чтобы справиться с этим бедствием, российские власти пошли на серьезные меры, такие как ограничение перемещения, за исключением лиц со специальным разрешением, закрытие многих учреждений (школ, высших учебных заведений, предприятий) и использование защитных гигиенических приспособлений — масок, перчаток, а также средств дезинфекции. Сейчас еще рано говорить, принесет ли это плоды. Нам остается, уважая решения специалистов, выстраивать в соответствии с ними нашу дальнейшую работу и миссию нашей Церкви. В особенности хочу отметить очевидный факт, что эпидемия не обошла и Русскую Православную Церковь — как ее духовенство, так и верующих.
— Во время пандемии коронавируса все еще сохраняется много недоумений и разногласий относительно богослужения и причастия. Вы являетесь экспертом в области литургики, посвятившим ей первую из Ваших докторских диссертаций. Как должны вести себя верующие во время эпидемии?
— Русская Православная Церковь еще 11 апреля сего года приняла решение, чтобы богослужения в храмах и монастырях, находящихся в ее юрисдикции, совершались исключительно «за закрытыми дверями», то есть без присутствия верующих. Между тем, Русская Церковь позаботилась о духовенстве и своей пастве и до этого, о чем свидетельствует и Синодальное решение от 17 марта 2020 года, которое прежде всего касалось способа причащения верующих во время эпидемии. Эта же тема затрагивается во многих обращениях Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также Высокопреосвященного господина митрополита Волоколамского Илариона и Высокопреосвященного господина митрополита Воскресенского Дионисия, которые уполномочены доводить до общественности позицию Русской Церкви. Я перевел одно из ключевых интервью митрополита Илариона (Алфеева), председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, чтобы приблизить к пониманию всех верующих нашей Сербской Церкви ту ситуацию, в которой находится Русская Церковь. Напомнил бы также, что по благословению Патриарха Кирилла адаптированы все последования Страстной и Светлой седмиц (что будет продолжено и на дальнейший период) для совершения в домашних условиях, то есть в режиме самоизоляции.
Все это говорит нам, что позиция Русской Церкви отличается точностью и ясностью, будучи обязательной как для клириков, так и для мирян. Поэтому любые возможные недоумения и разногласия вокруг совершения богослужения и причащения во время эпидемии исходят от лиц, которых никто не уполномочил заниматься этими вопросами, или которые вообще не в курсе решений и позиции своей Церкви. Когда я говорю «своей», то имею в виду решения также и всех Поместных Православных Церквей, находящиеся в согласии с канонами и обязательные для соблюдения верующими.
— Общественность, тем не менее, продолжает дискуссии о причащении. В России решено проводить стерилизацию лжицы посредством дезинфицирующего средства, в Румынии — использовать пластмассовые ложечки. Существуют ли на сей счет ясные рекомендации и какое решение, по Вашему мнению, наилучшее?
— Я уже упомянул решение Священного Синода Русской Православной Церкви, принятое более месяца назад. Кроме причащения, оно детально прописывает и способ, которым должны совершаться и остальные святые таинства и священнодействия — такие как помазание освященным елеем посредством одноразовых палочек (при совершении таинства Елеосвящения), обязательная замена воды и дезинфекция всех принадлежностей (при совершении таинства Крещения), возложение Честного Креста на голову верующего вместо его лобызания и др.
Всё помещение, предназначенное для богослужебного использования, следует как можно чаще проветривать и дезинфицировать, а сами священнослужители обязаны соблюдать все рекомендации санитарных служб.
Я не хотел бы повторяться, но просто должен еще раз напомнить нашей общественности, а также верующим в диаспоре о том важном обстоятельстве, что внутри Церкви не существует споров относительно Причащения. Позиция каждой Поместной Церкви ясна и одинаково обязательна для всех: как для Патриарха, епископов и священников, так и для всех верующих. Доверять своей Церкви — вот моя позиция и моя рекомендация.
— Какой урок мы все должны извлечь из пандемии вируса COVID-19?
— В начале нашего разговора я упомянул, что уже на протяжении последних нескольких веков человечество перенесло большое количество смертоносных эпидемий. Одной из них была эпидемия чумы, поразившая царскую Россию и город Москву в 1771 году. Именно тогда большое количество москвичей получили исцеление от молитвы перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Боголюбской-Московской, которая промыслом Божиим хранится сегодня в нашем храме святых апостолов Петра и Павла в Москве — на подворье Сербской Православной Церкви. И тогда, и в наши дни это может служить нам как свидетельством, так и предупреждением — свидетельством того, что Бог никогда не забывает народ Свой и не оставит его на невыносимое страдание и полное истребление. С другой стороны, это и напоминание, чтобы мы задались вопросом, в чем мы как люди согрешили и что нам следует делать, чтобы исправиться. У нашего народа есть обычай говорить: «Герои познаются в беде». Я бы эту пословицу перефразировал и сказал, что в беде познаются люди. Поэтому каждому из нас нынешняя ситуация дарит идеальную возможность проявить человечность: помогать тем, кто нуждается в помощи, потрудиться волонтером в какой-то из многочисленных служб, молиться о спасении рода человеческого. Ибо, по слову святого апостола Иакова, «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
— Укрепила или ослабила веру эта пандемия?
— Работая над монографией, посвященной нашему храму в Москве, которая неслучайно носит название «Свидетель истории и живой голос традиции», я обнаружил важную информацию. С момента постройки (впервые о храме исторические документы упоминают в 1623 году) вплоть до сегодняшнего дня храм никогда не закрывался и в нем никогда не прекращалось совершение Божественной литургии. Богослужения совершались даже в годы величайших испытаний во времена советской власти, когда многие святыни из разрушенных храмов нашли убежище под сводами храма Петра и Павла. В то время как мир охватили различные невзгоды, из нашего Петропавловского храма звучали слова молитвы.
Нас не должно разочаровывать или ввергать в уныние лишение возможности посещать богослужения в приходских храмах в те дни, когда Православная Церковь отмечает самый радостный христианский праздник — Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Как неоднократно отмечал наш Патриарх Ириней, нам нужно превратить наши дома в малые, домашние храмы. По его словам, хоть и приятно ходить в храм по праздникам, мы можем молиться Богу также и у себя дома — по крайней мере, пока не минуют все испытания и опасности, которым особенно подвержены многие пожилые люди и лица, страдающие хроническими заболеваниями.
Перевод предоставлен Отделом внешних церковных связей
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ