Центральное викариатство (новости)

Митрополит Иларион: Для спасения недостаточно одной веры

30 августа 2020 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения архипастырь произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

"Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19:26), — сказал Господь Иисус Христос, когда Его спросили о спасении, о том, как человек может спастись. Словам этим предшествовала беседа Сына Божия с человеком, который у Него спросил, какие нужно исполнять заповеди, чтобы наследовать спасение и жизнь вечную. Господь ему ответил: "Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать" (Мф. 19. 18-19), — то есть перечислил основные заповеди ветхозаветного закона. Но человек спросил снова: "Чего еще недостает мне?" (Мф. 19:20). И когда Господь сказал: "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19:21), юноша этот, у которого было много имущества, денег, с печалью отошел от Него, ибо услышал не то, что хотел. То, что сказал ему Христос, превышало его человеческие силы.

Даже ученики Господа, услышав Его слова, изумились и, недоумевая, спросили: "Так кто же может спастись?" (Мф. 19:25), если для того, чтобы спастись, нужно раздать все свое имение, превратиться в нищего.

Господь ответил не на их вопрос, а вообще на вопрос о спасении, который задаем мы и который на протяжении многих веков задавали богословы: как человек может спастись?

Из посланий святого апостола Павла мы знаем, что "человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа" (Гал. 2:16). Те правила, которые Господь перечислил в Своей беседе с богатым юношей, это как раз дела закона, то есть ветхозаветные заповеди. Значит, для спасения недостаточно их исполнения.

Но в то же время святой апостол Иаков напоминает нам, что "вера без дел мертва" (Иак. 2:20), а это значит, что для спасения недостаточно одной веры. Вера не может спасти человека, если тот при этом не будет исполнять заповеди Божии.

Спасение каждого из нас находится в руках Божиих, но от человека Господь ожидает, что он будет, прежде всего, исполнять Его заповеди. А если человек хочет достичь духовного совершенства, то помимо тех заповедей, которые были изложены в Ветхом Завете, есть еще и то, что Господь предлагает Своим ученикам — тем, кто пожелает пойти за Ним, отвергнувшись всего. И такие люди всегда находятся. Это и апостолы, и мученики, и преподобные, которые ничем в этой жизни не дорожили настолько, чтобы не пожертвовать этим ради Христа: ни имуществом, ни родственными связями, ни своим положением в жизни, ни даже самой жизнью.

Когда мы читаем жития святых, мы поражаемся тому, с какой силой и с какой ревностью они несли свои подвиги. И часто спрашиваем себя: а могли бы мы жить так же, как жили они? Готовы ли мы пойти по их пути? И Господь отвечает нам, что спасение человека не находится в руках самого человека. Спасение человека находится в руках Божиих, а потому мы должны, прежде всего, надеяться на милосердие Божие и на помощь Его. Мы должны, прежде всего, взывать к Богу и просить Его, чтобы Он научил нас, как нам исполнять Его заповеди. Чтобы Он научил нас жить по-христиански и привел в Царствие Небесное. От нас же требуется исполнение заповедей Божиих в ту меру, какая для нас возможна, а то, что превышает наши силы — мы оставляем на волю Божию, на Его милосердие и надеемся, что Божественная благодать восполнит все недостающее нам.

Приближается начало учебного года. Сейчас мы совершим молебен об учении отроков. Мы будем просить Бога о том, чтобы нашим детям Господь дал премудрость человеческую и премудрость Божественную, чтобы наши дети, прежде всего, помнили и любили Бога, чтобы они прилежали к учению, но, прежде всего, прилежали к Церкви.

Мы будем молиться, чтобы наши дети всегда оставались в Церкви и никогда не покинули ее, потому что Церковь помогает каждому — и взрослому, и ребенку — идти по жизни и исполнять Божественные заповеди. Будем возносить нашу молитву Господу о том, чтобы Он вразумил и укрепил наших детей, даровал им разум к познанию наук земных и к познанию самой главной Божественной науки — веры христианской.

Помолимся вместе о наших детях и о том, чтобы Господь благословил их обучение».

Далее владыка Иларион совершил молебное пение при начале учения отроков и окропил присутствующих святой водой.

Служба коммуникации ОВЦС