"Сорок сороков"

Монахиня Зосима (Верховская): В преподобном Зосиме я вижу невероятную чистоту души

Монахиня Зосима (Верховская) — праправнучатая племянница преподобного Старца Зосимы (Верховского). Сейчас она является насельницей основанной святым женской Зосимовой пустыни и продолжает исследовать биографию и духовное наследие великого предка. Журнал «Монастырский вестник» поговорил с ней о том, как изучение своей родословной может привести к возобновлению целого монастыря.

«Захар в монахах»

Мать Зосима, расскажите о себе: каков Ваш жизненный путь? Как в Вашей семье проявлялась, ощущалась память о великом предке — преподобном Зосиме? Что Вы знали о нем?

— Двадцать пять лет назад я не имела ни малейшего представления о старце Зосиме, великом подвижнике Православия, заслужившем у человечества канонизацию в лике святых. Как выяснилось к настоящему времени, ни одна из моих родственных семей советской эпохи не сохранила о нем память. Так, может быть, и вам, дорогие читатели, не поздно покопаться в архивах?!

Родилась я в 1938-м году. Папа из дворянской семьи, мама — из священнической. Но они не рассказывали нам с сестрой в детстве, что познали их семьи в те страшные годы. Однако как-то исподволь при выборе профессии после школы я исключала все, что может коснуться политики. Не пошла в университет ради любимой математики, чтобы не иметь шанса стать учительницей. Окончила радиофакультет Политехнического института. И только начав работать над техническими военными проблемами, поняла, что единственную жизнь посвятить «нелюбимому» делу невозможно. Полистав в библиотеке журналы по естественным наукам, нашла, что математическими методами начали пытаться пользоваться геологи.

И я перешла к ним работать. Чтобы понимать сущность решаемых проблем, закончила вечернее отделение геологоразведочного института. Мне удалось применить один из математических аппаратов для решения поисковых задач в геохимии. Получались очень интересные результаты. К сожалению, после моего выхода на пенсию кардинально поменялись типы компьютерного обеспечения и использование моих программ прекратилось. И все-таки в начале 2000-х годов удалось установить программы, осуществляющие мою методику, на новой технике в том же институте. Предлагаемый метод был наилучшим математическим подходом к решению поисковых задач без априорных предположений. Однако нужно было проработать хоть какие-то примеры на реальных материалах. Мешало не столько то, что я уже была монахиней, сколько начавшиеся после семидесяти недуги. Не хватило пороха. Жаль до сих пор.

— Как Вы впервые узнали о преподобном Зосиме?

— Выйдя на пенсию, я серьезно взялась за восстановление своей родословной. Сначала — папина фамилия. Верховские оказались сугубо военной династией. Из архивных документов шла информация о Смоленской шляхте, потом в регулярной армии — о поручиках, генералах, был даже военный министр, а среди моряков — адмирал. Были, конечно, и коллежские асессоры, надворные советники, земские деятели и т.п. Военные участвовали в защите Родины на протяжении всех войн, которые пришлось вести России.

Наконец настало время поинтересоваться фамилиями, представители которых были в супружеских отношениях с моими Верховскими. И вот я открыла архивное дело Маневских — семьи матери преподобного Зосимы. Там среди прочего оказались следующие строки: «Дочери Ивана Федоровича Маневского: ... Анна замужем за Богданом Даниловичем Верховским, их сыновья — Филипп, Илья, Захар в монахах». Эти два слова «Захар в монахах» произвели громоподобное впечатление. Ничего монашеского не было в моей жизни даже в размышлениях. Шел 1990-й год. Сейчас я считаю, что Господь ради информации о «Захаре в монахах» и послал меня на поиски родословной.

Прототип для Достоевского и заинтересованная монахиня

— И какими стали Ваши первые шаги, действия на пути знакомства с великим предком? Какие сведения о нем были доступны на тот момент?

— Отложив все родословные дела, я погрузилась в поиски информации о монахе Верховском, в миру Захаре. Эта сфера человеческой жизни была тогда для меня за семью печатями. Где что искать — ни малейшего понятия! Но Господь вел. Как-то взяла давно рекомендованные мне книги «Некрополей». И вот в «Провинциальном некрополе» нахожу по фамилии: «(Верховский) Зосима, см. схимонах». И далее по ссылке: «Схимонах Зосима (Верховский) ум. 24 октября 1833 года, похоронен под плитами Троицкого собора Троице-Одигитриевского монастыря Верейского уезда Московской губернии». Дана ссылка на «Жизнеописание схимонаха Зосимы» в октябрьском выпуске серии «Подвижники Православия», издававшейся Пантелеимоновым монастырем на Афоне в начале 1900-х годов. Это жизнеописание (особенно более полное издание, найденное впоследствии) стало путеводной нитью для дальнейших поисков и биографических подробностей в жизни старца Зосимы и истории основанного им монастыря.

Позвонила моей родственнице Верховской. Она намного старше меня, помнит дореволюционные разговоры в семье. Сначала она ответила мне, что ничего о монахе в нашей семье не слышала. Но вскоре перезвонила и взволнованно сообщила: «Кто-то из наших Верховских был прототипом старца Зосимы в романе Достоевского "Братья Карамазовы"» (естественный уклон памяти у литератора по профессии). В Петербургском музее Достоевского мне удалось связаться с исследователем, занимавшимся именно старцами. Он подтвердил, что литературоведы считают Зосиму Тобольского одним из прообразов старца Зосимы у Достоевского.

Довольно сложная проблема заключалась в том, что ни о каком «Троице-Одигитриевском монастыре Верейского уезда Московской губернии» никто не знал даже в приемной Управления Московской епархии. Единственный дореволюционный справочник о монастырях, в котором оказалась заметка о подмосковной Зосимовой пустыни, — «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» (сост. А.А. Павловский, Нижний Новгород, 1907). Там приведена гравюра внешнего вида монастыря 1870- х годов, но не уточнено местоположение. Найти монастырь под Москвой помог один из руководителей воскресных туристических походов, исходивший все Подмосковье и Смоленщину «по путям армий и сражений 1812 года». Я ему безмерно благодарна! Поездка нашей семьи туда состоялась 23 мая 1992 года. Территория бывшего монастыря оказалась очень далеко от Вереи и числилась в Наро-Фоминском районе. Там тогда располагался пионерлагерь Московского метрополитена.

— Как дальше продвигалось восстановление утраченной памяти о преподобном Зосиме?

— Работа в архивах была достаточно понятной и успешной. Фонд Московской консистории для меня, живущей в Москве, — «под рукой». Ездила в архивы Санкт-Петербурга по четным годам, а по нечетным в Смоленск. Летом 1992 года семьей же съездили на Конвец. Там только-только начиналась монашеская жизнь. О Зосиме (Верховском) помнили.

На родине преподобного Зосимы в сельце Буловицах под Смоленском побывала несколько раз. Первый раз в 1989 году, когда о святом Зосиме еще ничего не знала. Привела меня туда информация о родине декабриста Повало-Швейковского, матерью которого была Верховская. Теперь-то известно, что мать декабриста приходилась родной сестрой преподобному. Жила она после замужества со своей семьей Повало-Швейковских в том самом доме Верховских, в котором сама родилась и в котором родился ее брат Захария.

Много позже поработала я и в Тобольском архиве. Естественно, оригиналы документов дают богатую информацию не только о фактах каких-то событий, но и о сопровождающих эти факты настроениях, трудностях, несправедливостях и т.п. Нестроения в Туринском монастыре, основанном старцами Зосимой и Василиском в Сибири, подробно отражены в сохранившихся документах Тобольской консистории.

Непросто было выяснить, как же восстановить подмосковный монастырь Зосимову пустынь. В приемной епархиального управления мне было сказано, что никаких попыток восстановить Троице-Одигитриевский монастырь пока не предпринимается. Посоветовали обратиться к благочинному Наро-Фоминского района. Оказалось, что районный благочинный в первый раз услышал о существовании старинного монастыря на своей территории. По его словам, возвратить монастырь в лоно Церкви чрезвычайно трудно по двум причинам. Во-первых, эта территория, видимо, собственность Метрополитена. За нее надо либо заплатить, либо предоставить другой пионерлагерь. Во-вторых, для восстановления монастыря необходима заинтересованность хотя бы одного священника и хотя бы одной монахини. Желательно организовать общину из мирян, и тогда появится право на какие-либо действия.

Необходимость найти заинтересованную монахиню — для меня буквально шок! Где я ее найду? Решила для себя: создать общину и узнать в администрации Метрополитена их условия передачи территории пионерлагеря в ведение Церкви. В администрацию Метрополитена ходила несколько раз. На мое предложение преобразовать пионерский лагерь в православный мне прямо отказали, но со словами: «Если церковные власти будут просить вернуть территорию монастыря Церкви, то Метрополитен уступит этой просьбе». Потом я эту фразу писала во всех вариантах своих писем к митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию.

Через знакомого удалось выяснить, что Зосимова пустынь является памятником архитектуры и внесена в так называемые «Списки вновь выявленных памятников в 1982 году». В этом документе Зосимова пустынь обозначена как «интересный пример небольшого провинциального монастырского комплекса середины XIX — начала XX веков». Однако никаких документов по оформлению этого памятника подписано не было никем и нигде. Тогда же организовали необходимую юридическую процедуру, и 22 сентября 1995 года администрация Метрополитена вынуждена была подписать «Охранные обязательства». Эти подписанные «Охранные обязательства» сыграли в дальнейшем существенную роль в принятии решения дирекцией Метрополитена освободить территорию монастыря.

В конце мая 1996 года у меня приняли письмо на имя правящего архиерея в его канцелярии. К письму были приложены фотографии зданий бывшего монастыря с кратким описанием состояния строений; также приведены архивные справки о трех юбилейных датах монастыря в 1996 году (170 лет со дня основания, 155 лет со дня утверждения общежития и 140 лет со дня получения статуса монастыря) и о факте исцелений от воды из Отчина колодца, вырытого старцем Зосимой. Но никакого ответа на письмо я не дождалась.

В сентябре 1996 года у меня появилась «соработница» Галина — помогла связь через местных жителей. У нее был опыт работы в церковных общинах, и она предложила организовать молебен о восстановлении обители. Очень многое и после этого мы стали организовывать вместе; очень она мне помогла, во многом была инициатором. Появились и другие помощники. Составили мы и список из местных жителей, готовых создать общину и просить о восстановлении монастыря.

Решили приурочить молебен к 170-летию со дня основания монастыря 3 декабря 1826 года. На нашу просьбу откликнулся новый благочинный Наро-Фоминских храмов. Объявления о предстоящем молебне мы с Галиной развешивали в электричках, на станциях Киевской дороги. Первый молебен после 65 лет забвения состоялся в ближайшую к празднику субботу 7 декабря 1996 года — в бывшем Троицком храме, на территории монастыря (для этого брали разрешение в Управлении Метрополитена). Пришли жители соседних селений, приехало много туристов из Москвы — всего было человек 150.

Лето 1997 года было посвящено восстановлению Отчина колодца в лесу, где когда-то проводил отшельнические дни старец Зосима в последние годы своей жизни. Второй для нас молебен с водосвятием прошел около Отчина колодца при большом стечении народа в канун праздника Иконы Божией Матери «Одигитрии» 9 августа 1997 года.

Отсутствие информации о реакции епархии на мое письмо делало совершенно неясным, что же еще можно предпринять. «Прыгать» через голову правящего архиерея было невозможно. Да и куда прыгать? Всю зиму 1997-1998 годов я ездила в Хотьково к монахине Анне (Тепляковой), где меня понимали, и я все ныла-ныла о своей беде. Наконец Тепляковы решили отвести меня к старцу Науму в Лавре. Батюшка подумал и благословил меня ехать в Коломну к матушке Ксении и просить именно ее передать митрополиту мое письмо из рук в руки. День тот, с которого начались реальные шаги в сторону возобновления Зосимовой пустыни, был 8 февраля 1998 года. Благословение старца Наума открыло дорогу.

Первого мая по благословению владыки состоялась поездка в Зосимову пустынь благочинного епархиальных монастырей и игумении Ксении. В августе было подано письмо от епархии в Управление Метрополитена с просьбой о содействии в передаче монастыря верующим. Ответ оказался неожиданным: «Выше упомянутый комплекс бывшего монастыря не принадлежит Метрополитену на правах собственности, а лишь передан в управление для организации в нем летнего отдыха детей сотрудников. В этой связи вопрос о передаче комплекса Русской Православной Церкви должен решаться на уровне Правительства Москвы».

Полтора года длилась переписка благочинного монастырей Московской епархии с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы. Только 25 апреля 2000 года вышло Постановление Правительства Москвы о передаче Московской Епархии Русской Православной Церкви комплекса зданий и сооружений бывшего Троице-Одигитриевского монастыря «Зосимова пустынь».

Мысль о подготовке прославления старца Зосимы до открытия монастыря была подана новым благочинным Наро-Фоминского района. Я сдала благочинному написанный для этой цели материал, частично заимствованный из известного «Жизнеописания схимонаха Зосимы (Верховского)», частично из моих архивных находок. На заседании Комиссии по канонизации 15-16 сентября 1999 года было принято решение о причислении старца Зосимы к лику святых Московской епархии, утвержденное 11 ноября того же 1999 года Святейшим Патриархом Алексием. Праздник прославления старца Зосимы (Верховского) в лике преподобных состоялся 23 июля 2000 года. К этому времени монашеская жизнь в Зосимовой пустыни уже началась.

Не быть безродным

— Как складывалась Ваша личная жизнь за эти годы? Жизнь Вашей семьи?

Монашеская жизнь в Зосимовой пустыни текла, а я была как-то рядом, но не в ней. При этом я так глубоко прикипела к пустыньке, к ее истории, к памяти дорогого Зосимы, что решилась подать заявление о постриге. Митрополит подписал заявление моментально, снизойдя также к моему желанию получить имя Зосимы после прославления старца.

На занятия в архивах с целью написания и издания книги об истории монастыря у меня было благословение благочинного епархиальных монастырей. Да и духовник все последующее время меня поддерживал в необходимости выполнять ту работу, на которую у меня были способности и силы. Удалось найти автографы старца Зосимы, а из творений — рукопись «Поучения о послушании». Именно с этой не опубликованной ранее рукописи началась кропотливая работа в издательском отделе Троице-Сергиевой лавры по сбору творений преподобного старца Зосимы (Верховского). Прекрасная книга была издана в 2008 году.

Довольно мучительно проходило свой путь к выпуску в свет первое мое детище. Три раза мне его возвращали с требованием переделать. Наконец в 2008 году книга «Женская Зосимова пустынь» вышла. Опыт у меня появился, и вторая книга «Монашество Зосимовой пустыни» не заставила себя ждать и вышла в 2010-ом. Жаль, что редакция не решилась дать предложенный мною чисто монашеский заголовок «Единомыслием исповемы». Когда книги о монастыре были закончены, мой духовник благословил меня доделать свои родословные. Эти родословные как по отцовской, так и по материнской линиям я издала книгами.

Оправдание моим генеалогическим изысканиям я нашла не у кого-нибудь, а у отца Павла Флоренского: «Себя чувствовать надо не затерявшимся в мире, пустом и холодном, не быть бесприютным, безродным; надо иметь точки опоры, знать свое место в мире — без этого нельзя быть бодрым. Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, Родину. У кого нет рода, у того нет и Родины, и народа. Без генеалогии нет патриотизма: начинается космополитизм — "международная обшлыга", по слову Достоевского. Чем больше связей, чем глубже вросла душа в прошлое, чем богаче она обертонами, тем она культурнее, тем более культурная масса личности: личность тем более носит в себе то, что более ее самое» [Флоренский Павел, священник. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Т. 2. — М., Академический проект, 2013. С. 29].

Очень естественно и осознанно произошло воцерковление всей моей семьи. Внучка получила высшее образование в Свято-Тихоновском богословском институте. Дочь с 2007 года посещала занятия на курсе богословских наук в системе второго образования при Московской духовной академии. Увлеклась философией. Теперь у нас достаточно обычны разговоры между собой на духовные темы. Иждивением дочери поставлен памятный крест на родине преподобного Зосимы в Буловицах под Смоленском. Первого октября 2015 года поклонный крест был освящен тремя священниками Смоленской епархии. Приезжала игумения Фаина из Зосимовой пустыни в сопровождении сестер и паломников. Теперь родина святого Зосимы — не забытый людьми край. 

«Я — обыкновенный человек»

— В чем, по Вашему мнению, главный урок, оставленный нам преподобным Зосимой?

— В преподобном Зосиме я вижу невероятную чистоту души. Никаких компромиссов в принципиальных вопросах. Никаких разбирательств и споров с теми, в которых не чувствуется стержня правдивости.

Что касается творений старца Зосимы, то ясно видятся его основные мысли, воспринятые у Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника. Сам преподобный Зосима всегда подчеркивал, что он следует учению великих Отцов Церкви. Помню, как ждали монахи публикации «Записей о 75 действиях Иисусовой молитвы на старца Василиска, сделанных старцем Зосимою»! Да и сам он, конечно, сподобился этого Божиего дара. Великий опыт! Щедрое откровение.

— Вы чувствуете какую-то повышенную ответственность в связи с тем обстоятельством, что Ваша биография переплетена со святым старцем Зосимой?

Когда я общаюсь с людьми верующими и знающими мое плотское родство со старцем Зосимой, то вижу в них нескрываемую потребность видеть и во мне что-то особенное. Но я — обыкновенная, как и все. Лучше бы все это видели, так как в этом — правда.

А когда я чувствую, как близок преподобный Зосима ко мне, как помогает, как добр, — вот тогда мне становится страшно за свою безответственность перед Богом и перед ним.

— Если давать краткую характеристику женской Зосимовой пустыни, как бы Вы ее описали?

Территория Зосимовой пустыни вошла в 2012 году в состав расширенной Москвы, и монастырь стал ставропигиальным. Во время своего посещения монастыря Святейший Патриарх Кирилл с радостным удивлением отмечал, что окружающий лес оставил Зосимову пустынь именно «пустынькой». Это действительно выделяет Троице-Одигитриевский монастырь в ряду столичных. Троицкий храм очень красиво возобновлен и внешне, и внутри. Территория тоже украшается — у пустыньки есть преданный и ответственный благодетель. Один за другим ремонтируются монастырские корпуса. Остается пока в мечтах восстановление разрушенного до основания Одигитриевского храма. Ведь монастырь — Троице-Одигитриевский!

Сестер немного, но читается Псалтирь в течение всего дня с поминанием имен и из записок, и по довольно большому монастырскому помяннику. Службы в храме идут чинно, сестры поют слаженно и по-монастырски. Сестричество чтит память своего святого Зосимы. Ежегодно ходят крестные ходы к Отчину колодцу в лес и на праздник иконы Одигитрии. Теперь уже есть хорошая дорога к монастырю и люди приезжают на службы и на экскурсии. Поэтому обязательно съездите в Зосимову пустынь.

Беседовал Никита Богатов

Синодальный отдел по монастырям и монашеству