Об актуальных проблемах православного пастырства, о вызовах, которые ставит перед священником современный мир, и пастырских возможностях, которые этот мир открывает, — в интервью с ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и настоятелем храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах протоиереем Владимиром Воробьевым.
— Отец Владимир, какие, на Ваш взгляд, самые актуальные на текущий момент проблемы православного пастырства?
— Пастырь должен помнить то, что написано на кресте: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим 4:12). Священник должен иметь огненную веру, хранить чистоту сердца, нравственную чистоту, быть любящим, молиться в своем сердце, быть готовым на подвиг.
Настоящее пастырское служение не может не быть подвигом самоотвержения, подвигом любви ко Христу и ближнему. Конечно, пастырство требует и аскетизма, и готовности отдать свою жизнь, свои силы, свое время на служение Церкви, на служение ближнему. Пастырь должен быть совершенно чужд всякой корысти, всяких денежных расчетов, стремлению к своей личной выгоде, своей карьере. Это мне кажется главным.
Во-вторых, пастырь должен быть готов заниматься пастырской деятельностью, которая состоит в индивидуальном душепопечении, быть открытым к любому, кого Господь к нему прислал. Быть готовым выйти на встречу и принять каждого человека с любовью, помочь ему.
Кроме того, он должен заботиться о своем стаде, о своей пастве в общем смысле слова. То, что священник должен формировать свое стадо, свою общину, современные пастыри часто, к сожалению, забывают и избегают этой деятельности. Она очень трудная, требует много сил, фактически забирает у священника всю его жизнь. Этой пастырской работы — создания церковной, евхаристической общины — очень не хватает в современной церковной жизни.
Вызовы современного мира
— Какие самые острые вопросы, так называемые вызовы ставит перед священниками современная жизнь?
— Прежде всего, это страшная нравственная деградация и связанная с ней потеря веры. Для того чтобы узнать Бога, нужно иметь чистое сердце: как сказано в заповеди блаженства, «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). А знание Бога, духовное знание и есть вера, в отличие от знания рационального и иррационального. И то неверие, которое сейчас все больше охватывает весь мир, связано с потерей чистоты. Человек, который не хранит чистоту, не способен узнать Бога, не способен его увидеть своим духовным взором, знание Бога делается недоступным для него. Это проблема сегодняшнего дня.
Конечно, это относится и к самим священникам. Если священник не ведет чистой в нравственном отношении жизни, то он тоже делается немощным в вере, теряет дерзновение, теряет живое знание Бога, живой контакт с Богом и уже не может священствовать как должно. И люди, которые приходят к священнику, тоже часто не готовы услышать Евангельские слова о Христе, о Боге, уж очень далеко ушло нравственное разложение. Они не воспринимают слова веры, Евангельские слова.
Во-вторых, сегодня мир уводит людей в виртуальную жизнь. Реальная жизнь подменяется неким индивидуалистическим существованием в этом виртуальном мире, общение между людьми тоже становится не настоящим, не живым, а виртуальным. Это калечит душу человека и делает ее мало способной к церковной жизни. Сейчас трудно проповедовать, а особенно трудно находить общий язык с современными молодыми людьми. Они очень часто уходят из Церкви, даже воспитываясь в вере с детства, если родители и духовники не сумели уберечь их от зависимости — компьютерной, наркотической или от какой-нибудь порнографии.
Такие трудности сегодня встречает священник в своем служении, и это еще не весь список.
Открытые возможности
Мы живем сейчас в редкое время большой свободы, и этой свободой нужно пользоваться. Конечно, в первую очередь это свобода проповеди и свобода в организации церковной жизни.
Сейчас есть много возможностей для создания церковной общины, которых при советской власти просто не было. Можно делать что хочешь: открывать православную школу, детский сад, устраивать паломнические поездки, проводить детские лагеря. Этими возможностями нужно пользоваться, более того — жизнь этого требует, потому что Церковь может противопоставить тлетворному влиянию современных искушений именно такую богатую, благодатную, радостную, счастливую общинную жизнь.
В Церкви человек получает то, чего не может получить нигде в миру: в церковной общине актуализируется христианская любовь, человек обретает семью, дом, радость. И это самое большое богатство. Если священник сумеет так устроить жизнь своих пасомых, тогда его храм будет наполнен людьми и все его добрые начинания будут с помощью Божией и с помощью его паствы осуществляться успешно.
Так что возможностей много — но делателей мало.
Что главное и с чего начать?
— На чем же в первую очередь должен акцентировать свои усилия священник?
— Священников не хватает для всего.
Конечно, главное призвание и миссия священника и главный его долг — это молитва, служить и быть пастырем.
Молодому священнику я бы не советовал погружаться сразу в душепопечение, в исповедь прихожан. Молодым священникам, которые со мной советуются, я обычно говорю не исповедовать первое время, а сначала войти в служение, в Литургию. Исповедь — это особое дело и требует от священника очень много опыта. Конечно, начинающему священнику можно исповедовать детей, может быть, с детей и следует начинать свою исповедальную миссию.
Но пастырское служение — это не только исповедь. Можно начинать с молодежи, с детей. Священнику уместно начать свое пастырство с воскресной школы (а может быть, и не только воскресной), с детских лагерей. Здесь от него потребуется как раз то, что он может дать — быть любящим, радостным, самоотверженным, быть для детей старшим братом или отцом. Постепенно дети будут расти и с ними будет расти опыт, и священник очень скоро почувствует, что может помочь кому-то и постарше, и понемногу войдет в полноту своего пастырства.
Потом общинная жизнь — это не только исповедь и попечение, хотя, конечно, полноценным пастырем может быть только тот, у кого есть духовные чада, кто уже создает покаяльную семью, общину. Но начинать можно не с этого, начинать можно с заботы о пасомых. Современным людям же очень трудно, в особенности многодетным семьям. Священник может организовать им помощь, и так постепенно войдет в душепопечение.
А если у него есть талант заниматься научной богословской деятельностью — это, конечно, слава Богу, таких богословов очень не хватает. Но это все-таки не прямое священническое служение. Наукой может заниматься и человек без сана, а служить Литургию без сана нельзя. Это неотменное служение стоит на первом месте, и с него нужно начинать сразу: только что рукоположенному священнику полагается пройти ежедневное служение Литургии в течение сорока дней. А раз священник служит Литургию, то к нему придут люди, которые захотят причащаться, и возникает евхаристическая община. О ней сразу же нужно прилагать свою заботу.
В наше время еще требуется много сил уделять заботе о немощных, о престарелых, одиноких, бездомных, о сиротах, о больных людях, и это тоже может делать молодой священник. Ходить в больницу, в тюрьму, в дом престарелых тоже будет очень хорошим началом пастырской деятельности.
Отец Алексий Мечев был духовником одного представителя дворянства, который захотел принять священный сан, отец Алексий его благословил. И ему как представителю дворянства сразу хотели дать настоятельство в большом храме. Но отец Алексий сказал: «Ни в коем случае, сначала пойди в больничный храм, послужи больным». И этот священник, отец Константин, довольно долго был больничным священником, а уже потом имел свою общину, свой приход. Так войти в пастырское служение очень хорошо.
Не бояться смерти
Все служения священника важны и выделять что-то одно было бы, на мой взгляд, неправильным. Но я бы подчеркнул, что священник в своем служении сам становится жертвой. Это, если хотите, неизбежная закономерность нормального священнического служения. Это может произойти явным образом — во времена гонений на Церковь, или просто в повседневной жизни, когда священник полностью всего себя отдает людям. Это закон жизни. Мир так устроен, что без жертвы ничто доброе не совершается.
Священник обязан это понимать и не должен бояться смерти. Он должен всегда быть готовым пожертвовать собой, потому что он носит в себе образ Христа. И горе священнику, если он забудет о своем призвании, о том, что он вступил на путь служения Богу, и начнет здесь собирать себе богатство, или искать власти, станет уподобляться людям, которые не знают духовной жизни, не знают духовного мира. Тогда горе ему — напрасно он воспринял дар священства. Дар, конечно, трудный и ко многому обязывающий, но в то же время — приносящий столько радости и утешения, столько любви Божий и людской, что настоящий священник никогда не пожалеет о выборе своего пути.