25 июня 2023 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
В Храме Христа Спасителя пребывает икона Святой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.
В храме присутствовал депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о единстве Святой Руси.
За Литургией Предстоятель Русской Церкви рукоположил иеродиакона Филимона (Родионова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в сан иеромонаха.
Проповедь перед причастием произнес иерей Алексий Тимофеев, клирик храма преподобного Мартина Исповедника в Новой Алексеевской Слободе.
По завершении Литургии из алтаря была вынесена Частица Ризы Господней. Святыня хранится в алтаре и выносится в храм только во время всенощного бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшних апостольских словах содержится величайшая мудрость, способная помочь каждому из нас в трудных жизненных обстоятельствах. От скорби проистекает терпение, от терпения — опытность, а через терпение является нам любовь Божия (см. Рим. 5:3) — вот какими словами учит нас апостол Павел, чтобы мы были способны преодолевать то, что сегодня называется стрессом.
Несмотря на развитие науки и техники, несмотря на радикально изменившиеся к лучшему бытовые условия, жизнь человека сопровождается повышенной отрицательной реакцией на то, что несет в себе стресс. И мы знаем, что большое количество заболеваний, вплоть до онкологических, причиной своей имеют именно стресс, то есть глубочайшее потрясение нервной системы человека.
И вот сегодня апостол учит нас, как побороть этот стресс. Он говорит, что терпение — это величайшая способность человека. Но ведь терпеть можно по-разному. Можно терпеть с ужасом и страхом в глазах, стиснув зубы, усугубляя негативное воздействие на свое духовное состояние. А можно терпеть так, как терпели святые мученики, как терпели подвижники, которые опирались не только на свою силу, но и на силу Божию. Они обращались ко Господу с молитвой и верой, и Господь давал им силу преодолевать то, что мы сейчас называем стрессом, то есть, говоря в общих категориях, человеческие страдания.
Для того чтобы научиться преодолевать страдания, нужно помнить, что без терпения это невозможно. Можно заглушать страдания разного рода медикаментозными средствами, которые нередко еще более ослабляют способность человека сопротивляться внешним отрицательным влияниям, а можно преодолевать их так, как учит апостол, — терпением. Конечно, у каждого свой предел терпению, и, к сожалению, у современных людей, избалованных высоким уровнем потребления и комфорта, обусловленного научно-техническим развитием, эти способности, несомненно, понижаются.
Например, поколение, к которому принадлежали мои родители, — ведь с точки зрения современного человека их жизнь была кошмаром! Революция, гражданская война, затем лагеря и тюрьмы, в которые людей бросали только из-за того, что они верили в Бога, страшная война, Ленинградская блокада, далее тяжелейшее время восстановления всего того, что было порушено, а потом начало дурных экспериментов, связанных с «построением коммунистического общества к 1980 году». Знаем, сколько бед принесла эта фантазия не только духовной жизни, не только Церкви, на которую в начале 1960-х обрушились новые гонения, но и психике и здоровью всех людей… И ведь люди преодолевали испытания по-разному. Кто-то надламывался, кто-то с ума сходил, кто-то уходил в некое внутреннее гетто, а кто-то продолжал жить, и жить вполне разумно.
Не было ни одной институции в нашей стране, которая бы пострадала от всех этих экспериментов так, как Церковь. И когда была провозглашена безумная идея построения коммунизма к 1980 году, возобновилась активная, очень жесткая борьба с Церковью. Я хорошо помню эти годы, потому что был тогда школьником. А поскольку пребывание в пионерской организации, связанное с необходимостью иметь атеистические взгляды, никак не соответствовало моим убеждениям, я в эту организацию не вступал. Не по политическим, а по духовным, религиозным соображениям, но помню, какое колоссальное давление оказывалось на меня, можно сказать, еще ребенка, когда я учился в шестом или седьмом классе. А ведь это лишь один пример из того, что происходило с нашим народом и нашей Церковью. Закрытие храмов, отстранение от службы наиболее сильных и выдающихся священнослужителей, как архиереев, так и священников, полное отчуждение государства от всякой заботы о верующих людях, — все это было пережито.
Но если подумать, как же православные люди все это пережили, то ответ такой — терпение. Никто не терял веру в Промысл Божий. Все воспринимали происходящее как испытания, посланные свыше каждому верующему человеку, да и всему народу, и знали: нужно набраться терпения, чтобы эти тяжкие испытания преодолеть. А ведь так и случилось — именно благодаря терпению верующих людей, неоскудевающей их убежденности в Божественном промысле, вере в то, что все когда-то закончится, что испытания даются нам свыше и нужно только претерпеть ниспосылаемое нам ради нашего исправления и нашего спасения.
Все мы должны очень серьезно воспринять сегодняшние слова о терпении, помня, что терпение, особенно связанное с верой, благочестием, исполнением заповедей, стремлением жить по Божиему закону, есть не что иное, как сила, которая дается свыше, для того чтобы воспитать нашу волю, наши чувства и обрести возможность преодолевать трудности повседневной жизни.
Терпение есть, несомненно, добродетель, но современный человек от нее нередко отмахивается, задавая вопрос: «А зачем я терпеть-то должен?» Можно жить по закону плоти своей, отстраняясь от всякого самоограничения — но только до тех пор, пока все благополучно. А если что-то произойдет в жизни человека, который не научился терпеть и не понимает смысл терпения, — тогда и случится жизненное фиаско, некая личная катастрофа.
Слова, которые мы сегодня слышали, очень важны для каждого из нас. Ведь каждый проходит через испытания, большие и малые. Каждый Богом испытывается, в том числе на способность терпеть. А терпением — подлинным терпением, которому нас Господь учит, отстраненным от всякой злобы и недоброжелательства, — спасаются наши души, и человек становится сильнее. Поэтому слова Господа не только помогают нам решать жизненные проблемы, но и помогают воспитывать душу, разум, чувства, волю для того, чтобы стать действительно достойными Его Божественного Царства. И поэтому, восприняв очень серьезно, мировоззренчески слова о терпении, мы должны помнить, что терпение — это ответ на испытание, которое Господь дарует нам, с тем чтобы мы становились духовно, нравственно и даже физически сильнее. И да поможет нам Господь и разумом, и сердцем воспринять эти удивительные слова Божественного откровения о смысле и значении терпения для спасения человека в веке сем и в жизни будущего века. Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси