4 декабря 2020 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Москве прошли архиерейские богослужения.
***
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Накануне Его Высокопреосвященство возглавил в Успенском храме всенощное бдение.
На Литургии после сугубой ектении владыка вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. Было совершено молитвенное поминовение болящих священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви. На заупокойной ектении были возглашены прошения о упокоении Святейшего Патриарха Сербского Иринея, а также священнослужителей, монашествующих и мирян, «от смертоносного поветрия скончавшихся».
За богослужением владыка митрополит рукоположил чтеца Алексия Решетняка во диакона.
По заамвонной молитве у иконы праздника было совершено славление.
По окончании богослужения владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Мы вступили в период Рождественского поста, когда Святая Церковь укрепляет нас в подвиге ожидания праздника Рождества Христова. Сегодня, когда мы вспоминаем событие Введения во храм Пресвятой Богородицы, за богослужением Церковь уже воспевает рождественское песнопение: «Христос раждается — славите, Христос с Небес — срящите. Христос на земли — возноситеся!»
В нашей повседневной жизни, возлюбленные, мы стараемся совершать то, что нам заповедано Церковью. Вспоминая Введение во храм Пресвятой Богородицы для воспитания в законе Господнем, мы тоже стараемся по-христиански воспитывать детей. Слава Богу, у нас есть воскресные школы, где детям даются соответствующие их разумению знания о вере и благочестии.
Сегодняшний праздник напоминает нам о том, как достойно провести Рождественский пост: это ожидание пришествия в мир Христа должно сочетаться с духовным совершенствованием, с посещением храма Божия, с исповеданием своих грехов, чтобы в радости духовной встретить великий праздник Рождества Христова.
И мы будем молить Пресвятую Деву, чтобы Она помогала каждому из нас, осеняя нас Своим материнским молитвенным покровом. Я поздравляю всех вас с праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, причастников и причастниц — с принятием Святых Христовых Таин, и на всех вас призываю Божие благословение».
***
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
Накануне праздника владыка совершил в храме всенощное бдение.
На Литургии на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Этот праздник напоминает нам о значении храма для нашей жизни. Иерусалимский храм, в который была введена Пресвятая Богородица, был единственным храмом для всего израильского народа. В этот храм со всей иудейской и галилейской земли сходились люди на праздник Пасхи, а также на другие большие праздники, чтобы вознести здесь молитву Богу и совершить жертвоприношение, чтобы тем самым умилостивить Господа. В жертву приносились животные, птицы. Люди просили у Бога прощения за свои грехи, и в умилостивление Его приносили кровавые жертвы.
Иерусалимский храм представлял собою огромный комплекс из множества зданий, дворов. В один двор могли входить только язычники, в другой разрешалось входить женщинам, в третий — только мужчинам. В храме было святилище – в него только один раз в год мог входить первосвященник, чтобы окропить его жертвенной кровью в день очищения.
Пресвятая Богородица, по преданию, была введена во Святое святых Иерусалимского храма. С самого младенчества Она воспитывалась при храме, и Ее пребывание в храме было наполнено молитвой и чтением Священного Писания.
Вспоминая об этих событиях, мы, конечно, задумываемся и о самих себе, и о наших детях — что означает храм для нас и для наших детей.
Сейчас, конечно, существует много храмов. Практически везде в шаговой доступности, там, где живут православные верующие, имеются и православные храмы. У нас в храмах нет разделения на места, куда могут входить только мужчины или только женщины. Все — и мужчины, и женщины — стоят в храме вместе и молятся Богу. Есть только особое место, особое святилище, которое мы называет алтарем, куда входят священнослужители и церковнослужители — чтецы, певцы, иподиаконы, пономари, принимающие непосредственное участие в богослужении.
Почему храм Божий так важен для нас и для наших детей? Потому что храм — это место нашей встречи с Богом. Храм — это место, где Бог присутствует особым образом. Мы знаем, что Бог присутствует везде: в наших домах, и на улице, и в лесу, и в горах, и в море — везде Божие творение наполнено Божием присутствием. Но храмы, созданы людьми для того, чтобы именно здесь через молитву мы могли встречаться и общаться с Богом, соединяться с Ним через церковные таинства.
Именно в храме происходит таинственное соединение Бога и человека — через богослужение и, в особенности, конечно, через Божественную литургию, когда мы собираемся вместе, чтобы умолить Господа и чтобы по нашей молитве сошел Святой Дух на нас и на Святые Дары. Святой Дух сходит на хлеб и вино, которое мы приготовили, и прелагает, претворяет, изменяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. И когда мы причащаемся, мы принимаем в себя не простые хлеб и вино, но Тело и Кровь Воплотившегося Бога.
Святой Дух сходит также и на нас, когда мы молимся об этом, и Он изменяет нас, ветхих, на новых. Он помогает нам преодолеть греховную скверну, преодолеть расстояние, которое отделят нас от Бога, ту стену, что мы выстраиваем из наших грехов, страстей и которая препятствует нам видеть Бога, ощущать Его в своей душе, слышать Его ответ на наши молитвы. Преодолеть эту стену нам помогает и молитва, которую мы совершаем все вместе.
Конечно, опять же, можно сказать, что Бог присутствует везде и слышит нашу молитву. Но соборная молитва имеет особую силу, ибо молитва каждого, кто приходит в храм, вливается в общую молитву, которую мы все возносим как единая церковная община, как единое тело Христово, а потому наша молитва в храме обладает особой силой и особым качеством. Она иная, чем та, которую мы возносим, оставаясь наедине с Богом в нашей келье или комнате.
Почему храм так важен для наших детей? Сегодня особенно стоит об этом задуматься, когда мы вспоминаем о том, как Пресвятая Богородица в младенческом возрасте была введена в храм Господень. Атмосфера храма как нельзя лучше воздействует на душу ребенка. Ребенок может не понимать слова богослужения, ибо для этого нужно иметь определенные знания, знать славянский язык, и не всякий взрослый, скажем прямо, понимает богослужение и то, что происходит в храме. Но у ребенка есть то, что у взрослых зачастую уже утрачено — чистое восприятие, незамутненное грехом и страстями, которое помогает ему безошибочно распознать присутствие Божие в храме.
Вот почему мы часто видим, как дети стремятся в храм. Мы видим, как им нравится в храме, как они наслаждаются атмосферой храма и как эта атмосфера благотворно на них влияет.
Но надо сказать, что не всякий ребенок ведет себя в храме должным образом, и не все дети ведут себя в храме одинаково — одни тянутся в храм Божий, а другие противятся ему. Это тоже надо понимать и учитывать.
У каждого человека своя индивидуальность и наследственность. Неизвестно, как эта наследственность проявляется в детях, что ребенок унаследовал от своих родителей, бабушек и дедушек, от своих предков. Но мы знаем, что нет такого человека, который не мог бы спастись, если бы этого не пожелал. Нет такого человека, который Богом предназначен не ко спасению, а к погибели. Господь предназначил ко спасению всех людей. И храм Божий руками человеческими созидается во славу Божию для каждого человека.
Поэтому православные родители приносят в храм грудных детей, а потом, став старше эти дети уже осмысленно переступают порог храма, приходя сюда вместе с мамой, папой, бабушкой или крестными. И чем раньше мы будем наших детей приобщать к храму, тем благотворнее это будет сказываться на них.
Конечно, случается, что дети, которые воспитаны в православной семье, которые с самого младенчества привыкли к атмосфере храма, в каком-то возрасте от храма отходят. Обычно это происходит в 12-летнем возрасте. Пока ребенка водит в храм бабушка или родители, или крестные, он послушно с ними приходит. А потом наступает момент, когда под влиянием других взрослых или одноклассников, или под влиянием улицы душа и сердце подростка начинают противиться храму Божию. И такие дети от храма отходят — некоторые навсегда, а кто-то на какое-то время. Не надо этого бояться, потому что каждый человек должен самостоятельно повзрослеть и открыть для себя веру в Бога, во Христа, даже если он с младенчества был воспитан в этой вере.
В то же время, если мы приводим в храм наших детей, нельзя ограничиваться только тем, что они будут стоять на богослужении, ничего не понимая. Нельзя детей заставить спокойно стоять два часа, если они этого не могут, ведь детям нужно движение. И не нужно ругать ребенка всякий раз, когда он устанет стоять — это не только контрпродуктивно, но и очень опасно. Потому что такой ребенок, чуть повзрослев, как раз и отойдет от Церкви. Он скажет: почему я должен стоять здесь два часа, когда я могу бегать на улице и гонять мяч со своими сверстниками?
Мы должны открывать нашим детям подлинное богатство христианской веры, приобщать их к Евангелию, рассказывать о Христе, о Пресвятой Богородице, читать им жития святых. Все это будет укреплять их души, прилеплять к храму Божию и сделает их навсегда верующими. И даже если в какой-то момент своей юности они отойдут от храма, то потом они вернутся, ибо воспоминания о храме и богослужении останутся у них радостными и светлыми.
Святая Церковь в этот праздник призывает нас обратиться к Пресвятой Богородице с ходатайством и с молитвой о нас самих и о наших детях, о том, чтобы вера православная не иссякала в нашем народе. Чтобы дети наши воспитывались в православной вере и любили храм Божий.
В день Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь также призывает нас особо молиться за наших детей, за наше Отечество, чтобы Матерь Божия покрыла нас от всякого зла честным Своим омофором, и в это непростое время, когда многие люди пребывают в тяжелом состоянии из-за своей болезни или из-за болезни своих близких, когда многие живут в страхе перед заболеванием, которое поразило сейчас весь мир, милость Божия приклонилась к нам, а молитва Пресвятой Богородицы и всех святых сопутствовала нам в нашей жизни. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником! Храни вас всех Господь».
***
Управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным викариатством митрополит Воскресенский Дионисий совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Накануне владыка совершил в храме всенощное бдение.
За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиереи Георгий Мартынов, Андрей Марущак; иереи Сергий Куксов, Артемий Кокош, Димитрий Кельманов; протодиаконы Консантин Барган, Николай Филатов, Дионисий Пряхин; диакон Иоанн Клинцов.
За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева.
Проповедь перед причастием произнес иерей Алексий Долгов, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Хамовниках.
По окончании богослужения владыка митрополит обратился к молящимся с проповедью и передал всем благословение Святейшего Патриарха Кирилла.
***
Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, управляющий викариатством Новых территорий архиепископ Каширский Феогност возглавил раннюю Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря. Его Высокопреосвященству сослужила братия обители в священном сане.
По окончании богослужения духовенство совершило славление у мощей святителя Тихона.
Затем архиепископ Феогност произнес проповедь о силе подвига Патриарха Тихона, и о том, что каждому человеку посылается своя Голгофа: «Сегодня память святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Он принял свою Голгофу с миром и достойно пронес свой крест. Он не дрогнул, не ушел в обиды и ожесточения, но сохранил дух мирен и любовь к ближнему. Он является для нас примером в несении своего креста. Но силу на Голгофе дает вера и надежда Воскресения. Господь победил смерть и зло своим крестоношением. И нам в этой жизни Господь дает свою Голгофу, но не для того, чтобы наказать или сделать нам больно, а потому, что вне Голгофы мы не поймем Воскресения».
Позднюю Божественную литургию возглавил наместник Донского монастыря епископ Бронницкий Евгений. В завершение богослужения Преосвященнейший владыка с братией обители совершили молебен перед мощами святителя Тихона.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству
***
Управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами архиепископ Егорьевский Матфей совершил Божественную литургию во Введенской церкви храмового комплекса преподобного Сергия Радонежского на Рязанке.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Петропавловского округа архимандрит Алексий (Вылажанин), настоятель храма протоиерей Виктор Сандар, клирики храма протоиерей Владимир Великий, иерей Валерий Погребняк, иерей Димитрий Воеца, иерей Димитрий Самохин, клирик храма Живоначальной Троицы в Мосрентгене иерей Геннадий Савельев. Диаконский чин возглавил протодиакон Василий Куфлик.
За богослужением наряду с хором храма пел хор воскресной школы прихода.
По окончании Литургии было совершено славление, после которого архипастырь обратился к духовенству и молящимся со словом назидания.
***
Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Князь-Владимирском храме в главного здания ПСТГУ в сослужении ректора протоиерея Владимира Воробьева, преподавателей, сотрудников и студентов университета в священном сане.
4 декабря памятная для университета дата — день интронизации святого Патриарха Тихона, совершившейся на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Проповедь о богословском и нравственном значении праздника произнес кандидат богословия, старший преподаватель кафедры практического богословия иерей Алексий Черный.
В конце богослужения владыка Пантелеимон с духовенство совершили чин славления празднику и святителя Тихона.
Отец ректор поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за его благословение и епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона за общую молитву, за архиерейскую службу, которая совершалась в любви и настоящем духовном единстве:
«Архиерейское богослужение в этот день в Князь-Владимирском храме теперь стало традицией.
В этот день интронизация святого Патриарха Тихона состоялась в Успенском соборе, но в год ее столетия Священным Синодом и Святейшим Патриархом Кириллом было решено, что и в Князь-Владимирском храме тоже должна совершаться архиерейская служба, потому что святой Патриарх Тихон именно здесь, в Московском епархиальном доме, был избран кандидатом на Патриарший престол. И не случайно его интронизация была совершена в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, ведь он восходил на Патриарший престол после двухсотлетнего перерыва, восстанавливая важнейший для Церкви подвиг Патриаршего служения.
Так получилось, что наш храм был разрушен, закрыт и в течение почти ста лет бездействовал. Теперь он восстановлен, и мы здесь снова торжественно отмечаем все те события, которые сто лет назад стали началом величайшего подвига Русской Церкви — подвига мучеников и исповедников, который возглавил Патриарх Тихон. Этот день для нас особенно важен, и, когда мы служим здесь, мы всегда чувствуем присутствие святых — новомучеников и исповедников Российских. Это святые, которые должны быть поставлены в один ряд с самыми великими святыми христианской Церкви.
Мы благодарим Бога за то, что Господь сподобил нас в этом святом месте теперь трудиться, молиться и совершать Божественную литургию, всегда ощущая связь с новомучениками и надежду на их святые молитвы. Может быть, по их молитвам и нас Господь простит за наши немощи, за наше недостоинство, за наше неумение трудиться, молиться и любить. Мы просим, чтобы Господь научил нас, указал бы нам через своих святых этот путь».
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон обратился к собравшимся с ответным словом, в котором поблагодарил отца Владимира за теплые слова:
«Я очень рад, что Святейший Патриарх Кирилл меня благословил сегодня здесь совершить Божественную литургию — для меня это всегда большая радость. Святейший Патриарх просил передать всем: отцу ректору, клиру, певчим, всем, кто здесь учится и учительствует, — свои поздравления с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы и годовщиной интронизации святейшего Патриарха Тихона, в честь которого назван университет.
Патриарх Тихон возглавлял проходивший здесь Поместный Собор Русской Православной Церкви, он, как мы верим, присутствует здесь своим духом, помогает, освящает, благословляет те дела, которые тут совершаются, помогает учить благочестию, вере и, самое главное, — любви студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, дает силы служащим, сохраняет во здравии отца ректора и всех, кто прибегает к его молитвенной помощи. Так Господь нас, недостойных и грешных, соединяет с нашими святыми, дает возможность приобщиться к их святости, к их радости, почувствовать снисходительную любовь ко всем нам святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Будем благодарны Богу за все Его великие благодеяния, которые превосходят скорби и трудности нашей жизни, являют нам радость вечную ныне и в Вечности, если мы останемся верны Богу».
В праздничном богослужении приняли участие сотрудники, преподаватели и студенты ПСТГУ, прихожане храма. За богослужением пел хор факультета церковного пения под управлением Т.И. Королевой.
***
Епископ Наро-Фоминский Парамон возглавил Божественную литургию в храме Всемилостивого Спаса в Митине. Его Преосвященству сослужили: благочинный Спасского округа иерей Игорь Константинов, настоятель храма иерей Григорий Геронимус, диакон Даниил Нагорный, клирики храма.
На антифонах епископ Парамон совершил постриг во чтеца и посвящение в иподиакона Андрея Мишина.
После сугубой ектении была вознесена молитва о прекращении вредоносного поветрия.
По окончании Евхаристического канона владыка совершил хиротонию новопосвященного иподиакона во диакона.
Проповедь перед причастием произнес иерей Петр Чорба.
По окончании богослужения настоятель храма иерей Григорий Геронимус поблагодарил епископа Парамона за совершенное богослужение. Владыка поздравил духовенство и прихожан с двунадесятым праздником от лица Святейшего Патриарха Кирилла и произнес проповедь.
***
Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе совершил управляющий Западным викариатством, настоятель храма епископ Павлово-Посадский Фома.
Владыке сослужили клирики собора.
По окончании Литургии перед иконой Введения Пресвятой Богородицы во храм состоялось славление празднику.
Накануне владыка совершил в соборе всенощное бдение.