3 октября 2021 года, в день памяти мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.
За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим со словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8:34-35). "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8:38).
Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем, — дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма.
Что значит "душу сберечь" и "душу погубить"? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом "душа" в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а "сберечь" ее — означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу.
Святой благоверный Михаил Черниговский и верный его боярин Феодор в полной мере исполнили в своей жизни и своей смерти слова, которые мы сегодня слышали.
Это было смутное время для Руси — первая половина XIII века. Русь, раздираемая княжескими междоусобицами, была настолько ослаблена, что оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды. И каждый князь, который приходил к власти, прежде чем вступить в правление, должен был получить ярлык, то есть мандат от монгольского хана.
Еще будучи молодым человеком, Михаил унаследовал Черниговское княжество. Правил он благочестиво и праведно, люди его любили и почитали. Некоторое время он был также князем Новгородским. Какое-то время был великим князем Киевским. Но всякий раз, после того как его приглашали на правление в какое-то иное княжество и он вступал в правление, он возвращался в свой родной и любимый Чернигов.
И вот настал момент, когда монгольский хан вызвал его, чтобы он получил ярлык на княжение. Михаил понимал, что путешествие в Орду связано с риском для его жизни, но другого пути не было. И он отправился в чужую страну, где уже знали о том, что князь Михаил ищет союзников в борьбе против Орды, чтобы освободиться от ненавистного русским людям монгольского ига. Поэтому ждали его не только для того, чтобы вручить ярлык, но, прежде всего, чтобы испытать его на верность хану.
Когда князь прибыл, ему сказали, что прежде чем подойти к хану, он должен пройти через языческий обряд — очистительный костер. Пройдя через него, он должен поклониться богам, которых почитали монголы. Но благоверный князь, воспитанный в православной вере и твердый в этой вере, как адамант, сказал: "Я могу поклоняться только одному Богу. Хану я готов служить как земному властителю, но чуждым богам поклоняться не буду". За это он претерпел многие истязания и умер через отсечение головы. После смерти князя Михаила, его верному боярину Феодору было предложено вместо него княжение, но и он отказался пройти через языческий обряд, и также был обезглавлен.
Почитание этих двух святых мучеников началось сразу же после того, как на Руси стало известно об их мученическом подвиге. Хотя их тела были брошены на растерзание диким зверям, благочестивым христианам удалось сохранить их останки и перевезти в Чернигов, где они был торжественно погребены.
При Иване Грозном мощи святых мучеников по его указанию были принесены в стольный град Москву. Именно здесь, на этом месте, царь Иван Грозный встречал мощи святых мучеников. В память об этом событии и был поставлен этот храм — напротив церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Мы прославляем сегодня святых мучеников — Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора — как людей, которые в своей жизни и смерти явили верность Господу Иисусу Христу. Они предпочли жизнь вечную жизни временной, и погубили свою жизнь для того, чтобы спасти и ее, и жизни многих людей, ибо умирали они не только за Христа, но и за свою родную землю.
Святой благоверный князь Михаил стал первым мучеником в Орде. За ним последовали другие мученики. Святая Церковь чтит их всех, ибо они заботились о своем народе, не пощадили собственной жизни ради своих людей и исполнили завет Господа Иисуса Христа, явив в своей жизни и своей смерти верность Господу.
Прославляя святых мучеников Черниговских, будем молиться им о том, чтобы они помогли и нам иметь твердую и крепкую веру. Чтобы и мы сознавали, что помимо жизни земной есть жизнь вечная, и что заботиться надо не о сбережении жизни земной, но о спасении души в жизни вечной, а путь к этому лежит через исповедание Господа Иисуса Христа.
Господь призывает нас открыто исповедовать Его перед людьми. Для этого в наше время нет никаких препятствий. Было время, когда христианам приходилось скрывать свою веру и прятаться от гонителей. Но сейчас в этом нет никакой необходимости. Поэтому каждый из нас призван быть не только верующим, но и апостолом, проповедником Христа, и рассказывать о Христе всем, кто способен услышать это слово. Никому ничего не навязывая, в то же время не упускать возможности рассказать о Том, Кто, будучи Богом Воплотившимся, дает жизнь и вечное спасение каждому человеку.
Будем молиться святым мученикам Михаилу и Феодору Черниговским, чтобы Господь, по их ходатайству, каждому из нас даровал крепкую веру и желание следовать по евангельскому пути, ведущему в Царствие Небесное. Аминь.
Всех вас поздравляю с престольным праздником нашего святого храма. Храни вас всех Господь».