20 декабря 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства г. Москвы.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, отцы и братья, матушки игумении!
Рад видеть вас на епархиальном собрании Московской епархии, на котором нам надлежит подвести пастырские итоги истекшего года и поразмышлять о задачах на грядущий год.
Глядя на собравшихся под сводами Зала Церковных Соборов, вижу проявление соборного единства священнослужителей и монашествующих нашего Первопрестольного града, хранящих верность своему долгу и готовых делом подтверждать свою любовь ко Христу и Его Церкви. Вижу тех, кто сегодня призван быть примером для того народа особенного, ревностного к добрым делам, который очистил Себе Господь наш, дабы люди, взятые в удел праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (ср. Тит 2:12,14). Радуюсь нашей встрече и предстоящему общению, укрепляющему наше единство. Это действительно так — наши общие собрания являют собой единомыслие. Здесь принимаются очень важные решения, которые определяют работу и наше служение на предстоящий год. Всегда за Божественной литургией поминаю вас, мои дорогие отцы, братья, а также народ Божий — прихожан храмов Патриаршей епархии. Прошу и вас всегда молиться обо мне.
Сегодня поделюсь с вами некоторыми своими размышлениями о том, какой образ должен являть ныне пастырь как в своем служении, так и в жизни. Перед этим традиционно представлю московскую церковную статистику и сообщу о главных вехах Патриаршего служения, а также об основных событиях завершающегося года.
По состоянию на середину декабря 2024 года в Москве действуют 1232 храма и часовни[1], то есть на 2 часовни больше, чем в прошлом году. В 557 храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что на три храма больше по сравнению с прошлым годом. С 2010 года, когда была запущена программа строительства новых храмов, введено в эксплуатацию 119 храмов, еще 2 храма ожидают завершения этой процедуры. Строится 41 храм. Итого введены в эксплуатацию или находятся на разных этапах строительства 164 храма[2]. Это беспрецедентное явление в нынешней религиозной жизни на нашей планете. Ничего подобного не происходит ни в одной стране. Кое-где храмы закрываются или перепрофилируются. Уверен, что пример России сейчас побуждает многих к размышлению. Подчеркну: то, что происходит на Святой Руси, — это не повод для гордости, а причина благодарить Господа за Его милость над нашим народом, над нашей страной и над нашей Церковью.
Вернусь к статистике. Еще 17 объектов, в том числе 14 храмов построены вне рамок программы[3]. В клире Москвы состоят 28 архиереев, 1450 священников и 407 диаконов — то есть всего 1885 священнослужителей, что на шесть меньше, чем год назад. Число священнослужителей Первопрестольного града достигло стабильного количества и восполнение клира равнозначно убыли духовенства. В этом году мною совершены 23 пресвитерские и 1 диаконская хиротония. Кроме того, 2 пресвитерских и 12 диаконских хиротоний совершены по моему благословению Преосвященными викариями[4].
Под Патриаршим управлением действуют 36 обителей: в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1089 насельниками (на пять больше, чем в прошлом году) и 1026 насельницами (равное числе с прошлым годом).
За время, истекшее с прошлого епархиального собрания, преставились ко Господу следующие Преосвященные архипастыри, а также клирики Московской епархии, насельники и насельницы ставропигиальных монастырей:
Преосвященные архиереи:
1. епископ Иринарх (Грезин; †24.01.2024)
2. архиепископ Анатолий (Кузнецов; †26.01.2024)
Почившие клирики Московской епархии:
3. диакон Георгий Малков (†04.04.2024)
4. диакон Андрей Радкевич (†16.04.2024)
5. протоиерей Зотик Якимчук (†17.04.2024)
6. протоиерей Василий Скоробогатов (†21.04.2024)
7. протоиерей Николай Аникеев (†25.05.2024)
8. протоиерей Александр Тараканов (†19.06.2024)
9. игумен Варнава (Столбиков; †11.07.2024)
10. протоиерей Сергий Правдолюбов (†24.08.2024)
11. диакон Вячеслав Алешкевич (†24.08.2024)
12. протоиерей Георгий Вахромеев (†24.10.2024)
13. протоиерей Симеон Лев (†08.12.2024)
14. протоиерей Владимир Серов (†16.12.2024)
15. протодиакон Александр Бахтин (†17.12.2024)
Почившие насельники ставропигиальных мужских монастырей:
16. иеросхимонах Исаия (Стариков; †28.12.2023)
17. архимандрит Илия (Рейзмир; †09.01.2024)
18. монах Савватий (Титков; †17.01.2024)
19. иеромонах Лука (Филатов; †28.02.2024)
20. послушник Александр (Зятьков) (†23.04.2024)
21. архимандрит Поликарп (Ничипорук; †30.04.2024)
22. иеромонах Мефодий (Паршин; †8.06.2024)
23. монах Христодул (Козленков; †21.06.2024)
24. монах Серафим (Михайлов; †10.07.2024)
25. игумен Питирим (Голиков; †11.08.2024)
26. иеромонах Даниил (Бушуев; †13.09.2024)
27. схиигумен Игнатий (Крюков; †13.09.2024)
28. послушник Григорий (Пурдя) (28.09.2024)
29. иеродиакон Онисим (Александров; †31.10.2024)
30. монах Лаврентий (Петручик; †19.11.2024)
Почившие насельницы ставропигиальных женских монастырей:
31. монахиня Варвара (Резник; †19.01.2024)
32. схимонахиня Марфа (Ильина; †25.01.2024)
33. инокиня Илария (Петухова; †03.02.2024)
34. монахиня Серафима (Оснач; †26.02.2024)
35. инокиня Вера (Орлова; †05.04.2024)
36. монахиня Евгения (Позднякова; †10.04.2024)
37. монахиня Анастасия (Морозова; †11.04.2024)
38. монахиня Христина (Семенова; †20.05.2024)
39. монахиня Матрона (Корчагина; †19.06.2024)
40. монахиня Любовь (Шишкарева; †18.08.2024)
41. монахиня Манефа (Скворцова; †20.11.2024)
42. монахиня Анастасия (Татаринцева; †21.11.2024)
43. монахиня Мария (Козлова; †23.11.2024)
Также в этом году скончался хотя и не входивший в клир Московской епархии, но долгие годы прослуживший в Первопрестольном граде, многим известный и многими любимый представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Антоний (Пантелич; †11.03.2024).
Пропоем почившим «Вечную память».
Теперь сообщу о главных событиях жизни нашей Церкви и об основных вехах Патриаршего служения в 2024 году.
Одним из главных радостных церковных событий этого года стало принесение иконы Святой и Живоначальной Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру 22 июня, в канун праздника Пятидесятницы. 25 июля, по моему предложению, Священный Синод определил установить празднование в память принесения в Свято-Троицкую Сергиеву лавру образа Святой и Живоначальной Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым, ежегодно 9/22 июня с совершением в этот день полиелейного богослужения. Возвращение великой святыни — знак глубоких изменений в жизни нашего народа и нашей страны.
К сожалению, в жизни Отечества имели место и трагические события. С глубокой скорбью мы переживали обстрелы Белгорода и Севастополя, террористический акт в концертном зале «Крокус Сити Холл», акты террора в Дагестане, развертывание боевых действий в Курской области. Случившееся болью отозвалось в душах миллионов людей. Эти дерзкие преступные злодеяния, направленные против нашей страны и нашего народа, безусловно, преследовали цель запугать людей, посеять страх и недоверие, внести разделения в общество и дестабилизировать жизнь Отечества. Наш народ с честью выдерживает эти испытания. При этом стремление к сохранению единства не означает, что мы должны закрывать глаза на реальные угрозы обществу, о которых я скажу чуть позже.
В тяжелой ситуации продолжает пребывать Украинская Православная Церковь.
Преследования священнослужителей и мирян на Украине приобретают черты тотального террора, который включает закрытие и захват раскольниками храмов и монастырей канонической Православной Церкви, расправы над архиереями, клириками, монашествующими и мирянами, а также блокирование информационных ресурсов, раскрывающих правду о гонениях. Репрессии осуществляются в отношении тех, кто пытается донести до международного сообщества информацию о нарушениях религиозной свободы, и организуются таким образом, чтобы подавить всякое публичное свидетельство о религиозных гонениях на Украине.
Уже восемь месяцев томится в тюрьме по ложному обвинению наместник Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений. 27 апреля я своим посланием известил о его аресте Предстоятелей Поместных Церквей, глав крупнейших религиозных сообществ, руководителей ряда международных организаций. Продолжается рассмотрение клеветнических уголовных обвинений в отношении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, митрополита Банченского Лонгина и еще целого ряда священнослужителей, которые подвергаются репрессиям только потому, что принадлежат канонической Церкви. И это в центре Европы! Без признаков какого-либо возмущения со стороны тех, кто так всегда радел о правах человека и о религиозных свободах!
С Божией помощью удалось добиться освобождения митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, и 25 июня я с радостью приветствовал его в Москве. Владыка претерпел скорби и преследования по абсурдным обвинениям, а фактически — за свою верность Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю, за отказ идти на предательские компромиссы.
К сожалению, в настоящее время ситуация с канонической Православной Церковью на Украине только ухудшается.
24 августа я вновь обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, ряду религиозных деятелей и представителей международных организаций с посланиями, в которых сообщил о принятии Верховной Радой Украины закона «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», фактической целью которого является законодательный запрет Украинской Православной Церкви. Вопреки неблагоприятной политической конъюнктуре на Западе и попыткам замалчивать религиозные гонения на Украине, Предстоятели братских Поместных Православных Церквей, их Синоды и отдельные архипастыри, лидеры крупных мировых религиозных сообществ неоднократно выражали свою поддержку гонимому на Украине Православию и выступали с осуждением преследований. Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви и открытого насилия против них признаются в отчетах международных правозащитных организаций. Все это, впрочем, не помешало политикам теперь уже в Эстонии вскоре выступить с инициативой принятия подобного же закона и в отношении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
Поразительно: в странах, которые принимают западные ценности, касающиеся прав и религиозной свободы и прав человека, на глазах у всех, у всей Европы происходит прямое гонение и притеснение людей только из-за их религиозного выбора! Вот что можно сказать обо всей этой борьбе за человеческие права? Помните, с какой силой они разворачивались, когда речь шла о нашем Отечестве? Ничего подобного не происходит сейчас, когда там, на Западе, грубейшим образом нарушаются права человека и попирается религиозная свобода.
«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр. 13:3), — призывает нас апостол. Чем можем им помочь мы, находящиеся в весьма благополучном положении сравнительно с нашими преследуемыми братьями? Как разделить их боль? Ответ такой: с удвоенной ревностью совершать наше служение и свидетельство о правде Христовой, убегая от всякой теплохладности, которой не должно быть в переживаемое нами суровое время. Мы составляем единую Церковь, в которой «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). И, конечно, будем усердно хранить молитвенную память о гонимых, вкладывая всю душу и всю силу нашей веры в возносимую за каждой Божественной литургией молитву о Святой Руси, прося о том, чтобы Бог спасения нашего присно поспéшествовал всем, о единстве Русския Церкви ревнующим, укреплял их в духе братолюбия и избавил от облежащих бед; чтобы Сам Господь воспрепятствовал раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Его, Церковь Живаго Бога, и ниспроверг замыслы их.
Предлагаю пропеть всем братьям и сестрам нашим, претерпевающим скорби за верность Господу и Его Церкви, — «Многая лета».
Еще несколько слов о значимых событиях уходящего года.
В уходящем году я совершил 15 визитов в 11 епархий[5]. Мною было совершено 150 богослужений, в том числе было освящено 11 храмов великим чином (из них 7 в Москве) и один малым чином[6]. Также в этом году я освятил 140 антиминсных платов и надписал 89 святых Антиминсов (а всего с 2009 года освятил 2500 антиминсных платов и надписал 2350 Антиминсов). В 2024 году под моим председательством состоялось 4 заседания Священного Синода[7] и 5 заседаний Высшего Церковного Совета[8]. На следующей неделе запланированы совместное заседание Священного Синода и Высшего Церковного Совета, а также отдельное заседание Священного Синода. В 2024 году я возглавил совершение 23 архиерейских хиротоний[9].
На протяжении этого года я неоднократно встречался с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, в том числе в день его инаугурации, когда в Благовещенском соборе Кремля я совершил молебен в его присутствии. Божией милостью сегодня во главе государства Российского стоит православный человек, придерживающийся уверенного политического курса на обеспечение полного суверенитета страны и на консолидацию усилий по утверждению в жизни соотечественников традиционных духовно-нравственных ценностей, а также на сохранение богатого национального исторического и культурного наследия.
В духе братской любви в марте прошла моя встреча с Предстоятелем Сербской Православной Церкви Патриархом Сербским Порфирием, который прибыл в Москву для участия в погребении представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятеля храма апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (подворье Сербской Православной Церкви) епископа Моравичского Антония.
Может быть, не столь заметным на фоне общемировых событий, однако радостным воспоминанием стала в этом году пятая годовщина восстановления единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью. Сегодня обстоятельства делают личные контакты все более затруднительными, но мы уверенно сохраняем молитвенное и каноническое единство с Архиепископией и ее главой митрополитом Дубнинским Иоанном.
В январе я принял участие в XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях, посвященных теме «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», а также в XII Рождественских Парламентских встречах, организованных в Совете Федерации.
В сентябре состоялась моя встреча с участниками X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур «Культура XXI века: суверенитет или глобализм?», где выступил с основным докладом и ответил на вопросы из зала. Состоялся серьезный разговор о культуре и ценностях, в том числе и о тех ценностях, которые следует всячески защищать, в первую очередь в нашем благословенном Отечестве.
Памятной стала для меня встреча в начале ноября с участниками программы «Время героев» — ветеранами Специальной военной операции, проходящими обучение по программе подготовки государственных управленческих кадров. Военные действия на территории южнорусских земель для защиты их населения и охраны рубежей нашей страны стали следствием глубокого цивилизационного противостояния в мире, угрожающего самому историческому бытию нашего народа и нашей страны. Конечно, военные действия стали для всех большим испытанием. Благодарю всех священнослужителей и мирян, которые объединяются ради помощи пострадавшим на территории боевых действий и ради поддержки воинов. Отдельные слова благодарности обращаю к священникам, окормляющим с риском для жизни военнослужащих на фронте, а также к священнослужителям, врачам и персоналу столичной больницы святителя Алексия, митрополита Московского, церковным добровольцам, которые трудятся на прифронтовых территориях ради помощи ближним.
В конце ноября под моим председательством прошло пленарное заседание XXVI Всемирного русского народного собора на тему «Русский мир: внешние и внутренние вызовы». В своем выступлении на этом представительном общественном форуме я отметил ряд угроз Русскому миру, среди которых — распространение неоязыческих идей, недостаточный уровень воспитания любви к истории, культуре и духовным идеалам России в школе. Отдельно я сказал о нарастающей угрозе замещения коренного населения России мигрантами — носителями иного цивилизационного уклада, культуры и исторического опыта, и о связанных с этим, увы, все более набирающим обороты опасным процессом распространения радикального исламизма и экстремизма в мигрантской среде.
Меня подвергли критике представители мигрантской среды — не знаю уж насколько они реальные выразители ее мнения. Меня это, впрочем, не удивило, а еще и еще раз помогло понять: даже те руководители, которые должны были бы в первую очередь все-таки думать о благе Москвы и нашего Отечества, в данном случае не солидаризируются с Русской Православной Церковью, которая бьет тревогу в отношении тех процессов, которые происходят в связи с увеличением количества мигрантов в столице.
Повторю перед вами, владыки и отцы, сказанное мною на заседании Всемирного русского народного собора. Наша страна органично объединяет людей разных мировоззрений и этнического происхождения, потому что у нас общая история, богатый опыт совместного созидания и защиты Отечества. Настойчивые попытки внести этнорелигиозную напряженность в общество — одна из серьезнейших угроз нашему историческому единству. Реализации этой угрозы служит в том числе стремление оспорить государствообразующую роль русского народа, отодвинуть русский народ на периферию осмысления исторического процесса и таким образом фактически переписать всю нашу историю. Подобные заявления, прямо перекликающиеся с ленинской национальной политикой столетней давности, нельзя не назвать попросту вражескими, направленными на разделение общества и угрожающими самой России. Урок исторических потрясений 1917 года и последовавшей затем гражданской смуты не должен быть забыт нами, и нельзя допустить, чтобы идеи, тогда сокрушившие жизнь нашего народа, вновь принесли страдания и бедствия нашему общему Отечеству.
***
Поделюсь теперь некоторыми своими размышлениями о пастырском делании и обращусь к теме, которая была поднята на пастырских конференциях еще в прошлом году, но, по неизбежной ограниченности объема Патриаршего доклада, была тогда мною отложена на этот год.
«Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12), — все мы хорошо знаем эти слова из послания святого апостола Павла к Тимофею. Поместив эти слова апостола на оборотную сторону иерейского креста, наши предшественники подразумевали, что апостольское наставление отнюдь не следует воспринимать как недостижимый идеал или общие слова о хорошем. Священник действительно призван быть образцом для своей паствы.
Быть образом в слове
Слово есть средоточие духовной жизни человека, существеннейшая черта образа Божия в нем. Но дар священства — будем помнить, что благодать, преподающаяся ставленнику в рукоположении, есть именно дар, — предполагает нечто гораздо большее, чем общее для всех христиан и тем более обязательное для священника попечение о хранении уст от суетных, низменных и тем более злых и греховных слов. Каждый священнослужитель должен сознавать, что к его словам люди относятся с неизменным взыскующим вниманием в любой обстановке. И тогда, когда он проповедует с амвона, и в обыденных житейских ситуациях.
Не всегда в разных жизненных ситуациях даже лексика некоторых из наших батюшек соответствует тому высокому положению, которое в глазах мирян занимает священник. Нельзя шокировать людей своими словами. Нельзя думать, что, используя какую-то новомодную лексику или жаргон, мы становимся более понятными и убедительными для паствы. Совсем нет. Не этого ждут от нас люди. Слово наше должно быть вызывающим уважение и готовность выслушать это слово. Ни в коем случае нельзя засорять свою речь абсолютно не связанными с нашей культурой словами или допускать двусмысленные истории или анекдоты. На священника смотрят как на идеал. И мы должны стремиться к этому идеалу не только в духовной жизни, но и в быту, в общении с другими.
Поэтому священнослужитель должен быть предельно осторожным в своих суждениях, сознавать ответственность за каждое свое слово, где бы оно ни произносилось. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26), — говорит апостол Иаков. Нынешний век социальных сетей и мгновенной переписки через системы быстрого обмена интернет-сообщениями отучает человека от того, чтобы быть скорым на слышание, медленным на слова (Иак. 1:19). А у нас сейчас все очень быстры на слово. Вначале сказал, а потом подумал, надо было говорить или не надо. Особенно это заметно у некоторых популярных блогеров, в том числе у некоторых популярных священников-блогеров, которые становятся в буквальном смысле слова зависимыми от одобрения своей аудитории, высказываются именно так, чтобы ей понравиться, а не так, чтобы сказать об истине или промолчать о ненужном. Но оставим сегодня в стороне блогеров — о них мы уже не однажды подробно говорили. Я привел этот пример, чтобы подчеркнуть: в мире многословия слово священника всегда должно быть взвешенным, продуманным и ответственным. И тогда, когда оно касается житейских или общественных тем, и тем более тогда, когда оно касается тем, непосредственно относящихся к проповеди Евангелия и пастырскому служению священника — многословие чревато пастырскими ошибками, пагубно сказывающимися на духовной жизни людей, вводящими их в заблуждение. В любом случае готовность по всякому поводу немедленно изливать потоки «красноречия» порицается даже в миру. А необузданное, необдуманное и неуместное многословие священника порой не только не приносит пользу делу свидетельства о Христе, но и прямо вредит этому свидетельству. Такое многословие нередко смущает мирян и порождает волны критики и даже насмешек у тех, кто пока остается вне церковной ограды, а подчас и ищет повода, чтобы уловить служителя Церкви в слове (ср. Мк. 12:13).
Все это происходит от внутреннего тщеславия, от желания показать себя, свою персону в общественном пространстве.
Глубоко убежден: сдержанное и взвешенное пастырское слово, основанное на Священном Писании и святоотеческой мудрости, на вдумчивом анализе ситуации и на способности актуализировать свои богословские знания и пастырскую ревность в правильных словах и правильной манере общения с современными людьми является нашей задачей и нашим призванием. Навык пастырской сдержанности, понимания того, что какой-то вопрос нуждается в нашем ответе, а какой-то — нет, какая-то тема требует наших комментариев, а какая-то — деликатного умолчания, — этот навык приобретается и сохраняется постоянной работой над собой, к которой призван каждый священнослужитель.
Особенно призываю тех, кто имеет возможность выступать перед телекамерами, а значит — практически перед всем миром: будьте сдержаны, старайтесь не ронять священническое достоинство. И меньше всего думайте о том, какую славу или какие «лайки», как теперь принято говорить, принесут ваши выступления. Меньше самопиара, меньше желания произвести впечатление, и больше пастырской ответственности и миссионерской настойчивости, миссионерского измерения каждого слова и каждого суждения, которое мы произносим и которое становится доступным многим через средства массовой информации.
Быть образом в житии
Образ пастыря в служении слова тесно связан с его поведением и шире — с его образом жизни. Если бережное отношение к дару слова — непременное условие достойного пастырского служения, то тем более таким условием является внимательное отношение к своему поведению.
Первое и главное, что следует отметить в связи с этим, — как важно с должным благоговением пребывать в священном пространстве храма Божия! Вспомним, какого благоговения перед местом поклонения Богу требовал Божий Закон в Ветхом Завете. Вспомним и о ревности Господа Иисуса о Доме Божием (ср. Пс. 68:10; Ин. 2:17), когда Он накануне Своих Крестных страданий пожелал освободить священное храмовое пространство от неуместных в нем дел и вещей. Да, после смерти и Воскресения Христова, когда человечеству открылось поклонение Отцу в духе и истине (ср. Ин. 4:23), равных по достоинству мест совершения богослужения и молитвы стало много. Но любой храм — и древний кафедральный собор, и скромная вновь построенная церковь — это место принесения Бескровной Жертвы в воспоминание о смерти и Воскресении Спасителя мира, это отверстые врата в Царство Небесное. Поэтому наш благоговейный страх перед великой святыней храма Божия нисколько не должен умаляться.
Вспоминаю послевоенные годы в тогдашнем Ленинграде. Вспоминаю, с каким благоговением люди в храм приходили и с каким благоговением священство себя вело в храме, особенно в алтаре. Возможно, это было связано с тем, что большинство храмов было закрыто в послереволюционные годы, а поэтому пребывание в открытых храмах сопровождалось действительно благодарением Господу и, конечно, очень духовно укрепляло людей. Было более обостренное восприятие святыни, благоговение перед святыней. Быть может еще и потому, что большинство священников, которые тогда приступили к служению, были ранее репрессированы, вернулись из ссылок, лагерей, долго жили без храма, без возможности причащаться Святых Христовых Таин. Но ведь не только репрессии и трудности должны мобилизовывать нас и укреплять наше благочестие!
Многие помнят, как в молодости их наставляли при входе в алтарь всегда класть благоговейные поклоны, как учили проходить за престолом через Горнее место только по крайней служебной необходимости и налагать при этом на себя крестное знамение. Все эти жесты благочестия — это не просто формальные действия, которые могут показаться неважными и которыми поэтому порой пренебрегают. Они важны именно потому, что настраивают на трепетное, благоговейное отношение к святыне, к алтарю Божиему. Призываю хранить такое отношение все наше духовенство. Если у кого-то оно чуть-чуть помрачилось, — обновите свое отношение к святыне, вспомните, может быть, как вы первый раз пришли в алтарь Божий. Привыкание к святыне граничит всегда с безразличием, а в каких-то крайних случаях приводит и к кощунству. Поэтому особо призываю к хранению особого отношения к святыне и к алтарю Божию наших молодых клириков, которые в силу своего недавнего пребывания в мирской обстановке порой бывают склонны привносить эту обстановку и в пространство алтаря. Призываю к этому благоговению и зрелое духовенство, иногда вместе с привычкой пребывания в алтаре приобретающее некоторую небрежность, которая становится дурным примером для молодых людей. Благоговейное поведение в алтаре — это образец для алтарников, непосредственно наблюдающих за поведением священнослужителей. А ведь алтарники — это часто те юноши, которые впоследствии могут стать кандидатами на получение духовного образования и рукоположения в священный сан! Нельзя забывать, что пример, который они усвоят, наблюдая за священнослужителями во время богослужения, будет реализовываться ими в годы их служения Божией Церкви. Поэтому, особенно когда в алтаре находятся дети, молодые люди, миряне, мы должны останавливать себя от каких-то слов и действий, которые иногда позволяем в более узком кругу. Хотя и в этом узком кругу должны хранить свои уста от всякого пустословия, никак не соответствующего святыне, которой является алтарь с престолом, где совершается таинство Святой Евхаристии.
Думаю, что многие могут за собой признать и склонность к посторонним разговорам в алтаре, не обусловленным служебной необходимостью. А ведь даже вопросы, непосредственно касающиеся хода богослужения — уставные особенности, выбор песнопений и тому подобные — почти всегда можно разрешить заранее, в ходе подготовки к службе. Что уж говорить про иные темы, к богослужению не относящиеся. Да, братское общение духовенства совершенно необходимо, и мы многократно говорили об этом. Но куда более подходящим местом для такого общения, является, например, совместная трапеза по окончании богослужения, что соответствует традиции, восходящей к первым векам бытия христианской общины.
Болезненным явлением нынешнего времени стало использование мобильных телефонов в алтаре. Неважно, для чего клирик берет в руки мобильный телефон: для того ли, чтобы ответить на сообщения, прочтение которых почти всегда можно отложить на более позднее время, либо для того, чтобы — как бы странно это ни прозвучало — просматривать новостную ленту. В любом случае священной атмосфере алтаря это не соответствует. Это, опять же, смущает верующих и подает им дурной пример. Если священник или диакон на богослужении не выпускает из рук телефон, то почему этого нельзя делать мирянам? Я, конечно, не имею здесь в виду случаи, когда благоговейные миряне, стремящиеся следить за пением и чтением на богослужении ради лучшего его понимания, пользуются для этого мобильными устройствами. Привносит неприемлемую суету и явно мешает общей молитве и распространившаяся привычка использования мобильных устройств как мирянами, так и порой, увы, участвующим в соборных службах духовенством для фото- и видеосъемки.
Упомянутые дурные привычки чаще наблюдаются во время богослужений суточного круга, которые, особенно будничные, кому-то могут показаться требующими не столь глубокого молитвенного сосредоточения и внимания, как Божественная литургия. Более того, может создаться превратное впечатление, что разговоры или просмотр телефонов, очевидно недозволительные вне алтарного пространства, становятся не столь порицаемы по другую, внутреннюю сторону алтарной преграды при закрытых Царских вратах. Так, конечно же, быть не должно, отцы и братья. Уверен, что большинство из вас и по совести, и по разуму вполне осознает святость храмового пространства, но как ваш архиерей считаю важным побудить вас всегда быть внимательными к этой стороне своего поведения.
Не менее важным является образ поведения клирика вне богослужения, в быту. В прошлом году на Архиерейском Совещании в Троице-Сергиевой лавре мне довелось коснуться этой темы. Подчеркну еще раз сказанное мною тогда: ни поведение, ни речь священнослужителя, ни даже сама его одежда, хотя бы светская, которая в тех или иных ситуациях бывает вполне уместной, — ничто не должно компрометировать клирика. В жизни представителя духовенства не должно быть ни небрежности, ни роскоши, демонстративно контрастирующей с уровнем жизни паствы, хотя при этом клирики, особенно семейные, без сомнения, имеют полное право, а по отношению к своим домочадцам — и прямую обязанность достойно благоустраивать домашний быт. Как говорит нам Священное Писание, «если <…> кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Все это я вам говорю, дорогие владыки, отцы и братья, не требуя установления какого-то контроля со стороны настоятелей, благочинных или викариев, а ради того, чтобы каждый сам следил за собой и своим обликом и за своим поведением, в том числе и в храмовом пространстве. Во всем должна быть мера, определяемая тактичностью, которую следует вырабатывать и поддерживать в себе постоянно.
Быть образом в любви
Священник, без сомнения, призван быть образцом для верных в своем отношении к окружающим, не допуская ни заискивания, ни панибратства, ни тем более высокомерия в общении с прихожанами, с сотрудниками храма, с другими священнослужителями.
Как настоятелям, так и другим священнослужителям не следует ограничиваться только деловым общением друг с другом и с теми, кто трудится и молится рядом с ними: работниками приходов и постоянными прихожанами. Особенно же настоятели призваны к тому, чтобы создавать на приходах — подчеркну: в первую очередь собственным примером! — атмосферу взаимопонимания, взаимной поддержки, взаимного уважения. Без этого немыслима заповеданная нам Богом любовь друг ко другу. Подлинная любовь не сводима к чувству или эмоциональному переживанию. Любовь — это жизненная практика, общий строй каждодневных поступков человека, стремящегося следовать Божиим заповедям и евангельской правде. Нельзя заставить себя любить человека. Заповедь есть, а заставить любить невозможно. А вот если мы стараемся исполнять заповеди в общении с людьми, если мы начинаем воспитание в себе уважения к человеку вне зависимости от его положения, — это первые шаги к тому, что возникнет нечто более ценное с духовной точки зрения, чем просто уважение.
Священнику и тем более настоятелю следует остерегаться и стремления во что бы то ни стало возвысить собственных знакомых, родственников или членов семьи посредством делегирования им особых полномочий на приходе. Родственники, даже самые близкие, должны стоять в народе и быть вместе со всеми. Вот тогда сохраняется уважение и к священнику, и к его семье. Хорошо, когда члены семьи священника, например, его супруга, принимают благотворное и деятельное участие в жизни храма. Но нужно помнить, что это участие, особенно если оно начинает распространяться на финансово-материальную сферу или вопросы руководства приходом, может порождать недоразумения и даже стать причиной появления раздоров и оскудения любви. Да, обычное дело, когда недавно назначенный настоятель обратится к своим знакомым, сведущим в хозяйственном деле или, например, в образовательной сфере, чтобы помочь наладить жизнь прихода. Но это не должно превращать приход в закрытое сообщество приближенных настоятеля, тем более объединенное исключительно материальными интересами или личным родством.
Еще более недопустимыми и безусловно разрушительными для церковной жизни могут быть конфликты между священнослужителями и особенно — это уже подлинная беда — между клириками одного алтаря. Не всегда священник непременно является блестящим проповедником или талантливым организатором, и прихожане могут отнестись к этому с пониманием. Но священник, сеющий или поощряющий раздоры среди своего окружения, делающий людей заложниками своего настроения и личных симпатий или антипатий, всегда будет отталкивать людей от церковной жизни, а значит, и от пути спасения во Христе. «Мир имейте между собою» (Мк. 9:50), — призвал нас Господь, и именно следование священнослужителя этой заповеди во многом определяет его образ — образ любящего пастыря — среди прихожан.
Мир нередко судит о Церкви и ее делах, основываясь на представлениях о ней как об общественном институте. Да, ее общественная роль важна и неотменяема, деятельность Церкви и ее служителей, без всякого сомнения, востребована обществом. Да, в обществе с благодарностью воспринимаются труды клириков и мирян ради помощи пострадавшим от боевых действий и обездоленным, ради помощи воинам, ради поддержки семьи, ради заботы о недугующих и многого, многого другого. Сердечная благодарность вам, дорогие отцы и братия, и в вашем лице — прихожанам столичных храмов за отзывчивость и добрые дела.
Но все же следует помнить: Церковь — не только институт реализации тех или иных социальных функций, хотя бы и очень важных. Она есть в первую очередь корабль спасения, начаток Царства Небесного, собрание людей для поклонения Небесному Отцу в духе и истине — сошлюсь снова на эти слова Господа Иисуса в Его беседе с самарянкой у колодца Иаковля (см. Ин. 4:23).
Священник — это в первую очередь духовное лицо; само собирательное название священнослужителей — «духовенство» — указывает на это. Мы много об этом говорили и в прошлые годы, но считаю важным подчеркнуть еще раз: никакая общественная и административная деятельность клирика, никакая внебогослужебная деятельность на приходе, никакое медийное присутствие не могут быть важнее совершения богослужений, проповеди Слова Божия, личной и общественной молитвы, — то есть того, что именуется духовной жизнью. Невозможно никакое успешное церковное социальное служение без твердого памятования об уникальности Церкви как места, где человек ищет и находит общение со своим Творцом и Искупителем.
Все, что делает священнослужитель, должно быть подчинено стремлению к богообщению, и я хотел бы сказать об одном важном условии, при котором это стремление возможно. Да, сегодня духовенство не является обособленным сословием в человеческом обществе, и во многом жизнь клириков внешне не отличается от жизни большинства их прихожан. Но священнослужитель при всей продиктованной временем многозаботливости должен научиться находить некое пространство внутренней тишины и свободы, разумной отстраненности от суетных дел, даже необходимых, находить время для молитвы, вдумчивого чтения и размышлений. Конечно, это очень важно для всякого христианина, но для священника это просто необходимо.
Категорически необходимо находить некое личное пространство, полностью отданное молитве, мыслям, чтению и самоанализу. Если не присутствует в нашей жизни чтение Священного Писания, других книг, которые духовно назидают и обогащают, если у нас нет самокритики, то это очень плохо. Потому что именно самокритика может остановить нас от сползания, от медленного, но уверенного падения вниз. Под критикой понимаю не самобичевание, а критическое осмысление своей жизни, беспристрастную оценку самого себя.
Нужна и своего рода умственная гигиена. Невозможно сосредоточенно молиться и размышлять, если в сознании мелькает бесконечная череда новостей и образов скоромимоходящего мира с его тревогой и суетой. Если это условие — некоторая отстраненность — соблюдается, то священнослужитель сможет и своих прихожан вдохновлять богатством духовной жизни во Христе, побуждать их к разумной и деятельной вере, к сознательному участию в таинствах Церкви и важнейшем из них — таинстве Евхаристии, к молитве, к борьбе с греховными страстями и стяжанию добродетелей, к стремлению к богозаповеданному совершенству, по слову Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
Быть образом в вере
Научение вере — прямая обязанность священнослужителей как преемников апостолов (см. Мф. 28:19). Но научение вере — это далеко не только обычная для любой педагогики передача знаний. Неслучайно апостол Павел призывает своего ученика Тимофея быть образом в вере для пасомых — только так эта вера может быть ими воспринята и усвоена. Горячая и деятельная вера в Господа Иисуса предполагает, помимо верности Ему и Его заповедям в словах и поступках, о чем мы уже говорили сегодня, смелость и дерзновение в ее исповедании перед людьми. «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению», — писал апостол Павел римским христианам, ободряя их свидетельством древнего пророчества Исаии: «Всякий, верующий в Него, не постыдится» (см. Рим. 10:10-11; Ис. 28:16).
С подлинной верой несовместимы безразличие и готовность к компромиссам в мировоззренческих и нравственных вопросах перед лицом лукавого духа мира сего, постоянно меняющихся конъюнктурных обстоятельств и ситуативного одобрения людей.
Вновь повторю сказанное мною год тому назад: мы в своем служении не должны стесняться бескомпромиссности евангельского послания.
Что это означает? В Слове Божием даны заповеди. Эти заповеди могут казаться неудобными для некоторых людей, которые не живут по этим заповедям и жить не хотят. Но, проповедуя Слово Божие, мы должны точно и убедительно передавать его смысл людям, невзирая на лица. Разумная пастырская беседа со ссылкой на исторические примеры может помочь понять нашему собеседнику, в том числе, например, высокопоставленному или богатому собеседнику, что в его жизни что-то не так. Военачальникам можно приводить примеры из жизни святого Александра Невского или нашего великого генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Политикам — приводить замечательные примеры из жизни наших благочестивых и праведных царей и великих князей. Всегда можно найти примеры из Священного Писания и из истории, которые могут быть убедительными для наших собеседников, в том числе и во власти сущих.
Да, голос и свидетельство отдельного служителя Церкви может казаться тихим и слабым в сравнении с гремящей многоголосицей мира сего. В самом деле, мы не можем конкурировать ни со светским телевидением, ни с другими светскими средствами массовой информации. У нас ограниченные возможности по сравнению с теми, кто активно использует такие средства.
Но ведь именно с бессильной по человеческим меркам общины учеников Христовых начинался славный путь Церкви почти два тысячелетия тому назад, — с их проповеди Христа распятого, которая представлялась иудеем соблазном, а эллинам — безумием. И эта проповедь изменила облик мира, потому что за человеческой немощью проповедников неизменно стоял — как стоит и сегодня — Христос, Божия сила и Божия премудрость (ср. 1 Кор. 1:23-24). Апостолы, будучи простыми рыбаками, сумели донести правду Божию даже до самых высоких и образованных слоев тогдашнего общества. А их последователи сумели преобразовать горделивую Римскую империю, превратить ее в христианское государство.
Нужно помнить: мы говорим правду Божию. А правда всегда сильнее лжи. Правду могут люди отвергать, она их может не устраивать. Но правда всегда остается правдой. Только очень важно, чтобы в этом благовестии о правде Божией мы не привносили ничего такого, что может ослабить голос этой правды.
Теперь хотел бы обратиться к одному частному вопросу. Более 25 лет тому назад, в 1998 году Священному Синоду пришлось принять определение «об участившихся случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить» (см. журнал № 114 от 29 декабря 1998 года). Речь шла тогда больше о злоупотреблении властью «вязать», когда так называемые «младостарцы» преподавали принудительные благословения вступить в брак или, наоборот, поступить в монастырь; запрещали супругу или супруге, находящемуся в зарегистрированном, но невенчанном браке с нецерковным человеком приступать к Святым Тайнам и тому подобное.
Всякое подобное принуждение очень опасно. Следует всегда, в том числе благословляя на путь монашества, проводить очень серьезную беседу с человеком. Ведь нередко возникает эмоциональное вдохновение, некий порыв. А когда такие порывы проходят, наступают будни, возникает разочарование, уход из монашества, иногда и из Церкви. Поэтому мое слово к духовникам: всякий раз, давая благословения на такие важные шаги, как принятие монашества или вступление в брак, нужно давать разумный и правильный совет. Всякий совет духовника должен быть осмотрительным. И никогда не должно быть категорического совета — «только так, а не иначе». Потому что ответственность берет на себя тот, кто сам принимает решение пойти в монастырь или венчаться со своей избранницей.
Упомянутое синодальное определение отнюдь не утратило своей актуальности, но, как мне порой сообщают, сегодня стало встречаться обратное злоупотребление — во власти «разрешать». К примеру, были и такие случаи, когда священники вразрез с церковным учением поощряли стремление даже воцерковленных молодых пар пожить вместе, «проверить глубину взаимных чувств», прежде чем вступить в брак. Или даже расписаться, но помедлить с венчанием.
Это лишь один из примеров, но в нем видна тревожная тенденция, отцы и братья. Не есть ли это тот самый упомянутый мной компромисс, в результате которого соль нашей веры и нашей проповеди теряет силу (ср. Мф. 5:13) и более не может быть примером — образом — для людей?
Подчеркну: упомянутое выше решение Священного Синода предполагало икономию именно в исключительных случаях, когда один из супругов не пришел к Богу. Это решение вовсе не может рассматриваться в качестве дозволения попустительского отношения к нарушению святости таинства Брака!
В предложениях, поступивших из викариатств в ходе подготовки епархиального собрания, содержится пожелание ввести обязательную добрачную катехизацию. Несколько лет тому назад по моему поручению рабочей группой по представлению епархиального собрания было подготовлено специальное Пособие для священников и приходских катехизаторов по подготовке желающих вступить в церковный брак. Не вполне убежден, что эту тему, как и тему предкрещальных бесед, о которых также упоминалось в предложениях викариатств, следует приводить к абсолютному единообразию, но раз вопрос возникает, то эти темы следует актуализировать, равно как и соответствующие пособия. Поручаю епархиальному совету проследить за этим.
Наконец, наставление апостола быть образом в чистоте объемлет собой все сказанное — быть образом в слове, в житии, в духе, в вере, поскольку чистота предполагает отсутствие всякой двусмысленности, скрываемой нечистой мотивации и корысти в словах, служении и образе жизни пастыря.
Проповедуемые нами высокие нравственные истины и связанные с ними требования священник должен относить прежде всего к самому себе и не возлагать на немощных людей бремена неудобоносимые (Лк. 11, 46), которых сам не желает нести. Не может быть в его жизни и служении двойной морали, а именно она в первую очередь является той нечистотой, от которой да убережет всех Господь.
Благодарение Богу, уже почти не встречаются свидетельства грубой материальной заинтересованности священнослужителей в общении с людьми при совершении треб, равно как и случаи откровенной финансовой нечистоплотности. Но давайте помнить: корысть может принимать и иные личины — например, заинтересованности в почестях или культивирования личной привязанности паствы к пастырю, когда такая привязанность подменяет собой верность христианина или христианки Господу. Вновь повторю сказанное мною много раз: пастырь должен приводить свою паству к общению с Господом Иисусом Христом, а не с самим собой. Он должен трудиться ради созидания Церкви — Тела Христова, а не стяжать «личную гвардию» пасомых, хотя бы такая «гвардия» ограничивалась несколькими людьми или даже одним человеком — будь то в реальной жизни или в виртуальном пространстве интернет-общения.
Это тем более важно понимать, поскольку на упомянутую личную привязанность существует определенный запрос со стороны части мирян и мирянок. Некоторые люди чувствуют одиночество и неустроенность в жизни. У них трудные или даже плохие отношения с ближними, в том числе в семье, они ищут душевного возмещения, зачастую неосознанно, и подчас пытаются найти это возмещение в общении с пастырем. Да, священник не должен быть равнодушным к людям, он должен быть добрым пастырем. Но добрый пастырь — вовсе не тот, который будет возмещать собой ущербность личной жизни прихожан, хотя бы даже под будто благочестивым и ласковым обращением с ними. Разумная целомудренная отстраненность, о которой мы подробно говорили несколько лет назад, когда речь шла о вопросах душепопечения — это норма пастырского поведения, позволяющая сохранить отношения с пасомыми в чистоте.
***
Дорогие владыки, отцы и братья! Благодарю всех вас, с усердием трудящихся в винограднике Христовом. Для меня радостно знать, что вы, избравшие путь служения у престола Божия, с усердием, вниманием и ревностью стремитесь, по выражению одной из молитв над рукополагаемым во пресвитера, во всем благоугождать Господу и жить достойно чести, дарованной вам силой Божия избрания. Поэтому сегодняшние мои слова призываю вас воспринимать не к постыжению вашему (ср. 1 Кор. 4:14), но как призыв, по слову апостола Павла Тимофею, вникать в себя и в учение; заниматься сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасем и слушающих нас (ср. 1 Тим. 4:16).
***
***
[1] — Смотреть развернутую статистику в Приложении I, раздел 1.
[2] — Списки храмов смотреть в Приложении I, разделы 7-8.
[3] — Списки храмов смотреть в Приложении I, раздел 9.
[4] — Списки хиротоний смотреть в Приложении I, разделы 4-5.
[5] — Перечень визитов смотреть в Приложении I, раздел 2.
[6] — Список храмов смотреть в Приложении I, раздел 6.
[7] — 12 марта, 30 мая, 25 июля и 24 октября.
[8] — 28 февраля, 16 апреля, 26 июня, 24 сентября и 5 ноября.
[9] — Список хиротоний смотреть в Приложении I, раздел 3.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси