18 марта 2022 года, в пятницу 2-й седмицы Великого поста, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобных Кирилла и Марии в Северном Тушине.
Его Преосвященству сослужили благочинный Спасского округа иерей Игорь Константинов, настоятель храма протоиерей Максим Запальский, клирики храма и приглашенное духовенство.
После сугубой ектении архиерей вознес молитву о скорейшем восстановлении мира.
По окончании Литургии епископ Парамон передал духовенству и мирянам Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к ним с архипастырским словом:
«Пост называется Святой Четыредесятницей. В это время человек старается особым образом относиться к себе, в первую очередь избавиться от греха, избавиться от того, что его тяготит и не дает оторваться от земли. В одной из стихир, которая сегодня пелась на богослужении, песнописец указывает, что "ныне день спасения". Время Святой Четыредесятницы — это дни спасения, дни, когда мы стараемся избавиться от греховного груза.
Человек является единой личностью, состоящей из души и тела. В соответствии с тем, чему он уделяет больше внимания и чему больше служит, он бывает человеком или телесным, или духовным. Если он старается угождать своему телу, то все силы своей души, все, что у него есть, он направляет на служение ему. Желает, чтобы ему было мягче спать, чтобы оно не испытывало никаких страданий, чтобы оно пребывало в хорошей физической форме. Он совершенно забывает о другой стороне своей личности — о душе. То есть все свои силы он направляет на то, что является прахом и тленом. Такой человек называется телесным.
А есть другие люди — те, которые больше внимания уделяют своей душе и тому, что она желает. Такие люди порабощают свое тело духу — они духовные. Они для тела оставляют столько, столько нужно для его существования. Стараются откликаться на каждый зов своей совести, которая призывает совершить доброе дело. Такие люди меньше смотрят на свою телесную жизнь, а все больше — на свою душу, на свое сердце.
Святитель Феофан Затворник говорит, что когда дух человека освобождается от телесного рабства, у него начинается общение с Богом. Потому что до тех пор, пока душа служит телу, никакого общения с Богом нет, душе не до этого. Когда же наш дух освобождается от рабского служения телу, тогда он возвышается над всем земным, устремляясь ввысь, к Богу, ища общения с Ним. А как мы общаемся с Богом? Через молитву. Пост является тем средством, которое освобождает душу от телесного рабства. Пост позволяет нам скинуть оковы греха, если мы этого действительно искренне желаем.
От того, что человек возвышается своим духом над землей, он не начинает презирать никого вокруг, никого не осуждает, зная, насколько тяжело сбросить со своей души эти оковы. Он начинает взывать к Богу, молится за себя, за своих ближних, он скорбит и сострадает вместе с теми, кто не может эти оковы сбросить.
Через общение с Богом мы, как говорит святитель Феофан, начинаем обожествляться. Вот почему преподобный Серафим Саровский учил "стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Видя жизнь такого человека, другие люди начинают осознавать, что можно жить иначе, и можно быть по-настоящему счастливыми, не унывать, не скорбеть, благодарить Бога за каждое испытание, возложив на Него все свое упование, отдав Богу простор своей души, своего сердца.
Когда человек исполняет не свою волю, а волю Божию, через него действует Сам Бог. Такой человек способен совершить любой подвиг. А тот, кто служит своему телу, не способен на подвиг, потому что стяжает все лишь для себя, думая, что ему пригодится весь этот тлен. Он как червь, который зарывается в землю и не видит света Божия. У него нет счастья, а лишь тоска, скорбь и постоянная суета.
Поэтому для нас, дорогие братья и сестры, пост — это время, когда мы можем по-настоящему стать свободными. Свободными не от каких-то обязанностей, а от греха. Эта свобода делает человека духовным, покоряющим тело своей душе, своему духу, устремляющимся ввысь к Богу, а потому и живущим радостно. Чего вам всем я искренне желаю».