"Сорок сороков"

Иеромонах Афанасий (Дерюгин): «Наш новый храм — образ того рая, в котором сейчас пребывают пострадавшие за Христа»

Когда будущий иеромонах Афанасий (Дерюгин) был еще студентом семинарии, новый храм Сретенского монастыря только задумывался. Сегодня отец Афанасий — благочинный, а собору Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской уже 5 лет. В интервью, опублоикованном на сайте Сретенского монастыря, иеромонах Афанасий рассказал о том, как шло строительство и какие смыслы закладывали в новую доминанту обители.

— Отец Афанасий, что было на месте будущего храма?

— Когда я только поступил в Сретенскую семинарию, это был 2010 год, идея строительства собора уже была. Создали Попечительский совет, приезжал Святейший Патриарх. Земля принадлежала монастырю. На ней располагалось несколько зданий — жилой корпус, который почему-то называли «домик Али», книжные склады, какие-то еще технические помещения. И самое главное — административный корпус, в котором было и Издательство, и казначейство, и экономная служба. Потом все это перевели в другие помещения, а здания снесли. Помню, когда разрушали административный корпус, владыки Тихона (Шевкунова) не было в монастыре. Потом он рассказывал нам, что был рад, что этого не видел — так много было связано с этим зданием.

— Как проходило строительство? С какими пришлось столкнуться проблемами?

— После запуска стройки мы стали на каждом богослужении возносить прошение о создании храма. До сих пор помню его наизусть: «Еще молимся о еже милостивно призрети на создание храма во славу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и в память святых Новомучеников и исповедников Церкви Русския, и о еже благословением Своим Небесным труд сей благословили и исправити, Господу помолимся».

Проект храма по ходу строительства несколько раз менялся. Например, помню, была идея сделать под храмом стоянку. От нее отказались, а на нижних этажах разместили аудитории Духовно-просветительского центра, ризницу и всякие технические помещения. Менялось и посвящение храма. Сначала владыка Тихон хотел его назвать «Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке». Такое название, кстати, зафиксировано на закладном камне. Но потом было принято решение дать собору двойное посвящение — Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В честь двух праздников был назван и нижний храм — святого Иоанна Предтечи и 12-ти апостолов.

Если говорить о проблемах, то многие возмущались против сноса зданий, которые стояли на месте храма, при том что это были здания начала двадцатого века, не представлявшие собой культурной ценности. Одно из сооружение было построено монастырем в девяностые годы и было подсобным. Владыка Тихон иронизировал на эту тему и говорил, что братия даже и не думала, что строит памятник архитектуры.

Были непростые и серьезные споры. Наталья Николаевна Шабалина, которая отвечает за всю строительную документацию, показывала мне документ, подписанный тогдашним мэром Юрием Лужковым — строительство храма в монастыре было признано неуместным. Но в итоге, слава Богу, все разрешения получили.

— Как выбирали росписи, декор, продумывали внутреннее убранство?

— Если говорить одной фразой — все это делалось под чутким руководством владыки Тихона. Каждая деталь делалась на заказ: от дверей лифтов до лжиц для Причастия. Стиль храма не является копированием каких-либо древних образцов, это особый стиль, вобравший в себя все лучшее из храмовой архитектуры Церкви.

Металлические двери собора делал скульптор Виталий Шанов. На дверях изображены евангелисты, у каждого в руках открытая книга и фраза из Нового Завета. Отдельно стоит сказать о росписях. Преобладающие на них цвета — золотой и зеленый. Такие цвета использовали, чтобы создать образ райского сада. Эскизы были созданы на компьютере и при помощи проекторов изображения выводили на еще не оштукатуренные стены нового храма. Помню, как смотрели эту проекцию, владыка вносил изменения. Иконописцам приходилось работать в авральном режиме: еще шли наружные работы по обустройству храма, а внутри уже вовсю трудились художники.

— Расскажите о фресках. Какие сюжеты самые интересные?

— Есть несколько основных фресок. Первая — композиция Евхаристии в алтаре. Такой сюжет традиционно изображают над царскими вратами. На фреске вместе с апостолами причащаются новомученики. Это не буквальная, а символическая Евхаристия.

Еще интересна фреска с распятием. Рядом с Крестом стоят, как обычно, Иоанн Богослов, Богородица, жены-мироносицы, Иосиф с Никодимом. Вместе с ними предстоят новомученики. Справа — священномученик Иларион (Троицкий), священномученик Философ Орнатский, его сыновья Борис и Николай; слева — мученица царица Александра Федоровна Романова, мученица Татиана Гримблит и преподобномученицы Елисавета и Варвара, преподобномученица Афанасия, игумения Зосимовой пустыни. Это тоже символическое изображение.

Жизнь перечисленных людей была предстоянием у Креста Христова. Легко быть со Христом, когда ты на Фаворе, когда Христос во славе, преображенный, тебе с Ним хорошо, не хочется никуда уходить. И гораздо тяжелее быть со Христом на Голгофе, когда Он распятый, униженный и предстояние перед Ним требует особых духовных усилий. Жизнь новомучеников тоже такое предстояние у Креста Христова. Когда Церковь была гонима, когда быть христианином было просто опасно, они оставались верными, поэтому они тоже предстоят у Креста Христова.

И третья фреска — в куполе. Там изображены святые разных времен и народов: пророк Давид, живший за тысячелетие до Рождества Христова, святитель Митрофан Воронежский — святой XVIII века, святитель Николай Сербский — святой XX века… Фреска изображает Царство Небесное. Святые собраны вместе независимо от того, когда и где жили.

Владыка Тихон очень любит фразу из Писания, он постоянно нам ее говорил: «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же» (Евр. 13: 8). При строительстве собора важно было подчеркнуть единство Христа в первом и двадцать первом веках. Именно поэтому и создавались изображения, в которых законы времени как бы нарушаются.

— Как подбирали новомучеников для фресок? Их ведь очень много.

— Мы старались, во-первых, изобразить наиболее почитаемых новомучеников. Во-вторых — тех, кто так или иначе связан с нашим монастырем. Например, среди причащающихся есть священномученик Серафим Смоленский. У него был иподиаконом будущий отец Иоанн Крестьянкин.

Мы старались показать разные подвиги новомучеников. Среди предстоящих возле распятия: священномученик Философ с сыновьями — они были убиты в 1918 году, буквально сразу после революции; преподобномученицы Елисавета и Варвара — представители милосердного служения, служения ближним; мученица Татиана Гримблит — святая, которая всю свою жизнь посвятила помощи заключенным священнослужителям, отправляла им посылки, посылала деньги и за это сама пострадала; преподобномученица Афанасия — представительница русского женского монашества. По такому же принципу отбирались и другие святые, чтобы показать людей разных подвигов, разных видов святости, но которых объединяет то, что они проявили мужество и верность Христу в двадцатом веке.

— Можете назвать самых неизвестных святых, которые изображены на фресках?

— Среди причащающихся в алтаре изображен священномученик Иоанн Кочуров — это первый по времени новомученик, он был убит меньше чем через неделю после Октябрьской революции. Святой нес свое служение в Америке под начальством будущего Патриарха Тихона (тогда архиепископа Американского), потом служил в Царском Селе. После Октябрьской революции отец Иоанн организовал многолюдный крестный ход, во время которого он был схвачен и зверски убит.

Еще из таких примеров —преподобноисповедник Александр Санаксарский. Он был насельником Санаксарского монастыря в Мордовии, потом настоятелем. После революции на него начала гонение братия монастыря. Революционные настроения захватили и духовенство. Монахи заключили настоятеля в подземную келью, договорились с властями, чтобы его выслали из обители. Так священномученик Иоанн оказался в Казанской епархии у своего друга, потом три года провел на Соловках. Последние годы жил в Кировской области, тайно совершая богослужения, где и скончался.

— А на фреске в куполе храма?

— В куполе изображен страстотерпец Евгений Боткин. Он был врачом Царской семьи, а прославили его всего несколько лет назад. Евгений Боткин отправился с императором Николаем и его семьей в ссылку и был казнен вместе с ними в Ипатьевском доме.

Еще из святых в куполе изображен священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, и расстрелянные вместе с ним преподобномученик архимандрит Сергий (Шеин), мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Этот эпизод особенно важен в этом году, когда мы вспоминаем столетие изъятия церковных ценностей.

Митрополит Вениамин выступил не столько против изъятия, сколько против того, как это делала советская власть: нагло, не считаясь с верующими. За свою позицию митрополит Вениамин был предан суду и вместе с другими сподвижниками расстрелян в 1922 году.

Преподобномученик Кронид Любимов — последний настоятель Троице-Сергиевой лавры. Обитель закрыли, но архимандрит Кронид проживал в Сергиевом Посаде и был расстрелян на Бутовском полигоне.

Священномученик Владимир Амбарцумов — святой с интереснейшей судьбой! По происхождению армянин, но при этом имел и немецкие корни, по рождению был лютеранином. С детства отличался очень активным, живым характером. В воспоминаниях говорится о том, что он жил в Саратове и как-то раз во время ледохода, на спор, по идущему льду перебежал Волгу. А однажды лежал под проезжающим поездом между железнодорожными путями. Вот такой был характер!

Он учился в Западной Европе, там перешел в баптизм. Когда вернулся в Россию, стал активным деятелем баптистских кружков по изучению Евангелия. И занимался этим уже в советское время, когда официально такого рода деятельность была запрещена. Познакомившись с общиной праведного Алексия Мечева, перешел в православие.

Владимир стал священником и служил в разных московских храмах. Потом ушел на покой и тайно совершал богослужения. В 1937 году его, как бывшего священника, не отрекшегося от сана, арестовывают и расстреливают на Бутовском полигоне. Такая вот удивительная судьба.

— Какие особенности внешнего убранства? 

— С одной стороны, это камень, использованный во внешней отделке: он отсылает нас к Успенскому собору и вообще древнерусским храмам, которые тоже строили из известняка. С другой стороны, по этому камню есть узоры — каменная резьба. Она отсылает нас к чему-то древнему. В грузинских и армянских храмах встречается что-то подобное. В нашем храме мы старались сочетать все то хорошее, что было в церковной архитектуре вообще.

— Какая главная идея собора? Через какие символы в архитектуре и внутреннем убранстве она раскрывается?

— Главная идея нового собора — торжество Новомучеников. Тема репрессий для нецерковных людей является чем-то мрачным, кровавым. А для нас она, скорее, торжество, радость и свет. Новомученики хотя и были убиты телом, но духом оказались сильнее своих мучителей. И наш новый храм такой — торжественный, праздничный, залитый светом. Как образ того рая, в котором сейчас пребывают пострадавшие за Христа и в который и мы, их потомки и наследники, стараемся стремиться.

— Расскажите о нижних этажах собора, доступ на которые открыт не всем.

— На минус втором этаже, то есть непосредственно под нижним храмом, расположена церковная лавка. Там же аудитории просветительского центра Сретенского монастыря, чайная, преподавательская, комната для свечниц, комната охраны и зал духовных соборов — место, где братия собирается, чтобы обсуждать монастырские вопросы. На минус третьем этаже в основном технические помещения — это ризница, она занимает несколько комнат, потому что облачений и утвари очень много, там есть столярка, где работают по дереву и всякие вентиляционные помещения, а также комната для уборщиц, для хранения уборочного инвентаря.

Беседовал Сергей Витязев

Сретенский монастырь