1 августа 2024 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Вячеслава (Сорокина), клирика Московской духовной академии, во епископа Канского и Богучанского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2024 года (журнал № 50), стал правящим архиереем Канской епархии (Красноярская митрополия).
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Синодальной богослужебной комиссии; архиепископ Псковский и Порховский Матфей; епископ Норильский и Туруханский Агафангел; епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Минусинский и Курагинский Серафим; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального монастыря; игумен Иннокентий (Нилов), секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря; протоиерей Владимир Дорош, руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Красноярска; иеромонах Герман (Мельников), секретарь Норильской епархии, настоятель кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Норильска; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; иерей Роман Богдасаров, заведующий сектором по взаимоотношениям с Федеральной службой войск Национальной гвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове; духовенство г. Москвы.
Патриаршее богослужение посетили: член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Красноярского края А.В. Усс, заместитель главы Всемирного русского народного собора С.Ю. Рудов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
В прямом эфире телеканала «Спас», а также в социальных сетях телеканалов «Спас» и «Союз» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла трансляция богослужения.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля с.г. (журнал № 76) архиепископ Псковский и Порховский Матфей, в связи с назначением главой Псковской митрополии, был возведен в сан митрополита.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Александра Николаева, клирика храма пророка Божия Илии в Черкизове, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес священник Михаил Малютин, клирик Патриаршего подворья при храме Живоначальной Троицы в Рассказовке.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Канского и Богучанского Вячеслава на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Вячеслав!
В сей знаменательный день и час сердечно приветствую тебя и поздравляю с архиерейской хиротонией. Дух Святой, укрепляющий всё сотворенное, Источник жизни и власти (антифон степенный 2 гласа), через возложение рук архипастырей снизошел на тебя и соделал преемником апостолов. Отныне ты призван прославлять сие служение (Рим. 11:13) делами и словами своими, всем сердцем своим и всем разумением своим.
Во исполнение благой, угодной и совершенной (Рим. 12:2) воли Вседержителя, явленной в решении Священного Синода, тебе надлежит трудиться в архиерейском достоинстве в Канской епархии, входящей в состав Красноярской митрополии. Но прежде чем ты направишь стопы свои во вверенный твоему попечению удел, выслушай Патриаршее напутствие, которое не только по долгу Предстоятеля, но и по отеческой любви преподаю тебе ныне.
Пастырство, а тем паче архипастырство, — это великий подвиг, сопоставимый с добровольным мученичеством. И это не красивые слова, не гипербола — это реальность. Но эта реальность обусловлена целым рядом обстоятельств и условий. И чтобы было так, чтобы подвиг архиерейского служения можно было сравнить с мученичеством — хотя, конечно, не дай Бог, чтобы он был связан с насильственной кончиной, — он должен быть связан с особыми трудами, в которых архиерей полностью отдает себя на дело Божие. А это значит, что ни часа, ни минуты не должно оставаться вне осознания ответственности за то великое дело, которое Господь тебе сегодня вручил. И пусть тебя вдохновляют слова Златоустого святителя о том, что одна приобретенная душа часто может снять с нас, пастырей, бремя бесчисленных грехов и стать для нас искупительной жертвой в день Последнего Суда (Слово 6. Об учении и наставлении).
Приобретение душ человеческих для Христа и Царства Его — вот главная цель, с которой апостолы шли даже до края земли (Деян. 1:8). Определяющей должна она стать и в предстоящем тебе делании. Не жалей для ее достижения ни сил, ни времени, используй все свои знания и опыт и не считай никакую из сторон епископского служения малозначащей. Созидание, восстановление и благоукрашение храмов, развитие миссионерского, социального служения и религиозного образования, решение многих церковно-административных задач — все это должно быть в поле твоего зрения.
Но ни обилие забот, ни множество нуждающихся в разрешении насущных вопросов никогда не должны затмевать твоего важнейшего призвания — священнодействия. Как учит апостол Павел в послании к Тимофею, "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков" (1 Тим. 2:1). Как можно чаще следует собираться вместе с клиром и паствой для принесения Бескровной Жертвы. Пусть она будет центром твоей духовной жизни и средоточием архиерейства, как и должно быть с точки зрения идеального отношения архиерея к своей жизни и к своему служению. Никогда не оставляй совершения Святой Евхаристии даже на малый период, сколь большой ни была бы твоя занятость.
Дабы уловить души людей, заботься о надлежащем уровне церковной проповеди, как своей собственной, так и вверенного твоему попечению клира, помня хорошо известные слова апостола Павла о том, что вера — от слышания, а слышание — от слова Божия (Рим. 10:17). И если мы не проповедуем слово Божие, то не даем верующим возможность понять слово Божие, услышать правильное его толкование, а значит, отчуждаем слово Божие от верующего народа. А проповедь — это одно из основных наших средств свидетельства о Христе и ограждения паствы от грехов и от врагов, как пишет преподобный Иоанн Лествичник: "Когда овцы пасутся, пастырь да не перестает употреблять свирель слова, и особенно когда они преклоняются ко сну; ибо волк ничего так не боится, как гласа пастырской свирели" (Слово особенное к пастырю. Глава 8). Действительно, звук трубы, которым пастыри отгоняли волков, спасал стадо, и как замечательно преподобный сравнивает служение апостольское, архиерейское со служением пастыря, который пробуждает своим словом спящих овец и отгоняет волков, стремящихся их поглотить!
Не только словом, но и личным примером следует побуждать народ Божий к совершению дел любви и милосердия. Если не будешь свои слова подтверждать делами, вскоре тебе никто и верить не будет — мало ли что говорит владыка, если в жизни его ничего из сказанного не наблюдается! И если происходит такое отделение слов от дел, страшный грех принимает на себя архипастырь. Ведь наш долг помогать людям и заботиться о страждущих, о нуждающихся — как через слова утешения, так и через добрые дела. Возревнуй о развитии того, что мы сегодня называем социальным служением, но по сути есть доброделание, которое необходимо совершать как тебе лично, так и всем верующим, объединенным в наших приходах. И сделай все возможное, чтобы это служение стало естественной частью жизни каждой христианской общины в твоей епархии.
Епископское служение тяжело, многообразно, а потому не думай совершить сие великое делание лишь собственными усилиями — ничего не получится. Если поддашься подобным лукавым помыслам — непременно преткнешься. Всегда проси помощи у Господа и на Него прежде всего возлагай упование твое, памятуя наставление преподобного Нила Синайского: Велик человек, когда помогает ему Бог, а как скоро оставлен Богом, познает немощь естества (О восьми лукавых духах. О гордости).
Не забывай прибегать и к советам старших и умудренных опытом собратьев-архипастырей, и в первую очередь митрополита Красноярского Пантелеимона, участвовавшего ныне в твоей хиротонии. Храни с ним единомыслие, как с главой митрополии, подавая и в этом добрый христианский пример пастве.
Ты прошел замечательную школу церковного воспитания и послушания в Большой келье преподобного аввы Сергия, с которой связана практически половина твоей жизни. На протяжении многих лет ты учился в этой прославленной и старейшей духовной школе, постигая богословские науки под руководством выдающихся педагогов и перенимая ценный духовный опыт известных лаврских отцов. Впоследствии Господь судил тебе совершать здесь преподавательские труды и исполнять обязанности проректора по воспитательной работе. Надеюсь, что приобретенные тобою навыки в таком важнейшем деле, как подготовка будущих пастырей, будут весьма полезны и на новом месте твоего служения. А посему создавай все необходимые условия для воспитания достойного клира и во вверенной твоему попечению епархии, с рассудительностью заботься о поиске новых соработников на ниве Божией, помня актуальные и по сей день слова Христа Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37).
Ты знаешь, что епископ — не просто высокая должность в Церкви. Это служение Богу и Его народу, служение, требующее особых даров и душевных качеств: мудрости, милосердия, верности и любви. С внутренним осознанием этого прими сей жезл — видимый символ архиерейской власти и апостольского пути, на который ты ныне ступаешь.
Искренне желаю тебе, дабы, взявшись за плуг, ты никогда не озирался назад (см. Лк. 9:62), шел вместе с паствой ко Христу ревностно и твердо, не уклоняясь ни одесную, ни ошуюю. Теперь же, получив обильные дары Небесного Утешителя, благослови народ Божий, молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь».
По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Владыка совершил славление празднику и прочитал молитву преподобному Серафиму Саровскому.
В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы сегодня вспоминаем преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, которого называем чудотворцем, потому что как при жизни, так и после своей кончины он совершил и совершает многие чудеса. Все православные люди, в общем, знают его житие. Знают, что с человеческой точки зрения он был глубоко несчастен: в детстве упал с колокольни, чуть не разбился, стал инвалидом — низкого роста, согбенный, немощный… У нас таких сейчас отправляют на пожизненное пребывание в соответствующих учреждениях, где за ними следят, ухаживают. А преподобный Серафим Саровский, будучи глубоким инвалидом, практически неспособным к жизни в обществе, уходит даже из этого общества. Куда? В лес, чтобы там жить и молиться. А ведь в лесу и дикие звери, и дров нужно нарубить, чтобы костер или печурку разжечь, и продукты питания какие-то нужно иметь. А как всё это в лесу? Всё же самому надо делать — выращивать, ухаживать, заботиться, обеспечивать просто физически свое существование. И каково это для инвалида, который ни на что не был пригоден в обществе?
Но именно здесь, в этом лесу, в этой пустыне, и раскрывается сила благодати Божией, которая почила на преподобном. Он силой Божией живет в этом лесу. Не просто физически поддерживая свое существование — он молится, да как молится — стоя на камне! И молитва — тысячу дней и ночей! Не следует думать, что преподобный не сходил с камня — конечно, сходил. Но местом его молитвы была не келья, а этот камень. И опять-таки, ведь не богатырь стоял на коленях на этом камне — инвалид, человек, неспособный даже к общежитию с другими людьми. Но на преподобном Серафиме Саровском явственно и просто — так просто, что понятно любому, — явилась сила Божия, благодать Божия, которая "немощная врачует и оскудевающая восполняет". И вся немощь преподобного уврачевана была этой силой Божественной благодати. Он был сильным, очень сильным, оставаясь внешне инвалидом, и эта сила была только от Бога. Не от тренировок, не от хорошего питания, не от прогулок на воздухе, не от медицины — только от Господа.
Современный человек, даже глубоко верующий, конечно, обращается к врачам, если что-то происходит со здоровьем. Ну и правильно, так и надо поступать. Но, наверное, мало кто возлагает надежду в первую очередь на Бога, а не на лекарства. Это не значит, что не надо принимать лекарства — нужно! Однако даже при самой лучшей медицине можно очень долго болеть, и мы знаем случаи, когда человек становится просто недееспособным, а врачи разводят руками и говорят: медицина не в силах разрешить такие вопросы, мы еще не достигли такого уровня. А преподобный Серафим — без медицины! Еще раз хочу сказать: я не призываю отказываться от медицины — напротив, нужно следить за своим здоровьем и лечиться, еще и потому, что мы ведь не такие, как Серафим Саровский. Мы же не способны тысячу дней на камне стоять и молиться — мы даже утром и вечером не всегда молимся. Утром на работу или еще куда-то — ну, вечером помолюсь. А вечером домашняя суета, заботы и снова забыли помолиться, ложимся, наспех перекрестившись, и спать. Ну какая тут благодать Божия? Откуда она возьмется?
Конечно, на камнях стоять не надо, а Богу молиться надо, особенно если из нашей жизни уходит молитва искренняя, сердечная. Не просто по молитвослову прочитал, и тут же всё забыл. Молиться так, чтобы мы почувствовали, что к Господу обращаемся. И никаких особых словесных выражений не надо — умом, сердцем обращаемся к Господу, просим Его помощи, а в ответ на это стараемся жить по Божиему закону. Потому что если просим Господа о помощи, а живем как люди неверующие, то вряд ли помощь к нам придет, и тогда слабая наша вера вообще исчезнет.
Когда я был ректором духовной академии, я жил в Санкт-Петербурге на квартире. И вот приходит соседка и говорит: "Ну, скажи ты мне, пожалуйста, — вот я всё Николаю Чудотворцу молилась-молилась, свечки ставила-ставила, а мужа взяли и посадили". Спрашиваю: "За что посадили?" Отвечает: "За воровство". Тогда я улыбнулся и сказал: "Теперь молись, чтобы он скорее вышел оттуда. Потому что никакая молитва не остановит Божий суд, который осуществляется, в том числе, посредством человеческого суда. И если муж воровал, то должен сидеть в тюрьме. А вот когда отсидит и выйдет на свободу, ты уж делай всё для того, чтобы у него восстановились силы, а самое главное — чтобы в Бога верил, и ты сама молись". Не знаю, достигли мои слова этой женщины или нет, но, думаю, в каком-то смысле достигли.
Простая молитва, обращенная к Богу с верой, совершает чудеса. И даже не требуется стояние на камне — вера требуется. И, конечно, еще раз скажу: чтобы вера не была мертва, нужно совершать добрые дела. Это просто как закон. Если ты христианин, ты обязан совершать добрые дела. Помочь в первую очередь тому, кто нуждается. Не всегда это возможно материально, если у самого недостаточно средств, но ведь как много способов помочь, поддержать словом, делом! Каждый может найти свой способ совершения добрых дел, ведь без добрых дел вера мертва есть (см. Иак. 2:17).
Сегодняшний праздник воспоминания о святом преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском, конечно, обращает нашу мысль к идеалу, каковым был преподобный Серафим, к великому подвигу молитвы, к великому подвигу воздержания, терпения, духовного мужества, и, конечно, большинство людей себя с таким подвигом не отождествляет. Но это не значит, что мы не должны этот пример хранить в своем сердце и делать то, что мы можем делать, то, что нам по силам. Самое главное — делать добрые дела. И еще раз повторю: если они уходят из нашей жизни, то и вера наша теряет всякую силу.
Именно такие мысли возникают, когда вспоминаешь дивный образ и жизнь святого преподобного Серафима, который всю свою энергию, все свои силы отдавал на молитву, а через эту молитву обрел великую силу и совершал множество чудесных дел, помогая людям, обращавшимся к нему за помощью. Его молитвами да хранит Господь землю нашу Русскую, да хранит Он всех нас и да укрепляет в вере и доброделании! Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси