"Сорок сороков"

Новоселье в Лиховом переулке

В шестом домовладении по Лихову переулку завершено воссоздание Московского епархиального дома — удивительного памятника и свидетеля судьбоносных для отечественной церковной истории событий вековой давности. С сентября в здешних аудиториях приступили к занятиям студенты Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и одноименного Богословского института, готовящего будущих священнослужителей.

Здесь выбирали Патриарха Тихона

Идея постройки этого здания возникла у Священноначалия Московской епархии на рубеже XIX и ХХ столетий. В стране набирала силу революционная пропаганда социалистов, и тонко чувствовавший политическую ситуацию митрополит Владимир (Богоявленский) ясно увидел: традиционного для Российской империи церковного просвещения в приходских школах и в светских учебных заведениях уже не хватает. Социал-демократы давно агитировали не только в войсковых частях и в сельских общинах, но и в заводских и фабричных цехах крупнейших российских городов, и от Церкви требовался ответ.

Как вовремя поняли это в старой российской столице! И как жаль, увы, что подобные Московскому Епархиальному дому центры христианского просвещения не возникали в тот момент во всей России десятками… Вскоре торжественно освященный митрополитом Владимиром Дом объединил под своей кровлей редакции двух церковных журналов, обширную епархиальную библиотеку и общедоступную читальню, снискавшее общероссийскую известность Миссионерское общество, два просветительских братства, церковно-археологический музей с уникальными коллекциями и отдел распространения духовно-нравственных книг… За воскресными литургиями в Князь-Владимирском храме пел сводный хор рабочих московских фабрик, после чего проводились беседы религиозно-нравственного содержания.

И все же эти славные дела оказались лишь преддверием к главной странице в истории Московского Епархиального дома. Здесь, в примыкающей к храму Соборной палате, в августе 1917 года начал работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, здесь проходило выдвижение депутатами Собора кандидатов на Патриарший престол.

Зачем вмешался Предстоятель

Разумеется, бушевавшая над Россией буря не могла не затронуть Собор. В феврале 1918 года в Киеве был жестоко убит его почетный председатель митрополит Владимир (Богоявленский). Работу соборных комиссий большевики насильственно прерывают 20 сентября 1918 года, и делегаты разъезжаются по епархиям. Очень скоро многим из них придется пойти на свою личную Голгофу: свыше пятидесяти членов Собора уже причислены к лику святых как новомученики, и исследовательская работа в этом направлении историками Церкви продолжается. Так, в ПСТГУ создана и постоянно обновляется уникальная база данных по новомученикам и исповедникам Российским.

Сам же Епархиальный дом в Лиховом переулке новая власть окончательно закрыла в 1924 году. Богатейшие музейные и библиотечные коллекции оказались разграблены, убранство домового храма уничтожено. Чередой сменяли друг друга квартиранты: Главполитпросвет, Межрабпомфильм, Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ). И едва ли не каждый считал своим долгом внести вклад в варварскую перестройку здания. Когда в начале 1990-х годов ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев приехал в Лихов переулок, то поначалу даже не узнал фасады Епархиального дома: настолько обезображен и искажен оказался его первоначальный облик.

К тому моменту ЦСДФ обанкротилась, а здание перешло в частные руки. Государство на предложение действовавшего от имени Церкви ПСТГУ о возвращении здания не ответило, и началась изнурительная судебная тяжба. В ее разгаре представлявший интересы университета адвокат оказался убит…

Права на Епархиальный дом для размещения ПСТГУ Церковь получила при поддержке Патриарха Алексия II и Президента Владимира Путина только в 2004 году. Впереди еще была тяжелейшая реставрация здания собственными университетскими силами: удаление чужеродных пристроек и перекрытий, откачка воды из затопленных подвалов, освящение нового нижнего храма в честь Отцов Поместного Собора 1917-1918 годов… Увы, конца-края работам видно не было. И только благодаря личной поддержке Святейшего Патриарха Кирилла, настоявшего на включении этого объекта в официальную программу празднования 1000-летнего юбилея святого равноапостольного князя Владимира, их удалось резко активизировать.

Гранит науки, дудки… и не только

Великое освящение Князь-Владимирского храма Патриарх совершил в июле 2015 года. Сейчас идут регулярные богослужения в нижнем храме. «Ежедневно в 16.30 здесь начинается вечерня, и все студенты и сотрудники университета, находящиеся в здании, стараются собраться в этот момент на молитву», — рассказывает проректор ПСТГУ Владимир Шмелев.

Наряду с Князь-Владимирским храмом камертоном всего реставрационного процесса стала работа над Соборной палатой. Ее интерьеры кропотливо восстанавливали по уцелевшим чертежам и архивным фотоснимкам. Величественное помещение может вмещать и богослужение, и церковные собрания, и академические мероприятия.

Помимо полутора десятков благоустроенных учебных аудиторий в обоих крыльях третьего этажа, Московский Епархиальный дом принял под свою крышу и ректорат ПСТГУ — он разместился на втором этаже. В исследовательском кластере на четвертом этаже обживаются три научных центра (новейшей истории Русской Церкви, истории богословия и богословского образования, социологии и психологии религии); четвертый — патристический — готовится к открытию. В мансарде, заменившей чудовищные кровельные завершения советских времен, оборудуется библиотека.

С запада, со стороны Лихова переулка, дом обрел небольшую пристройку. Благодаря ей удалось воссоздать исторический дореволюционный фасад и выровнять здание по красной линии. На втором этаже этого «лишнего» помещения, прямо над помещением охраны и входными турникетами, разместилась выставочная галерея. Пока ее украшают работы местной университетской иконописной мастерской — лики прославленных отцов Поместного Собора.

«Впрочем, меньше всего мы хотим превратить главное здание университета в подобие застывшего музея с неизменными экспозициями и строго выверенными экскурсиями, — замечает Шмелев. — Мы надеемся, что наш дом вновь, как и в начале XX века, станет значимым центром христианского просвещения и культуры. Наряду с регулярными учебными занятиями мы планируем проводить в Соборной палате большие публичные лекции, встречи с интересными людьми, концерты с участием церковных и светских коллективов. В других залах и аудиториях подобная работа уже идет полным ходом».

Пока еще москвичи не узнали этот очаг культуры: вероятно, до его широкой рекламы у вуза просто не дошли руки. Меж тем широта проводимых мероприятий уже сейчас способна поразить неподготовленного визитера. В фойе соседствующие объявления зазывают на презентацию книжной новинки о преподобном Паисии Святогорце и на общедоступную лекцию музыковеда и этнографа Михаила Горшкова «О разных дудках: из глины, травы и веток». Рядом — напоминание о хлебе насущном: завтраки с 9.00 до 10.30, обеды с 12.30 до 16.00. Трапезная, где студенты могут получить комплексный обед по талончику, разместилась в цокольном уровне. Стандартное скоромное меню: витаминный салат, фасолевый суп, куриные оладьи с макаронами, вишневый компот. На десерт — гранит науки. Но он в распечатке почему-то не значится…

Материал подготовил Дмитрий Анохин

«Православная Москва»