15 сентября 2019 года в Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии отметили десятую годовщину преставления главного регента и уставщика хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры заслуженного профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля). В рамках памятных мероприятий вечером 15 сентября в Московском концертном зале «Зарядье» состоялся концерт с участием хора Троице-Сергиевой лавры.
Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии.
Репертуар концерта был составлен на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за годы его служения; в программу вошли не все известные песнопения концертного хора Троице-Сергиевой лавры, но самые значимые в творческой деятельности отца Матфея и его коллектива.
В начале концерта хор пропел «Вечную память» приснопоминаемому регенту. На экране демонстрировался фрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих: «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране хор на сцене запел «Приидите, поклонимся», и все песнопение было пропето под управлением отца-архимандрита.
С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской духовной семинарии, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архиепископ Верейский Амвросий.
Далее хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения были обработаны архимандритом Матфеем (Мормылем) для мужского хора.
В продолжение концерта на экране демонстрировались фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, хоровым дирижером народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.
Песнопения чередовались с рассказами из жизни архимандрита Матфея. Хор исполнил 103-й псалом «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите Господа» (музыка Павла Чеснокова), догматик 7-го гласа знаменного распева (музыка Александра Кастальского), «Ныне отпущаеши» (музыка Александра Кастальского), «От юности моея» (музыка Александра Никольского), «Свете Тихий» (музыка Павла Иванова-Радкевича), «Хвалите имя Господне» (музыка Александра Гречанинова).
Во втором отделении концертный хор Троице-Сергиевой лавры исполнил светилен преподобному Сергию Радонежскому «Процвел еси».
Своими воспоминаниями об отце-архимандрите поделился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим:
«Удивительным педагогом был отец Матфей — тонким, внимательным, очень любящим. Я, к своему ужасу, оказался в его хоре. Это я, который, когда начинал петь, меня умоляли, чтобы я замолчал. На прослушивании мне достался тропарь Успению. По-моему, это был единственный тропарь, который я мог спеть небезобразно.
Потом, когда вывесили списки, я узнал, что меня взяли в хор отца Матфея. Для меня это было пыткой. Я никогда не забуду первые спевки. Один стоит, повязанный шарфом или платком, как заяц с ушами. У другого на губе висит клочок бумаги, чтобы он губой не шлепал. У третьего кусок бумаги засунут под верхнюю губу. Я с ужасом ждал, когда до меня дойдет очередь и мне придется петь, и молился: "Господи, хоть бы мне только не опозориться!"
Дошли наконец до басов, и мне нужно было петь. Я спел — хор покатился со смеху. Я смотрю на отца Матфея — а у него в глазах страх. Он почувствовал мое душевное состояние, тут же прекратил общий хохот и перешел на кого-то другого. Больше он меня никогда не трогал.
Но мне-то все равно нужно было петь. Прошло два месяца. А уйти из хора отца Матфея было невозможно, если только выкинут. Я к нему подхожу: "Батюшка, я себя чувствую в Вашем хоре как грешник в раю, отпустите меня". Он: "Сколько тебе лет? " — "Тридцать три", — "Ну да, староват уже". В общем, он меня отпустил: "Иди, ищи другое послушание".
Потом мы с ним встретились уже на четвертом курсе семинарии, когда он преподавал Новый Завет, послания апостола Павла. Послания апостола Павла сложно преподавать. А отцу Матфею это удавалось — причем строго в святоотеческом духе. У него это получалось. И вновь я увидел внимательное, личное отношение к каждому ученику. Он каждого раскрывал, к каждому был внимателен. Я его так полюбил, что взял у него дипломную работу по антропологии апостола Павла.
За эти десять лет я стал все больше и больше понимать: он нас любил сильнее, чем мы его. Как апостол Павел обращался к христианской общине: "Я вас люблю больше, чем вы меня". Большое видится на расстоянии, тем более такое великое явление, как отец Матфей. По прошествии десяти лет понимаешь, как ты его любил, и сейчас любишь еще больше.
Сохраним эту любовь в своих сердцах, передадим ее потомкам — это именно та благодатная любовь, которая "никогда не перестает"».
Далее хор исполнил песнопения «Не ввери мя человеческому предстательству» (музыка Степана Смоленского), «Со святыми упокой» (из Панихиды древних распевов), «Господи, воззвах» (распева Гефсиманского скита, со стихирой 8 гласа), «К Богородице прилежно», «О, сладкаго Твоего гласа» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Взбранной Воеводе» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Совет Превечный» (музыка Александра Никольского), «Слава в вышних Богу» (музыка Александра Кастальского), «Братие, сие да мудрствуется в вас» (гимн Христу из послания апостола Павла к Филиппийцам, музыка диакона Сергия Трубачева).
С приветственным словом к гостям обратился президент фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» игумен Антоний (Зимин).
Закончился концерт исполнением пасхального тропаря «Христос Воскресе» (музыка Александра Кастальского).
В 1961 году регентом хора братии Троице-Сергиевой лавры и студентов Московской духовной академии стал Лев Мормыль, впоследствии архимандрит Матфей. Спустя годы кропотливой и усердной работы отца Матфея хор стал известен по всему миру. Благодаря регулярным выступлениям за границей культуру русского церковного пения узнали, запомнили и полюбили. Объединенный хор Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры выступал на Святой Земле в годовщину 2000-летия Рождества Христова, неоднократно давал концерты в Европе. Хор и его знаменитый регент сопровождали в поездках по епархиям Святейшего Патриарха Алексия II, регулярно пели на Патриарших богослужениях.
Отец Матфей управлял хором 48 лет. Заслуженный профессор Московской духовной академии воспитал тысячи семинаристов — певчих, священнослужителей, церковных иерархов, а также воссоздал культуру церковного пения — нотные сборники, регентские и певческие приемы.