"Сорок сороков"

Православный месяцеслов соединяет земное бытие с небесным

Важной составляющей нашей культуры и нашего сознания является православный месяцеслов, связанный с богослужением, а также с нашей культурой и историей. Православный месяцеслов, т.е. годовой цикл христианских праздников, был принесен на Русь вместе с христианством. Месяцеслов — это организующее начало нашего бытия, нашего времени. Указанное под каждым числом года имя святого — это конкретная историческая личность, осуществившая своими трудами и подвигами на этой земле евангельские заповеди, примеру которых подражает верующий человек.

На протяжении истории, начиная с Крещения Руси в 988 году, православный месяцеслов пополняется новыми праздниками. Любовь русского народа к Богоматери выразилась в установлении в XII веке праздника Покрова; к святителю Николаю — праздника перенесения его мощей в Бари в XI веке. Появляются также празднования в честь первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015). В день памяти Крестителя земли Русской — князя Владимира произошла знаменитая Невская битва. Церковь чтит также благоверных князей-воителей, живших в последующее время, — Александра Невского (†1263), Довмонта Псковского (†1299), Димитрия Донского (†1389) и др. Одновременно Церковь чтит память страдальцев за веру — благоверного князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора, пострадавших в Орде в 1246 году, а также благоверного князя Романа Рязанского, зверски замученного татарами в 1270 году.

У истоков православной Москвы стоит князь, основавший монастырь и принявший в нем монашество, — благоверный князь Даниил — преподобный Даниил (†1303; пам. 4 марта). Его монастырь первым стал возрождаться в конце XX века. Знамением нашего времени является установление памятников историческим и церковным деятелям. Образ князя Даниила ныне воплощен в бронзе и украшает площадь в Москве, названную его именем.

Русская Церковь чтит также память своих Предстоятелей — святителей Петра, Алексия, Иону, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, прославляя каждого в отдельности и одной общей соборной памятью. Она была установлена Патриархом Иовом и первоначально включала только три имени — святителей Петра, Алексия и Ионы. Затем по ходатайству святителя Иннокентия (†1879; пам. 31 марта) Святейший Синод включил в этот лик святителя Филиппа. В год празднованием 300-летия Дома Романовых был канонизирован Патриарх Ермоген, имя которого было добавлено к лику. Наконец, в 1997 году синодальным решением было упорядочено поминовение Московских чудотворцев, и в их лик были включены имена новоканонизированных святых — святителей Макария, Иова и Тихона. Они содействовали духовному просвещению, становлению государственности. Патриархи Иов (†1606; пам. 19 июня) и Ермоген (†1612; пам. 17 февраля) энергично противодействовали разрухе государства в XVII веке. Их подвиг продолжал в XX столетии Святейший Патриарх Тихон (†1925; пам. 25 марта).

Церковный Месяцеслов — хранитель национальной исторической памяти, он отражает различные вехи русской истории. Скорбь о погибших воинах на Куликовом поле в 1380 году запечатлелась в ежегодной Димитриевской родительской субботе. Почитание Донской и Гребневской икон Богоматери связано с битвой на Куликовском поле в 1380 году.

В летописи говорится о принесении в Москву из Владимира иконы Богоматери в 1395 году во время опасности Тамерланова нашествия. Будучи гоним Богоматерью, он оставил пределы Московские, и стольный град был спасен от неминуемого разорения. На месте встречи чудотворного образа, спасшего стольный град от Тамерлана, был основан Сретенский монастырь, ставший в последующее время символом борьбы русского народа с диким врагом.

Затем икона была возвращена во Владимир, но в Москве остались копии с чудотворного образа. В 1480 году последовало второе принесение ее в Москву, оставшееся не зафиксированным в летописях. 23 июня 1480 года, когда икону встречали в Москве, князь Иоанн III выступил с войском в Коломну. Радость освобождения Русской земли от золотоордынского ига — это празднование в честь Владимирской иконы Богоматери (23 июня). Но хан Ахмат бежал с реки Угры, уйдя от генерального сражения, в ноябре, а датой празднования освобождения Руси от золотоордынского ига стало принесение чудотворного образа в Москву.

Интересна история литургического прославления окончания Смуты в Московском государстве в начале XVII века. В Речи Посполитой не признали избрание Московским царем Михаила Романова, и в Россию двинулся с войском королевич Владислав, с ним также был Патриарх Игнатий. Но завоевать Москву он не имел достаточно сил, и поэтому в канун праздника Покрова от стен Белого города Москвы был отражен приступ королевских войск. Это послужило утверждению новой династии и явилось знаком окончания Смутного времени. Поэтому в это время получает распространение строительство Покровских храмов. В 1648 году 21 октября — это канун освобождения Москвы от засевших в Кремле поляков — во время всенощного у царя Алексия Михайловича родился наследник младенец Димитрий. В связи с этим царь повелел установить празднование в честь Казанской иконы Богоматери по всей России.

Таким образом, первоначально окончание Смутного времени связывалось с праздником Покрова, затем — с праздником в честь чудотворного образа Казанской Богоматери (22 октября). При русском посольстве, заключившем в 1617 году Столбовский мир со шведами, находилась точная копия Тихвинской иконы Богоматери. Тихвинская икона — покровительница северо-западных рубежей нашей державы.

Перед Смоленской иконой «служили благодарственные молебны; перед нею главнокомандующий с войском со слезами молили о спасении России. Накануне Бородинской битвы эту икону носили для укрепления духа воинов по всему лагерю». В XX веке «Киев — мать русских городов — был освобожден в день празднования Казанской иконы». Празднование чудотворных Богородичных икон — это вехи борьбы русского народа за свою национальную независимость.

Некоторые исторические события тесно связаны с церковным календарем и имеют определенное мистическое значение. Наполеон перешел Неман и вступил в пределы России в среду 12 мая 1812 года. Это была первая среда после праздника Троицы, когда во всех храмах читались слова апостола Павла из Послания к Римлянам: Братия! Открывается гнев Божий... (Рим. 1, 18-27). Один автор в связи с этим пишет: «Мы знаем теперь конец Наполеона, зане обратилась к покаянию и вере отцов Русь Православная. Не столько силою войск, не гением Кутузова, а искупительной жертвой святой Москвы, подъемом веры и молитвы и... морозами и снегами лютой зимы двенадцатого года была сокрушена мощь беззаконного вершителя судеб Европы». Можно провести параллель с XX веком. Русские святые — это наши ближайшие ходатаи пред Богом о нашей стране, о нашем народе. Каково же было отступление от Бога, если именно в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, 22 июня 1941 года, «Киев бомбили и нам объявили...». А в день отречения последнего императора России Николая II (†1918; пам. 5 июля) в Коломенском было явление чудотворной иконы Державной Богоматери, изображенной восседающей на троне с Богомладенцем и с короной на главе.

Православный месяцеслов имеет большое морально-воспитательное значение. Его жизненно-практическое осмысление определяло весь уклад и ритм жизни наших предков. Наблюдательный ум и меткий язык русского человека синтезировал природные явления и церковный календарь: «На Григория Никийского иней на стогах — к мокрому году»; «В Сретенье зима с летом встретилась», «Какова погода на Сретенье, такова и весна будет», «Весна до Благовещения — много морозов впереди».

В советское время предпринимались громадные усилия для построения нового мира. Не обошла советская идеология и вопросы календаря. На наших глазах создавался новый месяцеслов, лишенный глубинных национальных корней. При этом, например, традиционное почитание святых подвижников, покровителей тех или иных ремесел, было заменено профессиональными праздниками. Создание нового календаря взамен старого явилось составной частью в привитии народу атеистического сознания.

Месяцеслов постоянно развивается. В дореволюционное время встречаются издания региональных календарей, где указаны празднования в честь местных святых и чудотворных икон. Уже в наше время при Патриархе Пимене (1971-1990) были установлены особые дни для празднования Соборов местных, епархиальных, святых. Важным явлением нашего времени явилось прославление новомучеников Российских, совершенное в новоосвященном Храме Христа Спасителя в Москве 20 августа 2000 года.

Начало славянской культуры и письменности положили святые равноапостольные братья Кирилл (†869; пам. 14 февраля) и Мефодий (†885; пам. 11 мая). Их памяти и всенародное празднование ныне возрождается и является событием нашего времени: в Москве ежегодно совершается крестный ход на Славянскую площадь к их памятнику, а Дни славянской письменности проходят в древнейших городах России. Продолжателем трудов славянских первоучителей на Руси был святитель-миссионер епископ Стефан Пермский (†1396; пам. 26 апреля), создавший зырянскую азбуку. Его духовным другом был великий светильник духа преподобный Сергий Радонежский (†1392; пам. 25 сентября), благословивший князя Димитрия на Куликовскую битву.

Православный месяцеслов — это, конечно, не учебник истории, но его воспитательное значение весьма велико. Он несет в себе глубинные пласты нашего исторического сознания, организуя наше земное бытие и соединяя его с небесным. Наши молитвы к святым угодникам, молитвенное обращение к ним является духовной поддержкой верующему человеку.

Источник: архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. — СПБ., 2011. С. 90-100.

Троице-Сергиева лавра