Чуть больше недели осталось до окончания работы (8 декабря — последний день) в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» выставки «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», которая проходит в рамках XVIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства». В Москву привезли 150 лучших произведений живописи и скульптуры о войне из 34 городов России, 42 музеев и частных коллекций. Об этой уникальной экспозиции мы беседуем с Иваном Приваловым, научным редактором выставки «Память поколений».
— Скажите, пожалуйста, чем уникальна и интересна эта выставка? Какие картины на ней представлены?
— Выставка уникальна тем, что это, наверное, самая большая за последние как минимум два-три десятилетия тематическая экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Давно не собиралось вместе такого количества картин, представляющих не только период войны, но и последующие десятилетия, в которые тоже так или иначе продолжалась и отслеживалась тема войны и ее последствий. Здесь представлен, пожалуй, максимально большой обзор темы Великой Отечественной в живописи XX века. Это самое главное. Показано и то, как менялось восприятие войны в годы после Победы, у художников-шестидесятников и так далее.
Мы видим, как менялось восприятие войны в годы после Победы, у шестидесятников, на рубеже XX-XXI вв.
— А как оно менялось?
— В 1945-1948 годах художники заканчивают писать большие военные сцены и дальше углубляются в тему индивидуальной трагедии. В 1950-е для художников главной становится тема горя каждого человека, тема личной боли и беды. В это время почти не создается батальных полотен, как будто живописцы отдыхают от темы боев и сражений.
Шестидесятники же возвращают многие темы. Многие знают о писателях-шестидесятниках: Юрии Бондареве, Булате Окуджаве, Василе Быкове и др. Но почему-то у нас в этом контексте не принято говорить о других сферах искусства. Среди художников также было много шестидесятников, которые знали, что такое сталинские репрессии, что такое Великая Отечественная война. Они уже переживают радости и разочарования «хрущевской оттепели». На этой базе формируется честный, правдивый, искренний и очень жесткий взгляд на вещи.
— Кого из художников вы можете тут назвать?
— Самые известные — это Борис Михайлович Неменский, который и поныне жив, слава Богу; Игорь Павлович Обросов, Виктор Ефимович Попков. И я бы выделил еще Гелия Михайловича Коржева. Он у нас достаточно широко представлен. Его полотен в экспозиции больше, чем любого другого художника.
В целом шестидесятники создают полотна, с одной стороны, возвращающие нас к военной тематике. У нас представлены и блокадная тема («Ленинградка (В сорок первом)» Бориса Угарова), и «Ополченцы» Евсея Моисеенко, и «Земля родная» Алексея Бурлая, посвященная подвигу летчика М. Девятаева. Вместе с другими советскими заключенными лейтенант М. Девятаев сумел организовать побег из концлагеря на острове Узедом, захватив бомбардировщик на вражеском аэродроме.
Пожалуй, самой известной и хрестоматийной картиной 1960-х годов является работа Бориса Неменского «Безымянная высота». Это страшное в своей правдивости произведение. Причем Неменский создал несколько вариантов этой картины, последний из которых относится уже к 1990-м годам и называется «Это мы, Господи».
С другой стороны, художники-шестидесятники задают еще один очень важный вектор в живописи — тему мучительных воспоминаний о войне. Это и старые раны, о которых размышляет Коржев, и «выключенность» фронтовиков из канвы мирной жизни, и последствия военных психологических травм. Ветераны чувствуют себя полноценными людьми только в общении с такими же бывшими солдатами, с однополчанами. Это то, что кинорежиссер Андрей Смирнов показал в фильме «Белорусский вокзал», созданном в 1970 году.
— Позже то же самое говорили про афганцев…
— Да. Это естественно, что подобные потрясения мало кому знакомы. А бывшие солдаты их переживают, хотят ими поделиться, но их никто вокруг не понимает. Картин об этих трагических обстоятельствах на выставке много, они занимают несколько залов. Это тема характерна даже для 1980-х годов.
Наше время, XXI столетие, представлено уникальной работой двух художников — Александра Виноградова и Владимира Дубосарского — «За отвагу»: гигантская картина, собранная из 20 полотен. Она занимает целый зал. Это уже духовное, практически религиозное восприятие ветеранов, которых сами художники называют «праведниками русской земли». Буквально райский образ, райский мир, в который художники поместили ветеранов за их подвиг.
— Какие еще наиболее выдающиеся художники здесь представлены? Дейнека, Пластов… Кто еще?
— Да, Александр Дейнека, Аркадий Пластов в обязательном порядке. Представлен Павел Корин: здесь есть его главное произведение — триптих «Александр Невский». Не остался в стороне и «советский импрессионист» Юрий Пименов, в годы войны создавший совершенно иной по звучанию вариант своей самой известной работы «Новая Москва». Также в экспозиции можно увидеть несколько картин Василия Яковлева, одного из известных советских художников, сейчас, может быть, чуть позабытого, замечательного соцреалиста. Есть Александр Лактионов, автор картины «Письмо с фронта». В «Манеж» прибыли и скульптуры признанных советских мастеров Веры Мухиной и Евгения Вучетича.
Среди художников второй половины XX века стоит отметить Дмитрия Жилинского, Виктора Попкова, Илью Глазунова, Михаила Савицкого, Андрея Мыльникова.
— Скажите, почему в этом году было решено делать выставку именно о войне? Непростая ведь тема.
— Да, мы понимали, что посещение этой выставки — серьезная работа, испытание души. Сюда не пойдешь просто так, отдохнуть и развлечься. Но грядет юбилей — 75 лет Победы. Было принято решение сделать предваряющую юбилейный год выставку. Мы постарались в преддверии того, что будет много чего говориться, писаться и сниматься, дать максимально объективный взгляд. Мы хотели предоставить слово самим людям, которые видели войну и сами прошли ее, которые творчески ее осмыслили. Понятно, что любая эпоха — и соцреализм не исключение — диктует определенные каноны, определенные правила. Но все равно мы уверены, что искусство — это самый непредвзятый, самый честный взгляд на историю, в том числе — на Великую Отечественную войну.
Беседовал Юрий Пущаев