"Сорок сороков"

Митрополит Волоколамский Иларион: У Церкви накоплен большой опыт существования в условиях эпидемий

14 марта 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Насколько я знаю, 11 марта прошло заседание Священного Синода и одной из тем этого заседания было распространение коронавируса по всему миру. Что именно вы обсуждали? Я знаю, что Вы также записали ролик для Youtube, посвященный этой теме. Что в нем?

Митрополит Иларион: Распространение коронавирусной инфекции — это событие, которое не может оставить равнодушным Церковь, которое не может оставить равнодушными членов Священного Синода. У нас была долгая дискуссия на эту тему. Высказывались разные мнения и основные пункты дискуссии отражены в Заявлении Синода, которое было сделано по итогам.

Прежде всего, мы выразили соболезнования родным и близким жертв коронавирусной инфекции в Китае, Италии, Южной Корее и в других странах, где она сейчас распространилась. Мы также выразили благодарность врачам, которые самоотверженно сражаются с этим новым для современной медицины вызовом. Мы призвали наших верующих не поддаваться панике, потому что паника никогда не помогает, но в то же время призвали верующих соблюдать гигиенические меры, которые сейчас предлагаются медицинскими работниками.

Мы сказали о том, что в тех местах, где инфекция получит распространение, могут приниматься дополнительные меры, в том числе касающиеся поведения верующих на приходах: например, использование одноразовых стаканчиков для запивки или ношение масок во время богослужения. То есть мы постарались рассмотреть эту проблему так, как она сейчас перед нами вырисовывается, с тем пониманием, что очень важно, чтобы не было паники вокруг распространения этого вируса, потому что где-то он действительно получил широкое распространение. Например, в Италии, где сейчас закрыты университеты, школы и власти даже временно закрывают некоторые храмы. А в каких-то странах он не получил и, будем надеется, не получит распространения. Мы призвали всю Церковь молиться о том, чтобы эта угроза поскорее прошла для всего человечества.

Что касается ролика, который я записал для Youtube, то он обращен к нашим православным верующим и посвящен различным мерам предосторожности, которые можно принимать. Например, сократить количество зарубежных поездок или соблюдать те предписания, которые сейчас существуют в городе Москве, касающиеся самоизоляции людей, вернувшихся из зарубежных поездок. Также я сказал о том, что если вы чувствуете признаки простудных заболеваний, то не приходите в храм на богослужения, чтобы не заражать других людей. Такого рода простые советы и я надеюсь, что кому-то они помогут.

Е. Грачева: Например, в Литве из-за коронавируса Католическая Церковь уже внесла изменения в традиционную Литургию: отказались от освященной воды, прихожане не будут целовать крест. Как Вам кажется, у Русской Православной Церкви огромное количество приходов по всей стране и не у всех, наверное, есть материальная возможность обеспечить каждую Литургию одноразовыми пластиковыми ложками или стаканчиками для запивки, что будет в этом случае? Это рекомендация храмам или за несоблюдение этих норм они будут наказываться?

Митрополит Иларион: Я думаю, пока об этом рано говорить, потому что, слава Богу, в России никакой эпидемии коронавируса нет, будем надеется, что ее и не будет. Сейчас власти двух наших столиц — Москвы и Санкт-Петербурга — принимают экстренные меры, чтобы предотвратить распространение коронавируса, а именно Москва и Санкт-Петербург являются двумя основными городами, через которые проходит, в том числе, транзит пассажиров, прилетающих из-за границы.

Если же коронавирус будет распространяться в тех или иных областях или регионах, то у Церкви накоплен достаточно большой опыт существования в условиях эпидемий. Например, есть пособие С.В. Булгакова «Настольная книга для священно-церковнослужителей». Книга была издана неоднократно в начале XX века, переиздавалась она и в наше время. Там есть целая глава, посвященная причащению больных младенцев, где довольно подробно описываются меры, которые могут приниматься, чтобы воспрепятствовать передаче заразных болезней от одного прихожанина к другому. Поэтому какие-то меры будут в таких случаях вводиться. Например, когда люди прикладываются к иконам, если эта икона находится в стеклянном киоте, как чаще всего бывает, то после каждого верующего ее можно протирать спиртовым раствором. Опять же, в Заявлении Синода были упомянуты одноразовые стаканчики для запивки. Действительно, не для каждого прихода это будет возможно, но в тех случаях, когда это потребуется, я думаю, Церковь будет принимать такие экстраординарные меры.

Е. Грачева: А можно будет говорить о том, что в случае серьезного распространения вируса в городе или в каком-то населенном пункте вообще отменят Божественную литургию?

Митрополит Иларион: Я Вам точно скажу, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения. Вопрос о том, кто будет посещать богослужения в таких случаях и как люди будут себя вести, что они будут говорить священникам, как мы будем предохранять людей от возможного распространения вируса — это вопрос, на который Церковь будет отвечать в каждом конкретном случае в зависимости от степени распространения вируса и, конечно, прислушиваясь к городским властям и к профессиональным медицинским работникам. Церковь не будет стоять в стороне от того, что происходит, Церковь всегда будет заботиться не только о духовном, но и о телесном здоровье своих членов.

Е. Грачева: То есть не исключено, что если у человека проявления коронавирусной инфекции, например, сухой кашель или температура, то его будут проверять перед входом в храм?

Митрополит Иларион: Я думаю, что нельзя и этого исключить, но я со своей стороны уже призвал наших верующих, если у них есть признаки простуды, не приходить в храм, чтобы не заражать других. Я думаю, что эта мера сейчас вполне уместна и своевременна. Вы знаете, что у нас вообще есть представление о том, что простуду надо переносить на ногах, и очень часто люди приходят на работу с простудными заболеваниями, некоторые приходят на службу. Они чихают, кашляют, заражают других людей, и я сейчас говорю не о коронавирусе, а об обычных простудных заболеваниях. Почему-то у нас считается даже доблестью перенести на ногах грипп или простуду, а между тем это чревато осложнениями не только для самого человека, но и для окружающих людей. Поэтому сейчас мы должны отказаться от такого рода представлений, и если у нас есть простудное заболевание, то надо сидеть дома, пить чай с малиновым вареньем и ждать, пока оно пройдет, а не создавать условия для передачи этого простудного заболевания окружающим людям.

Е. Грачева: Но хуже всего то, что есть коронавирус, который у носителей никак не проявляется: шестилетний ребенок в Москве, который передал инфекцию окружающим, у него самого признаков коронавирусной инфекции нет. Как в этой связи Вы относитесь к призыву Папы Римского Франциска не отворачиваться от пожилых людей, а для врачей, которые работают с инфицированными, чаще их посещать?

Митрополит Иларион: Церковь вообще никогда ни от кого не отворачивается, Церковь только ко всем поворачивается — это касается и здоровых, и больных, и старых, и молодых. Вы знаете, что у нас священники служат в тюрьмах, работают в госпиталях, приходят, в том числе, к инфицированным больным, не боятся заразиться сами, хотя при необходимости соблюдают меры предосторожности, например, приходят к больному в маске.

Конечно, священники будут посещать больных, в том числе инфицированных вирусом, по их просьбе. И, конечно, Церковь никого не оставит в беде.

Е. Грачева: Российские информагентства сообщают, что из-за эпидемии под угрозой даже церемония схождения Благодатного огня в Иерусалиме. Возникает вопрос: разве земная болезнь может повлиять на святую благодать, на схождение Благодатного огня?

Митрополит Иларион: Земная болезнь не может повлиять на благодать, но может повлиять на людей, которые придут или не придут богослужение. Можно ожидать, что если к моменту схождения Благодатного огня (до него остается еще пять недель) на территории Израиля коронавирусная инфекция распространится, то людей будет меньше, чем обычно. Если инфекция пойдет на спад, то, наверное, людей будет столько же, сколько обычно.

Но сейчас, конечно, каждая Поместная Церковь реагирует на то, что происходит, в том числе и Иерусалимская Православная Церковь. Поэтому будем надеяться и будем молиться о том, чтобы эта угроза, которая так неожиданно возникла, как можно скорее перестала существовать, чтобы люди вернулись к нормальной жизни.

Мы ведь видим, что коронавирус сейчас в значительной степени парализовал жизнь людей, парализовал экономику во многих странах, то есть люди перестали, например, собираться на конференции и деловые встречи, прекратили поездки за рубеж, а некоторые даже внутри своей страны прекратили поездки, как, например, во Франции и Швейцарии, многие работают на дому. Все это, конечно, крайне отрицательно сказывается на экономике, но решения, которые принимают власти соответствующих стран, вполне объяснимы, потому что сейчас все делается для того, чтобы предотвратить распространение этого вируса.

Е. Грачева: А Вы лично верите в конспирологические теории, что вирус этот занесен заинтересованной страной, чтобы обрушить, например, экономику Поднебесной и ряда других стран?

Митрополит Иларион: Я лично не верю в такого рода конспирологические теории. Более того, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что есть много других болезней, от которых люди умирают в большом количестве, но о которых ничего или почти ничего не говорят. Например, СПИД — угроза, которая нависла над всем человечеством. В нашей стране, по недавним сведениям, уже более миллиона людей — носители этого вируса. И я думаю, что коронавирус потому получил такую широкую огласку, что, во-первых, это новый вирус, против него нет вакцины, во-вторых, он стал быстро распространяться, и, конечно, люди очень напуганы. Но существует немало других вирусов и угроз для здоровья, и бороться с ними нужно не при помощи конспирологических теорий, а, прежде всего, при помощи профилактических мер.

Если вернуться к коронавирусу, думаю, каждый из нас сейчас должен быть озабочен очень простыми вещами — гигиеническими мерами, которые если не защитят полностью, то в значительной степени снизят риск заражения. Какие это меры? Как можно чаще мыть руки с мылом после прихода с работы, с улицы, перед едой; не прикасаться немытыми руками к глазам, носу и рту, соблюдать другие правила гигиены. Не выходить на улицу и на работу, если есть признаки простудных заболеваний. Не ездить в страны, где получил широкое распространение коронавирус. Думаю, такого рода гигиенические меры в значительной степени помогут каждому из нас предотвратить риск заражения коронавирусом.

Е. Грачева: Большое спасибо, Владыка, за эту беседу.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Откуда известно, что Иисус Христос существовал? Может быть, это просто литературный персонаж? В книге Булгакова «Мастер и Маргарита» утверждается, что Иисус Христос никогда не существовал, а все рассказы о нем — простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Митрополит Иларион: Книга Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» была написана в годы, когда в советской стране полным ходом шла пропаганда атеизма. В своей книге, вкладывая эти мысли в уста одного из героев, но на самом деле, видимо, не разделяя их, Булгаков воспроизводил так называемую мифологическую теорию происхождения христианства, которая сформировалась в Германии еще в XIX веке и очень активно использовалась в нацистской Германии, поскольку она обслуживала идеологию Третьего рейха.

Жизнь ни одного из героев древней истории не документирована так хорошо, как жизнь Иисуса Христа. Прежде всего, надо указать на количество рукописей, в которых сохранились Евангелия. Самих этих Евангелий четыре и каждое из них описывает одну и ту же историю, но по-разному, причем описывает так, что понятно, что между авторами не было сговора: четыре разных автора описали одну и ту же историю. Рукописей, в которых сохранились эти четыре Евангелия, более пяти тысяч, на сегодня известных науке, то есть ни один древний источник не сохранился в таком количестве рукописей. Самые ранние известные рукописи Евангелия датируются II веком, то есть они отстоят от времени жизни Иисуса Христа всего на несколько десятилетий.

Сам евангельский текст очень четко позиционирует жизнь Иисуса Христа во времени и в пространстве. Указывается, в какие годы проходило Его служение, какие в это время были правители, кто был римским императором, кто — прокуратором Иудеи, кто — иудейским царем, и все эти исторические персонажи известны из других источников. Также действие евангельской истории разворачивается в очень конкретных географических рамках, и города, которые упоминаются евангелистами — Капернаум, Вифлеем, Вифсаида, Иерусалим — они известны из истории, основная их часть сохранилась до сих пор.

Также и Сам Иисус Христос упоминается у Иосифа Флавия и у ряда римских историков, поэтому оснований сомневаться в том, что Он существовал, нет никаких. Еще раз скажу: ни один герой древней истории не получил такого количества биографий, поэтому нет никаких оснований для того, чтобы сомневаться в историчности Иисуса Христа.

Вопрос: Церковь осуждает аборты. Но разве женщина не вправе распоряжаться своим телом?

Митрополит Иларион: Женщина вправе распоряжаться своим телом, но как только в ее теле появляется зародыш, это уже другое живое существо, и оно имеет право на жизнь точно так же, как имеем право на жизнь все мы. Мы это право получили, а почему-то кого-то мы этого права лишаем?

Очень часто тема аборта рассматривается исключительно из перспективы женщины, ее комфорта, здоровья и благосостояния, или же из перспективы семейной пары, которая может сказать, что она пока не готова завести ребенка и поэтому отказывается от его рождения. Но если рассмотреть эту проблему из перспективы самого неродившегося ребенка, то давайте спросим себя: а как бы мы отнеслись, если бы нам не был предоставлен такой выбор?

Церковь всегда очень однозначно относилась к аборту — как к убийству, тяжкому греху. С точки зрения Церкви нет разницы между человеком родившимся и неродившимся — каждый человек имеет право на жизнь. Конечно, могут быть какие-то исключительные обстоятельства: угроза жизни матери или другие обстоятельства, которые вынуждают врачей принять то или иное решение, но с точки зрения Церкви никакие обстоятельства не могут служить полноценным оправданием для совершения аборта. И грех ложится не только на душу женщины, которая сделала аборт, но и на всех, кто ее к этому склонял, включая врачей.

К сожалению, врачи очень часто предлагают женщине аборт как самый легкий вариант избавления от проблем, существующих и воображаемых. Мне как священнослужителю известны случаи, когда женщина обращалась в консультацию для того, чтобы получить помощь при беременности, а врачи начинали склонять ее к аборту, пугали, что у нее родится больной ребенок, с синдромом Дауна. Женщина приходила к священнику напуганная, расстроенная, а потом во всех этих случаях, мне известных, рождались совершенно здоровые дети. То есть по каким-то причинам врачи часто склоняют женщин к аборту.

Я хотел бы также напомнить о том, что помимо духовных последствий, аборт имеет еще и физические последствия, потому что во многих случаях женщина после аборта не может родить ребенка, и с этой проблемой женщины тоже приходят — не только к врачам, но и к священникам. Вообще должен сказать, к сожалению, что аборт — это один из самых распространенных женских грехов, о которых говорят на исповеди. Это страшный грех, который приравнивается к убийству, и я очень надеюсь на то, что наши православные женщины никогда не будут совершать этот тяжелейший грех.

Я хотел бы завершить эту передачу словами из Первого послания святого апостола Иоанна Богослова: «Никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:5).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!

Служба коммуникации ОВЦС