Монастыри (новости)

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре

12 февраля 2018 года, в праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Агафон (Болотин) и духовенство обители.

За Литургией молились настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина).

В храме присутствовали помощник Президента РФ А.Р. Белоусов, заместитель министра финансов Российской Федерации А.Ю. Иванов, сестры и прихожане обители.

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наступающая Святая Великая Четыредесятница — особое время в жизни каждого человека. Ее справедливо называют весной души. И, подобно тому как весной обновляется все живое, так и Четыредесятница является для нас обновляющим началом. Мы переживаем вновь все пережитое нами, осознаем это, делаем правильные выводы, и Господь Своей благодатью укрепляет наши правильные решения, и наша природа — духовная, душевная, физическая — обновляется.

Приготовительные к посту Недели начинаются евангельским чтением о Закхее — мытаре, который был принят Господом и в дом которого Христос пожелал войти. Чтобы отблагодарить Господа, этот человек ответил: "Се, пол-имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею" (Лк. 19:8). Затем следуют Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и наконец Неделя о Страшном Суде.

Страшному Суду посвящено много картин, на это событие написано немало толкований, но самое главное — это слова Христа-Спасителя. Читая в Евангелии о Страшном Суде, о том, как одним Господь скажет: "Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира" (Мф. 25:34), — а другим: "Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный" (Мф. 25:41), — мы удивляемся, что огонь будет уготован даже некоторым из тех, кто молился и изгонял бесов именем Божиим. А другие внезапно окажутся к Нему приближенными, и им будет сказано: "Приидите ко Мне..." Как такое может быть? Одни молятся — и идут в ад, а другие не молятся — и наследуют Царство Божие?

Ответ очень прост. Если молившиеся не подтверждали и не свидетельствовали веру своей жизнью, не проявляли любовь своими делами, то они и не смогут приблизиться к Богу. А о других, которые не молились и бесов не изгоняли, но всегда приходили на помощь, Господь говорит, что, сотворив добро одному из малых сих, они сделали это Ему Самому. Неслучайно и на Руси, и на Востоке, и на Западе, и во всяком месте всегда был закон гостеприимства. Люди искренне верили, что под видом странника к ним может прийти Сам Господь или Ангел. Они принимали пришедшего человека как Христа, поскольку они были более духовно просвещенными, чем мы. Из евангельских слов мы заключаем, что не нашими словами, а нашим свидетельством жизни утверждается вера.

Слово "честность" имеет глубокое значение — это единство мысли, слова и дела. И пусть честный человек не так много совершает, но он делает ровно столько, сколько говорит. Если же человек делает гораздо меньше, чем говорит, это печально. И как важно для всех нас иметь гармонию между мыслью, словом и делом!

Господь не спросит нас, сколько мы сделали, а спросит, совершили ли то, о чем говорили. Это дает нам надежду и силу. От нас не требуется идти пешком в Иерусалим, совершать колоссальные строительства, накладывать на себя какие-то подвиги, но просто быть целостными. Если мы сказали слово, то должны его исполнить. Пусть это будет меньше, чем у всех, но это будет гармонично. Тогда каждый из нас сможет услышать от Господа: "Прииди, возлюбленный Отца Моего…" Человек спросит: "Господи, как Ты меня, никчемного, недостойного и немощного, призываешь к Себе?" И Господь ответит Ему: "Я был болен и в темнице — и ты Меня посетил, Я был наг — и ты Меня одел, Я был голоден — и Ты меня накормил. Я всегда был с тобой". Так и апостол Павел призывает для всех быть всем, чтобы по крайней мере спасти немногих.

Суд страшен для тех, у кого мысли, слова и дела расходятся. А когда у человека дела не расходятся со словами, пусть дела даже будут невелики, — такой человек наследует Царство Божие.

Да поможет нам Господь в преддверии Святой Великой Четыредесятницы осознать эту простую истину и не накладывать на себя огромных и неудобоносимых подвигов. Каждый может понести только то, что может, но пусть это будет в радость и во спасение души и тела. И пусть человек не превозносится, а радуется тому, что делает, и не осуждает того, кто этого не делает, а искренне молится о всех и за вся. Аминь».

Синодальный отдел по монастырям и монашеству