Образование (новости)

Аттестация воскресных школ в городе Москве

3-2016В 2015 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Отделом религиозного образования и катехизации Московской городской епархии и Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ была проведена аттестация московских воскресных школ.

Деятельность школ была рассмотрена на предмет соответствия Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви, Положения об аттестации воскресных школ, а также во исполнение резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № ПК-02/393.

Положение об аттестации воскресных школ Русской Православной Церкви на территории РФ было разработано для регламентирования аттестации воскресных школ в епархиях с целью определения их типа в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах.

В ходе аттестации члены комиссии ознакомились с материально-техническим состоянием школ, посетили уроки и наблюдали учебно-воспитательную работу, оценили состояние фонда учебной литературы, провели беседы с преподавателями.

Об итогах аттестации воскресных школ в Москве читателям православного вестника «Приход» (№ 3, 2016) рассказал председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский).

***

Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также Положение о деятельности воскресных школ, которое было принято Архиерейским Собором, подчеркивают высокую значимость, которую придает Русская Православная Церковь воскресным школам.

В воскресных школах передается опыт вероучения, человек просвещается всеми евангельскими истинами. Таким образом, на воскресные школы возлагается задача помочь православному христианину осознать свою веру, обрести ее осмысленное основание. Чтобы он мог при необходимости свидетельствовать о вере, рассказывать и отвечать на возможные вызовы и, может быть, даже неправомочные вопросы, когда, по слову апостола, каждому вопрошающему нужно с кротостью дать ответ о своем уповании.

В связи с этим Священноначалие во главе со Святейшим Патриархом определило необходимость контролировать и систематизировать работу воскресных школ. Мы должны понимать степень и уровень работы, проводимой в воскресных школах, знать полную картину как положительных моментов, так и тех сторон деятельности, которые необходимо подтянуть, усилить, на которые следует обратить более пристальное внимание.

Нужно понимать, что воскресные школы, как общественное явление, появились фактически совсем недавно. После того, как новая Россия обрела себя, появилась возможность свободно заниматься проповедью. Таким образом, стали повсеместно организовываться воскресные школы. Конечно, это было связано, в первую очередь, с тем, что были люди, которые горели верой, имели огромное желание передать свои знания и опыт. Это были как люди в священном сане — настоятели, священнослужители, монашествующие, так и, конечно же, благочестивые миряне, которые имели соответствующее образование, методический подход, и, начав учить, стали получать опыт уже по ходу процесса. Таким образом, все строилось, в первую очередь, на вере людей, совершавших великое доброе дело.

Но, как мы знаем, человеческая природа несовершенна, и поэтому одни направления работы в каких-то воскресных школах развивались сильнее, другие — слабее. Это естественный процесс. Как любое дерево не имеет идеально ровного ствола, и в различные периоды роста оно может изгибаться. Поэтому было решено определить три основных типа воскресных школ. Первый: учебно-воспитательная группа, самая простая форма. Второй: воскресная школа, которая имеет более развитую структуру. И кроме воскресной школы на приходе может существовать еще центр дополнительного образования со статусом юридического лица, это третий тип. При этом факт существования такого центра деятельность воскресной школы не отменяет.

Как сказал Святейший Патриарх, существование учебно-воспитательной группы или воскресной школы — это не есть хорошо или плохо. Отсутствие на каком-то приходе воскресной школы, а только наличие учебно-воспитательной группы не означает недоработки. Это лишь констатация факта. Возможно, это молодой приход, возможно, нет условий для организации работы школы, возможно, это приход с ограниченным количеством прихожан (допустим, в центре Москвы, где живет мало людей). И ввиду этих особенностей нет объективной возможности широко развить учебный процесс. Главное, что эта форма православного образования существует, живет.

Проводимая аттестация не определяет, какая форма лучше, а оценивает качество преподавания вероучительных и разнообразных вспомогательных дисциплин. Так, мы смотрим на преподавание Закона Божия, Катехизиса, истории Церкви, церковного пения, церковно-славянского языка, христианской этики, христианской нравственности. Проверяем, чтобы использовались учебные пособия, одобренные Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, чтобы преподаватели имели необходимую компетенцию.

С радостью можем констатировать тот факт, что фактически во всех школах Москвы к подбору учебников подходят крайне внимательно и щепетильно. Мы убедились, что педагоги не безразличны к своему делу. Они энтузиасты, многие работают в воскресных школах на протяжении уже многих лет. Есть и те, кто преподает в воскресных школах свыше двадцати лет, с самого основания. Для них это целая эпоха жизни, и зачастую воскресная школа с такими наставниками становится центром притяжения жизни целого района.

Налаживается взаимодействие между школами, потому что крупным воскресным школам есть что рассказать мелким, камерным школам, подключить к своим мероприятиям. В Москве стал уже традиционным общегородской фестиваль воскресных школ, в этом году он пройдет 26 мая. Это стало возможным при непосредственном участии комиссии по деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы.

Жизнь воскресных школ разнообразная, мы стараемся поддержать любые идеи и практики: патриотические, краеведческие, искусствоведческие, творческие, спортивные. Все то, что, с одной стороны, может детей всесторонне развить, с другой — оторвать от тех ужасных проявлений современного общества, с которыми они сталкиваются в юношеском возрасте: курение, алкоголизм, наркомания. Мы учим детей трезво воспринимать эти вызовы, давать на них правильный, достойный ответ. По сути, мы помогаем и укрепляем воспитательную роль семьи, потому что в работу воскресной школы самым естественным образом вовлекаются и семьи. Зачастую одновременно с детьми в соседних помещениях параллельно занимаются со взрослыми. Священники беседуют с ними, в рамках программы евангельских школ родители изучают священные книги, жития святых отцов, то есть взрослые тоже погружаются в церковные традиции. Есть особое катехизическое направление в рамках просвещения целой семьи, поэтому, можно сказать, многие люди обретают смысл своей жизни через детей.

Стандартные программы для воскресных школ разработаны Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, и, безусловно, единый подход, единые требования являются сильной стороной православного образования. Хотелось бы отметить, что программа воскресных школ не ограничивается церковными дисциплинами. Включены разносторонние и крайне актуальные предметы. Многие энтузиасты-педагоги ведут дополнительные занятия по английскому языку, русскому языку, физике, химии, математике. Круг предметов иногда даже шире, чем в школах. Мы ориентируемся на то, чтобы в воскресную школу могли прийти дети из разных по социальному статусу семей. И многодетные, и малоимущие, и дети из неполных семей, чтобы они на равных общались с людьми, состоявшимися в этом обществе, чтобы не чувствовали себя неполноценными, могли бы восполнить те пробелы в образовании, которые возникли в силу тяжелых жизненных причин. Особенно если учесть, что секции, кружки и прочие формы внеклассной занятости в обычных школах все больше и больше переходят на платную систему.

Иногда возникают вопросы о составлении рейтинга школ. Но любой рейтинг имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Ради первых мест иногда подгоняют цифры. Зачастую желание стать первым в рейтинге не является отражением объективных успехов, поэтому у нас нет каких-то особых мест и привилегий, мы не раздаем грамоты за лучшие достижения. Мы отмечаем именно сам труд и результат труда. А результат — это добрые, честные православные дети.

На наш взгляд, сама идея рейтинга в отношении школ крайне неверна. Как можно говорить о том, что кто-то лучше, а кто-то хуже учит? Ведь главное — не просто передать объем знаний. Мы знаем, как дети загружены в общеобразовательных школах, как много знаний они там получают. В воскресных школах не стоит задача устроить дополнительные школьные дни, усадить детей за парты слушать учителя и делать домашние задания. Нет, цель занятий в воскресной школе — открыть все лучшие человеческие качества, образ и подобие Божие в маленьком человеке, что даст возможность ему вырасти в гармонично развитую, сильную, многостороннюю личность.

Аттестация дала возможность тем школам, которые хотели подтянуть какие-то направления своей деятельности и усилить их, сделать это. Например, проверить библиотечный фонд, узнать на семинарах, которые устраивал отдел религиозного образования и катехизации, новые методики преподавания. Безусловно, можно считать, что аттестация была эффективной. Многие руководители школ, учителя со стороны посмотрели на свою деятельность, осознали те моменты в организации учебного процесса, которым они должны уделить больше времени и внимания. Каждой школе, прошедшей аттестацию, выдано свидетельство соответствующего образца.

Московская городская епархия