7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, отошел ко Господу святитель Тихон, Патриарх Московский. О почитании святого рассказал епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря, где пребывают честные мощи святителя.
— На погребение Патриарха Тихона съехались сотни людей. Когда его встречали, в городе останавливали свою работу предприятия, потому что народ выходил на улицы. Как можно объяснить такую народную любовь к своему Патриарху?
— Вы говорите, что на погребение Патриарха Тихона съехались только сотни людей, на самом деле съехались тысячи. Народа было больше, чем на похоронах того же Ленина. Присутствовало порядка миллиона человек. Для того времени, а тогда инфраструктура была иная, это было удивительным событием. На сохранившихся старых фотографиях, они есть в мемориальной келье святителя в нашем монастыре, видно, что вся обитель наводнена людьми, яблоку было некуда упасть. Проститься со своим Патриархом пришло очень большое количество людей. Он был единственным человеком, оставшимся из той старой элиты, из тех людей, которые были избраны самим народом. Этот человек был поставлен на Первосвятительский престол не в результате революционных деяний и какого-то реформирования в области церковного управления, он был избранником всего русского православного народа. Поэтому такое особое к нему отношение и почитание его среди соотечественников было связанно с этим. Люди видели в нем своего человека, за которого они голосовали своей душой и своим сердцем.
С другой стороны, Всероссийский Поместный Собор выбирал лишь кандидатов на Патриарший престол, а последнее слово было за жребием, который пал на святителя Тихона. И люди видели в нем помазанника Божиего, поставленного для того, чтобы вести церковный Корабль в очень тяжелое время, которое выпало на долю нашего Отечества.
Народная любовь была заслужена самим святителем. Он был очень кротким и человеколюбивым. Однако при всей своей внешней мягкости характера он оставался верным Богу. Это было видно в его служении, в его поступках и словах, которые никогда не расходились с делами. Известен случай, когда молодая советская власть хотела закрыть Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, тогда Патриарх Тихон поехал туда с Первосвятительским визитом. И народ вышел его встречать. Люди заполнили все улицы и даже переулки от Московского вокзала до самой Лавры. Что уж говорить о площади самой обители — она была переполнена людьми, которые хотели лишь посмотреть на своего святителя. И когда советская власть увидела, какое количество людей встречает Патриарха, Лавру закрыть побоялись.
Поэтому погребение святителя Тихона было событием общецерковного, и я бы даже сказал, мирового масштаба. Знаете, я бы сравнил погребение святителя Тихона с погребением новопреставленного отца Кирилла (Павлова), он был моим духовником. Я видел какое количество людей приехало в Троице-Сергиеву лавру, чтобы проститься с батюшкой. Я даже не могу назвать это отпеванием, потому что по духу это было торжеством Православия. Лавра не закрывалась круглые сутки, народ шел и шел для того, чтобы проститься с отцом Кириллом. И погребение святителя Тихона тоже можно назвать торжеством веры над всем тем, что происходило тогда в нашем государстве.
Патриарх Тихон был личностью, объединяющей людей. Он призывал к миру, а не к вражде, он являл собой пример для всех.
Сохранились воспоминания конвоиров, сопровождавших святителя во время его проживания здесь, в Донском монастыре, в келье возле современного Тихонского храма. Эти ГПОшники не видели в нем врага, он делился с ними всем, что у него было. Он был очень коммуникабельным, разговаривал со всеми ласково, у него не было злобы ни к кому. Такие люди притягивают к себе, потому что они светятся изнутри.
Прощание со святителем Тихоном, с одной стороны, было скорбным событием для всей Церкви, а с другой стороны, его кончина стала символом объединения людей.
— В советское время о Патриархе Тихоне говорить вслух было не принято, многие почитали его как святого, но не ездили даже поклониться к месту погребения. С чем это было связано?
— Сам монастырь на тот момент был открыт, закрыли его только в 29-м году, еще более сильные репрессии и гонения на Церковь начнутся впоследствии. Из Малого собора сделали общежитие для метростроевцев, снесли практически все надгробия, поэтому зайти и поклониться могиле Патриарха в Малом соборе было крайне трудно даже при большом желании.
Малый Донской собор вернули Церкви только в 48-м году. Тогда в Москву были приглашены представители всех Поместных Церквей, и по задумке нашего правительства нужно было показать всему мировому сообществу, что борьбы с Церковью у нас нет. У делегации из Америки возникло желание посетить место захоронения Патриарха Тихона. Хотя после закрытия монастыря ходили слухи, что могила святителя разорена и останков там нет. Даже в 48-м году или, может быть, чуть попозже митрополит Николай (Ярушевич) служил в Малом соборе панихиду по Патриарху Тихону и в слове, обращенном к присутствующим, сказал, что мы стоим лишь на том месте, где был погребен Патриарх Тихон, но его самого здесь нет. Эти слухи обрастали разными дополнительными «байками». Советская власть упорно пыталась стереть даже память о Патриархе Тихоне. И поэтому, когда люди знают, что под этим надгробием не покоятся останки святителя, их не так сюда тянет. И во-вторых, Малый собор был приписан к храму Ризоположения на Донской, поэтому он был открыт не каждый день. Да и вообще о нем старались не упоминать, чтобы стереть из памяти людской все события, связанные с Патриархом Тихоном. О церковной истории в советское время было принято умалчивать. Если вы помните, о Патриархе Тихоне практически нет упоминаний, ни в каких учебниках, ни в энциклопедиях. А если и есть, то очень номинальные, рафинированные, вычищенные настолько, что трудно было понять, есть ли в советском государстве какая-то вера, религия и Церковь.
— С этим связано то, что Патриарха Тихона канонизировали сначала в Русской Зарубежной Церкви?
— Конечно. Вы должны понять, что там историю изучали и воспринимали по-другому нежели у нас. В нашей стране не принято было говорить даже о таких великих подвижниках как преподобный Сергий Радонежский. Димитрия Донского преподносили не как святого, а просто как историческую личность, выдающегося воина, который помог сформировать будущее советское государство. Поэтому, когда стало вновь возможным говорить о Боге и Его святых, Церковью было принято решение о канонизации Патриарха Тихона. Хотя, конечно, его всегда помнили и почитали в церковных кругах.
В советское время его воспринимали как политическую фигуру. И тогда вести речь о его канонизации было просто невозможно.
— Его фигура была настолько велика, что его боялись как политика. Это еще раз доказывает тот факт, что он пользовался огромным авторитетом у народа.
— Надо понимать, что это для светской власти святитель Тихон был опасен как политик, но он сам был далек от всего этого.
Для Церкви он был, есть и останется человеком, который служит Правде Божией. И тем человеком, который не может подстраивать свою совесть под какие-то сиюминутные политические, идеологические или какие-либо другие постулаты. Он служил Правде Божией всегда. Он почти никогда не говорил на политические темы. Святитель просто обличал грех и призывал к миру, видя, как страдает народ. Для человека, который служит Богу, не столько важна сама система управления, как то, на что она направлена. Если ее цель ― устроение вражды, междоусобицы, разобщенности между людьми, то, конечно, это не та система, которую нужно поддерживать. А если мы с Богом, то мы должны держаться дальше от греха, обличать его — это наша служба, наш долг. И святитель Тихон этим занимался, он просто до конца честно исполнял свой первосвятительский долг, не идя ни на какие компромиссы со своей совестью.
— Как Вы чувствуете присутствие святителя в жизни монастыря?
— Если речь идет о чудесах, то мы не занимаемся их сбором и записью. Хотя, Вы знаете, мы бы могли и сами записать много того, что с нами происходит по молитвам святителя, но не все хочется предавать гласности. От старшей братии я знаю о том, что к Патриарху Тихону приходило и приходит много людей и обращаются за помощью в разных житейских обстоятельствах. Еще покойный отец Даниил (Сарычев) рассказывал очень много случаев исцелений от онкологических болезней. Мы являемся свидетелями того, как святитель присутствует в нашей монастырской жизни. Но, знаете, многим хочется услышать такое чудо, которое бы поразило своей необычностью, яркостью, чтобы в душе остались впечатления, чтобы человека так «тряхнуло» от этого чуда, чтобы он просто уверовал. Часто человек ищет чуда, но не ищет Бога. Покойный Патриарх Алексий II говорил: «Какого вы хотите чуда большего, чем то, когда хлеб и вино преломляются в Тело и Кровь?» А это чудо происходит каждый Божий день на Литургии. То, что преображает душу, преображает человека, а значит и всю жизнь на земле. Конечно, мы часто прибегаем за помощью к святителю. Порой, когда не знаешь, как решить тот или иной вопрос, приходишь, жалуешься святителю Тихону, потом смотришь: через день-два проблема решается, и не так, как предполагал ты, а как угодно Богу. Мы являемся свидетелям того, что Патриарх Тихон действительно близок тем, кто обращается к нему в своих молитвах, кто прибегает к раке с его святыми мощами. Для нас это просто факт.
— Владыка, расскажите немного про музей. Экспонаты, которые там представлены — это прижизненные вещи Патриарха Тихона?
— Это подлинные вещи, которые были взяты во время обретения мощей, среди них саккос, митра, панагия, четки, Евангелие, кресты, в том числе и параманный — это те вещи, которые были в могиле со святителем.
— Расскажите, каким он был человеком в быту. Известно, например, что он очень любил кошек, и у него в приемной был очень вальяжный кот.
— Да, кот у него, действительно, был, но он не сохранился. (Смеется).
Конечно, больше всего он любил служение и очень часто служил в Донском монастыре. Что касается воспоминаний, то их осталось не так много. Поскольку братия монастыря была репрессирована, единственным хранителем каких-то воспоминаний был покойный отец Даниил Сарычев. Будучи отроком, он запомнил эту мягкую благословляющую руку святителя. Это детское воспоминание было одним из самых ярких. Патриарх Тихон был добрейшей души человек. Наверное, это самое главное качество для любого. Если мы станем добрыми, будем любить Бога и людей, то чего-то большего от нас ожидать?
Когда святителя притесняли, для него крайне важна была поддержка со стороны паствы. К нему никого не допускали, он находился под круглосуточным наблюдением, но даже приставленную к себе охрану он сумел расположить и покорить своим смирением, кротостью и любовью. Он оставался таким, каким должен оставаться настоящий христианин.
— Можете ли Вы назвать какие-то черты Патриарха Тихона, которые Вы считаете примерными для архиерея?
— Вы знаете, конечно, главное качество святителя — это верность Богу. На каком бы церковном послушании он ни был, всегда неизменно оставался верным Богу. И не только по своему внутреннему состоянию, он еще оставался ревностным пастырем. Ему было не безразлично, что происходит с чадами Церкви. Он жил их жизнью, он отзывался на их нужды и духовные искания, святитель старался помогать им жить таким образом, чтобы они находили Бога. И не заслонять эту дорогу собой, а именно помогать им приходить к высшей, конечной цели. Поэтому для каждого человека, который с ним общался и видел, как он живет, это было свидетельством того, какова может быть жизнь в Боге и с Богом, это, наверное, самое важнейшее свидетельство.
Когда наши слова расходятся с делами, они будут очень легковесными и никому не лягут на сердце. А если мы понимаем, что слова Патриарха Тихона доходили до душ и до сердец людей, общавшихся с ним, то можно сделать вывод, что его служение и проповедь были пережиты лично. Это выстраданное, это то, что питает душу, питает сердце, согревает и направляет к Богу. Эти качества в святителе проявлялись, конечно, больше всего.
Еще одно его качество — это человечность. Если ты не стал человеком с большой буквы, то ты не можешь стать христианином. Христианство наполняет содержанием: верой, горячностью, ревностью.
То, как служил Патриарх Тихон, и то, как он перенес все тяготы, которые выпали на его долю, требует такого мощного внутреннего стержня, когда ты боишься только одного — Бога.
— Владыка, каковы, на Ваш взгляд, уроки минувшего столетия?
— Не повторять тех ошибок, которые случились в начале XX века. По-моему, нужно просто любить свой народ. Любить и делать для него так, как ты делаешь для своих самых родных и близких людей. Поэтому, наверное, самый большой урок ― это не повторять старых ошибок. Важно о них не забывать, но и не осуждать тех людей, которые эти ошибки сотворили, потому что осудить можно только грех, но не человека. В угоду этому греху принесено слишком много жертв и нельзя допустить, чтобы такие жертвы еще когда-нибудь были в нашем Отечестве. Если мы будем относиться друг к другу по-христиански, то этого не повторится. Ведь главная проблема в том, что человек отходит от Бога, становится черствым, не может прочувствовать боль и страдание другого человека. Не надо забывать, что все мы — сыны одного, родного, дорогого нам Отечества. Если ты любишь свою семью, обеспечивай ее, старайся, чтобы условия ее жизни были максимально комфортными, но нельзя добиваться этого за счет соседа.
Ужасно, когда какие-то изменения происходят через такие жертвы. Наблюдая за тем, что происходит на Украине в нынешнее время, невольно проводишь параллель, ведь нам не все равно, что там происходит, у нас одна Церковь. Порой просто диву даешься, для чего все это? Кому нужны все эти жертвы? И к чему мы придем? Никакие революции еще не принесли мир, ни в души, ни в государства.
Беседовала Елена Варова
Московская городская епархия