Больше года назад в Москве открылось действительно небанальное место: при храме священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе заработало кафе. Это не типичная для церковной истории трапезная: во-первых, завсегдатаи здесь — вполне светские люди, со своими любимыми кофейными напитками отдыхающие от городской суеты; во-вторых — создатели кофейни выпускают свой мерч.
На портале The Village опубликовано интервью с настоятелем храма отцом Андреем Щенниковым и Аленой Светушковой, которая занимается развитием проектов под общим названием «Антипа», о том, зачем открывать кафе при храме, в чем суть бытия и почему в кафе все-таки нельзя приходить с собаками.
— Что такое кафе-трапезная?
— Это часть традиции, которая уже давно существует. Безусловно, наше кафе исторически связано с теми трапезными, какие были раньше и работают сейчас при монастырях.
Как происходит совместная трапеза: все начинается с Литургии. Она завершается, и все те, кто присутствовал и участвовал в богослужении, переходят в трапезную и собираются за общим столом. Такая общая трапеза называется агапа, это трапеза любви. Во всех монастырях даже сохранился особый чин: заканчивается Литургия, и вся братия монастыря, произнося, а точнее, пропевая особые молитвы, направляется в трапезную. Трапеза — это продолжение службы. Если мы все едим одно, за одним столом — значит, мы едины.
Поэтому мы, конечно же, находясь в «Антипе», находимся в своего рода трапезной. Если присмотреться к столам в кафе, то можно заметить, что все они не просто собираются в общий стол. Мозаика, которой украшен каждый столик, складывается в цитату из библейских Заповедей блаженства: «Блаженны алчущие и жаждущие правды».
Наше кафе отчасти и было задумано ради этой идеи общности, общего дела, большого общего стола, вокруг которого мы можем сесть. На улице у нас, как видите, также есть общий стол.
Дело в том, что в целом одинокому городскому человеку хочется найти некое единение в идее. И Церковь в этом контексте, как идея традиционная, очень интересно рифмуется с идеей вполне светской, имея под собой ту же самую одну идею единства в любви к Богу.
— В контексте православной церкви кафе «Антипа» — все еще необычное явление?
— Отнюдь нет. Открыть кафе при храме — это уже не что-то из ряда вон выходящее. Это вполне нормально в контексте сегодняшних реалий.
Конечно, в открытии именно нашего кафе-трапезной есть революционная идея. Но «революционность» — достаточно тяжелое слово, поэтому я бы назвал это, скорее, новизной. И новизна нашего дела в том, что мы открыты городу, всем людям, которые живут в этом городе. Это место для того, чтобы сюда приходили в том числе люди невоцерковленные. А затем, быть может, увидев здесь прекрасный храм, они бы решили туда зайти. Открывая кафе, мы хотели создать пространство для диалога современного города и Церкви.
— Как к открытию кафе отнеслись прихожане храма?
— Прихожане отнеслись к открытию кафе с позитивом, но отчасти и с удивлением. Ведь была еще и трапезная внутри храма. Прихожане, да и служители церкви, проходили вместе некий момент принятия, а после принятия, конечно, за открытие такого кафе мы получили много благодарностей. Потому что классическая трапезная внутри храма немного строже. Там было бы странно подавать латте с сердечками, да и любыми другими узорами. Конечно, там тоже могут приготовить хороший кофе, но выглядеть это все будет строже.
— А как отреагировала на открытие Церковь?
— Никакой негативной реакции со стороны Церкви мы не встречали, только поддержка и понимание. Дело-то хорошее: люди сидят, общаются, пьют кофе.
— Кто ваши гости?
— Это разные люди, но есть и постоянные посетители. Вокруг очень много музеев, а еще та самая 57-я школа. К нам приходит и журфак, и люди из Института русского языка и литературы. А еще у нас очень много ребят, которые посещают события в «Стрелке», затем переходят через мост и заседают здесь. Притом мы знаем, что у «Стрелки» есть свой бар с историей, но они приходят именно к нам. И мы, мне кажется, можем попытаться это объяснить.
«Стрелка» — это центр урбанистики. Попадая туда, ты как бы попадаешь в некую идеологическую среду, и она имеет свои правила. Эта среда сама по себе как будто бы урбанизирована: кого-то выталкивает, кого-то притягивает, но ты должен себя так или иначе с ней идентифицировать.
У нас здесь — наоборот: все очень подвижно, очень текуче, как бы вне города и одновременно внутри него. Ты не обязан здесь как-то самоидентифицироваться. Ты приходишь сюда потому, что тебе приятно здесь находиться. С одной стороны, мы любимая локальная кофейня района, с другой — кафе при храме.
Может быть, эта идея покажется слишком амбициозной, но дело в том, что в нашем месте отсутствует идеология. Да, мы люди верующие. Но вера гораздо больше, чем идеология, часто направленная против человеческого течения. Идеология всегда подразумевает форму, образ выражения. И получается, что мы, как люди верующие, выше всех частных проявлений формы.
Поэтому у этого места есть возможность привлечь самых разных людей. Это не то же самое, что любая субкультура, которая предполагает обслуживание эстетики этой субкультуры. Мы не обслуживаем никакую эстетику, несмотря на то что у нас тоже есть бэкграунд в виде, например, Пушкинского музея. Мы не зря сделали такой ионический портик, который рифмуется со зданием Пушкинского. Ведь мы, получается, все равно немного вписаны в этот музейный город, мы предполагали, что наша история будет завязана с этой особой музейной публикой. Но тем не менее мы все прихожане храма.
Мы, может быть, и хотели бы создать междусобойчик, но ведь вера шире, больше этого. Она как бы над, она обнимает всех. И Христос — он для всех. И для церковников, и для нецерковников.
— Что говорит Церковь о продаже еды, напитков на территории храма? Так можно?
— Кафе действительно находится на территории, которая принадлежит Церкви. Но по поводу продажи напитков и выпечки она ничего не говорит. Как все устроено: мы встречаем гостей. Те, кто хочет здесь попить кофе, приобретают кофе и делают пожертвование. Это пожертвование в дальнейшем направляется на текущие нужды храма.
— А почему к вам нельзя с собаками? И запрещено ли что-то еще?
— Признаюсь, точно мы не знаем, почему нельзя. Но вот почему-то в церковном сознании и в церковном мышлении именно так все установилось. Мол, собака — нечистое животное.
Мы вместе с кафе входим в те правила, которые уже установила Церковь, не выдумывая ничего нового. Тем, что нельзя курить, уже никого не удивишь, это городская, более глобальная тенденция. По поводу других правил — думаю, люди, приходящие сюда, понимают, что не стоит позволять себе каких-то экзальтированных поцелуев. С другой стороны — как и везде. Ведь мы понимаем, что это, наверное, не очень красиво. Все-таки образованный человек сам по себе обладает логикой разумного поведения.
По поводу работы за ноутбуками хотелось бы отдельно сказать. Бывало, что фактически люди проводили у нас рабочие дни напролет. И, нам кажется, это немного нечестно по отношению к другим посетителям, которые тоже хотели бы провести время в кафе. Мы долго думали, как бы мягко донести эту мысль до гостей. Буквально неделю назад мы ввели таблички с перечеркнутым ноутбуком и наблюдаем за экспериментом.
— Кто отвечает за кофе и кухню в «Антипе»?
— У нас есть постоянные партнеры, которые с нами с первого дня. Они помогают нам развиваться. За кофе отвечает человек, который работает со многими кофейнями в городе. Нам удобно, что мы через него видим тренды, предлагаем с его помощью публике новые сорта, обжарку. Все как в обычных хороших кофейнях. Мы стараемся во многом экспериментировать: вводим новые напитки в меню, например какие-то сезонные, а совсем недавно купили новейшую кофемашину.
Один из наших партнеров по выпечке — это семейная пекарня, с которой нам очень нравится работать. В какой-то момент они поняли, что устали от своей работы в другом бизнесе, и решили, что хотят делать нечто ремесленное. Многим вокруг действительно не хватает этого. Многие стремятся сейчас уйти от абстрактных вещей, которые делали раньше. Сделать свой труд и его продукт понятными. Тем самым мы хотим донести ценность своего труда.
Мы подбираем поставщиков так, чтобы им также было ценно делать то, что делаем мы. И очевидно, что ценность развития собственного бизнеса важна не только нам. И только тут, когда дело интересно всем, возможны какие-то коллаборации, партнерство, совместное дело.
— Почему вы решили выпустить мерч?
— Человек тоскует о штучности товара и отношений. Почему мы одиноки, по сути? Потому что мы безлики в своей массовости. Человек слился с потребительским потоком, и человек не согласен с этим. Проект «Антипа» предлагает точку, ось, за которую человеку, возможно, хотелось бы ухватиться. Мы предлагаем островок человечности. В городской жизни дефицит человечности становится очень серьезным делом.
Люди, с которыми мы делаем мерч, — прихожане храма. Это Алена Ахмадуллина, Соня Сунцова, Слава Маслов, Денис и Евгений Иванниковы, Антон Лисин. Для нас это был немножко неведомый путь. Только пройдя его, мы понимаем, что нравится людям. И конечно, это некая ретрансляция смыслов. В повседневной жизни мы занимаемся бизнесом, ведем себя по светским правилам. И мы сделали коллекцию, которая состоит из смыслов, не имеет проходных вещей или того, что сделано просто так, «потому что красиво». Нам всем важно участвовать в общем создании смысла.
Соцсети помогают нам передавать образность, транслировать ценностность. Иными словами, допустим, я живу в Северске — у меня нет возможности прийти в кафе. И что просит человек, который делает заказ? Он просит положить церковную газету, которая выходит у нас.
Мне кажется, это очень важно — устанавливать смысловую связь через предметное. Это возможность прикоснуться к идее. У нас все через касание. Например, когда дизайнер разработала худи «Антипа». Соня, дизайнер нашей коллекции, сделала крестик на капюшоне. Мы отдаем это на производство, и нам говорят: «Это невозможно». При этой технологии шитья такое невозможно. Мы делаем эксперименты, увеличиваем элементы и в итоге получаем то, что хотим. Ведь самое важное в этой вещи — это современная интерпретация форменного выражения ценностей, которые нам всем важны.
— Знаете ли вы места, похожие на «Антипу»?
— Кофеен, в принципе, много. И я думаю, что хорошие есть везде. Кофейня «Петровская» в Петровском монастыре, кофейня при издательском клубе «Никея», при храме Бориса и Глеба и другие замечательные места.
Нам на первых порах очень помогали девочки, которые работают в «Петровской». И теперь уже к нам приходят священнослужители из других храмов, спрашивают, как, что, с чего начать. Мы уверены, что это рождение новой прекрасной тенденции.
Автор: Таня Клёнова, фотограф: Кирилл Войнов, редактор: Таня Решетник