15 декабря 2004 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Епархиального собрания города Москвы.
В заседании участвовали митрополит Калужский и Боровский Климент, викарные епископы Московской епархии — архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Аркадий (Афонин), Никон (Миронов).
Кроме того, присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.
Заседание началось с общей молитвы. Затем Святейший Патриарх Алексий кратко рассказал о своей деятельности как главы Московской епархии и Русской Православной Церкви в целом.
Публикуемый ниже текст доклада Святейшего Патриарха Алексия на Епархиальном собрании города Москвы также напечатан в «Журнале Московской Патриархии».
Прошедший год изобиловал многими событиями, как в церковной, так и в общественной жизни. Главным из них явился Архиерейский Собор, проходивший в Москве с 3 по 8 октября сего года, в котором приняло участие около ста пятидесяти архиереев.
На Соборе были обсуждены многие проблемы церковной жизни, возникающие в новых условиях бытия Церкви. Принято «Положение о церковных наградах», «Временное положение о церковном суде», ряд других документов, имеющих общецерковное значение.
На этот же год пришелся мой 75-летний юбилей. И хотя я многократно говорил, что с этим юбилеем следовало бы не поздравлять, а выражать по этому поводу сочувствие, тем не менее Священный Синод настоял на торжественном праздновании этой даты как юбилея Предстоятеля Церкви. В юбилейные дни, получая многочисленные поздравления, начиная от членов Священного Синода, Президента нашей страны и других стран, а также высокие церковные и государственные награды, я отвечал, что принимаю их не как награды за личные заслуги, а как дань почтения и уважения к Русской Православной Церкви.
Кроме Архиерейского Собора было много и других событий. Мы имели радость встречи с Предстоятелями Александрийской, Сербской, Грузинской и Американской Поместных Церквей. В середине мая мы встречались и вели переговоры с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром и сопровождавшей его делегацией. Эта встреча помогла преодолению трудностей в наших взаимоотношениях и способствовала возобновлению молитвенного общения. Нами была достигнута взаимная договоренность о принесении в Россию мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. 25 июля сего года святые мощи были привезены в Москву, и православные москвичи имели счастье молиться перед ними. Позднее многие тысячи православных людей в других городах и регионах России и в странах СНГ также получили возможность поклониться святыне.
В августе мы имели встречу с главой Лютеранской Церкви Норвегии, а в середине октября — с Верховным Католикосом-Патриархом всех армян Гарегином II.
Дважды мы встречались с делегацией Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером. Во время последней встречи нам был передан список Казанской иконы Божией Матери, хранившийся в Ватикане, который мы приняли с благодарностью.
Еще более радостным событием стало возвращение в Россию Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Мы участвовали в ее встрече в Храме Христа Спасителя, в многолюдном крестном ходе при ее проводах из Москвы в Петербург. После пребывания в Петербурге икона была доставлена в город Тихвин, где Нами также было совершено торжественное богослужение.
В минувшем году в Храм Христа Спасителя были перенесены честные мощи святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, прежде почивавшие в Троице-Сергиевой лавре. Были совершены и первые богослужения перед честными мощами святителя в день его памяти — всенощное бдение и Божественная Литургия в Храме Христа Спасителя, в разработке и строительстве которого святитель Филарет принимал самое активное участие.
Кроме председательства на сессиях Священного Синода, которых в этом году было три, мы принимали участие во многих мероприятиях как церковного, так и гражданского характера. Это встречи с Президентом Российской Федерации, которых в этом году было девять, включая церемонию инаугурации, встречи с депутатами Государственной Думы, общественными и государственными деятелями нашей страны, а также с президентами, премьер-министрами, послами других стран.
Мы участвовали в открытии VIII Всемирного русского народного собора, в церемонии вручения премий Международного фонда единства православных народов, в открытии XII Международных Рождественских чтений и II Межрелигиозного форума, в заседании Совета во взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, в церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», в I Фестивале православных средств массовой информации «Вера и слово» и по традиции, воздавая дань памяти вождям и воинам, погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны, принимали участие в возложении венка к могиле Неизвестного солдата.
Я перечисляю лишь наиболее значимые события в церковно-общественной жизни, связанные с Нашим участием, на которых нередко решались весьма важные для Церкви вопросы, не упоминая при этом о повседневных приемах, встречах, переговорах, на которых обсуждались проблемы церковно-приходской жизни.
Однако первейшей Нашей обязанностью, как и в прежние годы, являлось совершение богослужений, освящение храмов, часовен, участие в крестных ходах, встречах святынь, посещение приходов и обителей.
За этот год Нами совершено 119 богослужений, из них 19 — в древних соборах Московского Кремля, 40 — в кафедральных соборах, и 54 — в обителях и приходских храмах.
Совершались диаконские и священнические хиротонии, две епископские хиротонии, состоялось посещение Санкт-Петербургской епархии, многих приходов и обителей Москвы и Московской области.
Прежде чем перейти к основной части своего доклада, я хотел бы привести некоторые статистические данные о нашей Церкви в целом.
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 132 епархии. Число архиереев на сегодняшний день — 167, из них 131 — епархиальный, 24 — викарных, 12 — находящихся на покое.
Действуют 652 монастыря, в том числе в России — 189 мужских и 205 женских; на Украине — 79 мужских и 76 женских; в Белоруссии — 7 мужских и 18 женских; в Молдавии — 25 мужских и 24 женских.
Общее количество приходов — 26590, из них в России — 12638.
Количество воскресных школ в России — 4696.
В Патриаршем ведении находится 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женские обители в Москве.
Далее Святейший Патриарх привел статистические сведения по Москве.
Система духовного образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 духовных академий, 3 богословских института, 31 духовную семинарию, 39 духовных училищ, пастырские курсы.
Подготовку кандидатов в священство, а также других церковных работников для Москвы осуществляют Московские духовные академия и семинария, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, а также Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская духовные семинарии.
Далее Святейший Патриарх привел статистические данные по духовным школам, а также по московскому клиру.
Затем архиепископ Истринский Арсений как заместитель председателя Епархиального собрания и Патриарший викарий представил собранию отчет о деятельности Епархиального совета и комиссий при нем за прошедший трехлетний срок.
После доклада архиепископа Арсения состоялись выборы нового состава Епархиального совета, поскольку полномочия прежнего, избранного 15 декабря 2001 года, в нынешнем году истекли. Епархиальный совет избирается сроком на три года, председателем его по Церковному Уставу является правящий епископ. Для Москвы это Патриарх.
После выборов Святейший Владыка поздравил новый состав Епархиального совета, отметив, что вскоре встретится с его членами и обсудит с ними те задачи, которые предстоит решать. Он также выразил надежду на то, что Епархиальный совет будет добросовестно помогать ему, как правящему епископу Москвы, осуществлять управление большой Московской епархией.
Затем Святейший Патриарх обратился к собравшимся.
Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет… от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр. 1:4-6).
Жизнь Церкви, как и жизнь каждого человека, есть книга, запечатленная семью печатями (см. Откр. 5:1). Пишут в этой «книге жизни» или просто оставляют в ней свой автограф и сам человек — своими мыслями и делами, и многие другие люди, с которыми он встречается на своем жизненном пути, и Господь Бог, и святые Ангелы. Писания эти бывают часто загадочными и неясными, но по своему человеколюбивому Промыслу Господь никогда не оставляет человека в неведении до конца. В угодное для Господа время, когда человек созревает для понимания, Бог через происходящие события и явления «снимает печати», открывает сокровенное и как бы говорит: Иди, смотри и разумей все совершившееся и все совершающееся (Откр. 6:1). И тогда становится очевидным и ясным, что на всех событиях и явлениях нашей жизни всегда лежит десница Божия и начертано Божие имя.
Свидетелями и участниками многих событий в жизни нашей Церкви, особенно в последние десятилетия, поставил нас Господь. Событий разных по значимости, по духовной сути, по общественному влиянию и резонансу. О событиях благих и созидательных, творческих мы стараемся помнить, прославляем за них Бога и благодарим добрых людей, трудами которых они совершились.
О явлениях негативных, печалящих нас, мы также не должны умалчивать, но говорить о них откровенно, с тем чтобы изжить, преодолеть имеющиеся недостатки и пороки. Нам, христианам, полезнее говорить о своих недостатках, чем трубить на площадях о своих совершенствах и добродетелях, — о них знает Бог. Поэтому сегодня я с тревогой и печалью вновь, как и в прежние годы, буду больше говорить о наших проблемах.
I. Проблемы современности
Проблемы общества
Прежде чем перейти к описанию основных направлений деятельности Церкви, следует сказать несколько слов об основных чертах современной церковно-общественной жизни, обозначить наиболее значимые проблемы.
Сегодня в этой области нам приходится наблюдать ряд явлений отрицательного характера: это общая статичность церковного быта, отсутствие динамики в приходской деятельности, слабая посещаемость храмов молящимися, отсутствие религиозных интересов у подрастающего поколения.
Причины этого весьма разнообразны. Одна из самых главных — общая секуляризация жизни общества. К сожалению, мы живем в эпоху постоянно возрастающего натиска секуляризма, апеллирующего к низменным человеческим страстям. На фоне общей коммерциализации общественных отношений это приводит к тому, что некоторые средства массовой информации предпочитают открыто эксплуатировать животные инстинкты, зарабатывая на этом деньги, нежели противостоять пороку, поскольку такое противостояние всегда связано с материальным ущербом.
Соблазны мира с особой силой действуют на молодое поколение, не готовое к тому, чтобы противостать им, поскольку молодые люди еще не имеют твердых духовно-нравственных убеждений. Кроме того, некоторые технические достижения (телевидение, Интернет) сделали соблазны мира гораздо более привлекательными, чем во все прошедшие времена.
К тому же жизнь большинства наших сограждан часто сводится к добыванию хлеба насущного, отчего все действия человека подчиняются единому стремлению обеспечить себе и своей семье уверенность в завтрашнем дне.
Одновременно с этим происходит расслоение общества на людей, обладающих огромным состоянием, и тех, кто не может обеспечить себе уровень достатка, соответствующий человеческому достоинству, увеличивается количество беспризорных детей, а также иных социально беззащитных лиц. Ситуация приобретает еще большую серьезность в связи с имеющейся опасностью террористических актов, жертвой которых может стать любой человек.
Статистические данные являют нам поистине ужасающую картину: большинство браков кончается разводом, количество рожденных детей значительно меньше числа убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, умножается количество самоубийств. Все это является прямым следствием жизни без Бога, утраты чувства нравственного долга, забвения добра.
И все же в нашем народе есть много, очень много добрых, чистых, честных, стремящихся к добру людей, жаждущих истины. Кто, как не пастыри, должны утолить эту жажду, указать истину, свидетельствовать о ней всей своей жизнью.
Христианину гораздо легче преодолеть житейские трудности, поскольку его опорой, прибежищем и покровом является Сам Бог. Любовь ко Христу, срастворенная страхом Божиим, помогает переживать все невзгоды, и наш с вами долг — прививать эти благие чувства всем окружающим. Однако наша проповедь отнюдь не всегда бывает успешной, и причина этого кроется прежде всего в том, что жизнь проповедника не являет полного соответствия его словам.
Демографические проблемы
Советский период в жизни нашей страны не прошел для нее бесследно. Очевидно, что его последствия мы будем ощущать еще очень долго. Старшему поколению наших сограждан памятна прошедшая эпоха со всеми ее отрицательными чертами. Массовые аресты и расстрелы, всеобщее доносительство, предательство даже близких родственников, стали живым воплощение слов Евангелия о предании братом брата на смерть (Мф. 10:21). Ныне мы все еще пожинаем горькие плоды той эпохи.
Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Смертность в центральных районах России превышает рождаемость в несколько раз. Депопуляция, демографический кризис — мы все чаще слышим эти слова и, к сожалению, начинаем привыкать к ним. Речь идет о настоящем вымирании нашего народа, которое идет нарастающими темпами и грозит стать необратимым. Многочисленные мигранты с окраин бывшего Советского Союза, прибывающие в Россию, частично компенсируют этот процесс, но это не спасает положения. Пора посмотреть правде в глаза и указать настоящую причину катастрофы. Чаще всего говорят об экономической подоплеке, но исследователи знают, что благосостояние чаще всего тормозит рождаемость, а не стимулирует ее.
Со всей ответственностью мы можем сказать, что причина вымирания имеет духовные корни. Люди, потерявшие Бога, теряют смысл жизни, теряют представление о добре и зле, помрачают в себе образ Божий, забывают свое человеческое призвание, разучиваются любить. Именно в этом кроется причина кризиса семейной жизни в России. Мужчины не хотят быть мужьями и отцами, женщины разучились быть женами и матерями.
Церковь всегда учила, что убийство ребенка во чреве матери — страшнейший, смертный грех. В наше же время в России ежегодно совершается огромное, поражающее любое воображение, количество абортов. Что же удивительного, что народ вымирает? Спрашивается, достоин ли вообще такой народ священного дара жизни? Не справедливо ли становится он поношением человеков? И не должна ли Церковь возвысить свой голос в защиту нерожденных детей? И не падет ли на нас — пастырей народа, вина в их смерти, если мы будем молчать? Разве не должны мы, пастыри, считать своей обязанностью неустанно противоборствовать детоубийству?
Замысел Божий о рождении детей необыкновенно глубок и величествен. Супружеская любовь, приводящая к зачатию ребенка, неразрывно соединена с целомудренной и самоотверженной готовностью и желанием носить во чреве, родить, вскормить, вырастить и воспитать нового человека. Этот подвиг соединяет родителей, очищает их чувства, возгревает любовь. Народная мудрость говорит, что дети — это дар Божий, это счастье.
Напротив, эгоистическое желание обезопасить плотские отношения супругов от рождения детей лишает мужа и жену предусмотренного Богом подвига. На первое место в их жизни выходит плотская похоть, которая подменяет собой любовь.
Другим следствием неуважения к бытию человеческой личности становится пренебрежение к своей собственной жизни. Нет ничего хуже самоубийства, однако количество этих страшных грехов с каждым годом растет. Основная причина этого явления — отсутствие цели в жизни, неверие в жизнь будущего века.
Наряду с этим широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это греховное «право». Предпринимаются попытки обозначения самоубийства медицинским термином «эвтаназия». Ужас ситуации состоит в том, что исполнителями убийств предполагается сделать врачей, которые по долгу службы обязаны заботится о сохранении жизни человека.
Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении это крайняя степень отпадения от Бога, Подателя жизни. Человек, совершающий данный акт, своим поступком утверждает, что жизнь для него потеряла всякую ценность и смысл, что Бог более не является Промыслителем, перестал быть заботливым, любящим Отцом Небесным.
Стремление к небытию, обнаруживаемое актом эвтаназии, несовместимо с христианским упованием на вечную жизнь и исповеданием всеобщего воскресения. Самоубийство всегда есть акт протеста, вызова и бунта против Бога, горделивое желание утвердить себя через противопоставление Богу.
В утверждении своих позиций сторонники эвтаназии никогда не доходят до логического конца, ибо тогда для всякого здравого рассудка становится очевидной абсурдность и противоречивость их идеи.
К счастью, у большинства людей сохраняется инстинкт самосохранения и здравый смысл, и они отвергают эти псевдогуманные, порожденные диаволом идеи самоуничтожения.
Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе, как скрытый или явный сатанизм, диавольщину. Основанием для такого утверждения являются слова Господа нашего Иисуса Христа, Который засвидетельствовал, что именно диавол есть человекоубийца от начала (Ин. 8:44).
Внутрицерковные проблемы
Следует сказать, что тлетворное влияние секуляризма заметно и в среде духовенства, и не всегда современные пастыри сильны духом для того, чтобы противостать его натиску. Отчасти это является печальным наследием того богоборческого времени, которое пережила наша Церковь в XX веке.
Современные пастыри — наследники священнослужителей, чье становление пришлось на период 1960-1970 годов. Опыт церковного бытия того времени весьма сложен и неоднозначен, и, к сожалению, заимствуя у умудренного опытом духовенства внешние манеры и традиции служения, молодые священнослужители далеко не всегда восприемлют душевное горение и молитвенность, сопутствовавшие служению того времени.
Одной из наиболее очевидных отрицательных черт современной церковной жизни является оскудение молитвенного горения. Нередко ежедневное домашнее правило или сокращается, или вовсе опускается. Нередко также происходит подмена живой молитвы формальной «вычиткой» правила, что ведет к созданию ложного чувства самоуспокоенности, самодовольства, фарисейского отношения к молитве.
Люди теряют ощущение небесной красоты молитвы, забывают, что молитва — это насущный духовный хлеб, без которого остается лишь пустота и ничем неутолимый внутренний голод. Теперь не часто услышишь или встретишь самозабвенное вдохновенное славословие, благодарение Богу или сокрушенную просьбу, мольбу ко Всевышнему.
Молитва — это духовный воздух, которым человек дышит и живет. Она, как кислород в легкие, входит в душу, насыщает ее, преображает жизнь человека, становится образом его бытия и в то же время изливается на весь мир, преображая и исправляя его в соответствии с замыслом Творца всяческих.
Молитва — это величайший и первейший дар Бога человеку для достижения богообщения и единства с Богом. Без молитвы нет и не может быть никаких других даров Святого Духа. В молитве человек узнает Бога, вступает с Ним в неразрывное личностное общение и единство. Через общение с Богом человек сам в полной мере становится личностью. Она творит чудеса, наполняет и преобразует пространство и время. Мир живет, пока жива молитва.
И этому наиважнейшему делу христианской жизни, от которого зависит наше спасение и спасение мира, мы, к сожалению, по своему неразумию или лености уделяем недопустимо мало времени и сил, забывая апостольский призыв: непрестанно молитесь, за все благодарите… Духа не угашайте (1 Фес. 5:17-19). <…>
Отсутствие молитвенной настроенности, духовного горения перед Богом пагубно сказывается на всей пастырской деятельности священника.
Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют «церковными услугами».
Приведу несколько негативных примеров. В некоторых храмах существует негласная такса за запивку после Причастия, за освящение автомобиля. Это касается и освящения магазинов, банков, коттеджей, квартир. Ограничивается число имен в поминальных записках (от 5 до 10 имен в одной записке). Чтобы помянуть всех родственников прихожанам приходиться писать две-три и более записок и за каждую платить отдельно. Что это, как не скрытое вымогательство.
В течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов. Чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием Таинства Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей.
Корыстолюбие, сребролюбие — страшный грех, неизбежно приводящий к безбожию. Корыстолюбец всегда поворачивается к Богу спиной, а лицом к деньгам. Для зараженного этой страстью деньги становятся реальным божком, идолом, которому подчиняются все мысли, чувства и действия.
Во многих храмах действует определенный «прейскурант цен», и заказать какую-либо требу можно, лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет открытая торговля, только вместо обычного продается «духовный товар», то есть, не побоюсь сказать прямо, — благодать Божия. При этом ссылаются на тексты Священного Писания о том, что труждающийся достоин пропитания, что священники питаются от алтаря и т. п. Но при этом совершается бессовестная подмена, так как в Священном Писании говорится о том пропитании, которое составляется из добровольных пожертвований верующего народа, и никогда и нигде не говорится о «духовной торговле». Напротив, Господь наш Иисус Христос ясно говорит: Туне приясте, туне дадите (Мф. 10:8). И апостол Павел трудился и не брал даже пожертвований, чтобы не положить препятствий евангельской проповеди.
Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом. Спаситель изгнал торговцев из Иерусалимского храма бичом, и мы вынуждены будем поступать так же с торговцами святостью.
Читая воспоминания наших русских священников-эмигрантов, оказавшихся после революции за границей, поражаешься их вере и терпению. Находясь в нищенском состоянии, они считали для себя нравственно недопустимым брать плату за совершение богослужения или требы у таких же, как они, нищих людей. Они поступали на гражданскую работу и тем зарабатывали себе на жизнь. Совершение богослужений они считали для себя великой честью.
Сегодня же наше духовенство находится отнюдь не в нищенском состоянии, хотя, может быть, и довольно скромном. Православные люди никогда не оставят его без вознаграждения — порой отдадут последнее.
Злоупотребления, вымогательства пожертвований, к сожалению, имели место в жизни духовного сословия и до революции. Именно это и создало образ жадного, сребролюбивого попа, презираемого трудовым народом, тем народом, который одновременно трогательно любил своих бескорыстных пастырей и готов был разделить с ними все скорби и гонения.
Сегодняшняя практика «церковной торговли» возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение «исполнительного органа», чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка «торговать» требами осталась.
В некоторых храмах она приобрела скрытый характер. Желающим приобрести свечу, утварь, заказать требу предлагается предварительно сделать пожертвование — опустить деньги в церковную кружку, без этого заказ не принимается. Если человек опускает крупную сумму, благодарят, если малую, говорят, что этого недостаточно и нужно пожертвовать еще. На просьбы разменять крупную купюру отвечают, что денег нет — все они в кружке. В результате просителю приходится либо уходить, либо опускать крупную купюру, иногда и последнюю.
Священнослужители, занимающиеся социальным служением, знают, в какой нищете живет сейчас значительная часть нашего народа. И когда человека спрашивают, почему он не ходит в храм, он часто отвечает: «Если пойти в храм, надо поставить свечку, подать записочки, отслужить молебен, а за все это нужно платить. А денег у меня нет — едва хватает на хлеб. Вот совесть и не позволяет мне идти в храм». Это печальная реальность наших дней. Таким образом мы теряем для Церкви множество людей, которые могли бы быть ее полноправными членами.
В последние годы по Нашему благословению совершались десятки миссионерских поездок в разные епархии Русской Православной Церкви, в том числе весьма удаленные. Почти везде они констатировали существование значительного недоверия и даже предубеждения по отношению к православному духовенству. Очень часто в ответ на призыв креститься люди сначала не откликались. Оказывается, они были уверены в том, что приезжие священнослужители хотят «подзаработать», приехали собирать деньги. Когда ошибка выяснялась, и они убеждались в том, что миссионеры крестят и служат бесплатно, являлись толпы людей, желающих принять Крещение, исповедаться, причаститься, пособороваться или повенчаться. Много случаев, когда люди крестятся сотнями, прямо в реке, подобно тому, как было при Крещении Руси.
Интересно, что в ответ на вопрос: «Почему вы не идете к священникам, которые служат неподалеку?», часто дается ответ: «Мы им не доверяем!» И это не удивительно. Если в деревнях Карелии православные священники требуют от простого народа по 500 рублей за каждого крещаемого, а рядом действуют множество протестантских миссионеров, которые всегда и везде не только крестят бесплатно, но и одаривают народ обильными подарками, то можно ли удивляться тому, что народ идет к протестантам?
Нам известны многочисленные случаи, когда местные священники и даже правящие епископы не соглашаются принять в свои районы миссионеров потому, что они будут крестить бесплатно и испортят, так сказать, рынок, подорвут экономическое благосостояние епархии. Разве можно в наше время, когда Господь по молитвам новомучеников даровал нам свободу, забывать свой миссионерский долг? Когда же мы станем миссионерами, если не теперь, после многих десятилетий гонений от воинствующего атеизма, породившего целые поколения ничего не знающих о Боге людей? Когда мы начнем проповедовать слово Божие, если не сейчас, в тот момент, когда наш народ гибнет от безнравственности, алкоголизма, наркотиков, блуда, продажности и корыстолюбия?
В ответ на бескорыстный, самоотверженный подвиг священника-пастыря благодарный народ сам принесет ему все необходимое и в количестве гораздо большем, чем «наторгует» наемник в своем храме, превращенном в торговую лавку. Народ поможет благоговейному священнику, в котором он узнает любящего отца, ремонтировать храм. Господь пошлет ему добрых жертвователей и помощников и через него обратит к вере и спасет тысячи людей.
Нам не раз приходилось говорить на Епархиальных собраниях духовенства города Москвы о нежелательности взимания какой-либо платы за исполнение треб. В первую очередь это касается совершения Таинства Крещения или Причащения на дому. Это отнюдь не означает, что труд священника останется невознагражденным, однако вознаграждением должно служить добровольное пожертвование участников Таинства, но никак не строго определенная выплата мзды, согласно установленному за свечным ящиком тарифу.
А потому мы полагаем, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, а особенно за Святое Крещение, дабы не отвечать нам на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей. Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием.
В настоящее время мир кардинально изменился, открылись новые возможности для проповеди веры и благоустроения церковной жизни, но не все священнослужители оказались к этому готовыми. В новых условиях хорошо заметен «непрофессионализм» пастырей, воспитанных в советскую эпоху. Это зачастую усугубляет уже имеющиеся изъяны, проистекающие от недостаточного образовательного уровня.
У некоторых священнослужителей обнаруживается теплохладность, равнодушное отношение к своим обязанностям, нежелание следовать призыву апостола Павла, начертанному на иерейском кресте: Образ буди верным, словом, житием, верою, любовию и чистотою (1 Тим. 4:12).
Сложившееся положение вещей ставит вопрос о дополнительной подготовке духовенства. Нам необходимо готовить пастырей, которые не только способны совершать богослужение, но и нести благую весть о Христе повсюду: в воинские части, образовательные учреждения, интернаты для престарелых, больницы, в места лишения свободы. Нежелание или неспособность православного духовенства решать подобные вопросы приводит к тому, что вместо заботливого пастырского слова наши сограждане встречаются с открытой пропагандой сектантских миссионеров, вместо проповеди истины в души людей широким потоком вливаются различные религиозные суррогаты.
Думается, Епархиальному совету следует внимательнее относиться к испытанию кандидатов в священство и, принимая решение о возможности посвящения ставленника в сан, обращать самое пристальное внимание на соответствие его способностей требованиям времени.
Соблазны и искушения
На прошлых Епархиальных собраниях уже говорилось о соблазнах и искушениях, идущих с разных сторон. Имеются в виду проблемы, возникающие в результате деятельности как безудержных «прогрессистов», реформаторов-неообновленцев, так и закостенелых неоконсерваторов, неостарообрядцев, фанатично цепляющихся за старое, боящихся всего нового. На это последнее явление, которое можно было бы назвать тоталитарным неостарообрядчеством и которое не менее опасно и агрессивно, чем религиозный модернизм, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание.
На основе анализа истории русского старообрядчества мы можем выделить некоторые характерные черты этого явления. Во-первых, это «канонизация» конкретного национального бытового уклада определенного времени — начала XVII века. В восприятии сторонников подобных идей эти и предшествующие времена святы, а все последующие века жизни Церкви определяются не Промыслом Божиим, а действием бесовских сил. Религиозная цель уже достигнута, она позади, впереди же все мрачно — время антихриста. Надо возвратиться назад, поскольку впереди цели нет. Второе Пришествие Спасителя воспринимается не как светлое и радостное событие встречи с Господом, а исключительно как переживание ужаса от предшествующего ему явления антихриста. Светлый рай только для тех, кто живет по укладу и традициям XVI или XVII века, для всех остальных — тартар.
Во-вторых, под покровом показного смирения и покорности горделиво присваивается исключительное право на обладание истиной. Проповедуется идея о том, что истина во всей полноте открыта только исповедующим старые обряды и традиции XVII века. Только они — наследники и верные истолкователи апостольского и святоотеческого Предания. Развитие и углубление его понимания невозможно. Не нужно никакой творческой активности, никакого поиска. Все уже предопределено. Эти идеи, характерные для старообрядчества, почти полностью восприняты его новыми последователями.
При таком подходе все рассуждения, диалоги, прения становятся неуместными, излишними. Путь к богословию, науке, культуре — закрыт. Консерваторы к ним глухи и слепы. Зато это прямая дорога к ересям, сектантству, непоправимой духовной катастрофе. Подобные взгляды ныне открыто проповедуют некоторые печатные издания, считающие себя поборниками истинного Православия.
Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта.
Священник, как и всякий христианин, может иметь свои личные убеждения — церковно-исторические, философские или политические. Такие убеждения лучше оставить для научных или публицистических изданий. С амвона пастырь должен проповедовать о самом насущном, о едином на потребу (Лк. 10:42).
Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всем должна быть разумная дисциплина и богоустроенная свобода.
По-прежнему пристального внимания требует проблема младостарчества. Истинный смысл духовничества очень точно выражен в словах Иоанна Крестителя о друге жениха: Не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша Его голос. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3:29-30). Страшно, когда священник, как бы забывая Христа, на первое место ставит свое «я», начинает приводить людей не ко Христу, а к себе, устраивает в Церкви секту.
Покусившийся стать «вместо Христа» дерзко усваивает себе власть над пасомыми, не имея на то духовных оснований. Он обманывает людей, спекулируя церковной мудростью о том, что послушание выше поста и молитвы, и тем самым удаляет их от Христа и Его Церкви. Духовное руководство — это не манипулирование сознанием людей, это власть любви, а не духовного насилия.
II. О миссионерском делании
Мир, в котором мы несем свое служение, — это мир, стремительно и необратимо изменяющийся. Но для церковного сознания очевидно, что далеко не все изменения могут быть оценены положительно.
После десятилетий тоталитаризма Россия вступила в новый период своего бытия, который сейчас принято называть эпохой свободы. Однако человек часто склонен забывать, что свобода подразумевает ответственность, которой сегодня так не хватает.
Испытания свободой наше общество не выдерживает, поскольку свобода часто трактуется как вседозволенность. Примеров тому несть числа. Наиболее ярко это проявляется в деятельности средств массовой информации. Часто СМИ становятся проводниками безнравственности, насадителями культа насилия и распущенности. Особую тревогу вызывает отношение к Православию. Периодически на страницах газет и экранах телевизоров появляются материалы, проникнутые недоброжелательством, неприязнью к христианству, а иногда и откровенная клевета на Церковь. Все перечисленные проблемы безусловно являются частными проявлениями секуляризма, о чем уже упоминалось выше.
Тем не менее, несмотря на всю сложность сегодняшнего положения, задачи, стоящие перед Церковью, остаются неизменными. Современное общество все чаще называют постхристианским. Это означает, что перед нами — необъятное поле для миссионерских трудов. Вновь, как в евангельские времена, мы видим, сколь велика жатва и сколь малы сил у труждающихся, но мы убеждены, что Господь вышлет делателей на жатву свою (Лк. 10:2).
Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда православных территориях, «вторичная христианизация», требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса.
Каждый христианин, являясь последователем Христа, должен стремится к исполнению заповедей Спасителя, в том числе и заповеди о проповеди Благой Вести, в соответствии со словами Господа: Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Эти слова еще в большей мере относятся к деятельности пастыря, который призван к тому, чтобы вся его деятельность была единой проповедью о Христе Воскресшем.
Прежде всего это касается богослужебной деятельности. Мы все привыкли к тому, что проповедь является составной частью Божественной литургии, однако хотелось бы предостеречь пастырей от формализации этой важнейшей части богослужения. Проповедь — это не просто набор благочестивых фраз на христианскую тематику. Слово священника должно касаться актуальных вопросов, быть живым и интересным для прихожан. Кроме того, не следует забывать о проповеди при совершении частных треб. Но в любом случае проповедь требует подготовки: и молитвенной и интеллектуальной — как известно самый лучший экспромт — тот, что заранее хорошо подготовлен. Именно поэтому не следует уповать на природные дары и пытаться составить речь «на ходу», стоя на амвоне. Нужно подходить к служению слова с не меньшей ответственностью, чем к служению Евхаристии.
Наряду с этим следует помнить, что богослужение само по себе есть форма миссии. Народ Божий более всего ценит в пастыре умение и желание молиться. Даже людей малоцерковных может привлечь к вере истовое совершение богослужений, чему историческим примером может служить летописное повествование о Крещении Руси.
Священник — прежде всего благоговейный совершитель богослужения, домостроитель таин Божиих (1 Кор. 4:1). Поэтому невозможно без сердечной скорби наблюдать, за тем, как дело Господне совершается с небрежением (Иер. 48:10).
Совершение богослужений должно быть неспешным, с внятным чтением и четким динамичным стройным пением, способным послужить просвещению людей, даже если они не часто приходят в церковь. Каждого человека, зашедшего в храм, священник обязан встречать с любовью, как желанного гостя, памятуя, что он не хозяин в храме, а смиренный служитель Господа и Его народа. Поэтому следует проявлять особую снисходительность к тем, кто впервые переступил церковный порог. С ними дoлжно вести себя особенно осторожно, чтобы случайно не оттолкнуть и не возложить на их плечи бремена неудобоносимые (Ср.: Мф. 23:4).
Следует стремиться к такому устроению приходской жизни, чтобы всякий приходящий в храм мог хотя бы на мгновение приобщится к той радости о Христе Воскресшем, которой исполнено христианство.
Соответственно и внехрамовая деятельность священника должна быть продолжением христианского свидетельства. В первую очередь пастырю следует идти к тем, кто сам не может прийти в храм. Наиболее остро нужда в духовной помощи и поддержке ощущается в таких местах, как воинские части, детские дома, интернаты, дома престарелых, тюрьмы, изоляторы.
Вместе с тем следует иметь в виду, что священник всегда должен быть доступен народу во внебогослужебное время. Только в этом случае становится возможной личная встреча и беседа с ищущим человеком, может быть, впервые зашедшим в церковь. Во время пути к месту совершения частной требы следует разъяснить человеку необходимость воцерковления, побеседовать с ним на волнующие его темы. Нужно помнить, что слово, сказанное после совершения частных богослужений, легко воспринимается человеком, поскольку его душа в это время открыта для действия благодати Божией. Иногда в таких случаях люди начинают задавать волнующие их вопросы, завязывается беседа, которая помогает человеку обрести путь к храму. Даже посещение священником кабинетов должностных лиц при решении административно-хозяйственных вопросов прихода может послужить делу благовестия Христова.
Не менее важно то, как встречают людей, пришедших в церковь, сотрудники храма. Сторож, свещница, уборщицы — не случайные люди в Церкви. Настоятелям следует объяснять им важность и ответственность церковного служения. Сотрудники храма должны быть вежливыми, отзывчивыми, должны уметь ответить на первые, элементарные вопросы приходящих. В связи с этим считаю весьма полезным проведение настоятелями храмов регулярных бесед с работниками прихода. Такие встречи позволят всем труждающимся в храме обсудить ответы на основные вопросы, с которыми обращаются люди.
Ныне многие приходы организуют миссионерские поездки в различные регионы нашей огромной страны. Это очень хорошо и действительно необходимо, но при этом духовенство нашего первопрестольного града склонно забывать, что в самой Москве имеется необъятное поле для миссионерского делания. Если попытаться сопоставить общую численность населения нашего города с количеством прихожан, регулярно посещающих воскресные богослужения, то соотношение будет совсем не утешительным. В этом есть и наша вина. Во многие храмы столицы приходит огромное количество людей невоцерковленных — как москвичей, так и приезжих. Большинство из них — представители молодого поколения. Они приходят из любопытства и уходят, быть может, навсегда, ничем не заинтересовавшись всерьез. Но если бы мы относились к своему храму как к миссионерской территории, то сколько людей обрели бы веру и приобщились бы ко Христу!
На сегодняшний день церковное сообщество не выработало действенных методов работы с молодым поколением. Проповеди священников, даже когда они звучат убедительно для воцерковленного человека, оказываются совсем не действенными для тех, кто испытывает сомнение в вере, и тем более для тех, кто воспитан в нехристианской среде.
Работа с молодежью должна стать основным направлением нашей деятельности. И работа эта не может быть сведена к деятельности соответствующих Синодальных и Епархиальных отделов и учреждений. Молодежь — это завтрашний день нашей Церкви, нашего народа, нашей родины, каждой семьи.
Задолго до того, как Церковь обрела желанную свободу, один известный московский протоиерей говорил: «Наступит время, когда молодежь пойдет в Церковь, но кто ее там встретит?»
90-е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои чаяния и стремления.
Для того чтобы исправить ситуацию, нам следовало бы обратить взгляд на себя и посмотреть, как мы встречаем приходящих в храм молодых людей. Очень часто нецерковные люди, объясняя свою отстраненность от Церкви, ссылаются на то, что их смущают и соблазняют строгие требования, предъявляемые к ним в храме. У людей появляется страх сделать что-либо не так. Этот страх внушают им верующие люди: прихожане, сотрудники храма, а часто и священники, которые ко вновь пришедшему сразу же обращаются с замечаниями, относящимися к внешнему виду и поведению, как будто это самое главное в общении человека с Богом.
Нам надо в первую очередь меняться самим: быть смиреннее, терпимее и доброжелательнее к вновь приходящим, особенно к молодежи. Если мы не хотим потерять молодых людей для Церкви, то должны относиться к ним с теплотой и вниманием, стремится увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую теплого слова и обращенную к Богу. Недостаточность церковного воспитания восполнится в процессе воцерковления, и тогда благообразие внешнего вида и поведения станут следствием церковного мироощущения, а не внешней маской.
Проявляя снисходительность к вновь приходящим, священник не может быть снисходителен к тем, кто, будучи воспитан в церковной среде, живет нецерковной, нехристианской жизнью.
Сколько нужно внимания, такта, заботы, любви, чтобы помочь хотя бы одному человеку стать на путь спасения. Первое, что должен сделать пастырь, чтобы помочь тем, кто стал членом его духовной семьи, — это молиться о них, особенно при совершении Литургии, второе — это уделять им время, причем не только на исповеди.
Здесь следует сказать еще об одной серьезной причине, препятствующей распространению евангельской истины, — невнимательному отношению священника к своей духовной жизни.
Первое очевидное требование, предъявляемое ко всякому пастырю и миссионеру, — жить в полном соответствии с той верой, которую проповедуешь. Все люди, и особенно молодежь, удивительно чутки ко всякой фальши. Если священник говорит о Христе, а сам думает о деньгах, о комфорте, об удовольствиях, то эту ложь слушатели сразу чувствуют, и это обесценивает все остальные труды, предпринятые ради Церкви.
Второе, что необходимо помнить пастырю: людей соединяет любовь, которая все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13:7). Именно эта любовь открывает дорогу к сердцу человека. Вспомним слова преподобного Амвросия Оптинского: «От ласки у человека совсем другие глазки». В наш век, когда кругом так быстро оскудевает любовь, когда мир становится таким холодным и пустым, все подлинно святое и доброе воспринимается как откровение, властно привлекает к себе неиспорченные души. В общении с пастырем любой человек, а тем более молодой, должен увериться, что он пастырю нужен, очень нужен. Это не обязательно говорить, но в этом обязательно должен убедиться тот, к чьему сердцу мы ищем дорогу.
Необходимо осознавать, что как взрослые люди, так и подростки, не только нуждаются в любви к себе, но по закону, вложенному в человека Богом, всем сердцем стремятся кого-то любить, инстинктивно ищут того, кому нужна их любовь. Нужно научить их видеть друг в друге духовную красоту, которую они часто не способны замечать в пылу юношеской любви. Священник должен уметь открыть молодым людям прекрасную тайну замысла Божия о человеке, о браке, о семье, о детях и целомудренно вложить в сердца молодых людей стремление создать семью — малую церковь, родить и воспитать Богу новых чад, послужить Церкви подвигом семейной жизни, подвигом устроения своей семьи.
Вместе с тем необходимо помнить, что, подобно тому, как свеча зажигается от свечи, сердце зажигается от сердца. Если мы хотим зажечь чьи-то сердца верой, то и наши сердца должны гореть ею. Не дымить, не коптить, а иметь в себе «пламень огненный», устремленность ко Христу, к подвигу ради Бога. Нужно помнить, что молодому сердцу естественно желать подвига — теплохладность ему отвратительна.
Настоящих членов Церкви, воинов Христовых, мы сможем воспитать тогда, когда будем звать их вместе с собой на подвиг, может быть, трудный, даже опасный, требующий жертвы или даже самопожертвования. Дух православного аскетизма необходим воину Христову — только постом и молитвой изгоняется демонский род, и мы всегда должны помнить слова апостола: Блюдите, како опасно ходите, потому что враг ваш диавол, как лев рыкающий ходит, ища кого поглотить (1 Пет. 5:8).
Не нужно бояться трудных задач. Один просветитель сказал: «Только чрезмерное бывает плодотворным, умеренное — никогда». Поэтому в работе с молодежью нужно быть смелым, решительным и твердым. При этом не следует забывать, что в центре церковной общинной жизни всегда должна быть Евхаристия. Только в таком случае человек сможет сохранить верность Евангелию и святоотеческой традиции.
Для молодого человека отвратительно внешнее, показное благочестие, фарисейское «оцеживание комаров и поглощение верблюдов». Здравый смысл, молодая жизнерадостность, духовное здоровье, открытость, отсутствие предвзятости во многом облегчают задачу пастыря.
В минувшие десятилетия многие представители духовенства искусственно формировали в сознании пасомых образ священника как представителя отдельного сословия, призванного к охранению святыни от приобщения к ней рядовых членов Церкви. Отчасти подобный подход был обусловлен теми суровыми условиями, в которых вынуждена была существовать Церковь в годы советского режима. В результате в церковной среде получила распространение идеология клерикализма, пытающаяся противопоставить духовенство всему прочему народу Божию. Живая связь между пресвитером христианской общины и паствой начала постепенно исчезать. Следствием этого стало пренебрежительное отношение пастырей к пасомым, как к людям несведущим и отсталым. Естественно, подобный подход оскорбителен для любого человека и вреден для Церкви.
Другой стороной этого явления стало постепенное проникновение в сознание христиан мысли о том, что Церковь состоит исключительно из духовенства, а роль мирян сводится лишь к материальному обеспечению церковной организации и стороннему наблюдению за жреческой деятельностью посвященных. Я убежден, что одна из самых насущных задач современности, в том числе и в миссионерском контексте, — это восстановление той живой связи между иереем и народом Божиим, которая всегда была характерна для Православия.
Нужно стремится к тому, чтобы верующие не были пассивными наблюдателями церковных служб, но активно участвовали во всех сферах деятельности прихода — начиная от помощи в уборке храма и заканчивая участием в миссионерских акциях и паломнических поездках.
Сегодня одной из самых важных форм миссионерского служения является православная журналистика. Средства массовой коммуникации играют все возрастающую роль в нашем обществе. Поэтому участие православных газет, журналов, интернет-сайтов, радио и телепередач в освоении информационного пространства можно только приветствовать. Люди устали от негативной информации, от навязывания им культа денег, насилия, потребления и развлечения. Сейчас особенно ощущается насущная потребность в правдивых журналистских материалах, свободных от специфических интересов политиков, экономических кланов и развлекательной индустрии. Образовавшийся вакуум обязана заполнить православная журналистика, способная взять на себя ответственность перед Богом и людьми за состояние души нашего народа.
По свидетельству ведущего телепрограммы «Русский взгляд», воскресная проповедь московских священников не уступает по рейтингу многим популярным телепередачам. Итоги ежегодных фестивалей «Православие на радио и телевидении» говорят о высоком уровне православных медиапроектов. Среди них можно отметить еженедельные просветительскую телепередачу «Православная энциклопедия» на ТВЦ и радиопередачу, посвященную московским храмам, «Сорок сороков» на радиоволнах всемирной русской службы государственного радиовещания «Голос России». В этих передачах, а также на радио «Радонеж» выступают известные московские священники, своим проповедническим даром приводящие людей в Церковь.
Следует упомянуть о нашей официальной церковной прессе. Я имею в виду «Журнал Московской Патриархии», а также газеты «Церковный вестник» и «Православная Москва». Сегодня мы наблюдаем некоторые положительные изменения, произошедшие в работе этих изданий. В частности, значительно расширился круг рассматриваемых вопросов, интересней стало содержание публикуемых материалов. Однако не стоит останавливаться на достигнутом. Нам предстоит подъять еще очень много трудов для того, чтобы сделать церковную печать по-настоящему интересной и востребованной не только церковным, но и светским обществом.
В последнее время отмечен рост числа приходских и монастырских периодических изданий. Такие издания, помимо того, что свидетельствуют об открытости Церкви обществу, сплачивают прихожан, организуют их в общину, дают возможность обсуждать важные для прихода проблемы.
Особенно хочется отметить церковные издания, которые обращены не только к верным чадам Церкви, но и к тем, кто только собирается перейти порог церковной ограды. Большинство их обращено к молодежи, к самой важной для миссионерского служения категории людей: это «Православная юношеская газета», издаваемая Новоспасским монастырем, православная студенческая газета МГУ «Татьянин день», журналы «Нескучный сад» и «Фома». По своему профессиональному уровню эти издания способны конкурировать с популярной светской периодикой.
Нельзя не сказать и об Интернете. В России сейчас около семи миллионов пользователей этого нового средства коммуникации. Мы не можем пренебрегать этим средством в своей проповеди Евангелия, которая теперь может простираться даже до края земли (Деян. 1:8). Благодаря Интернету наша Церковь имеет возможность широко информировать пользователей сети о важнейших новостях внутрицерковной жизни, деятельности Архиерейских Соборов и Священного Синода, о внешних церковных связях, развитии церковно-государственных и церковно-общественных отношений, о событиях епархиальной жизни, о миротворческом, социальном и благотворительном служении Церкви. В большинстве своем православные интернет-сайты, число которых превышает две тысячи, этим и занимаются. Хочу отметить среди них сайты ЦНЦ «Православная энциклопедия» «Седмица.ru» и Московского Сретенского мужского монастыря «Православие.ru».
Вместе с тем нельзя забывать и о том, что по нашим периодическим изданиям «внешние» судят обо всей Церкви. Поэтому если мы не можем профессионально работать в журналистике, то лучше ею не заниматься; если мы не умеем отстаивать интересы Церкви в радио- и телепередачах, то лучше не соглашаться на приглашения в них участвовать; если наши высказывания во время интервью могут послужить соблазном для других, то лучше промолчать. Мы должны всегда помнить слова Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36-37). Какой же ответ мы дадим, если наше праздное слово будет растиражировано в тысячах экземплярах?! Это будет уже не миссия, а лжемиссия.
К более традиционной миссионерской деятельности приходов относятся также воскресные школы для взрослых, еженедельные беседы и чаепития с прихожанами, где обсуждаются духовные вопросы, огласительные беседы перед Крещением, катехизаторские беседы духовенства с прихожанами. Большим подспорьем здесь являются церковные видеофильмы и аудиозаписи лекций известных богословов и проповедников. Кроме того, известно, что занятия по пению для взрослых и создание народных хоров также приводит многих людей к более глубокому вхождению в Церковь.
Следует отметить, что у нас имеется положительный опыт просветительской работы вне приходов. Я имею в виду участие московского духовенства в теле- и радиопередачах, публицистические выступления в прессе, чтение лекций и участие в семинарах в таких учебных заведениях, как МГУ, Российский православный университет, Открытый православный университет, Московский государственный педагогический университет. Проводятся катехизаторские беседы со студентами колледжей, еженедельно читаются лекции по основам православного мировоззрения в «Центре демократических реформ», а также лекции по предмету «Основы православной культуры» — в художественном училище им. Калинина, регулярные беседы в бригаде Софринского спецназа, в юношеской библиотеке и т.д.
Однако нам следует помнить, что все наши усилия будут напрасными, если мы не сумеем явить людям великую силу христианской любви. Следует помнить, что пастырство — это не инструмент приобретения материальных благ, а прежде всего несение в себе людской скорби и боли и пламенное предстояние в молитве у престола Божия.
Пусть руководством для нас в деле евангельской проповеди будут слова апостола Павла: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12:15).
III. Религиозное образование
Воскресные школы
В области религиозного образования также существуют трудности и нерешенные проблемы.
Прежде всего следует сказать о такой традиционной форме духовного просвещения, как воскресные школы. Сегодня многие настоятели приходов обременены заботами по восстановлению храмов и преодолению материальных трудностей и забывают о необходимости развития этой части приходской жизни. Это говорит о недостаточно серьезном отношении к данному вопросу. Между тем деятельность воскресных школ — не менее важный вопрос, чем любая другая проблема прихода.
Мы неоднократно призывали духовенство Москвы к организации воскресных школ на каждом приходе. Если верить количественным показателям, ситуация немного улучшилась.
Но, к сожалению, в воскресных школах часто царит формализм, преподавание ведется сухо и никак не соотносится с реальной жизнью. В результате число учащихся воскресных школ ежегодно снижается.
Следует заботиться о том, чтобы преподавание было живым, образным, давало возможность слушателям применять полученные знания в жизни. Необходимо уже сейчас ввести штатные единицы на приходах для педагогов воскресных школ.
Одновременно с этим следует уделять пристальное внимание качеству учебных пособий, используемых для преподавания. Вся издаваемая приходами учебно-методическая литература должна предоставляться в Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации для прохождения экспертизы на предмет соответствия православному вероучению и пригодности для учебного процесса.
Еще одна проблема в этой области — возрастной состав учащихся наших воскресных школ. Основную массу обучающихся здесь составляют дети в возрасте от 5 до 12 лет. То есть, за некоторым счастливым исключением, в наших воскресных школах почти полностью отсутствуют учащиеся подросткового возраста.
Причины этого различны. Это отсутствие семейных православных традиций, церковного уклада жизни, которое приводит к тому, что даже в православных семьях теряется личностный контакт родителей с подростками, а попытки решить эту проблему внешними дисциплинарными мерами, как правило, являются и неэффективными, и опасными.
В этот период жизни перед человеком крайне остро встает проблема социализации. Мнение сверстников, товарищей часто становится определяющим при выборе манеры поведения, при этом очевидно, что большинство школьников и студентов не являются практикующими христианами и соответственно не имеют евангельской мотивации поступков.
Одновременно с этим увеличивается школьная нагрузка, что требует увеличения времени, посвящаемого учебе. В то же время у подростков появляются новые интересные занятия помимо воскресной школы.
Малышей в церковь приводят родители, которым они послушны, но сохранить интерес к воскресной школе у подростков ввиду перечисленных причин очень непросто. Одним изучением Закона Божия, литургики и церковнославянского языка здесь не обойтись.
Дети верующих родителей не застрахованы от искушений переходного возраста, когда безоговорочная «детская» вера проходит испытание на прочность в «горниле сомнений». Ребенок начинает познавать мир сам и выбирает свой путь.
Кроме того, значительную часть, если не большинство детей, в воскресную школу приводят родители из неблагополучных семей. Чувствуя необходимость духовного воспитания, они надеются, что их чадо получит здесь все что следует. Однако воспитание не будет иметь успеха, если семейная жизнь ребенка неумолимо опровергает то, что он слышит на уроках.
Духовное развитие и воспитание детей начинается с духовного воспитания родителей. И здесь велика роль катехизаторских бесед с взрослыми прихожанами и с теми людьми, которые прихожанами пока не стали. Разумеется, легче воспитывать ребенка в христианском духе, если и он сам, и его родители — верующие. Глубокая нелицемерная вера взрослых и их горячие молитвы являются крепкой опорой для ребенка в тот многосложный период жизни, когда душу одолевают религиозные сомнения и проснувшаяся чувственность, а снаружи подступают многочисленные соблазны мира сего.
Необходимо учить ребенка различать добро и зло, чтобы зло не подкрадывалось к нашим детям волком в овечьей шкуре, важно показать, что стоит за приманкой запретного плода.
Крайне важно привлечь детей к активному участию в жизни прихода. Наиболее традиционные формы приходской деятельности подростков — это участие в богослужении, обучение церковному пению и чтению, помощь в алтаре и при благоустройстве или украшении храма. Необходимо только следить, чтобы труд детей был соразмерен их силам и воспринимался ими не как тягота, а как награда и почетная обязанность.
Какими бы ни были формы участия молодых людей в жизни прихода, важно, чтобы человек стал своим в Церкви, сроднился с ней и воспринял ее интересы как свои собственные. Только в таком случае он будет иметь возможность противостоять тлетворному влиянию зла. Для людей же внешних такой человек будет добрым примером, достойным подражания.
Имеющийся опыт с очевидностью показывает, что наиболее устойчивых результатов удается достичь в тех воскресных школах, где наряду с указанными выше предметами детям предлагаются для освоения дисциплины общеобразовательного или прикладного характера. В качестве примеров первого рода можно назвать краеведение, историю, литературу, живопись и т.п., из прикладных предметов можно назвать столярное дело, резьбу по дереву, шитье, авиамоделирование, программирование и многие другие. Особой сферой деятельности воскресных школ является организация творческих кружков, например театральных, хоровых, фольклорных, музыкальных.
Все виды творчества приемлемы для верующего, лишь бы они были наполнены соответствующим духовным содержанием. И на приходах должны быть центры (кружки, школы, клубы — неважно, как они будут называться), где православная молодежь могла бы реализовывать свои творческие стремления и потребности.
Прекрасным средством, способным объединить детей прихода и дать им возможность творчески раскрыться, может стать выпуск детской приходской газеты со стихами, рассказами разного рода, обсуждениями интересных проблем, в том числе и острых. Воскресные школы должны перерождаться (пусть очень плавно) в своего рода дома творчества христианской молодежи.
Следует иметь в виду, что наиболее живой отклик у молодежи находят акции спортивного и военно-патриотического характера. У нас в Москве действует ряд воскресных школ, работающих в этом направлении, и мы с удовлетворением можем отметить, что подобные формы работы с молодежью приносят явные положительные результаты.
Причина успеха этих начинаний в том, что указанные методы работы учитывают специфику подростковой психологии и опираются на определенные закономерности воспитания детей.
На пороге зрелости человек стремится к осмыслению своего места в мире и обществе, что связано с необходимостью самоопределения. Ввиду данной особенности указанный период всегда является в определенном смысле кризисным. Иногда самоопределение осуществляется в форме противопоставления себя общепринятому укладу жизни или даже традиционным нравственным ценностям. Именно поэтому следует быть особенно осторожными и деликатными с юными душами. К подростку неприменимы те формы убеждения, которые дают прекрасный результат с малолетними детьми. Для юной души очень важно сознание того, что общающийся с ним взрослый ценит и уважает его свободу.
Вместе с тем для подростков характерно стремление к единству с близкими по духу людьми. Все мы хорошо знаем, как значимо для школьника мнение того коллектива, в котором он желает утвердиться в качестве полноправного члена. Так возникают подростковые группы, которые далеко не всегда могут быть положительно оценены.
Игнорирование данных особенностей молодого поколения — непростительное упущение для пастырей Церкви. Нам следует учитывать специфические особенности душевного устроения подростков и стремиться к такой организации деятельности воскресных школ, при которой способности юных прихожан были бы максимально востребованы.
Стремление подростков к социализации часто приводит к тому, что мнение лидера той группы, с которой он себя идентифицирует, имеет для него большее значение, чем слово родителей. Причем от лидера ожидается полное погружение в жизнь своего коллектива. Лидер должен жить жизнью своего объединения. Очевидно, что священник редко может себе это позволить. Поэтому он должен найти талантливого человека, который возьмет на себя труд по организации жизни подростковой общины прихода.
Необходимо предоставить подросткам возможность взаимного общения не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть организованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы помощи немощным членам прихода и многие другие формы деятельности подростков на приходе. Конечно же все это требует труда, материальных затрат и духовных усилий. Но как писал святитель Николай Японский, «наше служение есть духовное рождение чад Богу; какое же рождение не связано с муками?»
Первые положительные результаты работы в данной области уже имеются. Например, в одном из благочиний нашего города первоначальное стремление к организации футбольного матча на уровне одной воскресной школы в конечном итоге привело к проведению целого комплекса соревнований по самым разнообразным видам спорта, в которых приняли участие не только воскресные школы благочиния, но и молодежные военно-патриотические организации. Перед началом соревнований совершался молебен с участием детских приходских хоров.
Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Благодаря такой деятельности укрепляются и связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном служении Церкви. Убежден, что данное направление работы воскресных школ имеет огромное значение и прекрасную перспективу.
Другой проблемой деятельности воскресных школ является их отчужденность друг от друга. Задача ближайшего времени — преодолеть эту изолированность. Для исправления ситуации нами создан квартальный альманах «Открытый урок», отражающий опыт лучших школ Москвы.
Координация жизни воскресных школ и управление их развитием является прерогативой соответствующей Епархиальной комиссии. Хочу обратить внимание сотрудников этой структуры на необходимость организации работы с учетом указанной задачи.
При этом следует помнить, что единение воскресных школ может быть достигнуто только через осознание общности цели и стремление поделиться тем положительным опытом, который имеется в каждом приходе. Одними административными мерами успеха в этом деле достичь невозможно.
Внехрамовая образовательная деятельность
Мы неоднократно заявляли о необходимости введения в общеобразовательных школах предмета «основы православной культуры». Преподавать его должны педагоги-миряне, прошедшие обучение на катехизаторских курсах. Основная цель преподавания данной дисциплины — знакомство детей с основами той традиции, в контексте которой происходило историческое, культурное и религиозное становление Государства Российского.
На этих уроках дети должны приобщиться к многовековой культуре своей родины, научиться любить свою страну, знать и уважать ее историю.
Несмотря на то, что эпоха государственного атеизма осталась позади, мы до сих пор пожинаем плоды того времени. Одним из них является тот общий материалистический дух, которым проникнуты многие учебные пособия современных светских школ. Ситуация осложняется отсутствием сколько-нибудь определенной политики государства в сфере идеологии, что приводит к духовно-нравственной дезориентации молодого поколения. Многие преподаватели школ признают это и обращаются к священникам в надежде на помощь в исправлении сложившейся ситуации.
Следует отметить ничтожно малое количество православных детских садов. Свои проблемы существуют и у православных общеобразовательных школ. Далеко не всякая школа дает учащимся уровень подготовки, достаточный для того, чтобы ее выпускник мог поступить в высшее учебное заведение. Некоторые школы вместо средства приобщения ребенка к Церкви становятся средством отторжения от нее.
Молодому, еще не сформировавшемуся человеку очень трудно бывает выстоять против соблазнов мира сего в одиночку. Другое дело, когда у него есть круг общения — люди, одинаково с ним смотрящие на жизнь, верующие. Если молодые люди не только вместе молятся, но и проводят досуг в своем кругу, тогда им легче защититься от разлагающего влияния современного мира.
Одной из бед православных школ является то, что их учащимся часто прививается чувство исключительности и превосходства, но не воспитываются любовь, сострадание, стремление помочь ближнему. И получается, что вера используется для личной выгоды, как средство для приобретения здоровья и благополучия.
Отношения между людьми, основанные на христианской любви и взаимопонимании, — вот образец христианской жизни, который должен воспринять ученик в православной школе.
Самым важным делом православного молодежного движения является организация общения молодых христиан со своими неверующими сверстниками. Причем речь идет не о разовых акциях, а о постоянном делании. Существуют многочисленные подростковые клубы, организованные по интересам, — почему бы верующей молодежи не пойти туда и не рассказать о себе, о своей вере, хотя бы в виде дискуссии.
Люди должны видеть, что православные открыты для общения, что мы не замкнутая секта, что наша молодежь вполне современна, что мы не прячемся от жизни, не боимся мира, потому что нам есть, что сказать ему. И это тоже форма проповеди.
Думается, было бы хорошо, если бы все духовные школы по примеру тех, которые уже имеют ежегодную миссионерскую практику, организовывали миссионерские акции, которые чрезвычайно полезны и для народа, видящего молодых верующих людей, и для самих студентов, приобретающих миссионерские навыки.
Везде нужно братское общение, помощь, обмен опытом, пример правильного, красивого, благоговейного совершения богослужений и Церковных Таинств. Это особенно относится к епархиям, где не хватает священников или где образовательный уровень духовенства недостаточно высок.
Воспитание молодежи требует огромных творческих усилий и большой сострадательной пастырской любви, во всех отношениях жертвенной. Необходимо, по слову апостола, для всех стать всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых (см.: 1 Кор. 9:21). Работая с молодежью, нам приходится быть молодыми.
Далее были рассмотрены вопросы социального служения Церкви в современном обществе, сегодняшние проблемы монастырей и монашеской жизни, а также вопросы отчетности. Отдельная часть обращения была посвящена изменениям в гражданском законодательстве, связанным с правовым режимом государственных и муниципальных земель, переданных или подлежащих передаче религиозным организациям, а также вопросам правового урегулирования пенсионного стажа священнослужителей и работников религиозных организаций.
***
Мы коснулись сегодня многих проблем жизни Церкви, разрешение которых не терпит отлагательства. Когда я напоминал о духовном опустошении нашего отечества в годы богоборчества, перед моим мысленным взором предстали выжженные солнцем пустыни Святой Земли. Когда проезжаешь их летом, то ничего кроме камней не видишь. Но весной, в сезон дождей, эти безжизненные камни вдруг оживают — все зеленеет и цветет, потому что выжженной бывает только поверхность, а внутри, под каменистой почвой, сохраняются корни, которые и дают возможность пустыне процвести.
Я искренне верю и надеюсь, что в глубинах сознания русских людей, в наших духовных пустынях, сохранились корни благочестия и подлинной веры. Политые кровью бесчисленного множества новомучеников Российских, они способны оживить и нашу церковную ниву, которая по милости Божией уже расцветает, чему мы являемся свидетелями. И мы все призваны к возделыванию и удобрению этой пажити.
Многие подвижники Православия, пострадавшие в годы гонений, радуются ныне тому, что пришло время возрождения духа нашего православного народа. Будем помнить, что во всех событиях и явлениях нашей жизни действует десница Божия.
Мы благодарим участников сегодняшнего Епархиального собрания за внимание и поздравляем всех с наступающим Новолетием и грядущим праздником Рождества Христова. Каждый прожитый год побуждает нас задаваться вопросом, насколько мы взрастили в своей душе семя веры и насколько мы готовы к встрече с Господом и Спасителем, возлюбившим нас и омывшим от грехов Кровию Своею (ср. Откр. 1:5).
Поэтому в заключение хочу обратиться к вам словами святого апостола Петра: пастырей ваших умоляю… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:1-3).