Архив (новости), Выступления (новости)

«И мою душу посещают иногда тревоги»

Святейший Патриарх Алексий II ответил на вопросы журналистки газеты «Единая Россия» Елены Тумановой («Единая Россия», 12 апреля 2004 года).

Вчера весь православный народ встретил светлый праздник Христова Воскресения — Пасху. Люди ходили друг к другу в гости, обменивались куличами, сопровождая этот ритуал традиционной фразой: «Христос воскрес». Но Пасха продолжается. Еще 40 дней, до Вознесения, длится пасхальный период. Так что если кто-то не успел поздравить знакомых с этим светлым праздником, то у вас есть еще время наверстать упущенное.

О добром и ярком празднике Пасхи и о многом другом шла речь в эксклюзивном интервью, которое дал нашей газете Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

— Ваше Святейшество, многие отмечают Пасху как просто добрый и яркий праздник. Что означает праздник для верующих?

— Пасха — самый светлый и радостный день в православном церковном календаре. Этот праздник приносит радость и свет даже малосведущему человеку. Но его воздействие на наше сердце только усилится, если мы проникнемся сутью великого торжества. Для этого обратимся к евангельским событиям.

Когда Христос был предан, оскорбляем, поругаем, когда Его били, а потом распяли на кресте, то многие ученики усомнились в Нем. Действительно ли это Тот, думали они, Кто, согласно пророчествам, пришел спасти мир от греха, проклятия и смерти? Конечно, ученики всем сердцем хотели, чтобы это было так, но их зрение и слух свидетельствовали об обратном. Душою они умирали вместе со Христом. Несмотря на то, что Господь заранее предупреждал учеников о Своих будущих страданиях и воскресении, им было нечего противопоставить ужасающей реальности — смерти распятого Учителя.

И вот апостолы встречают Воскресшего Христа. Они не сразу узнают Его. Но в конце концов, поборов сомнения и неверие, они просвещаются светом Воскресения Христова — просвещаются столь сильно, что никогда больше не сомневаются в своей вере, за которую им было суждено много пострадать.

Будем хранить веру в сердцах своих и просить Господа, чтобы Он всегда давал нам ощущать Его присутствие. Только человек с чистой душой может по-настоящему ликовать, встречая Светлое Христово Воскресение, и всем своим существом отзываться на поздравление «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Радость Пасхи — это вселенское торжество победы жизни над смертью, добра над злом. Это радость нашего преображения, нашей надежды на вечную жизнь.

— Ваше Святейшество, можно ли утверждать, что Православная Церковь заняла сегодня место наставника и духовного утешителя в стране?

— Русская Православная Церковь всегда оставалась для верующих и наставником, и утешителем. И сегодня миллионы наших сограждан приходят в православные храмы, чтобы молиться Богу, принимать святые Таинства. Все больше людей ездят в паломнические поездки, посещают монастыри, поклоняются святыням. Это свидетельствует о том, что православие занимает важное место в жизни страны и народа. Мы знаем, как велика жажда наших соотечественников познать основы отеческой веры, познакомиться с традициями благочестия, историей Церкви. Мы должны утолить эту жажду.

— В нынешнем году восточные и западные христиане отмечали Пасху в один день. Как часто это происходит?

— В основе и восточного, и западного способа вычисления дня Пасхи лежит один и тот же принцип. Пасха назначается на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Этот принцип основан на исторических данных о времени воскресения Христова. Однако разные календари относят день весеннего равноденствия к различным датам, отстоящим друг от друга на 13 дней. Это обуславливает разницу в праздновании Пасхи. Но поскольку при вычислении дня Пасхи используются лунные фазы, являющиеся подвижными относительно солнечного календаря, совпадение дат Пасхи по двум календарям иногда происходит, хотя и не очень часто.

— Как развиваются взаимоотношения Православной Церкви с другими конфессиями в России?

— Уровень межрелигиозных отношений в нашей стране весьма высок, что доказывают не только систематически проводящиеся межрелигиозные конференции, подобные II Межрелигиозному миротворческому форуму, проходившему в Москве 2-4 марта 2004 года. Не менее важно сотрудничество в социальной сфере. Такое положение вещей является следствием многовекового мирного сосуществования православных христиан, мусульман, иудеев и буддистов и высоким уровнем современного межрелигиозного диалога. Хорошим примером взаимопонимания между традиционными религиями России можно считать недавнее единодушное осуждение проекта строительства в Москве огромного культового здания сектой кришнаитов, навязчивое миссионерство которой создает серьезную угрозу для межрелигиозного мира.

Мы ведем довольно непростой диалог с некоторыми христианскими конфессиями западного корня по вопросам миссии и прозелитизма. С нашей точки зрения, если разные христианские течения хотят жить друг с другом в мире, им нужно отказаться от обращения в свою веру последователей других Церквей. И когда на нашу землю приезжают из-за рубежа миссионеры, они должны помнить, что подавляющее большинство населения России — это крещеные православные христиане, члены Православной Церкви.

— Предполагается ли расширение контактов с Ватиканом?

— К сожалению, отношения между Русской Православной и Римско-католической Церквами пока остаются весьма сложными, поскольку проблемы, отягощающие эти отношения, еще не разрешены.

Прежде всего речь идет о миссионерской деятельности католиков среди традиционно православного населения России и других стран СНГ. Такую деятельность мы называем прозелитизмом. Также далека от разрешения проблема конфликта православных и греко-католиков на Западной Украине. В трех областях этой страны — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской — общины канонической Православной Церкви продолжают оставаться в крайне неблагоприятном положении.

В последнее время нашу серьезную озабоченность вызывало намерение украинских греко-католиков добиться от Рима учреждения своего патриархата с центром в Киеве. В середине февраля этого года Москву посетила делегация Папского совета по содействию христианскому единству во главе с его председателем кардиналом Вальтером Каспером. В ходе переговоров обсуждались наиболее острые проблемы, серьезно осложняющие взаимоотношения между нашими Церквами, и в частности вопрос о возможности создания униатского патриархата на Украине.

— Ваше Святейшество, позвольте задать вам личный вопрос. Испытываете ли вы порой сомнения? Что укрепляет вашу веру?

— Человеческой природе свойственны слабости. И мою душу посещают иногда тревоги, беспокойства, сомнения. Часто это происходит из-за внешних обстоятельств, от которых все мы зависим. Но в трудные моменты вера остается для меня самым большим утешением, ведь она открывает путь к богообщению. В молитве человек получает возможность собеседования со своим Творцом — Богом. Господь ждет от нас, чтобы мы в сердечной простоте открывали Ему свои мысли и чувства, искали утешения в бедах, просили укрепить в момент сомнения в своих силах, как просили об этом ученики Христовы.

Не надо думать, что молитва — это только повторение заученных текстов. Конечно, слова древних молитв, переданные нам святыми тайновидцами, нужны для нашего воспитания, для того, чтобы собрать ум, обратить духовные очи внутрь сердца. Но мы можем обращаться к Богу и самыми простыми словами, идущими из глубины души. Господь ждет от нас такой искренности. И сердечная молитва никогда не останется без ответа.