Интервью с антипросопом Русского Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонахом Кирионом (Ольховиком), одним из двух святогорцев, сопровождающих мощи преподобного Силуана Афонского.
Отец Кирион согласился побеседовать, заметив перед этим, что интервью никогда не дает, но сейчас берет это за послушание. Вся его собранность и немногословность приоткрывают дух Святой Горы. Его передвижение по улицам в дни пребывания мощей в России затруднено многочисленными вопросами, просьбами о молитвенной помощи и обращениями за духовным советом. Отец Кирион отвечает очень тихо, опустив глаза.
— Знаменательно, что в год 100-летия присутствия русского монашества на Афоне и дни празднования 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского его мощи впервые прибыли в нашу страну. Какое значение имеет принесение мощей этого святого для России?
— Видите ли, в духовном мире ничего случайного не бывает. И в данный момент, когда русский православный человек и Россия в целом требуют духовной помощи, Господь определил, чтобы его угодник — преподобный Силуан, выходец из России, из глубинной России (Тамбовской губернии) пришел для помощи и укрепления народа, потому что обстановка сейчас, действительно, неспокойная, это чувствуется и на Афоне.
— Духовное наследие преподобного Силуана актуально в наши дни? Современному человеку понятно то, о чем он говорит?
— Очень актуально! В первую очередь, учение святого Силуана ценно для нас, насельников-святогорцев, которые пребывают на Афоне, и для монахов в целом, ведь он является покровителем монашествующих. Оно даже более актуально, чем наследие многих других старцев, потому что он — наш современник, наш соотечественник. Он очень глубоко, но одновременно просто разбирает все те вопросы, которые стоят перед современным монашеством. Однако, простым и доступным языком он отвечает на запросы современного мирского общества.
— Вы были на родине преподобного Силуана в селе Шовское…
— Да, там реконструировали его родительский дом. К этому дню вообще была проведена большая реставрационная работа, у частного лица был выкуплен и приведен в порядок земельный участок, на котором стоит дом. Этим занималась матушка Иулиания (Каледа), игумения Зачатьевского монастыря. В доме, где рос преподобный, нам показали крючок на потолке, по всей видимости, к нему крепилась детская люлька, в которой мама младенцем качала преподобного Силуана. В доме низкие потолки, русская печка. Интересно увидеть природу, в которой он воспитывался, почувствовать ту атмосферу, в которой святой возрастал телесно и духовно. Мы встречались с его родственниками. Говорят, из родни осталось еще человек двадцать, но все живут в разных местах.
— Москва — это последняя точка вашего путешествия…
— Да, это последний город. Здесь мощи будут пребывать еще несколько дней, и 24 числа, в день памяти преподобного Силуана Афонского, мы улетаем домой на Афон. В этот день братия будет ждать преподобного, чтобы поклониться ему.
— Какое у Вас сложилось впечатление от поездки? Как встречали люди? Интересно узнать, какой Вы нашли современную Россию, ведь человек, живущий много лет на Афоне, видит все иначе.
— Вот что мне бросилось в глаза: западная культура проникает и в Россию. Те веяния, которые мы видим в Греции, проникают и сюда. Это дух времени, и мало что против этого можно сделать. Я застал Россию еще в прежние времена, и нынешняя картина очень отличается от той России, из которой я уезжал.
Также произвело впечатление благочестие и благоговение верующих людей. Они приходят со своими духовными проблемами, которые всегда были и есть у каждого. И преподобный Силуан как врачеватель и помощник приведения к Богу принимает всех — у него такая миссия. Ну, а для нас, монахов, такие долгие отъезды из монастыря очень тяжелы. Но, видя, какую духовную пользу приносит преподобный Силуан приходящим к нему, мы укрепляемся, нас это воодушевляет.
Вместе с мощами монастырские стены впервые покинула чудотворная икона Спасителя. Перед ней молился преподобный Силуан, и однажды, во время такой молитвы, ему явился Сам Господь наш Иисус Христос. Сейчас все желающие могут приложиться и к этой иконе.
— Много людей идет к мощам?
— На данный момент называют цифру 200-220 тысяч человек.
— Вы можете немного рассказать о технической стороне такого масштабного мероприятия как принесение мощей? Как осуществляется организация и транспортировка?
— Ну, во-первых, нужно пройти документальные процедуры. Нужно получить разрешение собора старцев монастыря, потом разрешение Священного Кинота Святой Горы Афон (центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон — ред.) и разрешение Вселенского Патриарха. Все это документально оформляется, заверяется, с российской стороны даются обязательства в том, что будет обеспечен порядок, безопасность и транспортировка.
— Сами мощи помещаются в какой-то специальный бронированный ковчег?
— Нет, ничего такого нет, мощи пребывают в своем обычном ковчеге, но его сопровождают монахи со Святой Горы и представители служб безопасности, они следят за всем происходящим возле мощей.
— Во время принесения в Россию честного Пояса Пресвятой Богородицы, находились люди, не одобрявшие это. Однако в период пребывания святыни и по прошествии продолжительного времени Господь совершал посредством ее явные чудеса, и многие меняли свои взгляды. Были ли замечены подобные случаи у мощей преподобного Силуана?
— Такими чудесами Господь показывает Торжество Православия. Но дело в том, что видимые исцеления не являются решающим и важным фактором, ведь самое главное — это исцеление человека от греха, душевное исцеление. То, что я наблюдал: это крики бесноватых. Когда духи мучают какую-то душу, у мощей это проявляется очень интенсивно. Духи боятся благодати Божией, которая присутствует у мощей, они негодуют и начинают демонстрировать это.
Я видел умиротворение людей, воодушевление, просветление. Может быть, некоторые вещи, происходящие с людьми, просто не афишируются или обнаруживаются позже. Когда в Россию привозили мощи целителя Пантелеимона, было явлено много исцелений, но о них люди писали нам уже по прошествии времени.
— Сейчас празднуется тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Почему это присутствие так важно и ценно?
— По историческим данным, наше монашество было на Горе со времен князя Владимира. В этом были заинтересованы даже византийские императоры, это можно отследить по некоторым документам, этот факт фиксируют историки, в том числе греческие. 1000-летие — это все же условная дата. За точку отсчета мы берем 1016-й год, потому что в акте Великой Лавры за февраль того года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись «Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». Но, возможно, русское монашество зародилось на Афоне и раньше. И вот с того времени появилась целая плеяда русских святогорцев, которые внесли в общеафонскую духовную сокровищницу русский опыт. Среди русских монахов был целый сонм людей, которые прославились своей святостью, в том числе и преподобный Силуан Афонский.
Русское монашество принесло немало пользы в дело духовного возрастания.
— Расскажите немного о самом Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Каким он стал сейчас? Когда Вы приехали туда в 1987 году, он был в тяжелом положении.
— Очень многое поменялось. Во-первых, за XX столетие наш монастырь претерпел очень тяжелые испытания и в вопросе материальном, и в людском ресурсе. Монастырь, можно сказать, обезлюдел. В те годы лихолетья мы страдали от пожаров, от наводнения, от того, что пути к нам были отрезаны, власти советской России запрещали приезжать в наш монастырь, свои проблемы были и со стороны Греции. Поэтому в начале XX века наше русское монашество, которое насчитывало около пяти тысяч человек на всей Святой Горе, начало отмирать, старцы уходили, а молодых монахов почти не приходило. И когда мы приехали, там было большое запустение. Сейчас все изменилось, с середины 90-х годов началось возрождение обители, монастырь благоустроен как с внутренней, так и с внешней стороны. Конечно, все это радует глаз. Святейший Патриарх во время своего визита к нам по случаю празднования отметил перемены в лучшую сторону. Он приезжал к нам, будучи еще архимандритом, и застал монастырь в те сложные времена.
— В монастыре сохранено преемство, традиции, хотя во многих монастырях эта нить была оборвана по причине гонений и расстрелов духовенства. Не так давно отошел ко Господу ваш игумен схиархимандрит Иеремия…
— Да, мы осиротели. Наш батюшка отошел в преклонном возрасте, на 101-м году жизни, отошел неожиданно, мы надеялись, что он преодолеет все свои немощи человеческие и побудет с нами еще, но он нас оставил. Сейчас грядут выборы нового настоятеля, и мы просим всех святых помочь нам в этом. Настоятель должен быть не просто управляющим, а наставником своей духовной семьи.
— Можете ли Вы поделиться наставлениями отца Иеремии, которые были бы полезны мирянам?
— Конечно! Он всегда призывал, чтобы был мир, взаимодействие и любовь друг между другом. Только в атмосфере мира и любви может духовно возрастать молодое поколение. Ведь Господь сказал, там, где двое или трое собраны во имя Мое, Я посреди вас.
— И напоследок, расскажите, о чем молятся преподобному Силуану Афонскому. Это будет полезно для тех, кто собирается прийти и поклониться его мощам.
— То, о чем будет просить человек, зависит от его духовного уровня. Если человек в младенческом духовном возрасте, он испросит что-то житейское, и Господь снисходит к этому. Человек более окрепший духовно, будет просить помощи в духовной жизни. А преподобный Силуан услышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога будет просить его заступничества.
Беседовала Елена Варова
Московская городская епархия
Елена Варова