В преддверии праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии «Монастырский вестник» попросил ответить на вопросы о монашеской жизни игумению Викторину (Перминову), члена Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельницу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.
— Матушка, 21 сентября в Богородице-Рождественском монастыре — престольный праздник. Как вы будете отмечать его в этом году? Запланированы ли какие-то мероприятия к праздничной дате?
— Царица Небесная в день Своего праздника всех с любовью утешает, и это по-особенному чувствуется в стенах посвященной Ей обители. Трогательно, что жизнь Пречистой Девы с первых шагов посвящена Единому Богу. Это большой пример для нас, монашествующих. А судьба святых родителей Богоматери, которые много лет переносили поношения, но оставались верны Богу и получили дивный Плод своего смирения и терпения, назидательна для всех.
В наш главный праздник в обители должно состояться архиерейское богослужение, за что мы искренне благодарны Святейшему Патриарху. Когда богослужение совершает архипастырь — это сугубое торжество. И сама по себе служба этого дня очень торжественна. Праздничные песнопения, богослужебные тексты передают всемирную радость и великое значение Рождения Той, из Которой воссияет Христос — Солнце правды.
Вечером служится лития, на утрени торжественно совершается полиелей, читается праздничный канон, особым напевом поются ирмосы. Утром, по традиции, совершается водосвятный молебен, служатся ранняя и поздняя Литургии. Если позволяет погода, праздничное богослужение завершается крестным ходом по обители. Наши прихожане очень любят главный праздник монастыря, и те, кто в этот день работают, стараются по возможности прийти на раннюю Литургию.
— Как вообще насельницы монастыря отмечают праздники? Чем праздничные дни отличаются от будних для сестер?
— Период предпразднства и праздник приносят особую радость, но это и время сугубого трезвения, внутреннего внимания. Почему нужно быть внимательными? Потому что враг нашего спасения желает лишить нас пользы, которую мы могли бы получить от праздника. Если об этом помнить, обращаться к Богу за помощью и действовать в духе смирения и послушания, вся предпраздничная подготовка бывает в радость, меньше ощущается усталость и больше удается сделать. К сожалению, не у всех и не всегда получается правильно себя настроить, мы поддаемся искушениям. Что касается праздника Рождества Богородицы, то он открывает церковный год, и можно сказать, что с этого события начинаются все праздники. Церковный праздник — это духовное торжество. И каждый в свою меру, в зависимости от внутреннего состояния, переживает духовную радость.
Сейчас мы говорили о внутренней составляющей. Внешне же праздники от будней отличаются тем, что богослужение совершается торжественнее и трапеза более празднична. Если есть возможность, то провожу в праздничные дни беседы с сестрами на тему праздника. Конечно же, в престольный праздник бывает много забот, и на беседу просто не хватает времени. Но все же в конце дня мы с сестрами собираемся на благодарственный молебен, чтобы поблагодарить Господа за прошедший праздник и благодатную помощь.
— В августе этого года Вы, как член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, принимали активное участие в организации круглого стола «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях», проходившего в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Богородице-Рождественский монастырь находится в самом центре столицы России. Трудно ли быть монахиней городского монастыря? Отразили ли участники круглого стола в своих выступлениях проблемы городских обителей? Услышали ли Вы для себя что-то полезное, что хотелось бы воплотить в своем монастыре?
— Прекрасно сказали многие из участников работы круглого стола о том, что не важно, в каком месте находится монастырь. Сейчас практически везде есть мобильная связь, и может быть доступен Интернет. К сожалению, тот, у кого недостаточно внимания к внутренней жизни и нет правильной цели, может сегодня и в отдаленной пустыне жить не по-монашески. И в любом месте при желании можно достигнуть духовных высот. Совершенно справедливо отметил архимандрит Максим (Кацирис): «Нет такого места, такого государственного режима, такой ситуации, когда соблюдение заповедей Христовых было бы невозможно». Студийский монастырь находился у стен Константинополя и был образцовым по своей монашеской жизни.
Важно то, какая у нас цель, что мы сделаем содержанием своей жизни — Христа или те соблазны, которые в изобилии предлагает мир. Важно, решится ли человек отказаться от мирских привязанностей, закрыть для себя доступ тому, что дает возможность врагу вторгаться в его душу. Здесь также процитирую архимандрита Максима: «…Мы говорим "изгнать из себя мир", и это не означает, что монах отрекается от мира как творения Божиего, даже если мир находится в состоянии падения, но монах отрекается от пути мира к падению, характеризующему современную цивилизацию».
Очень важно, находится ли насельник обители в искреннем, внутреннем послушании игумену, насколько он отсекает свою волю, как относится к братству. Если монах все делает с благословения, он везде и всегда находится в безопасности. Многое зависит и от игумена — насколько он внимателен к тому, что происходит с каждым насельником и вообще в братстве, чем живут братия, о чем думают, как молятся, к чему стремятся, занимаются ли внутренним деланием. От наставника зависит, какой дух и направление жизни принимает обитель, как соблюдаются насельниками заповеди Божии и монастырские правила — формально или же перед Богом, с любовью к Нему, во исполнение Его воли.
Монахом быть нелегко везде, потому что монашество — это крест. Одновременно это благое и легкое бремя Христово, потому что «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин». Много чудес может совершить Господь в жизни человека, смиренно принимающего Божественную волю. Ведь все совершает не человек, а Бог. Человек только проявляет решимость и готовность следовать за Христом, выраженную в послушании.
Считаю, что проблемы городских обителей участники круглого стола отразили достаточно полно и многогранно. Прекрасно провел форум Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Святогорский. Его полезные комментарии, а также вопросы и дополнения участников сделали обсуждение живым и интересным. Следует отметить позитивный и доброжелательный настрой всех присутствующих.
Полезного услышала для себя много. Еще больше утвердилась в том, что советовали мои духовные руководители. Порадовалась тому, что во время работы круглого стола увидела стремящихся к Богу и достигающих многого в духовной жизни наставников монашествующих. Вдохновляет, что на всяком месте есть возможность для духовного совершенствования и стремления к единственной Цели — любящему нас Господу. Когда человек стремится к этой Цели, то отступает уныние, умолкают страсти и теряют привлекательность соблазны мира. Постоянное памятование о Боге дает возможность сосредоточить внимание не на внешнем, а на внутреннем, всегда и везде обращаться к Богу с молитвой. Стараюсь обращать внимание на эти внутренние аспекты в наших беседах с сестрами. Обсуждаем, как осуществлять сказанное практически, индивидуально для каждого.
— Наверное, все, кто приходит в Богородице-Рождественский монастырь, чувствуют особую атмосферу, которая царит в стенах Вашей обители. На территории монастыря так тихо, что порой забываешь о том, что находишься в центре Москвы, рядом с Кремлем. Все здесь словно помогает человеку прийти в себя, хотя бы на некоторое время забыть о суете и сосредоточиться на самых важных для жизни вещах. И мы бываем очень благодарны Вам за то, что в нашем городе есть этот духовный оазис и Вы с такой любовью заботитесь о его сохранении. А как Вы относитесь к посетителям монастыря? Не устают ли сестры от наплыва паломников и туристов?
— Не сказала бы, что у нас очень большой наплыв паломников. Бог посылает того, кому нужно прийти в обитель. Особая атмосфера — это Покров Божией Матери, молитвы наших святых покровителей, предшественников и наставников. С приходящими в монастырь и экскурсионными группами общаются поставленные на это послушание старшие сестры, более утвержденные в монашеском пути. Они стараются приветливо принимать гостей обители, но знают ту грань, которую переходить в общении не следует. Новоначальные с паломниками не соприкасаются. Не считаю, что у нас есть духовно опытные насельницы, всегда стараюсь внушить сестрам осторожность, чтобы они ненароком не вторглись бы в чужую жизнь и не дали бы неправильный совет. Для того чтобы предлагать советы, есть пастыри, облеченные благодатью священства. А сестры могут рассказать об обители, о святых, святынях, ответить на некоторые вопросы о монашеской жизни. Самой лучшей и действенной проповедью была бы наша праведная жизнь и наша взаимная любовь во Христе, но мы, к сожалению, от этого далеки.
— Есть ли в монастыре территория, недоступная для посетителей? И есть ли вообще возможность для уединения в городском монастыре?
— Такая территория в обители есть. Это монастырский сад, где сестры могут пройтись после трудов и помолиться. Также у нас имеется возможность уединения в келейных корпусах, в кельях. И, конечно же, каждый монашествующий должен стремиться к такому уединенному устроению, чтобы на послушании внутренне молиться, не празднословить, ни с кем не пререкаться и не спорить, не вмешиваться в то, что его непосредственно не касается. Это достигается, если мы помним о всегда Пребывающем рядом с нами Боге и своих грехах, которыми оскорбляем Всеблагого Господа. Когда мы заняты внутренним деланием, стараемся отсекать злые и пустые помыслы и не доводить их до греховного дела, нам некогда и незачем смотреть по сторонам, на других и осуждать ближних.
— Еще одна важная тема монашеской жизни, которую часто предлагают для обсуждения на форумах, это тема наставничества. Те, кто выбирают для себя иноческий путь, конечно же, ищут и возможности учиться у людей духовных послушанию, молитве, борьбе со страстями. Расскажите, пожалуйста, о людях, которые были Вашими наставниками, у кого Вы учились монашеству. Как получают духовное окормление сестры в Вашем монастыре?
— Моим первым наставником был воспитанник Святогорского монастыря игумен Исайя (Будюкин) (1885-1978). Это был строгий подвижник, аскет и молитвенник, имевший великую любовь к своим духовным детям. Он мог отнестись к чаду строго ради его спасения, но молился и переживал за каждого как духовный отец, и это чувствовалось. Школа батюшки была, прежде всего, школой послушания. Он опытно показывал, как много может совершить вера в послушание, доверие духовному наставнику. Видя добрые плоды послушания, убеждалась, что через наставника действует Господь.
Отец Исайя учил тому, что желающему получить духовный плод необходимо жить незаметно, в смирении, принимать волю Божию. Он образно говорил, что полный колос всегда к земле клонится, а пустой — наверху торчит. Провидя, что я буду в монастыре, батюшка предупреждал, что в обителях находятся не ангелы, а имеющие недостатки люди, которые пришли в обитель исправлять себя, но это не получается сделать быстро. Поэтому не нужно никого осуждать, а следить только за собой и своим внутренним состоянием. Духовный друг и сотаинник игумена Исайи протоиерей Вениамин Румянцев, к которому я обращалась после кончины дорогого батюшки, был того же духа: смиренный, кроткий, незлобивый, принимающий волю Божию старец.
Когда Господь привел меня в Пюхтицкий монастырь, огромное значение имел пример старых пюхтицких сестер, и особенно моей духовной матери схимонахини Любови (Залевской), несколько десятилетий бессменно несшей послушания келаря и жертвенно служившей большому сестринству и многочисленным паломникам. При этом по ночам она вычитывала схимническое правило своей духовной матери схимонахине Варсонофии. Когда мать Любовь была освобождена от тяжелого послушания в силу возраста и болезней (а крепким здоровьем она никогда не обладала), то не оставалась в праздности и, чем могла, служила обители. Мать Любовь была строгой наставницей, никогда меня не оправдывала и не жалела мирской жалостью, но ее сострадание и молитву я всегда чувствовала. Она помнила о моих трудностях и искушениях и молилась за меня.
Нельзя не сказать и о протоиерее Николае Гурьянове, поддержавшем меня в трудный период жизни. Отец Николай всегда молился за нашу Богородице-Рождественскую обитель и послал нам в помощь своего духовного сына. Помню, как он пел мне еще в Пюхтицах: «Добрый инок, что с тобою, что поник ты головой?» Спев духовный кант, он завершал его словами «не унывай и на Бога уповай». В немногих, но точных словах он объяснял, как пережить скорбь, победить искушение.
Когда я оказалась в Москве, в возрождении нашей обители очень помогли молитвы всех моих наставников, и не только моих. Моя духовная сестра, казначея нашего монастыря — также чадо игумена Исайи (Будюкина). Молитвами старцев, Господь даровал нашей обители опытного духовника — протоиерея Бориса Николаева (1915-2005). Протоиерей Вениамин перед своей блаженной кончиной указал на своего духовного друга «отца Бориса под Псковом». В то время я находилась в Пюхтицах, и никогда не бывала не только под Псковом, но и во Пскове. Однако слова батюшки мне запомнились. И настало время, когда в нашу московскую обитель пришел наш благодетель, знавший протоиерея Бориса Николаева. Благодаря этой встрече монастырь обрел духовного наставника. Святейший Патриарх Алексий II, которого мы вспоминаем с любовью и благодарностью, принимавший в жизни обители горячее участие, благословил отца Бориса стать духовником монастыря. Он просил батюшку передать нам не только духовный, но и жизненный опыт. И отец Борис, проживший большую жизнь и перенесший за веру тюрьмы и лагерь, учил сестер всему, что знал и любил: богослужебному уставу, знаменному и вообще церковному пению, изготовлению просфор, колокольному звону, несению самых различных послушаний. Но самое главное, чему он учил, — это духовная жизнь как предначатие жизни вечной.
Можно сказать, что батюшка оставил нам программу на всю оставшуюся жизнь. Остались книги и наставления батюшки, мы помним его беседы и советы, а главное — его жертвенную любовь. Сейчас сестры приходят в усыпальницу обители, чтобы помолиться об упокоении души духовного отца и попросить благословения, вразумления и помощи. Как игумения, стараюсь помогать сестрам идти ко спасению, беседовать с ними лично и проводить общие беседы, отношения у нас доверительные, а исповедуются сестры монастырским священнослужителям.
— На сайте Богородице-Рождественского монастыря мы имеем возможность знакомиться с содержанием бесед, которые Вы и гости монастыря, духовно опытные священники, проводите с насельницами обители. Имеют ли возможность сестры задавать вопросы в ходе подобных бесед? Получают ли пользу от такого общения? Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от этих встреч. Может быть, какие-то беседы запомнились чем-то особенным?
— Конечно же, сестры имеют возможность задавать вопросы: для того и устраивается беседа, чтобы в ходе ее сестры могли спросить о том, что их волнует. Иногда они составляют и заранее записывают вопросы для бесед с духовно опытными наставниками. Господь не оставляет нас без назидания. С радостью и пользой для себя всегда слышим духовное слово Святейшего Патриарха Кирилла, читаем книги и проповеди нашего Первосвятителя. К нам приезжали такие известные духовники, как митрополит Лимасольский Афанасий, духовник женского монастыря Преображения Господня в Террассоне архимандрит Илия (Раго), настоятель монастыря иконы Божией Матери Кассопитры на о. Корфу схиархимандрит Поликарп (Зервос), игумены и братия из монастырей Святой Горы Афон, игумены и игумении с Кипра, из сербских обителей и другие наставники. Каждая встреча запоминается по-своему. Господь не создал двух одинаковых людей, и это прекрасно, но подвизающихся может объединять один дух — Христов. По милости Божией, все наши наставники учат одному — любить Христа, искать Царствия Божия, любить друг друга в Боге и принимать волю Божию. Учат они не только словом, но и примером жизни, так как все они — делатели смирения и послушания. Некоторые беседы можно прочесть на нашем сайте в подразделе «Беседы с духовными наставниками». Но многое невозможно опубликовать, потому что на беседах звучат очень личные вопросы сестер и ответы конкретным лицам.
— Матушка, в интервью мы часто спрашиваем участников монашеских форумов, чем являются для них мероприятия, в ходе которых обсуждаются вопросы монастырской жизни. Вы — не только участник, но и организатор этих встреч. Очевидно, что подготовка конференций, собраний, круглых столов требует немалых усилий. Оправданны ли они? Ведь теперь к обычным послушаниям, которых немало у сестер в малочисленной городской обители, прибавились новые обязанности. Что, на Ваш взгляд, дают монашествующим эти встречи?
— Усилия требуются большие. Они во многом оправданны, потому что монашеские форумы приносят пользу, позволяя приобщиться к опыту других, вместе помолиться. Это важно, так как собственного опыта бывает недостаточно. Когда участвую в организации таких мероприятий, то имею возможность глубже вникнуть в тему, внимательно ознакомиться со всеми материалами, что приносит свою ощутимую пользу и духовно помогает. Но, конечно же, можно понять монашествующих в стремлении к молитве и уединению, а не к организации мероприятий, даже и очень полезных, и это нормально, на мой взгляд. Ведь монах уже не войдет в келью таким, каким из нее вышел. Бывает, что необходимо восстановить силы в молитве и удалении от суеты. Для этого-то и предусматриваются уединенные места в самой обители, скиты и так далее.
— В конце сентября в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоится конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях». Почему выбрана именно эта тема? На какие вопросы хотелось бы услышать ответы? Что обсудить?
— Преемственность везде и всегда важна. Все, что имеет Церковь, передано по преемству от апостолов и святых отцов. Монастыри находятся в Церкви на передовой линии духовной брани, и святоотеческая монашеская традиция — их утверждение.
Когда мы молимся и желаем быть услышанными, то взываем: «Боже отец наших…» Жизнь святых отцов по евангельским заповедям создала ту традицию, которой в той или иной степени, в соблюдении своих уставов, следуют монастыри.
Нет одинаковых обителей, да и святоотеческие правила не являются ни формальностью, ни музейным экспонатом. Монашеская традиция — это разнообразная и многогранная жизнь, ведущая к Царствию Божию. Важно и интересно, чем живут, как хранят и поддерживают в себе дух Христов современные обители, через кого осуществляется преемственность. Ведь везде есть свои наставники, которым, в свою очередь, передали традицию люди святой и праведной жизни. Большое счастье узнать о тех, кто живет в Боге, ощутить дух Христов — дух смирения, послушания, любви, кротости, перенять живой опыт, которым кто-то может поделиться. И надеемся, что докладчики и участники конференции поделятся с собравшимися опытом. Основные вопросы почти всегда касаются того, что главное, а что второстепенное, как отличить второстепенное от главного, истинное от сомнительного и ложного. Каковы правильная духовная традиция и истинный наставник? Как современная обитель может обрести источник жизни и вдохновения, следуя древней, многовековой традиции? Насколько неразрывно святоотеческая традиция связана с Евангелием? Как не уклониться от правильной традиции и избежать формализма? Вопросов может быть множество и самых разных. И главный вопрос: как идти всегда к Единственной Цели — Христу, и как этому способствует монашеская традиция? Отвечая для себя на этот последний вопрос, мы находим ответы и на остальные вопросы.
— Матушка, и последний вопрос. Чьи творения Вы посоветовали бы читать девушкам, которые стремятся к монашеской жизни? Кто из духовных писателей наиболее близок, по Вашему мнению, современному человеку?
— Тем, кто присматривается к монастырской жизни, обычно советую прочесть дневник Оптинского старца преподобноисповедника Никона (Беляева), а также книгу «Един от древних» — жизнеописание преподобного Гавриила (Зырянова) Спасо-Елеазаровского и Седмиезерного, составленное его духовным сыном архимандритом Симеоном (Холмогоровым). Можно также читать жития Оптинских старцев, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других монашествующих. Читая подобные книги, девушка должна понимать, что ей необходимо стремиться к правильной монашеской жизни — жизни по послушанию. Ей нужно искать обитель, где стремятся так жить, и правильную, непрелестную наставницу в лице игумении. Но необходимо понимать, что ищущая не везде и не всегда встретит тот идеал, который желает увидеть, да и представления об идеале у нее еще неправильные.
После чтения таких книг можно перейти к Поучениям Аввы Дорофея. Это святоотеческое творение лучше читать под руководством опытного в монашеской жизни духовного наставника. К этой книге, как к настольной, монах возвращается в течение всей монашеской жизни. Новоначальные по-разному духовно возрастают и преуспевают, поэтому кому-то становится понятнее святитель Игнатий (Брянчанинов), которого называют одним из близких современному монашеству авторов, но творения и высказывания которого нужно правильно понимать. Святитель Игнатий писал об оскудении наставников, но не учил жить без наставника, и сам был внимательным духовным отцом для своих чад, оказывавших ему беспрекословное послушание. Кому-то ближе святитель Феофан Затворник, несмотря на своеобразие стиля изложения, не всегда привычного для современного читателя. Святитель Феофан — глубокий толкователь Священного Писания и тонкий знаток духовной жизни. Но для того чтобы советовать, нужно знать того, кому дается конкретный совет, ведь многое индивидуально. Духовное чтение приносит большую пользу, однако нужно не столько увлекаться направлением и сюжетом книги, как многие привыкли делать при прочтении светской литературы, сколько извлекать полезные для души уроки. Полезно то, что приближает к Богу, а с тем, что слишком увлекает, нужно быть осторожным, чтобы не удалиться от главной цели. Главная цель — это Христос.
Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков